Планирование здравоохранения
- Авторы: Мухамедьярова Ф.Г.
- Выпуск: Том 25, № 10 (1929)
- Страницы: 1100-1106
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 16.09.2021
- Статья одобрена: 16.09.2021
- Статья опубликована: 15.10.1929
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/80280
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj80280
- ID: 80280
Цитировать
Полный текст
Аннотация
11—13 сентября с/г. при НКЗдраве Р.С.Ф.С.Р состоялось совещание плановых работников и руководителей здравоотделов областей и республик, входящих в состав РСФСР. Открывая совещание, нарком Н.А. Семашко остановился на основных моментах работы органов здравоохранения в периоде социалистического строительства. Он указал на необходимость проведения жесткой плановости в работе, на большое политическое и практическое значение выполнения 5-ти летнего плана здравоохранения и на строгое проведение социально-классового принципа в деле обслуживания населения медико-санитарной помощью. Была подчеркнута необходимость наиболее полного обеспечения медико-санитарным обслуживанием промышленных центров, районов расположения крупных совхозов, и колхозов, на что должно быть обращено самое серьезное внимание и выделен максимум средств.
Ключевые слова
Полный текст
11—13 сентября с/г. при НКЗдраве Р.С.Ф.С.Р состоялось совещание плановых работников и руководителей здравоотделов областей и республик, входящих в состав РСФСР. Открывая совещание, нарком Н.А. Семашко остановился на основных моментах работы органов здравоохранения в периоде социалистического строительства. Он указал на необходимость проведения жесткой плановости в работе, на большое политическое и практическое значение выполнения 5-ти летнего плана здравоохранения и на строгое проведение социально-классового принципа в деле обслуживания населения медико-санитарной помощью. Была подчеркнута необходимость наиболее полного обеспечения медико-санитарным обслуживанием промышленных центров, районов расположения крупных совхозов, и колхозов, на что должно быть обращено самое серьезное внимание и выделен максимум средств.
С докладом о контрольных цифрах на 1929/30 г. выступил тов. Коновалов, который указал, что контрольные цифры, как второй годовой отрезок пятилетки, отражают все те установки, которые легли в основу пятилетнего плана. Контрольные цифры составлены с учетом всех тех основных задач, которые стоят перед органами здравоохранения на сегодняшний день. Правда, они не дают- возможности широко развернуть наши мероприятия в соответствии с общим темпом развития всего народного хозяйства, но при стопроцентном их выполнении и при соблюдении строгой плановости мы сможем достигнуть крупных результатов, что главным образом, зависит от правильного проведения нашей политики на местах. Главная наша задача заключается в обеспечении промышленных центров основными видами медико-санитарной помощи, в подтягивании отсталых районов (например, горняцких), в обеспечении специальной помощью в городах в первую очередь застрахованных, несмотря на значительный разрыв между обслуживанием города и деревни. Дальнейшее развертывание медико-санитарной сети и новое строительство должны удовлетворять именно этим требованиям. Работа наших учреждений должна быть реорганизована в соответствии со введением 7-ми часового рабочего дня и непрерывной рабочей недели.
Обеспечение обобществленного сектора сельского хозяйства, представляющее вторую важную задачу, также предусмотрено в контрольных цифрах. Правда, окончательное разрешение этого вопроса требует еще много сил и средств и, главным образом, оно упирается на новое строительство, но пока мы можем и должны осуществить те мероприятия, которые этого не требуют: организация пунктов первой помощи, амбулаторий с приемным покоем, яслей и друг.
В отношении обслуживания колхозов и совхозов стационарною помощью и специальными видами медпомощи они должны быть прикреплены к ближайшим лечебным учреждениям. Далее в контрольных цифрах предусмотрено подтягивание отсталых частей здравоохранения, как-то: ОЗД и др.; уделено большее место профилактическим мероприятиям, как основе всего. Советского здравоохранения; так как некоторые районы РСФСР весьма неустойчивы в отношении эпидемических заболеваний, то этот момент, т. е. снижение энидемичности отдельных районов, также отражены в контрольных цифрах. Таким образом контрольные цифры отражают все основные моменты, которые должны быть конкретизированы в районном разрезе при составлении оперативных планов. Самое главное внимание должно быть обращено на эффективное использование средств и проведение рационализаторских мероприятий с тем, чтобы удешевить нашу продукцию хотя бы на 5%. Этот последний момент обращает на себя внимание еще потому, что темп развития дела здравоохранения в общем отстает от всего народного хозяйства; имеется серьезная угроза разрыва. Для того, чтобы несколько смягчить этот разрыв и улучшить обслуживание промышленного пролетариата и строителей социализма в деревне, должно быть обращено большее внимание на мобилизацию внутренних рессурсов путем проведения широких рационализаторских мероприятий.
Вторым вопросом повестки дня стоял доклад планового отдела о методологии составления пятилетнего плана в социально-классовом разрезе. Докладчик тов. Гинсбург указал, что этот вопрос является дальнейшим уточнением пятилетнего плана и представляет вторую стадию плановой работы. Первый этап плановой работы выявил в пределах финансовых лимитов перспективу развертывания сети и мероприятий, а вторая стадия работы должна заключаться в выявлении продукции намеченной сети и в ее распределении между отдельными группами населения соответственно задачам, поставленным пятилетним планом развития всего народного хозяйства. Таким образом, задачи социально-классового подхода по медобслуживанию различных групп населения должны быть более четко сформулированы, а именно: а) наиболее полное обеспечение медицинской помощью промышленного пролетариата, б) расширение и улучшение медпомощи сельско-хозяйственным рабочим совхозов, в) улучшение медицинского обслуживания обобществленного сектора сельского населения: трудящихся колхозов и г) улучшение, по мере возможности, медпомощи остальному сельскому населению. Все это нужно выявить ввиде развернутого цифрового материала.
Запроектированный бюджет здравоохранения не дает возможности развернуть сети медико-санитарных учреждений для полного обслуживания указанных групп. Рост больничных коек в городах на 32% отстает от роста застрахованных (40%). Поэтому для осуществления указанных выше задач требуется наиболее рациональное использование существующей и вновь запроектированной сети, как по линии повышения ее продукции, так и по линии очередности в обслуживании этой сетью различных групп населения. В отношении повышения продукции сети необходимо уменьшение прогула коек, который, по предварительным сведениям, доходил в 1927/28 году до 20% в городах, до 28% в сельских местностях. Плановый отдел считает необходимым снизить недогрузку коек в городах к концу 5-тилетия до 11%, и в сельских местностях до 15%, исходя из оборота городской койки в 17, а сельской в 16 раз. Такое уменьшение прогула коек возможно при условиях: а) сокращения времени, затрачиваемого на ремонт б-ц до 3-х недель в городах и до 1 м-ца в сельских местностях, и вообще, рационализации ремонта учреждений путем своевременного отпуска средств, заблаговременного заготовления материалов и проч.; б) полного обеспечения б-ц необходимым количеством медперсонала и прекращения наблюдающегося на местах частичного свертывания коек во время летних отпусков; в) широкого применения системы боксов в заразных корпусах, дабы избежать высокого % прогула коек; г) решительного улучшения больниц в сельских местностях; д) проведения рационализации деятельности учреждений на основе циркуляра НКЗ за № 126; е) проведения социалистического соревнования между здравотделами и отдельными учреждениями.
Доведение нагрузки коек до нормальных размеров позволит увеличить количество койко-дней в больницах городов и промышленных центров к концу 5-летия на 51,9% при росте числа коек на 32%, т. е. получить лишних 4703 тысячи койко-дней, а в сельских местностях на 71,7% при росте числа коек на 47,5%, т. е. получить лишних 2620 т. койко-дней. В психиатрических больницах эта рационализация должна сводиться к разгрузке этих учреждений, ввиду чего рост продукции психобольниц на 12% отстает от роста числа коек на 50,2%. Введение вечерних приемов в амбулаториях городов и промышленных центров увеличит число посещений в 1932/33 г. на 52,4% при росте амбулаторных кабинетов (включая зубоврачебные) на 37,3%, а введение второго врача на участке повысит число посещений на 35,3%, т. е. даст слишком 24 миллиона посещений. Такое повышение продукции несколько смягчит острую потребность в новом строительстве и даст возможность снизить стоимость единиц медицинской помощи, что позволит примерно на 200 миллионов сократить дефицит по бюджету здравоохранения, исчисленный ориентировочно в 350—400 миллионов рублей. Ввиду общей недостаточности развития дела здравоохранения, обслуживание должно производиться в порядке очередности с учетом значения каждой группы населения в деле социалистического строительства. По предварительным подсчетам планового отдела, из всего прироста продукции городских больниц (без психиатрических), к концу пятилетия в 16.073 т. койко-дней, для обслуживания застрахованных намечается 14998 т. койко-дней или 93,3%. Общий процент использования застрахованными городской квалифицированной коечной помощи повысится до 73,8% вместо 63,6% в 1927—28 г.
Незастрахованные, т. е. крестьяне, при общем росте продукции городских больниц на 51,9% получат из нее 12350 т. койко-дней вместо 11275 т. койко-дней в 1927/28 г., т. е. более всего лишь на 0,9%. Такое использование городской коечной сети даст возможность поднять норму коечного обслуживания застрахованных в среднем до двух койко-дней на одного застрахованного жителя вместо 1,61 койко-дней в 1927—28 г., т. е. на 24,2%. При этом норма для застрахованных, живущих в городах и промцентрах, т. е. главным образом для промышленного пролетариата, повышается более значительно с 1,63 до 2,03 койко-дней, т. е. на 24,5%, а для застрахованных в сельских местностях, т. е. главным образом для рабочих совхозов, с 1,43 до 1,65 койко-дней или на 15,4%.
По амбулаторной помощи показатель обслуживания одного застрахованного повышается в среднем до 8-ми посещений вместо 6,91 за 1927—28 г., т. е. на 15,8%, причем такое усиленное обслуживание застрахованных амбулаторной помощью может быть осуществлено только за счет некоторого сокращения приема в городских амбулаториях незастрахованных, т. е. главным образом сельских жителей. Если в 1927/28 г. приходилось на незастрахованных около 25 миллионов посещений в городах, то в 1932/33 г. для них запроэктировано только 20 мил. посещений.
При указанной проэктировке общее использование застрахованными больничной помощи повышается с 44,8% до 52,5%, а амбулаторной с 50% до 56% при росте удельного веса застрахованных в общем населении с 14% до 17%.
Наряду с улучшением медпомощи промышленному пролетариату и рабочим совхозов необходимо решительное улучшение медпомощи населению социалистического сектора на селе. Для этого значительная часть прироста сельских коек должна быть обращена на обслуживание колхозов. Из всего прироста продукции сельских б-ц в 8.047 тысяч койко-дней предполагается использовать на обслуживание колхозников 3.646 т. койко-дней или 45,3%. Кроме того, весь прирост по участковым больницам в городах также обратить на обслуживание колхозов. Все это даст возможность повысить норму коечного обеспечения для 1-го жителя колхозов с 0,35 до 0,67 (по линии сельской сети с 0,12 до 0,32 койко-дней., по городской с 0,14 до 0,25, с,) т. е. на 86%. По амбулаторной помощи показатель на одного жителя колхозов повышается с 1,3 до 2,0, т. е. на 58,8% (по линии сельских амбулаторий с 1,0 до 1,58 и городских с 0,3 до 0,42). В силу ограниченности средств для неорганизованного сельского населения коечный показатель может быть повышен на 1,7%, т. е. с 0,35 до 0,356 койко-дней, а амбулаторный на 4,2%, т. е. с 1,2 до 1,25 посещений.
По остальным медико-санитарным учреждениям вопрос о распределении продукции еще не проработан, но в основу этой проработки будут положены вышеизложенные принципы. Так, показатель обслуживания постоянными яслями застрахованных должен повыситься с 0,42 до 0,77 дето-дней на 1-го застрахованного или на 83,3%. Ясельный показатель для 1-го жителя обобществленного сектора увеличивается с 0,025 до 0,71, а для остальных сельских жителей с 0 025 до 0,081.
В результате такого распределения продукции медико-санитарной сети получается некоторое перераспределение средств по бюджету здравоохранения.
Если в 1926/27 году на обслуживание застрахованных из всех средств затрачено 63,3%, то в 1932/33 году 67%, причем это повышение производится главным образом, за счет бюджетных и прочих средств, из которых в 1926/27 г. выделялось на застрахованных 37,7%, а в 1932/33 г. 47,6%.
Стоимость медпомощи для одного активно-застрахованного повышается в среднем до 64 р. 17 к., вместо 37 р. 15 к., причем расход из фонда медпомощи возрастает всего лишь на 36,5% (с 25 р. 77 к. и до 35 руб.), тогда как расход из бюджетных средств увеличивается на 155% (с 11 р. 38 к. до 29 р.). Таким образом, по линии бюджетных и др. средств в первую очередь акцентуируется медпомощь застрахованными, т. е. главным образом промышленному пролетариату и рабочим совхозов. При среднем расходе на одного жителя из этих средств (без фонда медпомощи) в 4 р. 41 к., на душу застрахованного населения предполагается израсходовать 11 р. 60 коп. т. е. более на 7 р. 19 к. Во вторую очередь за счет бюджетных и прочих средств акцентрируется медпомощь социалистическому сектору на селе. Стоимость медпомощи для одного жителя колхозов к концу пятилетия повысится до 5 руб. 18 коп. вместо 1 р. 37 коп., израсходованных в 1926/27 г. на них как на сельских жителей. Стоимость медпомощи для остальных сельских жителей возрастает до 2 р. 50 коп. на душу, вместо 1 р. 37 к. за 1926/27 год.
Этот проект обслуживания медпомощью населения в социально-классовом разрезе является первой наметкой, исчисленной в масштабе РСФСР, и потому нуждается в более углубленной проработке по отдельным районам.
По вопросу о переводе лечебной работы на диспансерный метод сообщение сделал тов. Нейштадт. Хотя этот вопрос на повестке дня не стоял, но в связи с постановлением Совнаркома РСФСР о разработке плана снижения заболевания и об уменьшении количества дней временной утраты трудоспособности среди рабочих, вопрос о диспансерном методе перестает быть только предметом дискуссии, а приобретает большое практическое значение. В кратком своем сообщении тов. Нейштадт указал, что Наркомздрав предполагает перевести работу лечебных учреждений на диспансерный метод, как единственный метод, отвечающий задачам советского здравоохранения и дающий возможность поставить учет заболеваемости среди отдельных производственных групп, изучения причин повышения заболеваемости и принятия практических мер к ее снижению. Само собой разумеется, что с введением диспансерного метода в лечебных учреждениях необходимости в существовании отдельных туберкулезных и венерологических диспансеров не будет. Таким образом мы перейдем на единую диспансерную систему, что, несомненно, обеспечит более эффектное и рациональное использование наших сил и средств и облегчит планирование наших мероприятий с точки зрения их хозяйственной значимости—воспроизводства и восстановления рабочей силы.
По вопросу о санитарном оздоровлении Республики, тоже не включенному в повестку дня, совещание выслушало сообщения т.т. Сысина и Добрейцера. В связи с докладом НКздрава в Совнаркоме РСФСР о санитарном состоянии Республики последний вынес ряд весьма важных, имеющих большое практическое значение, постановлений, касающихся санитарного оздоровления Республики. НКздраву РСФСР предложено разработать 4-х летний план проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, который должен охватить все стороны санитарной жизни, а также включить мероприятия, проводимые другими ведомствами в области санитарного оздоровления. В свою очередь НКздравом предложено всем областным и краевым. Здравотделам и НКздравам автономных республик и областей немедленно приступить к разработке плана в краевом и областном масштабе согласно инструкции НКздрава, и по согласовании и утверждении в местных плановых комиссиях представить в НКздрав РСФСР не позднее 15 октября с/г.
Далее была заслушена краткая информация тов. Кульвановского о социалистическом соревновании между Здравотделами. Наиболее актуальными задачами, которые стоят перед органами Здравоохранения и могут служить предметом соревнования, НКздрав считает след. вопросы: 1) проработка 5-ти летнего плана в социально-классовом разрезе, 2) осуществление контрольных цифр на 1929/30 год, 3) наибольшая мобилизация внутренних рессурсов, 4) снижение прогула коек, 5) установление связи с производственными союзами.
Все эти вопросы, имеющие большое политическое и практическое значение, ни в коем случае не могут оставаться только предметами обсуждения на совещаниях и заседаниях ответственных работников, а должны привлечь внимание всех работников Здравоохранения, в особенности врачей, которые должны принимать активное участие в проработке этих вопросов на местах и усвоить их политическое и экономическое значение с точки зрения социалистического строительства.
Контрольные цифры по здравоохранению в РСФСР на 1929/30 г.
(К докладу тов. Коновалова).
Табл. 1. Лечебно-профилактическая сеть (без транспорта)
Наименование | 1927/28 | 1928/29 | 1929/30 | Рост по отношению к предыдущ. году принятому за сто | |
1928/29 | 1929/30 | ||||
Больничные койки | 175630 | 184019 | 198889 | 104,8 | 108,1 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
а) городские | 111456 | 114653 | 121743 | 102,9 | 106,2 |
6) сельские | 42618 | 45915 | 50259 | 107,7 | 109,5 |
в) психиатрические | 21556 | 23451 | 26887 | 108,0 | 114,6 |
г) амбулат. кабин., включая прибольн. в городах | 7245 | 7915 | 8664 | 109,2 | 109,5 |
Зубоврач. кресла | 2670 | 2886 | 3207 | 108,0 | 108,0 |
Врачи помощи на дому | 1406 | 1705 | 1912 | 121,3 | 112,1 |
Пункты пер. пом. на предпр. | 1163 | 1463 | 1721 | 125,8 | 117,6 |
Нервно-псих. диспансеры | 8 | 11 | 24 | 137,5 | 218,1 |
Хозрасч. аптеки | 2002 | 2159 | 2377 | 107,8 | 110,1 |
Сельские врач. уч. | 4781 | 5084 | 5498 | 106,3 | 108,1 |
В том числе больниц | 2791 | 2920 | 3073 | 104,6 | 105,2 |
Самост. фельдш. пункты | 3525 | 3457 | 3212 | 98,1 | 92,9 |
Санитарно-профилактическая сеть (без транспорта). Таб. 2.
| |||||
Бактер. институты | 35 | 35 | 35 | 100,0 | 100,0 |
Лаборатории | 214 | 243 | 289 | 113,5 | 118,9 |
Дезстанции | 14 | 16 | 35 | 114,3 | 218,0 |
Дезпункты | 194 | 212 | 271 | 109,2 | 127,8 |
Маляр. станции | 107 | 110 | 116 | 102,8 | 105,4 |
Пастеровск. станции | 52 | 61 | 62 | 117,3 | 101,6 |
Санврачи | 1299 | 1446 | 1649 | 111,3 | 114,0 |
Тубдиспансеры | 275 | 291 | 314 | 106,0 | 108,0 |
Койки: |
|
|
|
|
|
а) Вспом. | 7485 | 8231 | 8927 | 110,0 | 108,0 |
б) Санаторные | 7670 | 8277 | 9065 | 108,0 | 109,5 |
Тубпункты | 47 | 63 | 99 | 134,0 | 157,0 |
Вендиспансеры | 210 | 231 | 247 | 110,0 | 106,9 |
Вен. пункты | 242 | 295 | 386 | 121,5 | 138,0 |
Проф. институты | 4 | 7 | 7 | 175,0 | 100,0 |
Таб. 2. Санитарно-профилактическая сеть (без транспорта).
Наименование учреждений | 1927/28 | 1928/29 | 1929/30 | Рост по отношению к предыдущ. году принятому за 100 | |
1928/29 | 1929/30 | ||||
Проф. диспансеры | 20 | 29 | 36 | 145,0 | 124,1 |
Дома санпросвета | 100 | 112 | 135 | 112,0 | 120,5 |
Детпрофамбулатории | 124 | 145 | 171 | 116,9 | 117,8 |
Койки: |
|
|
|
|
|
а) Вспом. при ДПА | 1623 | 2015 | 2415 | 124,1 | 119,8 |
б) Невро-психо-аномалии | 1360 | 1630 | 1960 | 119,8 | 120,2 |
в) Физ. аномалии | 1525 | 1925 | 2300 | 126,2 | 119,4 |
г) В сан. для раб. под. | 829 | 1300 | 1825 | 156,8 | 140,0 |
д) В сан. лаг. для юных пион. | 675 | 1420 | 1915 | 210,3 | 134,8 |
Врачи ОЗД | 1320 | 1530 | 1716 | 115,9 | 112,1 |
Первич. пун. ОЗД | 59 | 106 | 161 | 179,9 | 151,8 |
Детск. консульт.: |
|
|
|
|
|
а) городские | 589 | 643 | 772 | 109,1 | 120,0 |
в) сельские | 365 | 492 | 650 | 134,7 | 132,1 |
Постоян. ясли | 858 | 978 | 1122 | 113,9 | 114,7 |
Мест в них | 32002 | 38543 | 44769 | 120,4 | 116,1 |
Летние ясли | 5424 | 6360 | 7448 | 117,2 | 117,1 |
Табл. 3. Персоналы и зарплата.
| 28/29 г. | 29/30 г. |
Контингент: |
|
|
Врачи | 39525 | 43171 |
Средний персонал | 81525 | 88960 |
Проч. персонал | 141546 | 154167 |
Сред. месячн. ставки: |
|
|
Врачей | 126 р. | 150 р. |
Средн. персонала | 55 » | 62 » |
Пр. персонала | 41 » | 45 » |
Сумма годовой зарпл.: |
|
|
Врачей | 59761800 | 77707800 |
Средн. персонала | 53837520 | 66186240 |
Проч. персонала | 70624632 | 83250180 |
Всего по всем гр. |
|
|
Количество персонала | 264643 | 286298 |
Общая сумма зарплаты | 184225952 | 227144220 |
Начисл. в соц. стр. и местком | 27633892 | 36343075 |
Периодич. прибавки | 3500000 | 6000000 |
Итого с начисл. в соцстр. с период. прибавкой | 215357844 | 269487295 |
Сводный бюджет органов Здравоохранения
включая автоном. республики (в мил. руб.)
Источники финансирования | 27/28 | 28/29 | 29/30 |
Сводный бюджет |
|
|
|
1) Госбюджет (включая ссуду ЦКБ) | 36,3 | 40,0 | 42,9 |
2) Местный бюджет | 176,8 | 212,7 | 264,5 |
3) Фонд медпомощи | 182,9 | 191,0 | 220,5 |
4) В том числе: |
|
|
|
а) территориальный | 147,9 | 156,0 | 182,5 |
б) транспортный | 35,0 | 35,0 | 35,0 |
5) Спецсредства и пр. поступления | 31,2 | 33,9 | 50,5 |
6) В том числе отчислений от промышл. и зернотрест. | — | — | 10,9 |
Итого | 427,2 | 477,6 | 578,4 |
В том числе по АССР | 35,6 | 41,4 | 51,4 |
Соотношение в бюджете здравоохранения основных расходов
(в миллионах руб.)
Статьи расходов | 27/28 | 28/29 | 29/30 | Удельн. вес по всем бюдж. в %. | ||
27/28 | 28/29 | 29/30 | ||||
1) Капитальные вложения | 64,0 | 72,8 | 102,9 | 15,0 | 15,2 | 17,8 |
2) Фонд зарплаты | 186,0 | 213,5 | 255,9 | 43,5 | 44,7 | 44,2 |
3) Хоз. операт. расходы | 177,1 | 191,3 | 219,6 | 41,5 | 40,1 | 38 |
Итого | 427,2 | 477,6 | 578,4 | 100 | 100 | 100 |
Список литературы
Дополнительные файлы
