Helminthic invasion in malaria patients

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the light of modern teachings, parasitic worms are considered not only as causative agents of helminthic diseases, very diverse in etiology and clinical course, but to a large extent also as the primary source of very frequent infectious diseases, as inoculators of microbial flora, as a factor that acts with its poisonous properties on the body, disrupting normal organ function and predisposing it to other diseases and to severe disease. With the development of most infectious diseases, the first role belongs to worms, and the second to bacteria; the course and death of the disease should be considered as the result of the combined destructive work of both. “One should not be hypnotized by germs only” (Cadeak).

Full Text

Паразитические черви в свете современных учений рассматриваются не только как возбудители глистных болезней, весьма разнообразных по этиологии и клиническому течению, но в значительной мере и как первоисточник весьма частых инфекционных болезней, как инокуляторы микробной флоры, как фактор, действующий своими ядовитыми свойствами на организм, нарушая нормальную функцию органов и предрасполагая его к другим заболеваниям и к тяжелому течению болезней. При развитии большинства инфекционных болезней первая роль принадлежит глистам, а вторая бактериям; течение и смертельный исход болезни нужно рассматривать как результат комбинационной разрушительной работы тех и других. „Не следует находиться только под гипнозом микробов“ (Cadeak).

В современной гельминтологии накопилось чрезвычайно много фактов, которые в совершенно ином освещении вырисовывают перед нами детали патогенеза и течение не только глистных, но и других заболеваний. Медицина обогатилась целым рядом новых понятий, кои были неведомы прежде: „аскаридная пневмония“, „глистный фактор в эпидемиологии и эпизоотологии болезней“, „роль глист в этиологии новообразований“, „проникновение аскарид чрез неповрежденную кожу“, „переход глист чрез плаценту из организма матери в организм плода“, „гельминтологический анализ мокроты“, „глистный абсцесс“, глистный метрит“, „глистная эпилепсия“, „глистный полиневрит“—все эти понятия, говорит проф. Скрябин, являются для современного врача еще слишком чуждыми, далекими. Далеко, например, не все знают, что современный человек является хозяином 125 различных видов паразитических червей, а наши домашние млекопитающие и птицы около 60 видов.

О том, какой процент людей инвазирован глистами, красноречиво говорят следующие данные: проф. К. И. Скрябин и д-р Шульц тщательными исследованиями в Армении и Донбассе обнаружили глистную инвазию у людей в 94% случаев. Проф. Б. Г. Массино, исследуя население Узбекистана, нашел: зараженных глистами от 40% до 48,6%, причем двумя видами в 4,8%, тремя в 0,25%. H. Н. Плотников (Свердловск), исследуя детей, обнаружил 43,2% зараженных глистами. Одним видом—в 35,2% двумя—в 7,4%, тремя—в 0,6%. Д-р Зубарев, исследуя учащихся детей Казанской школы жел. дор., дет. сада, нашел из 220 человек зараженных глистами 124 человека, т. е. 56%, причем двумя видами в 3,2%. Наиболее распространены: Enterobius vermicular. 49%, Ascaris lumbricoid. 4,5%, Dibotriocephalus latus 0,9%, Taenia sol. et sagin. 1,8%.

Из этих данных видно, какое громадное количество людей поражается глистами. Что же касается изменений, которые производят различные глисты в человеческом организме, то они изучены далеко не со всех сторон. Некоторые авторы: как Roheуеr, Shapiro и Подвысоцкий наблюдали, что Dibotriocephalus latus выделяет яд, действующий на состав крови и кроветворные органы, вызывая пернициозную анемию; Rosenquist наблюдал разрушение белков под влиянием ядов глист; Zinn приводит случай смерти от анемии высокой степени под влиянием ядов глист; Gоlli, Valerio приводят наблюдения повышения и понижения t°, явления гемолиза и раздражения центральной нервной системы под влиянием ядов глист; Tallquist’y удалось из тела ленточной глисты эктрагировать липоидное вещество, имеющее сильное гомолитическое свойство, изменяющее красные кровяные шарики и гемоглобин; Zappert, Müller и другие считают глистный яд кровяным токсином, действием которого и объясняют констатируемую зозинофилию; Messeneo, Calmida и другие, впрыскивая экстракт из taenia животным, получали моторные расстройства и часто exitus letalis; Lastei и Stamen у инвазированных глистами больных наблюдали расстройства желудочно-кишечного тракта, поносы, сильные головные боли, шум в ушах, дисменоррею, обморочные припадки, судороги и проч.; Sayderhelm, исследуя больных инвазированных taenia и ascaris, нашел, что эти паразиты выделяют токсины, вызывающие-тяжелую анемию; Brian наблюдал увеличенное выделение азота у носителей ascaris и taenia. Интересны наблюдения Annaradonl’a и Drouillard’a в Индии, касающиеся псевдоменингитов, кишечных расстройств, Cheyne-Stokes’oвa дыхания, часть которых закончилась летально; все эти явления были вызваны большей частью аскаридами.

Коnoff и Walbaum наблюдали при аскаридозе сужение зрачков, тризм, опистотонус, в одном случае окончившийся смертью.

Общеизвестно, что у занимающихся экспериментально аскаридами наблюдались волдыри на руках, шум в голове, крапивница и проч.

Bergmann, Arbore, Roily и другие приводят много случаев из практики брюшного тифа, паратифов, аппендицита и перитифлита, обусловленных глистами.—Мы поставили себе целью исследовать влияние глистной анвазии на малярию, проследить те случаи, где имелись глисты и малярия.

Наши наблюдения велись над учащимися Казанской желез. дорож. школы и дет. сада, а также над больными Пропедевтической терапевтической клиники Казанского университета. Из всех обследованных учащихся, у коих оказались глисты, числом 124 человека, мы имели 36 случаев в сочетании с малярией.

 

ТАБЛИЦА №1

Глисты

 Малярия

Квартана

Терциана

Тропика

Не выяснена

Ascaris lumbricoides

1

4

2

Dibotriocephalus latus

1

1

Taenia sol.et sag.

2

1

Taenia sol+Enterobius vermicul.

1

Ascaris lumbricoid+Enterobis vermicul.

1

2

Enterob.vermicular.

8

2

10

 

2

17

7

10

 

Из числа указанных больных 16 человек, у коих были малярия+глисты: ascaris lumbricoides, taenia sol. et sag., dibotriocephalus latus, мы взяли под наблюдение и клиническое обследование.

Все эти больные выделялись особенной бледностью кожных покровов и слизистых оболочек, отличались повышенной раздражимостью; жаловались на головные боли, головокружение, сердцебиение, по временам у некоторых наблюдались обморочные состояния, жаловались также на расстройство и боли в области живота и имели малярийные приступы. Исследование крови на малярию дало положительный результат. Почти во всех случаях была констатирована увеличенная селезенка до больших размеров. Больные ранее подвергались систематическому курсовому противомалярийному лечению (хинин+метиленовая синька, мышьяк) в течение довольно продолжительного времени, но значительного улучшения не отмечали, так как не было обращено внимания на глистную инвазию. Во всех этих случаях мы рассмотрели целый ряд факторов, могущих влиять на организм больных, как-то: питание, занятия в школе и дома, образ жизни, но все это не дало нам объяснения плохого течения у них малярии и их общей слабости. Тогда нами было обращено внимание на другие заболевания, могущие иметь место у наших больных и препятствующие излечению, как, например, tbc, lues, глистную инвазию и друг. При обследовании этих больных мы не нашли признаков lues’a и каких либо заметных проявлений tbc,—но все больные были инвазированы глистами. Мы решили сначала провести противоглистное лечение, а затем и противомалярийное лечение.

Однако раньше чем мы обратили должное внимание на глистов, одного больного (Р., 15 лет) мы потеряли. Он имел malaria tropic+taenia solium и погиб при t° 40°, при резком развитии мозговых явлений. Уже спустя 4—6 недель после лечения мы отметили у наших больных в 10 случаях из 15 отсутствие, во-первых, приступов малярии, во-вторых, улучшение самочувствия и общего состояния; усиление аппетита, улучшение сна и отсутствие головокружения и общей слабости. В 3-х случаях отмечалось отсутствие приступов малярии, но явления слабости и утомляемости продолжались, больные были еще неспособны к усидчивой работе. Остальные 2 человека по временам отмечали невысокий подъем t° до 37,5° с явлениями предшествующего озноба, но эти приступы были гораздо реже и слабее.

Кроме вышеуказанных больных-учащихся, мы также произвели наблюдения над больными малярией и глистами в Пропедевтической терапевтической клинике Казанского университета, их оказалось 9 человек. Клинические больные имели следующие сочетания малярии с глистами.

 

ТАБЛИЦА № 2

Глисты

Малярия

Квартана

Терциана

 Тропика

Taenia solium

2

1

 » sagin.

1

1

Dibotrioceplialus latus

1

Ascaris lumbricoid.

2

1

 

1

5

3

 

Все эти больные ранее были частыми пациентами амбулатории клиники, лечились амбулаторно от малярии и малокровия, жаловались на малярийные приступы, озноб, жар и поты, на отсутствие аппетита, слюнотечение, общую слабость, бессонницу, на боли в области живота, часто сопровождающиеся то запорами, то поносами. Вследствие хронического течения малярии и резкой общей слабости они были приняты для стационарного лечения.

Приводим краткую историю болезни одной из них:

Больная Д-ко А-ра, 25 л., замужняя, домашняя хозяйка, поступила в клинику 18/VІІ 27 г. с жалобой на сильную слабость, головокружение, тяжесть под ложечкой, не зависящую от приема пищи, отсутствие аппетита, неприятный вкус во рту, по временам слюнотечения; иногда чувствовала такую резкую слабость, что падала, теряя сознание. С весны 1925 г. больна малярией, приступы повторялись часто. Больная лечилась от малярии, принимала хинин, осенью 1926 г. сделала 10 инъекций хинина, но малярийные приступы вскоре начали повторяться. Весной 1927 г. у больной снова появились малярийные приступы; лечилась у специалиста по малярии, принимала хинин, мышьяк и иод., но малярийные приступы больную не оставляли. Еще ранее, до болезни малярией, заметила у себя выхождение члеников глисты.

В детстве перенесла корь, свинку; менструации на 15 году, нормальны. Венерические болезни отрицает. Отец умер от старости, мать—от крупозного воспаления легких. Братья и сестры ничем особенным не страдали.

Status praesens: Больная среднего роста, кожные покровы и видимые слизистые очень бледны. Землистый цвет лица. Подкожный жировой слой развит слабо. Со стороны сердца и легких резких уклонений от нормы не обнаружено. Исследование желудочного сока (тонким зондом): натощак 60,0 НСl—общ. 12, в течение 2-х часов НСl не обнаружено.—Печень выступает из подреберья на 1/2 попер, пальца, плотноватой консистенции, болезненна. Селезенка: выступает при глубоком вдохе на палец из подреберья, плотновата, болезненна. Мочеиспускание свободно. В моче ничего патологического.

Нервная система: сухожильные рефлексы повышены, резко выражен красный дермографизм, исчезающий через 20'—25'. Глоточный рефлекс отсутствует. Исследование крови:—обнаружены плазмодии малярии тропика. В кале яйца глист taenia sol.

Диагноз: Helminthiasis, Malaria trop., Anaemia.

24/VII 27 г. Больной назначено лечение: Extr. filic. maris. 25/VII глиста вышла, найдена головка, поставлена клизма с бензином. 28/VІІ. Исследование кала на яйца глист дало отрицательный результат. 29/VII. У больной приступы малярии усилились. С 29/VII по 9/VІІІ больной было проведено лечение хинином 0,3×3 в течение 4 дней, 4 дня перерыв, потом снова хинин 0,3x3 4 дня. Приступов малярии у больной за этот период не отмечалось. Самочувствие хорошее.

9/VІII исследование желудочного сока. Натощак 45,0 НСl—общ. 10, обнаружено в течение 2-го часа НСl.—Больная пожелала выписаться.

Было рекомендовано на дому лечение мышьяком. Всего было сделано 30 инъекций. Больная все время находилась под нашим наблюдением, она отмечала, что стал значительно улучшаться аппетит, исчезла слабость; она стала заниматься хозяйственными делами. Чрез каждые 4 дня больная принимала 1 день хинин по 0,3×3.

С 1 по 20/ІХ больная отмечала очень хорошее самочувствие, хороший сон и аппетит; прибавилась в весе 8 фунтов.

Больная находится под наблюдением; уже с год приступов малярии не было.

Характер течения болезни всех больных виден из следующей таблицы:

 

ТАБЛИЦА № 3

№№ по поряд.

Фамилии

больных

До лечения

После лечения      

Лета

Приступ маляр.

Яйца глист или членики

Малокровие или слаб.

Отсут. аппетита, слюнотечение

Повыш. раздраж.,

отсутсв. сна

Приступ малярии

Яйца глист или членики

Малокров., слабость

Аппетит

Сон

1

Д-ко

25

+

+

+

 +

+

Очень хор.

Хор.

2

Т-ва

 38

+

 +

+

 +

+

Хор.

Удов.

3

А-ва

36

+

+

+

+

Удов.

 —

Удов.

Удов.

4

Ч-н

30

 +

+

+

+

Слюнотеч. не отмеч.

+

Сон удов.

 —

Отмеч.

Удов.

Хор.

5

Ф-в

24

+

+

+

+

+

Изредка познабл.

Удов.

Хор.

6

А-в

 29

+

+

+

+

+

Хор.

Удов.

7

И-ва

31

+

+

Нерез.

+

+

Сон слаб.

Нерез.

Удов.

Удов.

8

Су-ва

33

+

+

+

+

+

Удов.

Хор.

9

С-ва

22

+

+

Нерез.

+

+

Сон слаб.

Хор.

Хор.

 

У всех больных после изгнания глистов мы имели отсутствие приступов малярии, резкое улучшение самочувствия, увелич. количества красных кровяных шариков и гемоглобина, улучшение аппетита и сна. Некоторые больные заявляли, что они избавились от тяжелых страданий.

Наш материал, хотя и немногочисленный, но результаты, которые мы получили, достаточно показательны в том отношении, что глистная инвазия, иногда не вызывающая даже резких явлений у ее носителей, очень часто не замечаемая самими больными и остающаяся без внимания со стороны врачей (особенно на амбулаторных приемах), совместно с другими заболеваниями, как малярией, действует своими отравляющими свойствами на организм, препятствуя излечению этих болезней.

×

About the authors

F. K. Permyakov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies