The spread of rickets in connection with the living conditions of a Tatar child

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The study of the living conditions of previously oppressed peoples in the struggle for a healthy life, for the education of a physically healthy young generation is a great socio-political task of today. I think that the fact of the huge influence of living conditions on the development of social. diseases, including rickets, is indisputable. There is still no exhaustive material in the literature on elucidating the role of everyday life in the etiology of rickets among children of the Tatar population, except for the works of Krever, Tushnov, Basyr, Agafonov. In 1931, in the Mamadysh district of the Tatrespublika, I monitored the spread of rickets both in the consultation of the town of Mamadysh and when traveling for this purpose to neighboring Tatar villages to examine children at home and in collective farm nurseries. I examined 387 children. Of these, 211 are boys and 176 are girls.

Full Text

Изучение жизненных условий ранее угнетенных народностей в деле борьбы за здоровый быт, за воспитание физически здорового молодого поколения является большой общественно-политической задачей сегодняшнего дня. Я думаю, что факт огромного влияния бытовых условий на развитие соц. болезней, в том числе и рахита, является бесспорным. В литературе не имеется до сих пор исчерпывающего материала по выяснению роли быта в этиологии рахита среди детей татарского населения, кроме работ Кревер, Тушнова, Басыр, Агафонова. В 1931 г.  Мамадышском районе Татреспублики я провела наблюдение над распространением рахита как в консультации г.Мамадыша, так и выезжая для этой цели в соседние татарские деревни для обследования детей на дому и в колхозных яслях. Мною было обследовано 387 детей. Из них 211 мальчиков и 176 девочек.

Выявление рахита основывалось главным, образом, на костных измене ниях (четки, замедленное заращение родничка, увеличение его, кранио табес, браслеты, увеличение лобных и темянных бугров, позднее проре зывание зубов, деформации и т. д.) на мышечных, нервно психических изменениях и изменениях общего состояния ребенка.

При чем я различала 3 степени рахита: I степень (легкий)—без изме нений общего состояния, легкий краниотабес, четки, медленное зараще ние родничка; II степень (средний) резкий краниотабес, бугры, браслеты, большой родничек, мышечная гипотония; III степень (тяжелый)—резкое изменение в костной, мышечной, нервно-психической системах с отста лостью в развитии, анемией и общим упадком питания.

По возрастным группам и распространению рахита дети распределя лись следующим образом.

Общее количество детей больных рахитом составляет 17% числа об следованных. Из приведенных цифр видно, что наибольшее количество рахита падает на возраст от 6 м. до Іу3 лет. Из выявленных мною 66 случаев рахита 36 случаев (54,6%) относятся к I степени, 25 слу чаев (37,8%) относятся к II степ, и 5 случаев (7,6%) относятся к ÏII степени. По моему материалу рахит наблюдается чаще среди девочек: из 66 случаев рахита 39 (59%) падает на девочек и 27 случаев (41%) на мальчиков.

Известно, что на развитие рахита влияет целый ряд условий окружа ющей жизни. Одним из важных факторов является питание ребенка» Обследованные мною дети в возрасте до 1 года все получали грудь» В большинстве случаев приходилось отмечать беспорядочное кормление грудью, так как каждый крик ребенка объясняли голодом. Ребенок в первые месяцы почти в каждой семье получал жевку из черного хлеба с сахаром; изредка давали манную кашу, завернутую в тряпочку вместо соски. Соску применяли редко. Дети старше года были отняты от груди в следующем возрастном порядке.

Обследуя вскармливание детей, пришлось отметить факт раннего вве дения прикорма. Из общего количества детей 259 ч. (67%) начали по лучать прикорм раньше года и только 128 чел. (33%) после года.

Из таблицы видно, что прикорм вводится в большинстве случаев е 4-хмесячного возраста. Характер вводимого прикорма зависел от экономического благосостояния семьи. Наиболее часто употребляемым при кормом являлось коровье молоко, которое давалось в кипяченом (у ма леньких)—разведенном виде, обычно без сахара. К 4-м месяцам пере ходят на цельное молоко. С этого же возраста дают картофель в виде пюре с молоком или со сливочным маслом, каши (гречневая, пшенная), лапшу, сулы (как постные, так и мясные). Из мяса больше употребляли баранину. Излюбленным прикормом с этого же возраста (с 4—5 мее.) являлись яйца, чаще в смятку или в виде яичницы, на сливочном ма сле. Питание ребенка в яслях обстояло более благополучно. Выявляя ' питание детей, посещающих ясли, можно отметить, что установка ясель ной жизни несомненно построена целесообразнее, чем это наблюдается в семье. Дети получали пишу через определенные промежутки времени,, достаточную в калорийном отношении и содержащую витамины. Кроме того дети в яслях обеспечены своевременным и правильным введением прикорма.

Учитывая факт влияния питания матери на развитие ребенка, на сколько это было возможно, я обратила внимание и на питание кормящей грудью матери. Из расспросов выяснилось, что матери преимуще ственно употребляли в пищу: картофель, супы (постные и мясные), мясо (чаще баранину) и мучные блюда (пироги, оладьи, блины и т. д.); из жиров употребляли сливочное масло, баранье сало. Во время полевых работ сливочное масло употреблялось в большем количестве, молоко только с чаем; овощи как ребенок, так и мать получали очень редко и то обычно в вареном виде. Немалую роль в развитии рахита играют и жилищные условия. При обследовании выяснилось следующее: в боль шинстве случаев семья помещается в маленьком деревянном доме, в одну комнату, перегороженном досчатой стеной или занавеской, с площадью приблизительно равной 20—25 кв. м., окна небольшие, доступа света мало, форточки встречаются в единичных случаях. В этой же избе про изводится стирка и сушка белья, приготовление пищи. В зимнее время тут же помещаются и телята, и ягнята. Несмотря на тесноту в жилье, стараются сохранить чистоту и порядок. Часто моют полы, протирают окна, спахивают пыль, паутину и т. д. Ребенка содержат тойсѳ опрятно. До 1-го года купают почти каждый день, иногда через день, после года купают раз в неделю. Наиболее распространенным видом постели ре бенка служит зыбка. Она представляет из себя раму, обтянутую материей, на дно которой кладется тюфяк—ватный, иногда из соломы или шерсти и большая пуховая подушка. Так что ребенок большей частью своего тела помещается на подушке. Как правило, зыбка закрыта поло гом, вследствие чего доступ воздуха и света недостаточен. Ребенок днем сайг в зыбке, а ночью, в общей постели с матерью на нарах. Кровати встречаются очень редко. Пеленание ребенка очень распространено, в особенности до 3-х—4-х месячного возраста. Белье состоит из старых, цветных тряпок, но содержится в чистоте.

Вопрос относительно использования воздуха и света ребенком обстоит не совсем благополучно. Детей, родившихся осенью или зимой, не выно сят на воздух до наступления тепла, приблизительно до мая месяца. В зимнее время ребенок начинает выходить на воздух только тогда, когда он приобретает уже некоторую самостоятельность (приблизительно к 3-м годам). В летнее время, когда уход за ребенком поручается стар шим детям в возрасте 8—9 лет, большую часть времени они проводят на воздухе. Летом, в рабочее время матери берут грудного ребенка с со бой на поле, помещают его в специально устроенную тележку, приспо собленную для защиты от дождя и солнцепека. Этот обычай является безусловно целесообразным, так как дает ребенку возможность нахо диться на воздухе, пользоваться солнечным светом и получать молоко матери. Необходимо отметить, что приводимый мною материал не может обрисовать общей картины быта в татарской крестьянской семье, а характеризует лишь быт в условиях данного района. Приходится выска зать сожаление, что не представлялось возможным использовать мате риалы консультации за истекшие годы, в виду отсутствия в них самых необходимых и важных данных, как то: питание ребенка, время введе ния прикорма, прогулки, начало развития рахита, его течение и т. д.

При проработке темы пришлось использовать в качестве объектов об следования только детей, прошедших через консультацию при моем уча стии. Следует отметить факт неправильного понимания значения кон сультации. У большинства населения составился взгляд на консультацию, лишь, как на чисто лечебное учреждение. Обычно в консультацию при водят только больных детей. Необходима просветительная работа в этом направлении. По показаниям врача консультации, беседы с матерями, проведенные в отдельных колхозах при обследовании детских яслей, дали положительные результаты. После них приходилось отметить рост посе щений консультацию матерями со здоровым ребенком с целью получить совет по кормлению и уходу за ним. Отмечено было несколько случаев, когда из-за смерти матери в консультацию приходил отец с ребенком за советом по вскармливанию и уходу. Затем наблюдались такие слу чаи, когда в отдельных селениях колхозники, не занимающиеся огород ным хозяйством, специально делали посадки овощей, как необходимые продуктов питания для детей.

На основании моих, хотя немногочисленных, наблюдений, можно сде лать следующие выводы:

  1. Процент заболевания детей рахитом среди татарских детей по об следованному мною району значительно ниже, чем процент заболевания рахитом по городу других авторов (Кревер—48,2%, Агафонов. 67%).
  2. Рахит распространен больше среди девочек.
  3. По тяжести случаев рахит распределяется в следующем процентном отношении: легких случаев 54,6%? средних—37,8% и тяжелых—7,6%
  4. Факт огромного значения—консультации в борьбе за здоровый быт.

Причиной незначительного распространения рахита являются по моему естественное вскармливание детей, раннее введение прикорма в виде; яиц (желток), сливочного масла, как содержащих витамины. Также бо лее или менее рациональное питание матери (употребление ею сливоч ного масла, яиц и т. д.); длительное пребывание ребенка в летнее время на воздухе.

Кроме того важно отметить, что обследование мною производилось в летние месяцы (июнь, июль, август) в период, когда тяжелые симптомы рахита увядают.

Таким образом, ясно, что необходимо широко поставить разъяснитель ную работу в колхозных крестьянских массах, в особенности среди ма терей о значении и роли детских консультаций не только как лечебных[1] но и профилактических учреждений, что проводится еще недостаточно» В целях обеспечения грудных детей питанием, материнским молоком и правильным уходом необходимо на время летних полевых работ широко развить сеть полевых передвижных яслей и обеспечить их подготовлен ным к этой работе персоналом. Организация таких яслей (что выявлено в беседе с матерями) встречает с их стороны большое сочувствие.

В целях рациональной постановки работы ОММ на участке важно об ратить серьезное внимание на подготовку кадров, понимающих всю ответственность этой работы.

 

[1] Считая поднятый тов. Бекеневым вопрос „Об условном обозначение хирургических операций“ имеющим весьма важное практическое значение вчастности для терапевтов, ред. просит товарищей высказаться по данному вопросу на страницах Каз. мед. журнала.

 

×

About the authors

G G Babinskaya

Клиника детских болезней Казанского медицинского института (Директор проф. В. К. Меньшиков)

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies