About the symbolic designation of surgical operations

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

As the title suggests, the present communication concerns an area where the interests of the surgeon and therapist are alike. At the present time, when voices in favor of closer cooperation between these two vast specialties are being heard more and more, the content of our work, it seems to us, corresponds in the closest way to this direction. How often does it happen that patients who seek help from a surgeon and have undergone surgery again turn to a therapist with the same complaints, but with a scar on their abdomen. And this is not surprising. The very nature of the ailments of such patients is so stubborn that either does not give in to the knife, or gives relapses, or else forces this kind of intervention, which in itself is far from indifferent to the patient and creates his antiphysiological conditions in the body. Such are, for example, cancer and stomach ulcers with complex and daring operations and subsequent ulcuspepticum and circulus vitiosus, such are unrecognized diseases and inappropriate operations that were unnecessary and could therefore not eliminate the patient's basic and initial complaints.

Full Text

Как видно из заглавия, настоящее сообщение касается области, в которой одинаково затрагиваются интересы хирурга и терапевта. В настоящее время, когда голоса в пользу более тесного сотрудничества этих двух обширных специальностей раздаются все сильнее, содержание нашей работы наиближайшим образом, как нам кажется, отвечает этому направлению. Как часто случается, что больные,обратившиеся за помощью к хирургу и подвергнувшиеся операции снова обращаются к терапевту с теми же жалобами, но уже с рубцом на животе. Да это и неудивительно. Самый характер недугов подобных больных настолько упорен, что или не поддается ножу, или дает рецидивы, или-же вынуждает такого рода вмешательство, которое само по себе далеко не безразлично для больного и создает в организме его антифизиологические условия. Таковы, например, рак и язва желудка со сложными и смелыми операциями и с последующими ulcuspepticum и circulus vitiosus, таковы нераспознанные заболевания и неуместные операции, которые были не нужны и не могли по-тому устранить основных и первоначальных жалоб больного.

И вот подобный больной снова является к терапевту, задача которого зна чительно усложняется. Перед ним больной с той-же болезнью, но с новыми явлениями от хирургического вмешательства, неизвестного терапевту, с руб цом, который может давать свои боли, с теми или другими последствиями следами ножа, который разъединил то, что природой не было назначено к разъединению, и потоку в данной области произвел непоправимые изменения, хотя и заросшие рубцовой тканью. Представим, напр. то смятение, которое могут произвести эти грубые рубцовые пучки и раньше их — нож в тонкой и стройной клавиатуре, передающей ощущения из полостных органов на покровы в виде зон Hеаd’a. Если мы вспомним о существовании истерогенных зон, которые, как и зоны Hеаd’a, указывают на глубокую и далеко не изученную связь всех частей организма, как целого, то не трудно представить, какой сложный комплекс новых жалоб и извращенных рефлексов может прибавить оперированный больной к своей основной болезни.

А между тем терапевт не знает, что видел хирург и что он сделал. Была-ли здесь пробная лапаротомия с простым зашиванием брюшной стенки, или ре зекция желудка? Больному часто не говорят о технике операции, нередко ему и нельзя этого сказать, чаще всего он в этом ничего и не поймет. Блуждая от врача к врачу, он будет носить в себе две загадки, и это тогда, когда завеса была уже приподнята, когда опытный глаз хирурга видел то, чего нельзя увидеть со всеми средствами распознавания, вместе взятыми.

Очень часто хирурга нельзя ни увидеть, ни спросить о произведенной опе рации, особенно в той обстановке, где он может дать справку, и особенно годы спустя, в другом городе и даже в другой стране.

Выход из этого положения можно было-бы найти.

Можно было-бы выдавать на руки больному особое свидетельство об опера ции с кратким, но достаточным описанием нужных сведений Но, думается, нельзя обойти здесь двух неудобств: во первых, в интересах больного не все можно ему сказать, что нужно сказать врачѵ; например, значительной части больных, неудобно сообщить, что у них рак желудка, неудобно сообщить иногда больному также о пробной лапаротомии, когда, за неимением ор'анических изменений в органах, рану просто пришлось зашить и операция вообще была излишня; мы уже не говорим об ошибках диагноза, повлекших ненужную операцию.

Поэтому, в настоящем сообщении я взял на себя смелость предложить раз работку темы—„Об условном обозначении хирургических операций“.

Понимая, как сложна разработка подобных условных знаков, о которых речь будет ниже, в которых лаконичность так необходимо сочетать с полнотой, я не предрешаю путей и перспектив этой сигнализации, так как здесь затра гиваются вопросы хирургической техники, хотя и предлагаю свою схему, но я хотел-бы дать примерные образцы по областям тех ответов, которые хотел-бы прочесть на коже подобных больных всякий врач.

  1. Рубец in regio epigastrii.
  2. Пробная лапаротомия без органических изменений.
  3. Рак или язва.
  4. Вид операции.

а. Передняя гастроэнтеростомия

б. Задняя г.-э.-стомия

с. Пилоропластика

д. Резекция желудка.

Хотя операций на желудке значительно больше, но все они, за некоторыми исключениями, могут быть сведены к этим 4-м типам. Представим себе тот нередкий случай, когда лапаротомия не обнаружила органических изменений, и рану пришлось зашить просто.

Как много знание этого факта дало-бы врачам, к которым больной обратитса после операции.

Во-первых, эти врачи будут знать, что органической болезни желудка не обнаружено. Во-вторых, что болезненное расстройство, бывшее до операции не устранено ножем. В 3-их, что операцией не созданы новые неестественные условия, на счет которых могли-бы быть отнесены новые жалобы. В 4-х, что эти жалобы отчасти могут быть объяснены рубцом.

И все эти драгоценные сведения можно почерпнуть из какого-нибудь про стого условного знака!

С другой стороны, предположим, что хирургом обнаружена язва желудка и произведена задняя гастро-энтеростомия. Предположим, что последующие врачи ничего об этом не знают. Как они могут оценить жалобы больного после опе рации? По поводу чего сделана операция? Что видел хирург? Что он сделал? По истине, для этих врачей больной носит две загадки—основную болезнь и искусственную, вызванную операцией.

А что будет, если последующий врач обо всем этом будет осведомлен?

Он с полной убежденностью знает, что была язва желудка. Он знает поэтому, чего можно скорее ожидать из последовательных заболеваний в зависимости от операции—рецидива язвы, ulceris peptici jejuni, circuli vitiosi, или гастро энтеростомического комплекса.

Насколько может интересовать врача язва желудка во всех ее стадиях в до и послеоперативном периоде, указывает следующая статистика, приведенная Майзелем в его монографии об язве желудка: Из 193 человек, оперирован ных по поводу язвы желудка—duodeni, 153 оперировано по 1-му разу, 31—по 2 раза, 5 — по 3 раза, 4 — по 4 раза, таким образом по статистике санатории, куда проникли далеко не все желающие, более 1/é оперированных подверглись, вследствие неизлечимости болезни, вторичной операции, не говоря о тех, кото рые продолжали лечиться у терапевтов, т. е. те-же 153 человека, попавшие в санаторию.

Да это и неудивительно, если вспомнить слова нашего хирурга проф. Федорова: „Не надо забывать, что оперативное лечение язв желудка—duodeni является только одним из моментов лечения этого заболевания вообще и что оно и после операции должно сопровождаться строгим терапевтическим и диэтетическим лечением“. (Федоров. Клинические лекции).

Каково-же положение терапевта, который не знает ни что видел хирург у подобного больного, ни что он сделал.

  1. Рубец in regio ileo-coecalis.
  2. Пробная лапаротомия без удаления здорового червеобразного отростка.
  3. Тоже+удаление здорового червеобразного отростка.
  4. Удаление больного свободного ч. отростка.
  5. Удаление его с разделением спаек.

Был-ли при вскрытии живота обнаружен аппендицит? Если нет, а отросток удален так, между прочим, то не ясно-ли, что расстройства, с которыми обра щался больной до операции, не устранены ножем, и нужно искать других объяснений, естественных в таком случае послеоперационных жалоб больного.

  1. Рубец in regio inguinalis.
  2. Простое грыжесечение.
  3. Грыжесечение с резекцией кишки (при ущемленной грыже).
  4. Мы полагаем, что комментарии к этим пунктам не нужны.
  5. Рубец in regio epigastrii dextri.
  6. Пробная лапаротомия.
  7. Вскрытие желчного пузыря.
  8. Пузырно-кишечное соустье.
  9. Изсечение желчного пузыря.
  10. Эхинококк.

Как иллюстрацию, приведем возможные случаи распознавания холецистита, когда желчный пузырь удален.

  1. Рубец in regio lumbalis.
  2. Околопочечный абсцесс.
  3. Разрез почки.
  4. Удаление почки.

Точно так-же конечно требуют обозначения операции, предпринятые в по рядке экстренной помощи, напр. прободной перитонит, непроходимость кишок и т. п., хотя в большинстве случаев характер болезни и экстренность опера тивного вмешательства говорят сами за себя и легко могут быть выяснены из анамнеза.

Возвращаясь к главной теме нашей работы, т. е. „Об условном обозначении хирургических операций“, мы полагаем, что условность эта должна быть принята в общем масштабе и обязательном порядке.

Мне казалось-бы, что не измененный чистый рубец пеобходимо-бы оста вить для обозначения типичной в данной области операции,паичаще производимой, или такой, относительно которой согласились-бы принять ее за типичную; напр., в операции на желудке—задняягастроэнтеростомия, „ в операции аппендицита—обычный неосложненный аппендицит и т. д.

Условные обозначения для других операций казалось-бы лучше производить термокаутером, как это видно из прилагаемых рисунков (рис. 1 и 2)

 

Рис. 1 Операция на желудке

 

Рис.2 Операции аппендицита

 

Наконечник термокаутера, проникший в corium кожи, оставит навсегда не большой точечный рубец, который для самого больного едва ли будет заметен, т. е. едва-ли обратит на себя внимание больного.

Обозначение. каким-нибудь другим более грубым способом, напр., татуиров кой, носило-бы слишком преднамеренный характер и могло-бы внушать мни тельным больным какие-нибудь опасения, недоумения и даже неудовольствия.

Как видно из наших схем—нашим обозначением мы не причиняем больному никаких беспокойств.

Предлагая указанные схемы, мы не думаем, что обошли все подводные камни Жизнь шире всякой схемы, всегда возможны различные усложнения, непред виденные обстоятельства. Поэтому, считая приведенные схемы достаточными для простых случаев, мы полагаем их отправным пунктом для дальнейшего обсуждения, последнее и рещающее слово в котором скажет хирург.

Подобное условное обозначение хирургических операций имеет тройное значение.

Во-первых оно имеет принципиальное значение. Медицина, научная мысль,, которая во всем стремится к ясности и определенности, в своей обычной практике в данном вопросе этой ясности и определенности не имеет.

С принятием условной схемы обозначений этот недостаток будет устранен.

Во-вторых, несомненно этот метод послужит практической пользе.

Особенно это очевидно тем врачам, через руки которых проходят опериро ванные больные. Удобство этого метода очевидно. Обозначение типа операции и запоминание его чрезвычайно несложно, чтение рубца просто, никто ничем не связан, метод не вынуждает со стороны хирурга и больного никаких усилий и жертв, необходимые сведения передаются, можно сказать, автоматически.

Наконец, в этом кратком штрихе будет чувствоваться и чисто эмоциональный элемент, та надстройка,-которая всюду сопровождает деятельность врача. Этот точечный рубчик будет лишним знаком участия хирурга к дальнейшей судьбе нашего больного.

×

About the authors

V A Bekenev

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рис. 1 Операция на желудке

Download (50KB)
3. Рис.2 Операции аппендицита

Download (38KB)

© 2021 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies