Eye damage due to dental disease

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Recently, a lot of space has been given in the literature to the question of oral sepsis; the possibility of disease of any organ and in particular the eye in the presence of an infectious focus of dental origin is considered established by experimental work and clinical observations.

Full Text

В последнее время много места уделяется в литературе вопросу о ротовом сепсисе; возможность заболевания любого органа и в частно­сти глаза при наличии инфекционного очага зубного происхождения экспериментальными работами и клиническими наблюдениями считается установленным.

Интересны опыты Hadeп’а. Брались стрептококки и стафилококки из зубов людей пораженных метастатическими глазными болезнями, и впрыскивались интравенозно кроликам, у них получилось заболевание глаз в 68,2%. Если впрыскивали от других больных, то заболеваемость достигала только 14,8%- Также интересны опыты Розанова. Брались стрептококки из зубов разных больных и вводились кроликам интраве­нозно; у кроликов получились те же болезни, которыми страдали, больные.                                                             

Что связь между глазными и зубными болезнями должна быть, большая, само собой понятно. Стоит только посмотреть на череп: верх­няя челюсть, где находятся зубы, составляет часть орбиты, где нахо­дится глаз. Гайморова полость, крышка Гайморовой полости—дно ор­биты, а дно Гайморовой полости—крышка ротовой полости. Сосуды (ар­териальные, венозные и лимфатические) глаза и зубов или выходят из- одного и того же ствола или анастомозируют между собою. О нервах и говорить нечего. Чувствительные нервы глаза и чувствительные нервы зубов выходят из одного и того же нерва—n. trigeminus. Одна ветвь ramus ophthalmicus к глазу, ramus maxillaris к верхней челюсти и ramus mandibularis к нижней челюсти.

Если до сих пор мало было обращено внимания на зубы, то объяс­няется это тем, что на зубы смотрели, как на орган не особенно важ­ный. Отдел этот относился к хирургии и диагноз ставился caries dentis, а лечение extractio. Только за последнее время открыты кафедры по зубным болезням на медфаках, но и здесь больше обращается внимания на стоматологию, чем на одонтологию. В Клиническом институте для усов, врачей в Казани, который существует более 10-ти лет, до сих нор по зубным болезням ничего нет. Врачи поэтому мало знакомы с зубными болезнями, а зубные врачи, конечно, еще менее знают глазные болезни.

Прежде чем перейти к болезням глаз в зависимости от зубов, нужно сказать несколько слов о кости верхней челюсти, о связи между сосудами и нервами глаза и зубов и о болезнях зубов. Альвеолярный отросток верхней челюсти у но­ворожденного достигает нижней стенки глазницы, причем луночки постоянных зу­бов примыкают непосредственно к нижней стенке глазницы и соединяются с ней костными канальцами, в которых проходят сосуды и нервы. Соседние луночки тоже соединяются между собою костными канальцами. Такие же канальцы соеди­няют луночки постоянных зубов с луночками молочных зубов. Таким образом по­лучается целая сеть костных канальцев, соединяющих у новорожденного лунок с глазницей. Наиболее широким бывает каналец, идущий из луночки клыка во внутренний угол челюсти. Позже между нижней стенкой глазницы и альвеолярным отростком откладывается губчатая костная ткань, благодаря чему и происходит отодвигание ее от альвеолярного отростка. Впоследствии эта, вновь образованная губчатая ткань рассасывается, оставляя полое пространство в теле верхней че­люсти. Эта полость и есть Гайморова полость. Развитие Гайморовой полости про­исходит в периоде до 5-летнего возраста ребенка, а канальцы зарастают, Но- иногда, в периоде роста, костные канальцы, соединяющие луночки с орбитой у новорожденного, не зарастают, г а, удлинилась вместе с челюстью, оставляют сообщение между глазницей и луночкой. И эти костные канальцы могут служить впоследствии путем для распространения инфекции от зубов к глазу.

Бывают случаи, когда вследствие неправильного развития зубного валика, из которого в утробной жизни развиваются зубы, часть его заворачивается в глаз­ницу, в результате чего в ней развиваются зубы. В Dental Cosmos 1924 г. имеет­ся описание случая exophthalmus’a у молодой девушки, вызванного нахождением в глазнице четырех сверхкомплектных зубов.

Из сосудов большое значение имеют вены. В верхней челюсти из зубных жен кровь попадает в верхние альвеолярные и оттуда течет по двум путям: одна идет через глубокую ветвь крыло нёбного сплетения в переднюю и лицевую вену, в которую впадает нижняя глазная вена; второй путь венозной крови из верхних альвеолярных вен—в венные сплетения, находящиеся на лицевой стенке верхней челюсти в которой также попадает кровь из нижней глазной вены.

В крыло нёбное сплетение, собирающее кровь из верхних зубных вен, впа­дают и вены глазного яблока.

Таким образом, инфекция, попадающая в альвеолы, может проникнуть в глазную вену по трем путям: через крыло нёбное сплетение, через сплетение, находящееся на лицевой стенке верхней челюсти и через переднюю лицевую вену. Нижние зубные вены собираются в крыло нёбное сплетение и, таким образом, инфекция из нижних зубов может проникнуть в глазную вену.

Нервы. Ramus ophthalmicus отдает ветвь к n. oculomatorius, abducens и trachlearis и, главным образом, снабжает чувствительными волокнами глазное яблоко. О функциональных соотношениях мы знаем, что, когда раздражение ка­кого-нибудь нерва доходит до рефлекторного центра, оно может распространяться и по проводящим путям, соответствующего направления, может также вызвать явления раздражения и расстройства кровообращения в органах, снабжаемых нервами из того же центра. Есть другой способ перехода заболевания с одного органа на другой—через кровеносные и лимфатические сосуды. Последний способ распространения может иметь место и по тракту нервов в форме неврита.

Заболевания зубов могут происходить или вследствие процессов внутри зуба (пульпиты) или вне его—(периодонтиты). Таким образом, инфекция в луночку может попасть или из пульпы, или из периодонту- ума. Из луночки инфекция может пройти через наружную стенку на на­ружной поверхности челюсти, вызвать периостит верхней челюсти и от­куда перейти в орбиту и вызвать воспаление надкостницы орбиты с гноем или без гноя (Phîegmona orbitae с вытягиванием глаза или pariodont ор­биты). Поставить диагноз между периоститом орбиты и флегмоной орбиты вначале бывает довольно трудно. Phîegmona orbitae может также пройти через Гайморову полость, а затем по надкостнице к верхней стенке в орбиту. Периостит и флегмона могут также пройти и через вены, и через fossa pterygopalatina. Вскрытие флегмоны происходит обыкновенно через нижнее веко или слезный мешок, редко через конъюнктиву или через верх­нее веко. При легких случаях может быть restitutio ad integrum или вы­звать отек содержимого орбиты сжатием зрительного нерва, с застойным носком, ослаблением или потерей зрения. Чаще всего процесс ведет к развитию болезней нервов, сосудов и мускулов в орбите. Это может повести к neuritis optica, также к параличу мышц. В тяжелых случаях процесс может проникнуть дальше через fissura supraorbitalis или fora­men opticum в черепную полость и вызвать менингит или абсцесс мозга.

Случай последнего рода имел место в нашей практике в 1922 году. Маль­чик 10-ти лет поступил в хирургическое отделение Областной больницы с osteo- anyelit’oM верхней челюсти вследствие заболевания первого верхнего моляра. Зуб удален, тем не менее процесс продолжал распространяться дальше на орбиту, об­разовалось выпячивание глаза, опухоль у наружного угла глаза сначала твердая, а затем флюктуирующая, температура все время высокая—до 40° и более. Сделан разрез на месте флюктуации, вышло больше чайной ложки гноя, общее состояние сначала стало лучше, но потом больной погиб от менингита.

Если инфекция пойдет через fossa pterygopalatina, то через plexus pterygoideus и foramen ovale может дойти до sin. cavernosus и оттуда перейти на другую сторону sinus cavernosus и образовать тромбофлебит venae ophthalmicae другого глаза. Воспаление вен может также перейти через тенёному капсулу внутрь глаза.

Слезный мешок. Впереди слезного мешка может быть свищ, который не касается ни гайморовой полости, ни перехода через верхнюю челюстную кость, а идет по каналу от клыка к внутреннему углу глаза. Эти свищи можно смешать со свищем от слезного мешка и со свищем у детей скрупулезных при втором прорезывании зубов. Но эти свищи большею частью у детей находятся у наружного угла глаза, а свищи от клыка можно определить зондом. Слезотечение может быть вследствие сдавливания костей от клыка слезно-носового канала и рефлекторно от n. trigeminus. Дальше от гайморовой полости может быть osteoperiostit по кости слезного канальца и может вызвать перилякримальный абсцесс, который пробивается через кожу. Костная ткань обыкновенно в процессе не участвует. Раздражение глаза рефлекторно может действовать или на чувствительные нервы, или на двигательные, или на слезный аппарат. Раздражение конечных ветвей n, trigemini из больного зуба очень часто передается в ramus ophthalmicus и вызывает сильную невралгию в лице, с болью в глазу, позади глазного яблока и при движении глаза., которое продолжается годами. Кариес, плохие пломбы, искусственные коронки, штифтовые зубы могут сложить причиной этого. Иногда бывает стреляющая боль, которая по удалении причины проходит.

Такой случай был в Казанской одонтологической клинике. 12 марта 1922 г. в одонтологическую клинику явился больной с жалобой, что накануне вечером у него заболел зуб верхней челюсти, а утром стал болеть глаз с той же стороны. Больной—студент 22 л., крепкого телосложения, раньше другими болезнями не страдал. При осмотре оказалось: кариес и пульпит первого верхнего моляра ле­вой стороны. Пульпа закрыта еще тонким слоем размягченного дентина, конъ­юнктива глаза незначительно гиперемирована, слезотечение и светобоязнь в лег­кой степени. Размягченный дентин удален и на пульпу наложена мышьяковистая паста на два дня. Через два дня больной явился после приема и паста не была, удалена, гиперемия в конъюнктиве и слезотечение больше, а на свет смотреть не может. Затем больной не являлся и только на шестой день после наложения па­сты, явился в клинику с жалобой, главным образом, на сильную боль в глазу, от которой не мог спать всю ночь; сильное слезотечение и светобоязнь, жалуется на боль кожи кругом орбиты в полости носа с той же стороны. Конъюнктива век и склеры сильно гиперемирована, но перикониальной инъекции не было. Больной демонстрирован был в глазной клинике, где 1 предполагали воспаление радужной- оболочки. Для меня ясно было, что здесь имелась боль в глазу, отраженная от зуба. Больному от глаза никакого лечения назначено не было, только для защиты от раздражения светом на глаз наложена защищающая повязка. Все лечение было направлено на зуб. 18 марта удалена была пульпа и нервы из корней, боль в глазу тут же стала меньше; 20-го марта краснота глаза и слезотечение уменьшилось светобоязнь еще довольно сильная; 22 марта светобоязнь меньше, но читать еще не может, а 25 марта светобоязнь исчезла, и больной приступил к обычным своим занятиям.

Здесь, у этого больного в глазу, как в зеркале, отразилось все, что проис­ходило в зубе. Зуб заболел вечером, а утром—на следующий день уже раздраже­ние глаза, положили мышьяк—получилась гиперемия пульпы, боль в глазу усиливается, удалили пульпу—боль в глазу стала меньше, только сетчатка осталась еще некоторое время раздраженной.

Анестезия роговицы и keratitis neuroparalytic а может зависеть от того же самого. Юдин, в ст. „В гостях у американцев“, напечатан­ной в „Новом хирургическом архиве“, сообщает, что он заболел керати­том и лечился в клинике братьев Майоіу2 месяца безрезультатно и лишь после обнаружения рентгенограммой двух гранулем у двух зубов и экстракции этих зубов, выздоровление наступило на 4-й день.

Со стороны глазных мускулов наблюдается blepharospasmus, выз­ванный гиперестезией конъюнктивы и роговицы, а последняя вызывается раздражением n. dentalis. Светобоязнь, myosis, neuralgia ciliaris с пере­ходом на лицевую мускулатуру: tic, гораздо реже паралич п. facialis, которые всегда пропадают после удаления виновного зуба. Также встре­чается изолированный ptosis. Гораздо чаще в соединении с параличом других ветвей n. oculomotorius. Тогда присоединяется сюда strabismus divergens. Паралич abducens бывает реже. Кроме паралича может быть спазм мышц и nystagmus. В отношении гладких мышц глазного яблока, в зависимости от заболевания зубов может быть mydriasis и myosis, как скоро преходящее, так и продолжительное, ослабление аккомодации и спазм аккомодации. Иногда также ophthalmoplegia или сужение зрачка в соединении с параличом аккомодации. Может быть паралич muse, or­bicularis orbitae, также усиленное слезотечение.

Заболевания самого глазного яблока: при разного рода конъ­юнктивитах (с. catarihalis, follicularis, eczematosa, phlyctenulusa) можно до­казать прямую связь с заболеваниями зубов. Заболевания склеры и ро­говицы: episclerotitis, keratitis phlyctenulosa особенно у детей во время прорезывания, зубов, keratitis ulcerosa, herpetica трофического происхож­дения. Очень часто бывает анестезия роговицы, которая остается на­долго и после удаления больного зуба. Кератоконус на стороне больного клыка рассматривается, как дистрофическое заболевание. Серозный ке­ратит по причине врожденного сифилиса и фликтенулезный кератит при tbc—болезни зубов дают толчок, ускоряющий появление болезни.

Сосудистая оболочку. Часто наблюдается ирит, циклит и хороидит, но тут связь с забол. зуба должна быть подтверждена бактериоло­гически и рентгеноскопически.

Глаукома. Только тогда можно считать за действительную при­чину зуб, если глаукома медленно проходит без всякого другого лечения, кроме лечения зуба.

Линза и стекловидное тело. Настоящие катаракты еще не на­блюдались, напротив, помутнение стекловидного тела может быть сим­птомом хороидита зубного происхождения.

Зрительные нервы и сетчатка. Очень часто neuritis optica (infraocularis и retrobulbaris) находят от зубной инфекции. Кровообраще­ние сетчатки нарушается гораздо реже, чем в сосудистой оболочке.

Описано много случаев амавроза, которые зависят от болезни зу­бов. Галезовский описал случай амавроза, наступившего после плом­бировки зуба. Зуб был распломбирован, зрение восстановилось, после второй пломбировки опять наступил амавроз, и только после удаления зуба амавроз больше не повторялся.

Конечно, чтобы окончательно установить связь между глазным за­болеванием и заболеванием зуба, еще недостаточно одной только одно­временности заболевания, а необходимо доказать и общность инфекции.

Терапия сводится пли к удалению зуба, или, если возможно, к ре­зекции верхушки корня.

В заключение упомянем о боли зубов, вызванных заболева­ниями глаз. Боль в зубе при зондировании слезного канала приписы­вают зубному нерву (n. dentalis anterior), проходящему вблизи слезного канала и отдающему последнему многочисленные веточки. Далее, Галезовский описывает следующий случай: к нему обратился больной с жалобой на красноту и слезотечение левого глаза, продолжающихся в течение 14-ти дней; первые 7 дней глаз не болел, но больной очень сильно страдал от жестокой зубной невралгии, которая не поддавалась никакому лечению. Тогда он обратился к зубному врачу, который в пер­вое же посещение извлек больному зуб. Экстракция не принесла ника­кого облегчения. На второй день зубной врач извлек второй коренной зуб, полагая, что первому зубу он ошибочно приписал роль этиологиче­ского момента, но и эта экстракция не дала результата. После этой второй операции к зубной невралгии присоединилась периорбитальная; глаз стал еще краснее и слезотечение усилилось. Тогда больной обра­тился к Галезовскому, который констатировал ирит. Через 14 дней больной был вполне здоров. Пять месяцев спустя больной снова явился со вторичными приступами ирита, осложненными зубной болью. Лечение ирита вполне устранило заболевание без экстракции зуба.

×

About the authors

L. B. Blitstein

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies