The role of a doctor in the fight against alcoholism

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The participation of the medical masses in the anti-alcohol movement -with few exceptions -is so weak and unorganized that it forces them to fix attention on themselves, because who else but a doctor should be the initiator and active participant in the fight against the green snake and the conductor of the ideas of sobriety. This is required by the biosocial significance of the problem of the anti-alcohol movement, especially now-during the period of reconstructive growth of our national economy and continuous collectivization. A meeting of doctors-members of the first plenum of the All-Union Council of Anti-Alcohol Societies in the USSR —recognized the need to organize a medical section at the All-Union Anti-Alcohol Congress and links with medical congresses in order to attract the medical masses to the fight against drug addiction). In addition, it was decided to put in the general press the question of the role of the doctor in the fight against alcohol, as well as about the abstinence of doctors in general and especially narcologists, psychiatrists, etc.

Full Text

Участие врачебных масс в противоалкогольном движении—за малыми исключениями-настолько слабо и не организованно, что заставляет фиксировать на себе внимание, ибо кому же как не врачу быть инициатором и активным участником в борьбе с зеленым змием и проводником идей трезвости. Этого требует биосоциальное значение проблемы антиалкогольного движения, особенно теперь—в период реконструктивного роста нашего народного хозяйства и сплошной коллективизации. Совещание врачей—членов первого пленума Всесоюзного Совета противоалкогольных обществ в СССР—признало необходимым организацию медицинской секции на Всесоюзном антиалкогольном съезде и связи с врачебными съездами в целях привлечения врачебных масс к борьбе с наркоманиями 1). Кроме того решено поставить в общей печати вопрос о роли врача в борьбе с алкоголем равно и об абстиненции врачей вообще и особенно наркологов, психиатров и др.

В редкой антиалкогольной ячейке представлен врач, а в правлениях отделов антиалкогольного общества работают лишь единичные представители медицины.

Причины указанного индифферентизма—многогранные. Они объясняются отчасти общей перегрузкой врача, но главным образом тем, что большая группа врачей проникнута еще тенденциями лечить, а не предупреждать болезнь; в связи с этим врачи не только не участвуют в пропаганде трезвости, но и пользуются алкоголем как медикаментозным средством. Последнее обстоятельство и заставило нас выяснить, насколько врачи г. Одессы и округа прибегают к терапевтическому применению спиртных напитков при тех или иных заболеваниях.

От имени Одесского Отдела Всеукраинского Общества борьбы с алкоголизмом разослано было врачам составленное зав. Домом санит. культуры д-ром А. Е. Каневским обращение с призывом принять участие в борьбе с алкоголем и наряду с этим нами проведена была анкета среди врачей с целью выяснения отношения их к проблемам алкоголизма и к алкоголю в медицинской теории и практике.

Аналогичный опрос среди Московских врачей был произведен в 1915 г. по анкете пр. доц. Вяземского, разработанной д-ром Захарченко, равно и в 1926 г. под руководством пр. доц. Шаломовича. Первая московская анкета (54 ответа) показала, что в среднем 2/3 московских врачей в большей или меньшей степени применяют в своей практике спиртные напитки, напр. после тифа, при пневмонии и др., 35% врачей совершенно не признавали за алкоголем терапевтического средства. Вторая анкета (400 ответов) отмечает, что 67% врачей признают умеренное потребление алкоголя вредным, 33%—безвредным. Около 49% врачей не пользуются в своей практике алкоголем, 51% прибегают к нему, 16% считают спиртные напитки незаменимым средством, 20% не полагают возможным обойтись без него. В 28% лечебных учреждений гор. Москвы применяется алкоголь как медикамент.

На одесскую анкету, разработанную нами, откликнулось 249 врачей, но мы использовали для суммирования ответов и своих выводов только 200 анкет: врачей с 5 летним стажем (15%) и свыше 5 лет (85%). Анкеты врачей с малым стажем не вошли в сводку.

Ответы обнаружили следующее: 78% опрошенных дали утвердительный ответ и 22%—отрицательный на вопрос о вредности умеренного потребления спиртных напитков. Наряду с этим в 50% ответов констатируется применение врачами алкоголя с лечебными целями —главным образом при "септических процессах, воспалении легких, сердечной слабости, белой горячке и у реконвалесцентов. Алкоголь назначается в виде портвейна, хереса и даже водки. Анкета указывает также, что алкоголь действует, по наблюдениям врачей, как средство тонизирующее, ограничивающее сгорание тканей, питательное, укрепляющее сердце, вкусовое, повышающее кровяное давление, снотворное, антисептическое, болеутоляющее, калорийное, регулирующее выделение желудочного сока и проч. Имеется даже одно указание на „веру больного в спирт“.

Если подытожить ответы по всем трем анкетам (по двум московским и одесской), то мы получим такие данные: половина московских врачей и одесских применяют в практике своей алкоголь. Большая разница имеется в ответах на вопрос: „можно ли обойтись вовсе без алкоголя для внутреннего потребления“—московские врачи, признающие такую возможность, составляют 16%, одесские 42%. Наконец, около 1/5 стационаров пользуется спиртными напитками „pro usu interno“. За необходимость искоренения алкоголя как напитка высказалось в среднем 40% врачей и за уничтожение пьянства—60%.

Таким образом мы видим, что среди врачей имеются—почти в половине случаев - сторонники алкоголя как медикамента; среди врачебной массы по вопросам алкоголизма существует несогласованность, нет той базы, на которой врачи достигли бы единства взглядов и действий.

Назначение врачами вина больным можно отнести к проявлению так наз. недисциплинированного врачебного мышления. Врачи должны помнить особые черты алкоголя: его универсальность и отсутствие дозировки. Ведь свойства алкоголя присущи и другим средствам, но последние действуют безопаснее и вернее.

Weichselbaum подчеркивает то обстоятельство, что совершенно исключены случаи, когда при весьма долгом беспрерывном и большом потреблении алкоголя хотя бы один важный для жизни орган оставался здоровым. Алкоголь—неэкономный и нецелесообразный пищевой суррогат, потребление которого осложняется его ядовитостью.

Пьянство—это социальное зло, которое постепенно от случайных выпивок малых доз переходит в привычку, от привычки в слабость, из слабости обращается в порок, из порока часто вырождается в преступление и еще чаще, в болезнь.2

Врачи должны бороться не только с пьянством, но и с умеренным или случайным потреблением алкоголя. Борьба с алкоголизмом должна быть массовая—через самих же трудящихся. Меры административного порядка, конечно, являются лишь вспомогательным средством. Курс необходимо брать на низовую ячейку, последняя должна быть показательной—особенно на селе,—где надо подготовлять шефство и инструктировать актив. В задачи борьбы с алкоголем входит создание трудовых колоний, пропаганда в школах, развертывание котиков, всемерное поддержание ликвидации неграмотности. Надо так строить нашу культуру, чтоб не пили ни водки, ни самогона. В отношении профилактических мер показано устранение условных алкогольных раздражителей (И. В. Канторович), необходимо тщательно проанализировать механизм образования влечения к алкоголю, как сочетательного рефлекса, разрушить его и викарно воспитать у потатора другую систему (полезных) сочетательных рефлексов, выработать новую доминанту (А. М. Факторович). Надо выяснить, нет ли на. лицо влияния однообразной работы, не дающей выхода эмоциональной энергии. Здоровый труд, нормальный отдых, культурный быт, спорт, разумные развлечения, ослабление жилищного кризиса.   

Алкоголь и в малых дозах незаметно влияет на все жизненные процессы создавая ощущение мнимого благополучия. В этом—коварство алкоголя. „Здесь указывает Шоломович, весь узел алкогольной проблемы“. И как раз об этом важнейшем меньше всего говорит фармакология, а вслед за ней абсолютно не думает врачебная масса, с легким сердцем выписывающая рецепты на алкоголь. Часто такой рецепт открывает историю болезни с начальным диагнозом терапевта „анэмия“, uapicitls“—c заключительным диагнозом психиатра или нарколога: „alcoholismus chronicus“...

В 1915 г. проф. Червинский на Пироговском съезде выдвинул следующие положения, принятые съездом:

  1. нет ни одного органа в человеческом теле, который не подвергался бы разрушительному действию алкоголя.
  2. алкоголь не обладает ни одним таким действием, которое не могло бы быть достигнуто другим лечебным средством, действующим лучше, полезнее, безопаснее и надежнее;
  3. нет такого болезненного состояния, при котором представлялась бы необходимость в назначении алкоголя на сколько нибудь продолжительное время,;
  4. необходимость исключения алкоголя из списка лекарственных веществ является выводом из множества научных наблюдений и точных лабораторных исследований.

 

Уже приведенных выше данных достаточно для того, чтобы врачи раз навсегда отказались от применения алкоголя как лекарства per os.

В Финляндии внедрился способ получения спирта по рецептам врачей в такой мере, что правление общего финляндского союза врачей дважды было вынуждено в 1915 и 1917 г.г. разослать врачам всей страны циркуляры, в которых указывалось, что злоупотребление правом выписывать алкоголь по рецептам не соответствует званию и должности врача. В одной аптеке в Гельсингфорсе в течение 3-х месяцев по рецептам было продано свыше 10 тысяч литров 100° алкоголя. Это=около 30 тысяч литр. 37,5°. Интересно, какие болезни лечились при помощи 30 тыс- литров водки в течение 3-х месяцев?

В Таммерфорсе (около 48 т. жителей) за период 1/III—10/V 1921 г. 1.50 врачами города было прописано 55 т. рецептов, из них по 30 тысячам—алкоголь. И только в 1924 г., под влиянием репрессии, эта вакханалия снизилась- (Г. В. Фурман).

В нашем медицинском арсенале имеется не мало средств, которые с успехом могут заменить спиртные напитки.

И. Д. Страшук указывает, что работа по созданию противоалкогольного общественного мнения требует союза врача, учителя, профработника и рабочей массы.

В ряде западных государств существуют союзы врачей—трезвенников-. напр. в Германии (основан в 1913 году), в Дании, Англии, Швейцарии (с1911г.) ß Англии союз этот издает свой журнал—Medical Temperance Review.

Интересно обращение американских врачей к своим товарищам 3): Американская врачебная ассоциация в своем 80 тыс. составе отказывает алкоголю' в лечебных свойствах. „Так как мы признаем, что употребление алкоголя в виде' напитка приносит вред человеческому организму и так как применение алкоголя при лечении больных в качестве возбуждающего или укрепляющего средства или питательного вещества не имеет за собой научных оснований, то мы выносим постановление, что впредь Общество врачей Америки будет предостерегать от употребления алкоголя в виде напитков и что врачам следует совершенно отказаться от применения алкоголя во внутренней медицине“.

Мы, врачи, должны помнить, что на вопрос, в каких же дозах алкоголь становится опасным для организма при привычном его употреблении, следует ответить: во всякой дозе, даже минимальной.

Врачи обязаны включить себя в число убежденных противников алкоголя и вносить свою трудовую лепту в общую работу за идеи и дело трезвости. Пусть лозунгом для них служат следующие слова Ленина: „пролетариат есть восходящий класс, ему не нужен хмель, водка поведет нас не вперед, а назад. Борьба с пьянством есть борьба со старым бытом. Алкоголизм— враг социализма“.

 

 

1 Здесь уместно упомянуть о том, что проблема кадров требует инициативы в подготовке наркологов, в коих ощущается недостаток.

2 За 1928 г/ в Союзе выпито было около Ѵ/з миллиарда литров спиртных напитков на сумму 1½ миллиарда рублей

[3] Алкоголь З.А.Гуревич и А.З.Залевский 1930

×

About the authors

L. I. Eichenwald

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

professor

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1931 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies