On the casuistry of diphtheria of the nose and skin

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

At the beginning of October 1931, we had to observe a rare case of a combination of nasal and skin diphtheria in a five-year-old child in the Kain city outpatient clinic.

Full Text

В начале октября 1931 г. нам пришлось наблюдать редкий случай сочетания дифтерии носа и кожи у пятилетнего ребенка в Каинской го­родской амбулатории.

2/Х 1931 г. на амбулаторный прием по детским болезням гр-ка III. доста­вила из деревни своего ребенка, Фердинанда, мальчика 5 лет 4 мес. в очень тяжелом супоросном состоянии. Из анамнеза выяснилось, что ребенок первона­чально заболел насморком с почти полным закладыванием носа 5—6 дней тому назад, т. е. приблизительно 26—27 сентября. В дальнейшем у ребенка появилось кровянистое истечение из носа, с неприятным запахом. С самого начала болезни, по словам матери, ребенок, бывший до того веселым и резвым, начал слабеть и впадать в спячку; затем появилась опухоль шеи. 30 сентября в левом паху поя­вилась краснота и припухлость на месте бывшей опрелости. Состояние ребенка стало ухудшаться, исчез аппетит, а воспалительный процесс из паха стал рас­пространяться на бедро.

St. praesens, мальчик слабого телосложения, пониженного питания, бледен, вял, сонлив, с утомленным выражением глаз, слабо на все реагирует, t° 38,2—38,3. Дыхание через рот, одутловатость шеи. Ноздри совершенно заложены. Выделение из носа очень скудное, слизисто-гнойное, с примесью крови. Имеются ссаднения кожи по краям наружных носовых отверстий, переходящие в поверхностный струпик на верхней губе. Рот все время полуоткрыт; голову ребенок имеет на­клонность запрокидывать назад, отчего одутловатость шеи выступает еще резней. При ощупывании шеи обнаруживается болезненность подчелюстной области и в верхних боковых шейных треугольниках. Прощупать лимфатические железы не удается из-за чувствительности шеи и отечности. При глубокой пальпации ребе­нок стонет и дергается. (По Rоmbегg’y в подобных случаях, вследствие внед­рения инфекции в более глубокие слои ткани развивается сильный воспалитель­ный отек у углов нижней челюсти и на шее, а иногда также и на лице; причем лимфатические железы сильно набухают и не всегда могут быть прощупаны, как и в нашем случае).

В зеве и гортани у ребенка ничего особенного не обнаружено. При оття­гивании мягкого неба [задняя риноскопия] в хоанах на слизистой оболочке на красном фоне видны белые валеты. Дыхание частое, поверхностное, до 30 раз в минуту. В легких обычное пуэрильное дыхание. Пульс еле прощупывается и не сосчитывается. Тоны сердца очень глухи. Живот большой, вздутый. Со стороны органов живота ничего ненормального не обнаружено. На левом бедре ниже па­хового сгиба имеется омертвелый участок кожи красновато-буроватого цвета с незначительным серозно-кровянистым отделением и с гнилостным запахом, за­нимающий область почти всего Скарповского треугольника. Вокруг омертвелого участка наружные покровы несколько отечны, бледны, без воспалительной крас­ноты и плотности. Ниже: на бедре, на голени и стопе не обнаружено следов лим­фангоита и никаких признаков местного воспалительного—гнойного процесса— первичного очага инфекции, поразившей область Скарповского треугольника.

Так как в г. Каинске произвести немедленно необходимое бактериологиче­ское исследование в данный момент было невозможно, и так как картина забо­левания производила впечатление несомненной первичной дифтерии носа, то мною консультативно с доктором медицины В. И. Каманиным было решено тотчас же впрыснуть ребенку 5000 единиц дифтерийного антитоксина. (По Молчанову, врач должен помнить, что ответственность за правильное распознавание и свое­временное лечение при дифтерии лежит на нем, а не на лаборатории, и поэтому он должен уметь ставить диагноз на основании клинической картины болезни“).

Относительно гангренисцирующего участка кожи на бедре нами было вы­сказано предположение, что это есть вторичное поражение кожи тем же болезне­творным вирусом дифтерии, так сказать, своего рода gangrena nosocomialis. На область омертвелой кожи наложена влажная сулемовая (1 :5000) повязка.

3/Х. Самочувствие ребенка лучше: ребенок стал веселее и живее. Т° 37,2. Появилось желание есть. Пульс 130 в минуту. Отделения из носа сделались обильнее и жиже. Повязка на бедре промокла. Отделение из раны розового цвета.

По снятии повязки обнаружено, что омертвелый участок кожи побелел; увеличи­лась припухлость со стороны окружающей здоровой кожи, увеличилась ее плот­ность, и появилось некоторое ее покраснение.

4/Х. Т° 36,5; из носа выделение без запаха, обильное, серозное; выделяются беловатые пленки. Ребенок легче двигает шеей. Дыхание 18—20 в минуту. Ребе­нок стал проявлять интерес к окружающему; аппетит усиливается. Повязка на бедре сильно пропиталась серозным отделением. По снятии ее обнаружилась де­маркация на границе здоровой кожи с мертвой тканью. Омертвевший участок беловато-сероватого цвета занимает всю область Скарповского треугольника.

5/Х. Отделение из носа резко уменьшилось; стало появляться носовое ды­хание.

6/Х. Носовое дыхание восстановилось через обе ноздри. Одутловатость шеи исчезла.

7/Х. Начинают отторгаться (при помощи пинцета) участки омертвелой кожи и подкожной клетчатки.

9/Х. Полное отторжение омертвелой ткани на бедре. В нижнем углу Скар­повского треугольника имеется частичное омертвение ткани лимфатической же­лезы. Выявилась картина, как в анатомическом атласе, расположения мускула­туры в этой области (m.m. sartorius adductoresj. Вверху под сохранившейся фас­цией заметна пульсация arteriae femoralis.

11/Х. Удалены последние омертвелые участки лимфатических желез. Обна­ружена подрытость кожного края вверху, в паховом сгибе, на месте перехода кожи с бедра на живот. Местами у краев и на дне появились грануляции бледно- розового цвета. Отделение чистое, серозное, в незначительном количестве. Кожные края раны потеряли подвижность.

13—14/Х. Дно раны покрылось грануляциями, и анатомическая картина исчезла. В нижнем углу грануляции почти сравнялись с кожей; подрытость кожи у верхнего края исчезла. Гранулирующая площадь уменьшается с краев.

15—16/Х. Полость бывшего омертвения всецело выполнилась грануляциями; площадь которых уменьшилась почти вдвое, вследствие стягивания краев раны и надвигания эпидермиса. Отделение серозное, ничтожное.

19/Х. Площадь грануляций уменьшилась почти втрое; с краев быстро идет эпидермизация. Является опасение за возможность расстройства кровообращения в нижней конечности после полного заживления бывшего омертвелого участка кожи и подкожной клетчатки вследствие стягивания рубцом и сдавления вен в области foraminis ovalis fasciae latae.

На этом наше наблюдение закончилось вследствие вынужденного отъезда пациента в деревню.

 

Рис. 1. Кожный желвак по линии предполагаемого разреза и пропитывание подкожной клетчатки до апоневроза.

 

Рис. 2. Инъекция под апоневроз и в мышцы.

 

 

Рис. 3 М. rectus перерезан. В нижне наружном углу раны надрезаны волокна. Вскрыто влагалище прямой мышцы. Пропитывается предбрюшинная клетчатка инъекциями под заднюю стенку влагалища.

 

 

Рис. 4. По рассечении n нижне-наружном углу раны m, obliqui intern! более тщательно пропитывается предбрюшинная клетчатка.

 

Рис. 5. По вскрытии брюшной полости и по окончании анэстсзии брюшины извлечена петля fl. hepaticae coli для пропитывания итого отдела брыжжейки.

Рис. 6. Инфильтрат брыжжейки fl. coli hcpaticae виден в верхнем этаже живота у ру-iorus’a и duodenum, просвечивая здесь через верхнюю пластинку брыжжейки. Повторными инъекциями под нижний край duodeni он увеличивается с расчетом сообщить ему продвижение к области pl. Solaris. Инъекция верхнего края duodeni посылает жидкость в состав образования того же инфильтрата. Подсерозное пропитывание пузыря и разрез серозной оболочки вначале эктомии. Вся картина в целом иллюстрирует благоприятную экспозицию области подготовленную заложенным здесь инфильтратом.

 

Рис. 7. Скрученный по спирали d. cysticus и обработка культи лигатурой.

 

Рис. 8. Имплантация свободного сальника в ложе пузыря и перитонизация его-широко оставленной серозной оболочкой.

Рис. 9. Дренаж сифон-манометр, a—ductus hepaticus, b—duodenum,, с—дренаж-сифон, d—дренаж-манометр.

 

Если представленный нами случай является банальным как пер­вичная дифтерия носа, по легкости диагноза не требующая даже бакте­риологического исследования, то последовательная гангрена кожи и под­кожной клетчатки на бедре под паховой складкой относит нас невольно к тем мрачным временам, когда Н. И. Пирогов в своей военно-поле­вой хирургии описывал несколько видов госпитальной гангрены со все­возможными оттенками и переходами одной формы в другую, и когда он при входе в гангренозное отделевие в Севастополе, где умирали и все раненые, и вступившие в гангренозное отделение сестры милосердия, ве­лел начертать надпись из Dante: „Lasciata ogni speranza, voiqu’entra te."

Профессор В. П. Миролюбова также и Теребинский гос­питальную гангрену считают бичом госпиталей в добактериологическии период медицины. А. Д. Павловский подчеркивал в свое время [в 1915 г.], что большинства гнойно-гнилостных заражений, описанных Пироговым, теперь нет. И все это благодаря мощным успехам анти­септики, асептики, бактериологии и серотерапии1).

Наш случай дифтерии носа, кожи и подкожной клетчатки на бедре, помимо редкости, вследствие столь быстрого выздоровления может служить ярким примером эффектного серотерапевтического вмешательства при за­болевании почти безнадежном. Сам терапевтический эффект подтверждает точность и подлинность нашего этиологического диагноза.

Фактом, подтверждающим этиологическую связь в нашем случав гангрены кожи и клетчатки на бедре с первичным поражением носа, является также быстрота распространения гангренозного процесса (три дня) вглубь и по периферии без соответственной воспалительной реакции окружающих здоровых тканей, что обычно бывает при резко выражен­ной некротизирующей способности бактерийного токсина (В. Подвысоцкий).

По Finkelsteiп’у и Меуег’у при норме, являющейся ослож­нением дифтерии, на границе со стороны здоровых тканей наблюдается только отечное припухание, но никакой, или крайне незначительная вос­палительная реакция. В нашем случае воспалительная реакция появилась со стороны здоровых тканей только после применения антидифтерийной сыворотки как первичный лечебный эффект, за которым быстро после­довало отторжение омертвелых частей и обнажение мускулатуры. Подоб­ное обнажение мышц, сосудов, нервов, можно иногда наблюдать при номе, когда последняя распространяется на шейную область (Ворнгаупт).

Feer отмечает, что дифтерия кожи, особенно, если полость пос­ледней нарушена, нередко развивается вторично в связи с дифтерией в обычных местах тела, и, как пример, приводит поражение верхней губы рта при дифтерии носа. Последнее, помимо эллекционного пораже­ния кожи на экзематозном или опрелом месте в пахобедренной складке, наблюдалось и в нашем случае.

 

1 В последние годы войны в германских лазаретах п во время голодных лет частота дифтерии кожи резко повысилась, по Landé до 20%.

×

About the authors

I. I. Khodanov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Rice. 1. Skin nodule along the line of the proposed incision and soaking of the subcutaneous tissue to aponeurosis.

Download (484KB)
3. Rice. 2. Injection under the aponeurosis and into the muscles.

Download (339KB)
4. Rice. 3 M. rectus is cut. In the lower outer corner of the wound, fibers are incised. The rectus sheath was opened. The preperitoneal tissue is impregnated with injections under the posterior wall of the vagina.

Download (290KB)
5. Rice. 4. After cutting the n lower-outer corner of the wound m, obliqui intern! the preperitoneal tissue is more thoroughly impregnated.

Download (347KB)
6. Rice. 5. After opening the abdominal cavity and at the end of the anesthesia of the peritoneum, a loop of fl was removed. hepaticae coli to soak the entire mesentery.

Download (593KB)
7. Rice. 6. Mesenteric infiltration fl. coli hcpaticae is visible in the upper floor of the abdomen in ru-iorus'a and duodenum, shining through here through the upper mesentery plate. By repeated injections under the lower edge of the duodeni, it increases with the expectation of informing it of progress towards the area pl. Solaris. Injection of the upper edge of the duodeni sends fluid into the formation of the same infiltrate. Subserous impregnation of the bladder and incision of the serous membrane at the beginning of the ectomy. The whole picture as a whole illustrates the favorable exposure of the area prepared by the infiltration laid down here.

Download (411KB)
8. Rice. 7. Twisted in a spiral d. cysticus and ligation of the stump.

Download (187KB)
9. Rice. 8. Implantation of a free omentum in the bed of the bladder and peritonization of the widespread serous membrane.

Download (490KB)
10. Rice. 9. Drainage siphon-manometer, a — ductus hepaticus, b — duodenum, c — drainage-siphon, d — drainage-manometer.

Download (94KB)

© 2021 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies