Health planning

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

September 11-13 this year under NKZdrav R.S.F.S.R, a meeting of planned workers and heads of health departments of regions and republics that are part of the RSFSR was held. Opening the meeting, People's Commissar N.A. Semashko dwelled on the main points of the work of health authorities in the period of socialist construction. He pointed out the need for strict planning in work, the great political and practical importance of the implementation of the 5-year health plan and the strict implementation of the social-class principle in the provision of health care to the population. The need for the fullest provision of medical and sanitary services to industrial centers, areas where large state farms and collective farms are located was emphasized, to which the most serious attention should be paid and maximum funds allocated.

Full Text

11—13 сентября с/г. при НКЗдраве Р.С.Ф.С.Р состоялось совещание плановых работников и руководителей здравоотделов областей и республик, входящих в состав РСФСР. Открывая совещание, нарком Н.А. Семашко остановился на основных моментах работы органов здравоохранения в периоде социалистического строительства. Он указал на необходимость проведения жесткой плановости в работе, на большое политическое и практическое значение выполнения 5-ти летнего плана здравоохранения и на строгое проведение социально-классового принципа в деле обслуживания населения медико-санитарной помощью. Была подчеркнута необходимость наиболее полного обеспечения медико-санитарным обслуживанием промышленных центров, районов расположения крупных совхозов, и колхозов, на что должно быть обращено самое серьезное внимание и выделен максимум средств.

С докладом о контрольных цифрах на 1929/30 г. выступил тов. Коновалов, который указал, что контрольные цифры, как второй годовой отрезок пятилетки, отражают все те установки, которые легли в основу пятилетнего плана. Контрольные цифры составлены с учетом всех тех основных задач, которые стоят перед органами здравоохранения на сегодняшний день. Правда, они не дают- возможности широко развернуть наши мероприятия в соответствии с общим темпом развития всего народного хозяйства, но при стопроцентном их выполнении и при соблюдении строгой плановости мы сможем достигнуть крупных результатов, что главным образом, зависит от правильного проведения нашей политики на местах. Главная наша задача заключается в обеспечении промышленных центров основными видами медико-санитарной помощи, в подтягивании отсталых районов (например, горняцких), в обеспечении специальной помощью в городах в первую очередь застрахованных, несмотря на значительный разрыв между обслуживанием города и деревни. Дальнейшее развертывание медико-санитарной сети и новое строительство должны удовлетворять именно этим требованиям. Работа наших учреждений должна быть реорганизована в соответствии со введением 7-ми часового рабочего дня и непрерывной рабочей недели.

Обеспечение обобществленного сектора сельского хозяйства, представляющее вторую важную задачу, также предусмотрено в контрольных цифрах. Правда, окончательное разрешение этого вопроса требует еще много сил и средств и, главным образом, оно упирается на новое строительство, но пока мы можем и должны осуществить те мероприятия, которые этого не требуют: организация пунктов первой помощи, амбулаторий с приемным покоем, яслей и друг.

В отношении обслуживания колхозов и совхозов стационарною помощью и специальными видами медпомощи они должны быть прикреплены к ближайшим лечебным учреждениям. Далее в контрольных цифрах предусмотрено подтягивание отсталых частей здравоохранения, как-то: ОЗД и др.; уделено большее место профилактическим мероприятиям, как основе всего. Советского здравоохранения; так как некоторые районы РСФСР весьма неустойчивы в отношении эпидемических заболеваний, то этот момент, т. е. снижение энидемичности отдельных районов, также отражены в контрольных цифрах. Таким образом контрольные цифры отражают все основные моменты, которые должны быть конкретизированы в районном разрезе при составлении оперативных планов. Самое главное внимание должно быть обращено на эффективное использование средств и проведение рационализаторских мероприятий с тем, чтобы удешевить нашу продукцию хотя бы на 5%. Этот последний момент обращает на себя внимание еще потому, что темп развития дела здравоохранения в общем отстает от всего народного хозяйства; имеется серьезная угроза разрыва. Для того, чтобы несколько смягчить этот разрыв и улучшить обслуживание промышленного пролетариата и строителей социализма в деревне, должно быть обращено большее внимание на мобилизацию внутренних рессурсов путем проведения широких рационализаторских мероприятий.

Вторым вопросом повестки дня стоял доклад планового отдела о методологии составления пятилетнего плана в социально-классовом разрезе. Докладчик тов. Гинсбург указал, что этот вопрос является дальнейшим уточнением пятилетнего плана и представляет вторую стадию плановой работы. Первый этап плановой работы выявил в пределах финансовых лимитов перспективу развертывания сети и мероприятий, а вторая стадия работы должна заключаться в выявлении продукции намеченной сети и в ее распределении между отдельными группами населения соответственно задачам, поставленным пятилетним планом развития всего народного хозяйства. Таким образом, задачи социально-классового подхода по медобслуживанию различных групп населения должны быть более четко сформулированы, а именно: а) наиболее полное обеспечение медицинской помощью промышленного пролетариата, б) расширение и улучшение медпомощи сельско-хозяйственным рабочим совхозов, в) улучшение медицинского обслуживания обобществленного сектора сельского населения: трудящихся колхозов и г) улучшение, по мере возможности, медпомощи остальному сельскому населению. Все это нужно выявить ввиде развернутого цифрового материала.

Запроектированный бюджет здравоохранения не дает возможности развернуть сети медико-санитарных учреждений для полного обслуживания указанных групп. Рост больничных коек в городах на 32% отстает от роста застрахованных (40%). Поэтому для осуществления указанных выше задач требуется наиболее рациональное использование существующей и вновь запроектированной сети, как по линии повышения ее продукции, так и по линии очередности в обслуживании этой сетью различных групп населения. В отношении повышения продукции сети необходимо уменьшение прогула коек, который, по предварительным сведениям, доходил в 1927/28 году до 20% в городах, до 28% в сельских местностях. Плановый отдел считает необходимым снизить недогрузку коек в городах к концу 5-тилетия до 11%, и в сельских местностях до 15%, исходя из оборота городской койки в 17, а сельской в 16 раз. Такое уменьшение прогула коек возможно при условиях: а) сокращения времени, затрачиваемого на ремонт б-ц до 3-х недель в городах и до 1 м-ца в сельских местностях, и вообще, рационализации ремонта учреждений путем своевременного отпуска средств, заблаговременного заготовления материалов и проч.; б) полного обеспечения б-ц необходимым количеством медперсонала и прекращения наблюдающегося на местах частичного свертывания коек во время летних отпусков; в) широкого применения системы боксов в заразных корпусах, дабы избежать высокого % прогула коек; г) решительного улучшения больниц в сельских местностях; д) проведения рационализации деятельности учреждений на основе циркуляра НКЗ за № 126; е) проведения социалистического соревнования между здравотделами и отдельными учреждениями.

Доведение нагрузки коек до нормальных размеров позволит увеличить количество койко-дней в больницах городов и промышленных центров к концу 5-летия на 51,9% при росте числа коек на 32%, т. е. получить лишних 4703 тысячи койко-дней, а в сельских местностях на 71,7% при росте числа коек на 47,5%, т. е. получить лишних 2620 т. койко-дней. В психиатрических больницах эта рационализация должна сводиться к разгрузке этих учреждений, ввиду чего рост продукции психобольниц на 12% отстает от роста числа коек на 50,2%. Введение вечерних приемов в амбулаториях городов и промышленных центров увеличит число посещений в 1932/33 г. на 52,4% при росте амбулаторных кабинетов (включая зубоврачебные) на 37,3%, а введение второго врача на участке повысит число посещений на 35,3%, т. е. даст слишком 24 миллиона посещений. Такое повышение продукции несколько смягчит острую потребность в новом строительстве и даст возможность снизить стоимость единиц медицинской помощи, что позволит примерно на 200 миллионов сократить дефицит по бюджету здравоохранения, исчисленный ориентировочно в 350—400 миллионов рублей. Ввиду общей недостаточности развития дела здравоохранения, обслуживание должно производиться в порядке очередности с учетом значения каждой группы населения в деле социалистического строительства. По предварительным подсчетам планового отдела, из всего прироста продукции городских больниц (без психиатрических), к концу пятилетия в 16.073 т. койко-дней, для обслуживания застрахованных намечается 14998 т. койко-дней или 93,3%. Общий процент использования застрахованными городской квалифицированной коечной помощи повысится до 73,8% вместо 63,6% в 1927—28 г.

Незастрахованные, т. е. крестьяне, при общем росте продукции городских больниц на 51,9% получат из нее 12350 т. койко-дней вместо 11275 т. койко-дней в 1927/28 г., т. е. более всего лишь на 0,9%. Такое использование городской коечной сети даст возможность поднять норму коечного обслуживания застрахованных в среднем до двух койко-дней на одного застрахованного жителя вместо 1,61 койко-дней в 1927—28 г., т. е. на 24,2%. При этом норма для застрахованных, живущих в городах и промцентрах, т. е. главным образом для промышленного пролетариата, повышается более значительно с 1,63 до 2,03 койко-дней, т. е. на 24,5%, а для застрахованных в сельских местностях, т. е. главным образом для рабочих совхозов, с 1,43 до 1,65 койко-дней или на 15,4%.

По амбулаторной помощи показатель обслуживания одного застрахованного повышается в среднем до 8-ми посещений вместо 6,91 за 1927—28 г., т. е. на 15,8%, причем такое усиленное обслуживание застрахованных амбулаторной помощью может быть осуществлено только за счет некоторого сокращения приема в городских амбулаториях незастрахованных, т. е. главным образом сельских жителей. Если в 1927/28 г. приходилось на незастрахованных около 25 миллионов посещений в городах, то в 1932/33 г. для них запроэктировано только 20 мил. посещений.

При указанной проэктировке общее использование застрахованными больничной помощи повышается с 44,8% до 52,5%, а амбулаторной с 50% до 56% при росте удельного веса застрахованных в общем населении с 14% до 17%.

Наряду с улучшением медпомощи промышленному пролетариату и рабочим совхозов необходимо решительное улучшение медпомощи населению социалистического сектора на селе. Для этого значительная часть прироста сельских коек должна быть обращена на обслуживание колхозов. Из всего прироста продукции сельских б-ц в 8.047 тысяч койко-дней предполагается использовать на обслуживание колхозников 3.646 т. койко-дней или 45,3%. Кроме того, весь прирост по участковым больницам в городах также обратить на обслуживание колхозов. Все это даст возможность повысить норму коечного обеспечения для 1-го жителя колхозов с 0,35 до 0,67 (по линии сельской сети с 0,12 до 0,32 койко-дней., по городской с 0,14 до 0,25, с,) т. е. на 86%. По амбулаторной помощи показатель на одного жителя колхозов повышается с 1,3 до 2,0, т. е. на 58,8% (по линии сельских амбулаторий с 1,0 до 1,58 и городских с 0,3 до 0,42). В силу ограниченности средств для неорганизованного сельского населения коечный показатель может быть повышен на 1,7%, т. е. с 0,35 до 0,356 койко-дней, а амбулаторный на 4,2%, т. е. с 1,2 до 1,25 посещений.

По остальным медико-санитарным учреждениям вопрос о распределении продукции еще не проработан, но в основу этой проработки будут положены вышеизложенные принципы. Так, показатель обслуживания постоянными яслями застрахованных должен повыситься с 0,42 до 0,77 дето-дней на 1-го застрахованного или на 83,3%. Ясельный показатель для 1-го жителя обобществленного сектора увеличивается с 0,025 до 0,71, а для остальных сельских жителей с 0 025 до 0,081.

В результате такого распределения продукции медико-санитарной сети получается некоторое перераспределение средств по бюджету здравоохранения.

Если в 1926/27 году на обслуживание застрахованных из всех средств затрачено 63,3%, то в 1932/33 году 67%, причем это повышение производится главным образом, за счет бюджетных и прочих средств, из которых в 1926/27 г. выделялось на застрахованных 37,7%, а в 1932/33 г. 47,6%.

Стоимость медпомощи для одного активно-застрахованного повышается в среднем до 64 р. 17 к., вместо 37 р. 15 к., причем расход из фонда медпомощи возрастает всего лишь на 36,5% (с 25 р. 77 к. и до 35 руб.), тогда как расход из бюджетных средств увеличивается на 155% (с 11 р. 38 к. до 29 р.). Таким образом, по линии бюджетных и др. средств в первую очередь акцентуируется медпомощь застрахованными, т. е. главным образом промышленному пролетариату и рабочим совхозов. При среднем расходе на одного жителя из этих средств (без фонда медпомощи) в 4 р. 41 к., на душу застрахованного населения предполагается израсходовать 11 р. 60 коп. т. е. более на 7 р. 19 к. Во вторую очередь за счет бюджетных и прочих средств акцентрируется медпомощь социалистическому сектору на селе. Стоимость медпомощи для одного жителя колхозов к концу пятилетия повысится до 5 руб. 18 коп. вместо 1 р. 37 коп., израсходованных в 1926/27 г. на них как на сельских жителей. Стоимость медпомощи для остальных сельских жителей возрастает до 2 р. 50 коп. на душу, вместо 1 р. 37 к. за 1926/27 год.

Этот проект обслуживания медпомощью населения в социально-классовом разрезе является первой наметкой, исчисленной в масштабе РСФСР, и потому нуждается в более углубленной проработке по отдельным районам.

По вопросу о переводе лечебной работы на диспансерный метод сообщение сделал тов. Нейштадт. Хотя этот вопрос на повестке дня не стоял, но в связи с постановлением Совнаркома РСФСР о разработке плана снижения заболевания и об уменьшении количества дней временной утраты трудоспособности среди рабочих, вопрос о диспансерном методе перестает быть только предметом дискуссии, а приобретает большое практическое значение. В кратком своем сообщении тов. Нейштадт указал, что Наркомздрав предполагает перевести работу лечебных учреждений на диспансерный метод, как единственный метод, отвечающий задачам советского здравоохранения и дающий возможность поставить учет заболеваемости среди отдельных производственных групп, изучения причин повышения заболеваемости и принятия практических мер к ее снижению. Само собой разумеется, что с введением диспансерного метода в лечебных учреждениях необходимости в существовании отдельных туберкулезных и венерологических диспансеров не будет. Таким образом мы перейдем на единую диспансерную систему, что, несомненно, обеспечит более эффектное и рациональное использование наших сил и средств и облегчит планирование наших мероприятий с точки зрения их хозяйственной значимости—воспроизводства и восстановления рабочей силы.

По вопросу о санитарном оздоровлении Республики, тоже не включенному в повестку дня, совещание выслушало сообщения т.т. Сысина и Добрейцера. В связи с докладом НКздрава в Совнаркоме РСФСР о санитарном состоянии Республики последний вынес ряд весьма важных, имеющих большое практическое значение, постановлений, касающихся санитарного оздоровления Республики. НКздраву РСФСР предложено разработать 4-х летний план проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, который должен охватить все стороны санитарной жизни, а также включить мероприятия, проводимые другими ведомствами в области санитарного оздоровления. В свою очередь НКздравом предложено всем областным и краевым. Здравотделам и НКздравам автономных республик и областей немедленно приступить к разработке плана в краевом и областном масштабе согласно инструкции НКздрава, и по согласовании и утверждении в местных плановых комиссиях представить в НКздрав РСФСР не позднее 15 октября с/г.

Далее была заслушена краткая информация тов. Кульвановского о социалистическом соревновании между Здравотделами. Наиболее актуальными задачами, которые стоят перед органами Здравоохранения и могут служить предметом соревнования, НКздрав считает след. вопросы: 1) проработка 5-ти летнего плана в социально-классовом разрезе, 2) осуществление контрольных цифр на 1929/30 год, 3) наибольшая мобилизация внутренних рессурсов, 4) снижение прогула коек, 5) установление связи с производственными союзами.

Все эти вопросы, имеющие большое политическое и практическое значение, ни в коем случае не могут оставаться только предметами обсуждения на совещаниях и заседаниях ответственных работников, а должны привлечь внимание всех работников Здравоохранения, в особенности врачей, которые должны принимать активное участие в проработке этих вопросов на местах и усвоить их политическое и экономическое значение с точки зрения социалистического строительства.

Контрольные цифры по здравоохранению в РСФСР на 1929/30 г.

(К докладу тов. Коновалова).

 

Табл. 1. Лечебно-профилактическая сеть (без транспорта)

Наименование

1927/28

1928/29

1929/30

Рост по отношению к предыдущ. году принятому за сто

1928/29

1929/30

Больничные койки

175630

184019

198889

104,8

108,1

В том числе:

 

 

 

 

 

а) городские

111456

114653

121743

102,9

106,2

6) сельские

42618

45915

50259

107,7

109,5

в) психиатрические

21556

23451

26887

108,0

114,6

г) амбулат. кабин., включая прибольн. в городах

7245

7915

8664

109,2

109,5

Зубоврач. кресла

2670

2886

3207

108,0

108,0

Врачи помощи на дому

1406

1705

1912

121,3

112,1

Пункты пер. пом. на предпр.

1163

1463

1721

125,8

117,6

Нервно-псих. диспансеры

8

11

24

137,5

218,1

Хозрасч. аптеки

2002

2159

2377

107,8

110,1

Сельские врач. уч.

4781

5084

5498

106,3

108,1

В том числе больниц

2791

2920

3073

104,6

105,2

Самост. фельдш. пункты

3525

3457

3212

98,1

92,9

Санитарно-профилактическая сеть (без транспорта). Таб. 2.

 

Бактер. институты

35

35

35

100,0

100,0

Лаборатории

214

243

289

113,5

118,9

Дезстанции

14

16

35

114,3

218,0

Дезпункты

194

212

271

109,2

127,8

Маляр. станции

107

110

116

102,8

105,4

Пастеровск. станции

52

61

62

117,3

101,6

Санврачи

1299

1446

1649

111,3

114,0

Тубдиспансеры

275

291

314

106,0

108,0

Койки:

 

 

 

 

 

а) Вспом.

7485

8231

8927

110,0

108,0

б) Санаторные

7670

8277

9065

108,0

109,5

Тубпункты

47

63

99

134,0

157,0

Вендиспансеры

210

231

247

110,0

106,9

Вен. пункты

242

295

386

121,5

138,0

Проф. институты

4

7

7

175,0

100,0

 

Таб. 2. Санитарно-профилактическая сеть (без транспорта).

Наименование учреждений

1927/28

1928/29

1929/30

Рост по отношению к предыдущ. году принятому за 100

1928/29

1929/30

Проф. диспансеры

20

29

36

145,0

124,1

Дома санпросвета

100

112

135

112,0

120,5

Детпрофамбулатории

124

145

171

116,9

117,8

Койки:

 

 

 

 

 

а) Вспом. при ДПА

1623

2015

2415

124,1

119,8

б) Невро-психо-аномалии

1360

1630

1960

119,8

120,2

в) Физ. аномалии

1525

1925

2300

126,2

119,4

г) В сан. для раб. под.

829

1300

1825

156,8

140,0

д) В сан. лаг. для юных пион.

675

1420

1915

210,3

134,8

Врачи ОЗД

1320

1530

1716

115,9

112,1

Первич. пун. ОЗД

59

106

161

179,9

151,8

Детск. консульт.:

 

 

 

 

 

а) городские

589

643

772

109,1

120,0

в) сельские

365

492

650

134,7

132,1

Постоян. ясли

858

978

1122

113,9

114,7

Мест в них

32002

38543

44769

120,4

116,1

Летние ясли

5424

6360

7448

117,2

117,1

 

Табл. 3. Персоналы и зарплата.

 

28/29 г.

29/30 г.

Контингент:

 

 

Врачи

39525

43171

Средний персонал

81525

88960

Проч. персонал

141546

154167

Сред. месячн. ставки:

 

 

Врачей

126 р.

150 р.

Средн. персонала

55 »

62 »

Пр. персонала

41 »

45 »

Сумма годовой зарпл.:

 

 

Врачей

59761800

77707800

Средн. персонала

53837520

66186240

Проч. персонала

70624632

83250180

Всего по всем гр.

 

 

Количество персонала

264643

286298

Общая сумма зарплаты

184225952

227144220

Начисл. в соц. стр. и местком

27633892

36343075

Периодич. прибавки

3500000

6000000

Итого с начисл. в соцстр. с период. прибавкой

215357844

269487295

 

Сводный бюджет органов Здравоохранения

включая автоном. республики (в мил. руб.)

 

Источники финансирования

27/28

28/29

29/30

Сводный бюджет

 

 

 

1) Госбюджет (включая ссуду ЦКБ)

36,3

40,0

42,9

2) Местный бюджет

176,8

212,7

264,5

3) Фонд медпомощи

182,9

191,0

220,5

4) В том числе:

 

 

 

а) территориальный

147,9

156,0

182,5

б) транспортный

35,0

35,0

35,0

5) Спецсредства и пр. поступления

31,2

33,9

50,5

6) В том числе отчислений от промышл. и зернотрест.

10,9

Итого

427,2

477,6

578,4

В том числе по АССР

35,6

41,4

51,4

 

Соотношение в бюджете здравоохранения основных расходов

(в миллионах руб.)

 

Статьи расходов

27/28

28/29

29/30

Удельн. вес по всем бюдж. в %.

27/28

28/29

29/30

1) Капитальные вложения

64,0

72,8

102,9

15,0

15,2

17,8

2) Фонд зарплаты

186,0

213,5

255,9

43,5

44,7

44,2

3) Хоз. операт. расходы

177,1

191,3

219,6

41,5

40,1

38

Итого

427,2

477,6

578,4

100

100

100

×

About the authors

F. G. Mukhamedyarova

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1929 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies