Renal fluid excretion in some groups of female tobacco workers before and after work

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Occupational physiology and occupational pathology are increasingly beginning to address issues related to the functional state of a particular organ in workers of various professions.

Full Text

Физиология труда и профессиональная патология все больше и больше начинают затрагивать вопросы, связанные с функциональным состоянием того или иного органа у рабочих различных профессий.

В последнее время в литературе особенно широко стали освещаться вопросы водоотделения в связи с физической работой, в связи с различной профессиональной деятельностью и т. д. На последнем IV Всесоюзном съезде физиологов было заслушано по этому вопросу много интересных докладов (Асратян, Кре­стовников, Журавлев и др.), и все они связывают нарушение мочеотде­ления с различной работой. Также Г. Беленький довольно убедительно показал значение длительных мышечных движений, как фактор, уменьшающий ренальный диурез. Целый ряд подтверждений подобного явления мы находим у многих авто­ров (Veber, Mantner, Розенберг и друг.). И. И. Костюков опубли­ковал интересные данные о различном функциональном состоянии почек у разных профессиональных групп рабочих. Наш опыт на рабочих металлистах при даче нагрузки в 1 литр жидкости показал, что литейщики в равный промежуток вре­мени работы выделяют значительно меньше жидкости, чем токари.

Мы все же должны указать, что меньшее ренальное выделение воды после работы не дает еще права говорить о функциональной недостаточности почек. Механизм водоотделения организма довольно сложен. Функциональная способность сердца, высота кровяного давления, состояние потовых желез, легких, нервной системы, целый ряд факторов физико-химического порядка, все это кладет свой отпечаток на функцию водоотделения.

В настоящей статье нам хочется поделиться данными, полученными нами при изучении водоотделительной способности до и после рабочего дня у работниц табачного производства гильзового и набивочного цехов. Все наши испытыуемые работницы с производственным стажем не менее 2-х лет.

Испытуемые являлись утром натощак в лабораторию, выпускали мочу, ло­жились отдыхать на 10—15 мин., после чего у них сосчитывался пульс и опреде­лялась высота кровяного давления. Затем испытуемой предлагалось выпить 1 литр кипяченой воды комнатной Т", который обычно выпивался в течение 4—7 минут. Через каждые 30 мин. у них определялось кровяное давление и частота пульса, после чего испытуемая выпускала всю мочу. Обследование продолжалось 2 часа. После работы, испытуемая являлась на другой день (чтобы не сказалась утренняя нагрузка) и с ней проделывались те же манипуляции. Работницы обычно (за не­большим исключением) проходили обследование 2 раза до работы и 2 раза после работы.

Общее количество человеко - обследований по гильзовому цеху 31 человек, по набивному цеху—44 человека.

Характер работы у работниц набивочного цеха отличается от работы гильзового цеха главным образом большим соприкосновением с табачной пылью. Физическая нагрузка в работе исследуемых нами цехов не очень разнится друг от друга. Необходимо здесь отметить, что слабая по своему физическому развитию работница пра поступлении на табачное произ­водство редко идет работать в набивочное отделение, и чаще предпочи­тает работать в гильзовом.

Вредность табачного производства по данным различных авторов (Stephani, Бурштейн и др.) приходится рассматривать не только как химическое воздействие никотина на организм, но и как физическое (непосредственно, как пыль). Влияние никотина на организм весьма давно уж привлекает к себе внимание исследователей. Большое количество обследований целых предприятий табачной и махорочной промышленности, специальные обследования курильщиков, большое количество эксперимен­тальных работ с никотином с несомненностью доказывают вредность действия никотина на организм. Упоминается целый ряд характерных для табачного производства профвредностей и одно из больших здесь мест принадлежит заболеванию сердечно-сосудистой системы. Издавна уже отмечается, что никотин, возбуждая симпатическую нервную систему, ведет к гиперадреналинэмии, к повышенному кровяному давлению, к учащению сердечной деятельности (Cannon, Bringet, Кравков,. Гессе, Nicolai and Stahеlіп и др.).

На нашем материале мы часто констатировали у работниц наби­вочного отделения более высокие цифры кровяного давления, чем у ра­ботниц гильзового отделения. Как максимальное давление, так и мини­мальное (см. табл. № 1) у них дают более высокие показатели.

Нас очень интересовал вопрос, не оказывает ли сама нагрузка-организма жидкостью какого-либо заметного влияния на сердечно-сосуди­стую систему? Вопрос о влиянии больших количеств жидкостей на сер­дечно-сосудистую систему и ренальное выведение жидкости в зависимости от функционального ее состояния, вряд ли в настоящий момент подлежит сомнению. Клиника достаточно богата опытом в этом отношении (Vо1hard, Розенберг, Явейн, Schade, Meulengraetn др.). Мно­гие исследователи (Каul'mann, Böttuer и др.) пытаются определить, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы путем учета выводимой жидкости.

В нашем обследовании обращает на себя внимание, что макси­мальное кровяное давление у испытуемых обоих цехов, как до, так и после работы, колеблется после нагрузки в весьма небольших пределах. Минимальное кровяное давление подвержено несколько большим коле­баниям и чаще в сторону повышения. После работы эти колебания еще- больше выражены. Пульсовое давление обычно уменьшалось в силу того,, что максимальное давление не изменялось, а минимальное—увеличивалось. У многих испытуемых мы констатируем после работы более высокое кровя­ное давление и более частый пульс, чем утром—до работы. Эти явления,, которые обычно являются ответом здорового сердца на повышенные к нему запросы, достаточно освещены в литературе по физиологии труда, почему на их трактовке мы останавливаться не будем.

Весьма постоянные показатели нам давал счет пульса. Как правило, после нагрузки мы всюду отмечали небольшие замедления сердечной деятельности. Получается впечатление, что у старших работниц это за­медление несколько более выражено. Замедление пульса наступало обычно довольно скоро. У многих нам удавалось это констатировать через 10 минут при неизменном кровяном давлении. Это наступление замедления сердечной деятельности в данном случае, нам кажется, нельзя объяснить столь быстрым высасыванием жидкости в сосудистую систему. Принятая per os вода в желудке обычно не всасывается, а подвергается всасыванию- только в тонких кишках, и нам мыслится, что это замедление сердечного сокращения приходится рассматривать, как рефлекторное явление от блуждающего нерва в ответ на давление со стороны желудка.

Переходя к изложению полученных данных по учету диуреза поело нагрузок, отметим, что большинство авторов указывают, что между ско­ростью фильтрации мочи в почках и высотой кровяного давления имеется известный параллелизм. С этим фактором нам приходится мало считаться хотя бы по одному тому, что разница в высоте кровяного давления между цехами как до, так и после работы разнится в очень небольших пределах. Кроме того после работы, общий диурез за 2 часа после нагрузки, обычно меньше, чем до работы, несмотря на то, что, как мы уже указывали выше, высота кровяного давления после работы обычно бывает выше. В первые х/2 часа наши испытуемые выводили очень небольшие коли-

Таблица № 1. Средние данные

 

Гильзовое отделение

Набивочное отделение

До работы

После работы

До работы

После работы

До нагрузки

через

До нагрузки

через

До нагрузки

через

До нагрузки

через

30м

60м

90м

120м

30м

60м

90м

120м

30м

60м

90м

120м

30м

60м

90м

120м

Пульс

68

66

64

65

63

69

63

64

65

64

68

64

65

64

65

70

63

65

67

66

Максимальное кровяное давление

99

99

97

98

56

102

104

101

101

102

107

108

109

107

105

113

112

110

110

113

Минимальное кровяное давление

57

59

56

56

56

56

64

63

63

63

59

66

63

63

61

65

70

67

66

68

Пульсовое давление

42

40

41

42

40

46

40

38

38

39

48

42

46

44

44

48

42

43

44

45

Диурез% к общему количеству жидкости, выведен. За 2 часа

-

14,0

35,3

34,8

15,9

-

9,8

34,8

37,6

17,8

-

13,7

38,0

33,0

15,3

----

9,3

29,5

39,2

22,0

Удельный вес

-

1011

1002

1001

1006

-

1015

1002

100164

1005

-

1010

1002

1002

1006

----

1017

1003

1001

1004

чества мочи, не более 20% всей выводимой жидкости за последуемте 2 часа, с сравнительно высоким удельным весом. Через час и полтора мы имели наибольшие количества мочи, очень разбавленные и с очень низким удельным весом. II через 2 часа опять небольшое количества мочи с небольшим удельным весом (1003—1005). Значительную часть всего диуреза нагни испытуемые давали таким образом через 1—1% часа, где они выводили общей сложностью до 70% выпитой жидкости. Это свидетельствует о довольно хорошем функциональном состоянии почек у наших испытуемых и вполне согласуется с данными других авторов, обычно указывающих, что максимальное выведение жидкости наблюдается как раз в эти часы (Gröffe, Folhard, Явейн и др.).

После работы мы почти всегда отмечаем некоторое замедление в вы­ведении жидкости; так, в гильзовом цеху впервые порция % выводимой жид­кости после работы несколько меньше, чем до работы. В последних же пор­циях получается обратная картина, т. е. % выводимой жидкости после работы больше, чем до работы. Получается своего рода запаздывание в выведе­нии выпитой жидкости. Еще более отчетливо это выражено в набивном це­ху. Так, из таблицы видно, что разница в % выведении жидкости за раз­личные промежутки времени до и посте работы здесь значительно более выражена, чем в гильзовом цеху. Удельный вес после работы в 2-х и 3-х порциях также значительно падал, до 1.000, и в последней порции обычно повышался. Если же проследить, на какое время приходится наибольшее количество выводимой жидкости, то оказывается, что утром мы имели наибольшие диурезы обычно через 1 час, а после работы наибольшие диурезы бывали через 1% часа. Так, наибольшая порция мочи до работы бывала у наших испытуемых в 65% через 1 час, и через 1½ часа в 35%. После же работы через 1 час максимальных диурезов мы уже имеем только 24,5% всех испытуемых, а через 1½ часа— 71%, и 4.5% испытуемых, дающих максимальные количества мочи через 2 часа. Отметим, что последние 4,5% испытуемых принадлежат исклю­чительно набивочному цеху.

Время наступления наибольшего диуреза до работы в обоих цехах приблизительно одинаково; после же работы в набивном цеху наблюдается значительно большее запаздывание в выделении максимальных порций мочи, чем это имеет место в гильзовом. Так, после работы в гильзовом цеху наивысший диурез через 1 час достигает 40% всех наивысших диурезов в этом цеху после работы, а в набивном—только 9%; через 1% часа в гильзовом — 60%, а в набивном — 82%; и 9% наибольших диурезов мы имеем в набивочном цеху через 2 часа, в то время как в гильзовом цеху мы не имели ни одного испытуемого, который через 2 часа дал бы наибольший диурез.

У нас на обследовании были 4 женщины в дни menses’a. По дан­ным Heilige женщины в эти дни дают обычно затянутую F о 1 h а г d’oвскую пробу. Однако, в этих случаях мы отметить этого не могли. Ха­рактер, количество и время выделения мочи по существу ничем не отли­чались от других испытуемых.

Размеры журнальной статьи нам не разрешают остановиться более подробно на разборе наших данных, почему наш материал приведен без подробных литературных ссылок и сопоставлений с данными других авторов. Однако, нужно сознаться, что литература по разобранному нами здесь вопросу еще очень бедна, а вопрос о функциональном состоянии организма в целом и отдельных его органах в частности до и после ра­боты у работников различных профессий, у подростков, мужчин, женщин, при различных сменах, различной продолжительности рабочего дня и т. д. находится сейчас только в стадии изучения. И нам мыслится, что каждая статья по данному вопросу есть по существу только материал для буду­щих окончательных выводов.

В согласии с другими авторами и на основании нашего материала, мы позволим себе высказать следующие предположения:

  1. Функциональное состояние органов у различных профессиональ­ных групп рабочих—различно.
  2. Длительное пребывание работницы в никотинном производстве влияет на уровень кровяного давления в сторону его повышения.
  3. Нагрузка организма 1 литром жидкости: а) на максимальное кровяное давление заметного действия не оказывает, б) минимальное кровян. давление повышается, в) количество пульсовых ударов в 1 мин. уменьшается.
  4. После работы у наших испытуемых отмечается более высокое кровяное давление и более частый пульс.
  5. Заметного параллелизма между высотой кровяного давления и скоростью и количеством выведения жидкости в наших случаях мы не отмечается.
  6. Общее количество выводимой мочи после нагрузки 1 литра жид­кости до работы больше, чем после работы.
  7. До работы наибольшее количество мочи после нагрузки 1 л. жидкости испытуемые большей частью выводили через 1 час, после работы через 1½ часа; последнее более резко выражено в набивочном цеху, чем в гильзовом.
×

About the authors

I. V. Shulutko

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies