On the issue of the treatment of heart diseases with hydrogen sulfide baths at Sergievsky mineral waters

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The method of treating heart diseases with hydrogen sulfide baths was introduced for the first time on Matsesta. The first message about this belongs to Dr. Podgursky. A number of subsequent works (Galperin, Ushinsky, Pravdin, Chernikov and Frolov, Valedinsky, Gurevich, etc.) summed up the theoretical basis for this method and developed precise indications for the use of hydrogen sulfide baths in diseases of the cardiovascular system.

Full Text

Метод лечения заболеваний сердца сероводородными ваннами был введен впервые на Мацесте. Первое сообщение об этом принадлежит д-ру Подгурскому. Рядом последующих работ (Гальперин, Ушинский, Правдин, Черников и Фролов, Валединский, Гуревич и др.) было подведено теоретическое основание под этот метод и были выработаны точные показания к применению сероводородных ванн при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

В настоящей статье мы хотим остановиться на вопросе о действии Сергиевских сероводородных ванн на сердечно-сосудистую систему и на результатах лечения этими ваннами болезней сердца.

Изучая действие отдельных ванн различных температур на сердечно-сосудистую систему, мы могли прежде всего отметить, что в 93,1% всех случаев (в 472 из 507 наблюдений) имеется так называемая „реакция покраснения“, т. е. покраснение кожи частей тела, погруженных в воду. Как известно, реакция покраснения была впервые отмечена при Мацестинских ваннах, а затем описана также при Тальгинских и Сураханских.
При Сергиевских ваннах реакция покраснения наступает чаще всего в первые две минуты пребывания больного в ванне и достигает максимальной интенсивности через 5—10 минут. К концу ванны она иногда несколько уменьшается. В нескольких случаях на границе покраснев шей кожи наблюдалась белая полоса, ясно отличавшаяся своей окраской от кожи, находившейся над водой и не изменившей своего цвета. В не которых случаях реакция покраснения появлялась не в первой ванне, а в одной из последующих. При более низких температурах она была более резко выражена. Интересным является то, что имеется, видимо, зависимость между интенсивностью реакции покраснения и конституцией больного: у астеников чаще реакция отсутствовала или была слабее выражена, чем у других конституциональных типов. Особенно интенсивно была выражена реакция, по нашим наблюданиям, у пикников. На связь интенсивности реакции покраснения с конституцией больных в литера туре мы указаний не нашли. В виду того, что наши наблюдения по вопросу о конституции и интенсивности реакции пока недостаточно многочисленны (всего 241 случай), мы не считаем возможным подробно останавливаться на этом сложном вопросе и отметим только, что реакция покраснения отсутствовала у астеников в 14,4% всех случаев, тогда как у остальных конституциональных типов всего в 2,8%, была резко выражена у астеников только в—34%, а у остальных—75,7%. Эти данные, нам кажется, являются вполне убедительными для того, чтобы утверждать, что связь между интенсивностью реакции покраснения и конституциональным типом больного несомненно существует. Интересным является также то, что нам неоднократно удавалось отмечать, что реакция покраснения была более резко выражена на конечности, где был патологический процесс, например, периостит. При поражениях сердца реакция также чаще была более резко выражена.

Итак, на основании 507 наблюдений мы пришли к заключению, что Сергиевская сероводородная вода несомненно оказывает могучее действие на сосудистую систему, которая реагирует прежде всего расширением переферических капилляров, и возможно, и более крупных артериальных ветвей. Реакция эта носит характер активной гиперэмии.
На реакцию сосудов при применении Сергиевской воды указывают также наблюдения д-ра Кузьминой, изучавшей гиперэмию влагали ща при помощи термометрии при спринцеваниях и установившей, что повышение температуры во влагалище при этом более значительно при применении сероводородной Сергиевской воды по сравнению с пресной водой. Наблюдения над кровяным давлением показали, что кров, давление во время пребывания больного в ванне падает и после ванны также большей частью, бывает ниже, чем до ванны. Падение кров, давления в ванне идет параллельно нарастанию интенсивности реакции покраснения, и чем резче была выражена реакция покраснения, тем боль шее падение кров, давления мы наблюдали. Особенно значительное падение кров, давления мы наблюдали в случаях гипертензии.
Пульс изменялся в зависимости от температуры ванн: в прохладных, большею частью, замедлялся, при повышении температуры выше индифферентной в значительном числе случаев давал учащение. При температуре 34°С и ниже, как правило, давал замедление.

Три сезона (1927, 1928 и 1929 гг.) мы посвятили, главным образом, наблюдению над реакцией сердечно-сосудистой системы на серо водородные ванны различных температур. Частично эти наблюдения бы ли нами уже опубликованы. В эти годы нами делались единичные наблюдения над лечением ряда сердечных больных прохладными сероводородными ваннами. Результаты получились столь ободряющие, что в 1930 г» мы применили этот метод более широко. В этот сезон под нашим наблюдением находился 31 больной с различными поражениями сердечно -сосудистой системы, которых мы пользовали прохладными (35°—31° С) сероводородными Сергиевскими ваннами. Начинали мы лечение сероводородными ваннами температуры 37° и затем в зависимости от переносимости и реакции организма, постепенно понижали температуру ванн на 1 градус, доходя до 34—31°. Ниже 31° ванны не назначались. Продолжительность ванн была 5—10 минут, реже больше и почти никогда не бывала больше 12 минут. Общее число ванн, полученных больными, в среднем было 10—15, реже больше. У всех больных до начала лечения, во время курса и в конце подробно исследовалась сердечно-сосудистая система, проделывались функциональные пробы, учитывались субъективные жалобы. Учитывалась реакция как на весь курс, так и на от дельные процедуры. Всем больным, кроме того, ежедневно утром и вечером измерялась температура и сосчитывался пульс. Один—два раза за курс исследовались моча и кровь (морфологический состав), по мере необходимости производились и другие лабораторные исследования. Ника кого лечения, кроме сероводородных ванн, больные не получали. Особой диеты больные не получали. Десять больных лечились в санатории, остальные были амбулаторные больные. По роду заболеваний больные распределялись так: 8 страдало пороком сердца, 1 ревматическим эндо кардитом, 14—миопатией сердца (2—кардиосклерозом, 12—миодегенерацией), 3—миастенией сердца, 5—неврозом сердца. Из 8 больных с диагнозом „порока сердца“ 7 имело декомпенсацию 1-й степени, 1 больная— 2—3-й степени. В одном случае (субкомпенсированном) наступило незначительное улучшение, в остальных 7 более или менее значительное субъективное и объективное улучшение. Улучшение касалось уменьшения или полного исчезновения субъективных жалоб (одышки, сердцебиений, болевых ощущений, чувства давления в области сердца и т. п.), уменьшения размеров сердца, улучшения функциональных проб. Считаю нелишним привести несколько выдержек из историй болезни.

Случай 6. Больная М. (ист. бол. 1271), 33 лет. Диагноз Insuff. v. mitralis decomp. Одышка, сердцебиение, большие отеки на ногах, асцит (притупление в уровня пупка). Поперечник сердца 13 см. Систолический шум на верхушке. Задерживает дыхание на 15", после нагрузки 8". Приняла 26 сероводородных ванн температуры 35°—34° продолжительностью 5—12 минут. В конце курса: сердцебиений нет, одышка меньше, ходит свободней, отеки исчезли (окружность правой голени уменьшилась на 9 см., левой на 10), асцит уменьшился (притупление на 6 см. ниже пупка), поперечник сердца уменьшился на 1,5 см., проба с задержкой дыхания 17", после нагрузки 9". Общее самочувствия больной значительно лучше.

Вторую группу составляют больные с поражением мышцы сердца (миопатии и миастении). Во всех 17 случаях наступило улучшение, касающееся субъективных жалоб, прояснения тонов, уменьшения размеров сердца, улучшения выпадения функциональных проб.

Случай 20. Больной Ц., 47 лет. Диагноз myodegeneratio cordis. Тупая боль в области сердца, чувствует свое сердце, сердцебиения, боли в ногах. Поперечник сердца 12 см., глухие тоны, шумок на верхушке, пульс 80, проба с задержкой дыхания—35", после нагрузки 14". Принял 19 сероводородных ванн температуры 35°—33°, продолжительностью 8—12 минут. Общее самочувствия значительно улучшилось, боль в области сердца бывает очень редко, сердцебиений нет. Пульс 72, поперечник сердца уменьшился на 0,5 см., тоны значительно яснее, шум исчез, проба с задержкой дыхания 43", после нагрузки 22".

Случай 21. Больная В., 35 лет. Диагноз myopathia cordis. Боль и чувство вжимания в области сердца, одышка, сердцебиение. Поперечник сердца 12 см., глухие тоны, задерживает дыхание 22". Приняла 18 сероводородных ванн температуры 36°—34°. Все жалобы исчезли, тоны ясней, задерживает дыхание 25", раз меры сердца не изменились.

Случай 24. Больная Б. Диагноз myopathia cordis. Давление в области сердца, сердцебиение, одышка. Пульс 80, глуховатые тоны, задерживает дыхание 20". После 6 сероводородных ванн: давления в области сердца нет, может лежать на левом боку, одышки и сердцебиений нет, пульс 72, тоны ясней, задерживает дыхание 50".

Третью группу составляют больные с неврозами сердца. Из этой группы в 4 случаях наступило улучшение (субъективное), в одном положительного результата не получилось.

Интересным является еще один случай ревматического эндокардита. Боль ной приехал на курорт с рецидивом полиартритической формы ревматизма. После того как симптомы заболевания суставов под влиянием салициловой терапии стих ли, нами были применены сероводородные ванны температуры 36°, продолжительностью 5—10 минут, в количестве 10. Результаты были -следующие: температура, бывшая субфебрильной, стойко установилась на нормальных цифрах, пульс замедлился до нормы, поперечник сердца уменьшился на 1 см., шумы остались. Функциональная проба до лечения не производилась из опасения дать значительную нагрузку сердцу.

Таким образом из 31 больного у 30 наступило улучшение, что составляет (если позволительно выводить % из такого небольшого числа) 96,8%. Если прибавить сюда те случаи, которые нам пришлось наблюдать в 3 предыдущих сезона и которые не вошли в эту работу, то упас создается определенное впечатление о весьма благоприятном действии Сергиевских сероводородных ванн на сердечно-сосудистую систему. К сожалению, больные с заболеваниями сердечно сосудистой системы, за редкими исключениями (из Москвы в 1930 г. было направлено несколько больных с поражением клапанного аппарата специально для лечения болезни сердца) на Сергиевские минеральные воды не направляются, и большинство наших больных, приехавших из разных местностей Сою за (Ленинград, Саратов и др.), попали на курорт самотеком, а не были направлены врачами. Настоящая статья и ставит своей целью обратить внимание на Сергиевские минеральные воды, как на курорт, на который могут направляться, кроме тех больных, страдания которых значатся в числе показании в справочниках, также и страдающие рядом расстройств со стороны сердечно-сосудистой системы.

×

About the authors

N. E. Kavetskiy

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Samara

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1931 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies