In the cities of Germany

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The plan of my trip to Germany included acquaintance with the achievements in the field of improvement and sanitary engineering of cities, as well as with practical achievements in the field of social and hygienic services for the population of Germany, while focusing on those aspects of her life that could be useful for the USSR.

Full Text

В план моей поездки по Германии входило ознакомление с достижениями в области благоустройства и санитарной техники городов, а также с практическими достижениями в области социально-гигиенического обслуживания населения Германии, сосредотачивая при этом свое внимание на тех сторонах жизни ее, которые могли бы быть полезными для СССР.

Внимательно присматриваясь к жизни Германии, видим всюду интенсивную работу по залечиванию ран, нанесенных войной. Выйдя из той трясины, в которую попала после войны, Германия за последние годы быстро идет вперед, несмотря на ряд ограничений и тягот, навязанных ей мирным договором. Однако при наличии громадных успехов в области своего возрождения, экономическое положение Германии еще не достигло довоенного уровня. В ней свыше 2 миллионов безработных. а вместе с членами их семейств и временными работниками количество это переходит за 10 миллионов, т е. почти одна седьмая населения. Питание населения еще не достигло довоенного уровня, жилищные условия тяжелы и в качественном и количественном отношениях. В области охраны здоровья населения Германия за последние годы сделала много, проводя в жизнь ряд существенных санитарно-профилактических мероприятий, развертывая интенсивно профилактические учреждения, пропагандируя среди населения идеи охраны здоровья. Уход за здоровьем проникает во все поры жизни жителей Германии всех возрастов, особенно ее молодого поколения. Нигде я не видел такого движения к воде, как в Германии. В окрестностях Берлина в праздничные дни озера Wansèe, Mügelsee привлекают кассу людей несмотря ни на какую погоду. Гребной спорт чрезвычайно развит и лодки-плоскодонки, легко разнимающиеся и складывающиеся, в огромном количестве снуют по воде. В окрестностях городов всюду, в лесах, в горах, лугах, и полях, встречаются толпы пешеходов и группы велосипедистов; в садах, парках в громадном числе разбросанные открытые бассейны и солнечные площадки привлекают массы городского населения. Чрезвычайно широко развиты в праздничные дни речные и морские прогулки: по Эльбе, Рейну и Немецкому морю снует масса кораблей с переполненными пассажирами, ищущими отдыха и здорового воздуха. В Германии всяческими путями поощряются меры по укреплению физического здоровья населения, этой основной мощи страны.

Среди рабочих и служащих, огромное распространение получило движение „Конец недели", движение, имеющее несомненно большое социально-гигиеническое- значение. Основная цель движения—организовать отдых в период времени от конца рабочего дня, субботы, до начала его—понедельник—без какого-либо напряжения своего бюджета. Движение это в настоящее время приняло огромные размеры. К какому бы крупному городу ни подъехать, видны на громадном расстоянии разбросанные садики-беседки, ласкающие глаз яркими красками своих цветов, это так называемые „шреберовские рабочие домики“, созданные по инициативе доктора IIIребера; они группируются обычно в объединения с различными флагами, характеризующими политическое настроение жителей этих поселений. Еще в 1909 году таких садиков-беседок было всего 800, а в настоящее время вокруг одного только «Берлина их имеется около 160 тыс., в которых отдыхает более полумиллиона человек. Началось это движение со стремления родителей вывести на время своих детей из тесных и душных городских квартир на простор, поближе к вольному воздуху полей, а за детьми потянулись и родители. Нужно видеть с какой любовью и заботой обсаживают семьи цветами, фруктовыми деревьями и овощами маленькие кусочки земли, величиной в 50—100 метров, полученные за низкую арендную плату.

Однако, если присмотреться внимательно к этим многочисленным домикам-беседкам, нельзя не заметить, что многие из них приспособлены не только для летнего, но и для зимнего пребывания. II действительно, можно скоро убедиться в том, что в них живет круглый год немалая часть рабочего населения. И это потому, что в Германии тяжело для рабочего населения разрешается жилищный вопрос. Несмотря на огромное жилищное строительство жилищный кризис далеко не разрешен. В Мюнхене, напр., 30% населения живет в однокомнатных квартирах, 48% занимает максимум две. Особенно тяжело разрешается жилищный кризис в городах Рурского бассейна. Промышленные города из-за перенаселенности и быстрого роста не могут удовлетворять жилищной потребности населения. Как растет население города, приведу для примера данные по Берлину: перед войной население Берлина доходило до 3 миллионов, а сейчас 4180000, из них только 40% уроженцев города. Для того, чтобы вместить эту массу населения Берлин с 1924 г. стал Gross-Берлин: включил в себя 93 общины, окружавшие старый город, довел площадь до 874 кв. километров. В настоящее время Берлин, среди крупных городов мира, стоит на 5-м месте, площадь его в 3½ раза превышает площадь современной Москвы.

Недостаток в жилищах в Германии исчисляется в миллион квартир. Для удовлетворения жилищной нужды Германия должна ежегодно строить 150.000 квартир, и она за последние годы строит это число. Так, в 1924 г. построено 106502 кварт., домов 49413; в 1925 г. кварт. 118930, дом. 82380; в 1926 г. кварт. 205793, дом. 89204. Какие дома строятся в настоящее время в Германии? Идет строительство как высоких, так и низких одноэтажных домов. Все зависит от стоимости земли. Земельная политика Германии, как известно, свято охраняет основу собственности и земля является частью таковой, служа средством наживы и спекуляции. Часто усилия городских самоуправлений развить свое земельное хозяйство разбиваются о барьер собственников на землю. На периферии городов свыше 80% жилищного строительства осуществляется но линии мелких домов. Для развития таковых имеется ряд реальных предпосылок. На первом месте является глубокое сочувствие немецкого населения идеям Говарда, строительства городов-садов. Еще до войны эта идея находила в Германии свое реальное осуществление. Так, в окрестностях Дрездена в 1912 году был создан город-сад Helerau в окрестностях Гамбурга—Wandsbek. Обследования жизни населения городов-садов показали благоприятное влияние их на развитие детского населения: вес, рост и физическое состояние. Для развития городов-садов немаловажное значение приобретает скорость и удобство городских путей сообщения. Чрезвычайно ценный материал для осмотров в Берлине и его окрестностях дало жилищное строительство в Нейкельне, Целлендорфе, Шпандау и др. В жилищном строительстве как Берлина, так и других городов мы встречаем много интересного и поучительного. Техническое усовершенствование, механизация и быстрота постройки нас часто поражают. Следует также отметить красоту построек, их простоту, изящество стиля, зеленые площадки при домах, образцовое санитарное оборудование жилищ, удовлетворяющее всем гигиеническим требованиям, максимальное обеспечивание естественным освещением не только жилых комнат и кухон, но и передних и уборных. Заслуживает внимания также и то, что при постройке домов 50% площади оставляется под устройство дворов-садов, обезпечивающих вентиляцию, освещение квартир и служащих местом отдыха для взрослых и игр для детей. Выстроенный дом большое украшение улицы, особенно, когда он еще украшен разнообразными цветами на окнах и балконах, что так любят немцы. В текущем году в Берлине функционировала выставка образцов жилищ различных по типу и размерам, сооруженная группой крупных немецких архитекторов. Выставка «Строительство и жизнь» (Bau und Wohnen) была представлена 35-ю домами в 150 квартир разнообразной величины и заключала в себе все решительно удобства, необходимые для жизни. Поставив себе задачу построить небольшие, но удобные и красивые квартиры, большинство архитекторов справились с ней, доказав, что все культурные удобства могут быть использованы и устроены независимо от площади квартир.

Но разрешает ли идущее интенсивно в Германии строительство жилищные нужды рабочего населения? На этот вопрос приходится ответить отрицательно. Рабочий не в состоянии платить даже среднюю цену за квартиру, не говоря уже о большом вступительном взносе при въезде в нее. Даже и для служащего непосильны высокие цены за квартиру. По данным отдела государственного страхования служащих в Германии получает заработок меньше 100 марок, что на наши деньги составляет 45 руб., следующая треть зарабатывает от 45 до 85 рублей. Вот почему невсегда идут в расчет в качестве квартиронанимателей эти две группы служащих, вот почему несостоятельная часть рабочего населения живет круглый год в вышеописанных домиках-беседках, приспособляя их к зимнему жилью, не говоря уже о лишенных и этого крова, бездомных и безработных, наполняющих ночлежные дома, ночующих часто на улицах, скверах и садах.

Заслуживает особого внимания внешнее благоустройство городов Германии—чистота улиц и площадей, обилие садов и парков, колоссальное движение пешеходов и автомобилей, трамваев, автобусов и велосипедов. Нигде мне не приходилось видеть такого огромного движения на улицах как в Берлине, особенно в часы, когда начинается и кончается работа в учреждениях. Чтобы дать некоторое представление об этом, приведу такой пример: в один из июньских дней в 1927 г. было подсчитано, сколько проезжает и проходит пассажиров через площадь Potsdamer-Platz, и оказалось: проехало 1753 трамвая, 11584 грузовика, 1169 автомобилей, 1430 велосипедистов, 383 мотора и проч, всего в сумме 24000, пешеходов прошло 175000. Обилие автомобилей, растущее в городах с головокружительной быстротой, переполняет улицы, внося элемент черезвычайного оживления в уличное городское движение. Регулируется уличное движение автоматически вспыхивающими красными, зелеными и желтыми сигналами. На людных площадях и перекрестках улиц стоят также рослые шуцманы, управляющие уличными движениями, точно дирижеры оркестром. В деловые часы дня быстрым способом передвижения по городу являются подземные и надземные железные дороги, переносящие пассажиров из одной части его в другую. Особенно быстро идет движение подземных электрических поездов, выбрасывающее каждые РД минуты громадные толпы на улицы центра. Вторым по скорости способом передвижения являются надземные железные дороги. По улицам, на высоте 2—3 этажа домов, проложены железные виадуки, по которым с грохотом и шумом проезжают каждые 5 минут поезда. Наконец, Берлин имеет электрический трамвай и свыше 700 автобусов. соединяющие все части города по всем его направлениям. Все вышеуказанные пути сообщения не только быстро, но и дешево переносят пассажиров из одной части города в другую, причем интересно отметить, что, взяв билет в одной части города, можно в течение 2-х часов его использовать и ехать любым путем и на какое угодно расстояние только в одном направлении. Нельзя не отметить здесь и подводный тоннель в Гамбурге под р. Эльбой, быстрый и удобный путь сообщения.

Одним из крупных достижений городов Германии в области благоустройства - является образцовое состояние мостовых. В вечерние часы асфальтовые мостовые, -залитые электрическим светом, кажутся как бы отполированными. Опрятные и прочные мостовые мы находим также и на окраинах городов. Замощение улиц поддерживается всегда в должном порядке специальным штатом людей, в самом начале устраняющим малейшую порчу. Пневматическими сверлами место порчи откалывается, выравниваются края, засыпается асфальтом, трамбуется, укатывается, разглаживается и быстро все приводится в прежний вид. Прессованный асфальт в германии в настоящее время является преобладающим видом существующих асфальтовых мостовых. Нагретый на асфальтовом заводе порошок переправляется на место производства работ, укладывается равномерным слоем на бетонном основании, легко утрамбовывается, укатывается горячим ручным катком, и затирается нагретыми металлическими утюгами. Такая мостовая служит 15—20 лет. Помимо асфальтовых мостовых в Берлине в настоящее время с его 23-мя миллионами кв. мет. замощенной площади улиц и площадей 60% составляют каменные мостовые. Каменная мостовая, брусчатка из твердых пород, особенно распространена в других городах Германии. Камни укладываются со тщательной пригонкой их друг к другу по основанию, покрытому бетоном или песком, швы между камнями заполняются горячей смолой, благотворно влияющей на прочность и санитарное состояние мостовых. В том же образцовом состоянии, как и мостовые, находятся тротуары, имеющие обычно ширину соразмерно с пропускной способностью данной улицы. В новых частях городов нередко можно встретить между улицей и тротуаром свободное место утрамбованной земли для велосипедной езды. В Германии велосипед сделался буквально средством передвижения рабочих и крестьян. На велосипеде едет на базар кухарка, на работу и с работы рабочий, в поле и с поля крестьянка; этому, конечно, способствуют прекрасные пути сообщения как в городах, так и вне их.

Нельзя не коснуться в двух словах освещения. Совершенно исключительное зрелище представляют крупные города Германии, особенно в центральных их частях. в вечерние часы Перед вами льются потоки света, часто не видны контуры домов. Стены служат наводкой для световых подвижных реклам, которые имеются всюду: на вывесках, домах, тротуарах, стенах, в окнах магазинов и в воздухе.

Устройству садов, парков и скверов немцы уделяют большое внимание: они смотрят на них не только с точки зрения удовлетворения художественно-воспитательных задач, но и санитарно-гигиенических, так как, по их мнению, нельзя создать здорового жилища, не окружив его достаточной зеленой поверхностью. Первое место в этом отношении принадлежит Дрездену, имеющему громадную площадь, занятую зелеными насаждениями. Знаменитый Дрезденский большой парк с его богатейшими садовыми устройствами, прекрасными аллеями и цветниками, привлекает внимание всех приезжающих. Немало сделано также в этом отношении Берлином, который имеет в самом центре города Тиргартен, разбитый на месте существовавшего когда-то здесь дремучего леса, еще до сих пор сохранивший в некоторых местах вековые деревья различных пород. Немалую площадь занимает система зеленых насаждений и в Мюнхене с его знаменитым английским парком, обилием красивых, быстро несущихся горных потоков и живописными ландшафтами. Но особенно прельщают глаз зеленые насаждения Гамбурга с его обилием скверов, садов и парков. Поражает своей красотой недавно открытый городской парк с прекрасными цветниками, свободными для прогулок и отдыха зелеными лугами, аллеями, художественными статуями на них, искусственными озерами и пляжами для детей. Нельзя не отметить сказочной красоты Ольсдорфского кладбища в Гамбурге с его парком и лесом, привлекающим население города для отдыха и прогулок. Могилы на кладбище не видны, они спрятаны за тенистыми деревьями парка.

Коснусь кратко водоснабжения. Снабжение населения водой является жизненной необходимостью каждого города, и в Германии этому вопросу городские муниципалитеты уделяют большое внимание. Со времени окончания войны в больших немецких городах потребность в воде значительно повысилась, приблизительно на 10—25%) на душу населения. Коснусь некоторых из осмотренных установок по водоснабжению. Как известно, в Берлине одновременно с образованием Gross-Берлина образовалось центральное управление водопроводов—Городское акционерное общество, фактически муниципализировавшее все дело в своих руках, снабжающее свыше 3-х миллионов жителей водой; остальную часть населения, снабжает частное Акционерное Шарлотенбургское общество, имеющее наиболее новую водопроводную станцию, получающую воду из заложенных вблизи озера. Надо более 50 трубчатых колодцев в 15—30 метров глубиною. Вода из них собирается в сборный колодец станции, откуда подается в здание очистки для выделения богатых железистых соединений путем аэрации и последующего удаления их путем фильтрации на быстродействующих американских фильтрах; после очистки вода попадает в резервуар емкостью в 800 тыс. ведер, откуда машинами перекачивается в распределительную сеть. Следует отмстить, что из сети более отдаленных скважин вода направляется в сборный колодец при помощи электромашин., расположенных под землей на расстоянии 3 километров отводопроводной станции.

Осмотренная в Дрездене водопроводная станция, Saloppe расположена на берегу реки Эльбы, она пользуется береговой, грунтовой водой, богатой органическими веществами и магнезиальными солями, на станции вода подвергается смягчению и хлорированию при помощи газообразного хлора аппаратами Орнштейна. Для смягчения вода проходит через камеры, засыпанные гипсом, после чего становится прозрачной. В настоящее время город Дрезден приступил к оборудованию новой станции для добывания грунтовой воды в окрестностях Pilnitz. Интересно коснуться также водоснабжения Гамбурга, питающего жителей города водой реки Эльбы; здесь работают по сию пору классические гамбургские открытые английские фильтры. Речная вода при помощи нагнетательных машин после предварительной коагуляции направляется в сборные резервуары емкостью в 300 тыс. куб. метров. Отсюда она направляется на 22 песочных английских фильтра с поверхностью каждого 7650 кв. метр., а затем двумя трубопроводами после дезинфекции газообразным хлором направляется в водохранилище, откуда перегоняется в городскую распределительную сеть. Однако, помимо речной воды Гамбург снабжает жителей уже на 75% грунтовой водой, постепенно сокращая снабжение города водой реки Эльбы.

Нельзя здесь не отметить всего значения в деле изучения вопросов водоснабжения и очистки сточных вод Прусского санитарно-гигиенического института (Die Preussische Landesanstalt für Wasser Boden und Lufthygiene) и музея института по канализации очистки сточных вод и водоснабжения. Задачи института: научное разрешение вышеуказанных вопросов, педагогическая деятельность и консультация местам.

Заслуживает изучения постановка дела удаления и очистки сточных вод., в Германии можно ознакомиться с самыми разнообразными методами очистки. В Берлине, например, функционируют самые крупные во всем мире поля орошения, занимающие площадь около 10 тысяч гектаров. Общее количество сточной жидкости в год превышает 100 миллионов куб. метров, составляя в среднем в день, более 25 миллионов ведер. Сточная жидкость на полях предварительно проходит через осадочные бассейны и жироловки, а затем распределяется по полям орошения. Дренирующие каналы идут в шахматном порядке, выводя очищенную через почву воду, в реку Шпрее. На полях орошения до последняго времени возделывались полевые и огородные растения. В настоящее время, в связи с развитием молочного хозяйства, поля орошения широко используются под заливные луга. В Берлине функционирует также новейшая очистительная станция в Васмансдорфе, обслуживающая пригороды Нейкельн и Шенеберг. Эта станция является грандиозным сооружением для предварительной очистки сточных вод, которые направляются отсюда на поля орошения. Станция состоит из девяти очистительных бассейнов, устроенных по типу Эмшеровских колодцев. Перегнивший ил из гнилостных камер перекачивается на осушительные площадки, где после высыхания идет на удобрение полей. Интересным является добывание из перегнившего ила горючего болотного газа, обладающего двойной теплотворной, способностью по сравнению с светильным газом.

В Дрездене удалось ознакомиться с городской канализационной станцией в Кадовице, где происходит механическая очистка предварительно освобожденных от крупной части сточных вод при помощи аппаратов-сит Риндша. После очистки воды спускают в Эльбу. На случай эпидемии имеется хлоратор Орнштейна. Общее внешнее впечатление от станции самое лучшие. Поучительной является очистка сточных вод в Лейпциге. Здесь широко применяется хлорирование воды, при помощи газообразного хлора. Сточные воды достигают 100 тыс. куб. метров в сутки, имеют гнилостный запах из-за отсутствия правильной канализации города. Правда, установленные хлораторы системы Орнштеина, как указывают данные исследования станции, приводят к уменьшению загнивания, устранение запаха и уменьшению содержания бактерий, все же постоянные жалобы на загрязнение рек Elster и Luppe заставляют очистительную станцию сточных вод проводить опытную установку и с другими методами очистки, напр., аэрацией с активированным илом. Поражает грандиозностью замыслов очистка сточных вод Мюнхена». Между городом и акционерным обществом Средне-изарских силовых станций состоялось соглашение, по которому общество должно использовать энергию городских сточных и дождевых вод для гидроэлектрических станций. В настоящее время уже закончены очистные сооружения для предварительной механической и биологической очистки вод. Они состоят из очистительной станции, двух проточных бассейнов для выравнивания суточного количества сточных вод, дюкера под рекой Изар, главной насосной станции, напорного трубопровода и системы биологических прудов. Канализационные воды до поступления на станцию предварительной очистки проходят через песочник, откуда текут в распределительные каналы очистительной станции, состоящей из 16 бассейнов, имеющих каждый по два отстойника и камеру для перегнивания ила. Сушка ила происходит на особых площадках, расположенных в ближайшем соседстве со станцией, куда перегнивший ил перекачивается насосной станцией. Высушенный ил употребляется в качестве ценного удобрительного материала на прилегающих к станции полях. Как все новейшие очистительные станции, Мюнхенская станция снабжена приспособлениями для собирания болотного газа. После предварительной очистки на очистительной станции сточные воды поступают самотеком сначала в первый проточный бассейн, а затем через дюкер под Изаром во второй. Отсюда они подаются насосной станцией через напорный трубопровод в очистные биологические пруды, занимающие площадь приблизительно в 300 гектаров. К очищенным сточным водам прудов прибавляется чистая вода из рабочего канала реки Изар. Согласно расчета пруды должны давать в год около 7000 пудов рыбьего (карпов) и 3000 пудов утиного мяса, не говоря уже о той громадной энергии, которая может быть использована гидро-электрическими предприятиями акционерного общества «Средний Изар».

Интересны сооружения по очистке сточных вод в гор. Эссене, находящемся в центре Рурского бассейна. В этой области текут две реки—Эмшер, принимающий в большом количестве сточные и фабричные воды, сильно загрязняющие его, что делает невозможным использование его для питья, и река Рур—менее загрязненная, служащая для целей водопользования. Задача очистительных сооружений двух акционерных обществ, работающих в г. Эссене—перерабатывать сточные воды так, чтобы они не загрязняли вышеуказанных рек. Осмотренные мною некоторые очистительные станции того и другого общества привлекают своей простотой, чистотой содержания и новейшими техническими усовершенствованиями. Здесь можно ознакомиться с методом очистки сточных вод при помощи аэрации с активированным илом и техникой получения газов из гнилостных камер. Интересно отметить применение, с целью увеличения добычи газа, искусственного обогревания гнилостных бассейнов, расположенных не в земле, а над уровнем ее и выше отстойников. Осаждающийся в последних ил предварительно нагревается в особом резервуаре и при помощи насоса перекачивается в расположенную выше гнилостную камеру. Таковы наиболее важные санитарно-технические сооружения из области городского благоустройства.

Нельзя не отметить высоко поучительного значения выставки в Дрездене «техника города» (Technische Stadt), посвященной вопросам коммунального благоустройства. Экспонаты, модели, диаграммы, таблицы, представленные на выставке городами всех концов Германии, давали интересный материал для ознакомления с новейшими достижениями в области городского благоустройства и санитарной техники. Так, в отделе водоснабжения была наглядно демонстрирована работа водокачек, выставлены новейшие типы водомеров. В отделе канализации были выставлены черезвычайно демонстративные модели различных методов очистки сточных вод. Очень много нового и интересного имелось в отделе очистки улиц и удаления мусора, как-то: специальные типы автомобилей для поливки и чистки мостовой, вывоза мусора, модели мусоросожигательных печей. В отделе отопления демонстрировались все виды его, начиная от простой печи и кончая центральными станциями отопления районов города. На выставке можно было изучить всевозможные случаи применения электрической энергии в городском и домашнем хозяйстве, а также и в промышленности. В газовом отделе имелись прекрасные модели газовых заводов и их оборудования, знакомящие с проблемой широкой газофикации Германии. В отделе дорожного хозяйства интересны были выставленные всякого рода типы современных дорожных строительных машин, а также модели подземных сооружений благоустроенного большого города.

Но еще более поучительным является «Немецкий Музей» (Deutsches Museum) в Мюнхене с его неисчерпаемыми по богатству коллекциями по всем отраслям техники. Глубокая разработка проблем, максимальная наглядность экспонатов привлекают сюда и крупного специалиста, и массового посетителя. Здесь развитие техники удалось показать на оригинальных приборах и машинах. В музее имеются подъемные машины современных шахт, паровые молоты современных металлургических заводов, паровоз в натуральную величину в разрезе. Многие машины и приборы приводятся в действие самим посетителем. Всюду имеются к ним понятные модели, чертежи, объяснительные таблицы. Отделы горного, рудного дела, металлургии, металлообрабатывающей промышленности, силовых и паровых машин дают возможность проследить все развитие техники в Германии. Интересно представлены отделы средств сообщений по суше, воде и воздуху. Очень наглядным здесь является отдел дорог.

Здесь ясно видно, в какой зависимости от состояния путей сообщения находится высота культуры того или иного времени. Детально представлены модели устройств улиц и способы мощения современных больших городов и средства сообщения в них, модели из области судоходства и мореплавания. Водоснабжение, канализация, освещение и городское строительство особенно привлекали мое внимание. Нет никакой возможности даже в отдельной статье охарактеризовать подробно другой отдел Музея—отдел науки, бесконечно богатый своими объектами.

Оригинальные приборы дают возможность посетителям ознакомиться с прошлым науки и оценить ее современные достижения. Не имея возможности более подробно остановиться на достижениях Германии в области санитарной техники и вопросов городского благоустройства, перехожу к краткому изложению интересовавших меня отделов питания. Нужно сказать, что проблема питания тяжело разрешается для рабочего населения Германии. Официальные данные показали, что в 1926 г. потребление пищевых продуктов в Германии равнялось 14,9 миллиардам марок, вместо 18 мил. в 1913 г., т. е. имело снижение на 17%, причем индекс пищевых продуктов повысился на 51,9%. Уменьшение потребления сказалось на продуктах первой необходимости: по хлебу снижение с 160 до 152 килограмм на душу в год, т. е. на 5%, а по маслу еще более—вместо 6 килограмм в 1913 году потребляется 5 килограмм, т. е. уменьшение на 16%, причем надо иметь ввиду, что нормы 1913 года нельзя считать вполне удовлетворительными. Это повело к уменьшению среднего количества калорий, получаемых одним человеком в сутки: довоенная норма была 3200 кал., теперь—2470.

Все это является следствием слабого развития производства продовольственных продуктов внутри страны, а между тем германское правительство не может пойти на свободный ввоз предметов продовольствия как по мотивам валютным, так и по мотивам внешней и внутренней политики. Вот почему, проводя последовательное увеличение ввозных пошлин на продовольственные продукты, оно стремится сократить их импорт и уменьшить почти в два раза бюджет по сравнению с довоенным временем (4 миллиона марок на ввоз пищевых продуктов в 1927 г. против 2,1 в 1913 г.).

Основная задача Германии —удешевить питание населения. Весь вопрос в том, каким путем это сделать. Германия идет по пути механизации производства пищевых продуктов, его централизации и замены одних продуктов другими меньшей ценности. Значение централизации можно изучить на молочном снабжении. Следует отметить, что до войны Германия выпивала до 20 миллиардов литров молока, а сейчас выпивает меньше половины этого количества. Молочное дело в крупных городах Германии, с целью его удешевления, более широкого потребления и контроля над качеством молока, централизовано. Мною осмотрены молочные станции в Дрездене, Дюссельдорфе. Нюрнберге, где ежедневно прорабатывается до 50—150 тысяч литров молока. Им снабжается, приблизительно, 70—90% населения. Доставленное на молочные станции вышеуказанных городов молоко подвергается в центрофугах предварительной очистке, пастеризуется, далее охлаждается до низкой температуры, а затем разливается механическим путем в стерилизованные бутылки, механически также закупоривается и сохраняется при температуре 4 градусов. В таком виде молоко поступает в продажу. Часть молока идет на изготовление масла, сыра. Бидоны моются механическим путем.

Немецкое население испытывает также недостаток в масле. Раньше маслом снабжала Германию Сибирь, сейчас Голландия и Дания. Однако, масло дорого, своего масла мало, почему оно не может служить продуктом широкого употребления. Его заменяет маргарин. У нас к маргарину существует предубеждение. Конечно, надо сказать, это не масло, но Rama-маргарин, приготовляемый в Гамбурге—продукт, несомненно, имеющий питательную ценность. Я видел в Гамбурге первую в мире маргариновую фабрику, выпускающую более полмиллиона фунтов маргарина в день. Он готовится из всевозможных сортов растительных масел с прибавлением животных жиров и молока. Смесь плотного кокосового или пальмового масла и различных видов растительных и рафинированных жиров смешивается с пастеризированным (т. е. нагретым до 64° втечение ½ часа) молоком. Эмульгированная смесь подкрашивается сушеным яичным желтком, отпрессовывается на реористых вальцах, солится, уплотняется, а затем механическим путем нарезается на фунты. Количество воды в маргарине не более 15%, все остальные —жиры. Все на фабрике механизировано. Маргарин, вырабатываемый в Гамбурге, представляет собой крупное завоевание в области жировой промышленности и широко потребляется по всей Германии, конкурируя по цене с маслом.

Для ознакомления с постановкой дела снабжения населения здоровыми мясными продуктами, мною были осмотрены бойни и рынки Берлина, Дрездена и Мюнхена. Из боен особенно сильное впечатление произвели на меня общественные бойни в Дрездене. Сооруженные в 1905—1906 году, они представляют наиболее усовершенствованный тип постройки, удовлетворяющий всем современным требованиям ветеринарной (и санитарной) науки и холодильного дела. К главнейшим особенностям следует отнести строго выдержанный план расположения на территории боен всех специальных здании, собственно боен, идущих параллельными рядами и перпендикулярно к продольной оси холодильника, образуя между ними соединительную галлерею. Через нее идет быстрый транспорт мяса из боен по подвесным путям в холодильники и равно для погрузки его. Постройки боен, предназначенные для выгрузки, содержания и продажи скота, залы для убоя скота и разделки туш содержатся в прекрасном санитарном состоянии. В таком же виде находятся и подсобные заводы для проработки и утилизации отбросов убоя. Заслуживает внимания механическое оборудование убойных зал со всякого рода приспособлениями для подъема и опускания мясных туш, ускоряющее работу, облегчающее труд рабочих и улучшающее качество продукции. Особо следует отметить гуманный способ убоя скота путем его оглушения при помощи револьвера. По примеру Дрездена устроены бойни и в других городах. В Мюнхене, правда, они более старые, недавно праздновали 50-летний юбилей своего существования. Представляет интерес в Мюнхене лаборатория по обследованию мяса на трихины при помощи трихиноскопов, отражающих объект исследования на стену. Таково в общих чертах состояние муниципальных боен в Германии.

Организация снабжения населения съестными припасами и пищевыми продуктами идет в Германии через базары и рынки. Берлин имеет 10 крытых рынков в разных частях города, кроме того 54 временных базара, где главным образом продаются зелень и фрукты. Интересно проследить, как вырастают они рано утром, когда на пустую площадь съезжаются подводы и тележки je продуктами и как быстро они к полдню исчезают, и площадь приводится в полный порядок. Крытый рынок в Дрездене занимает площадь в 4500 кв. метров. Под всем зданием расположены погреба и холодильники. Рынок ведет оптовую торговлю, связан с подъездными путями железной дороги. Внутри расположены места для торговли продуктами. Подвальные помещения состоят из ряда отделений, часть которых занята под холодильники для мяса и дичи.

С целью пропаганды наиболее дешевого и рационального питания в Берлине была устроена летом 1928 года грандиозная выставка по питанию (Ernährungsaulstellurig). Она занимала огромную площадь в трех корпусах. В одном были размещены отделы—наука о питании, в другой—техника питания и в третьем—рационализация домашнего питания. Выставка была полна научно-практическим содержанием материалов. Достаточно привести ее отделы, чтобы получить впечатление о разнообразии тем, затронутых ею. В отделе 1-го корпуса наглядно представлены материалы по вопросам: человек и его питание, мать и ребенок и их питание, питание и труд, сельское хозяйство, продовольствие Берлина, продовольствие других городов Германии, оборудованная лаборатория по исследованию пищевых продуктов, лаборатория по коллоидной химии питания, осмотр мяса, безалкогольные напитки, статистика питания, патология питания, фармакология питания, зубы и их содержание, ежедневное питание семьи, вода и водоснабжение, история питания. Чтобы показать, как наглядно для массового посетителя представлено питание человека, укажу на следующий пример. Представлено, сколько человек съедает за 70 лет своей жизни. Оказывается, его питание составляет 6000 кило хлеба, 4000 кило мяса, 2000 кило рыбы, 18000 кило картофеля, выпивает 110000 литров пива. Наглядно представлено питание Берлина, он поедает в год 31 миллион пудов различных овощей, из них свыше 8 мил. получены со своих полей орошения. Все экспонаты на выставке сделаны так тщательно и так наглядно, что становится ясным массовому посетителю, какую роль играет питание в личной жизни и государственном бюджете.

Во 2-м отделении Промышленность и техника питания демонстрировались механические установки и оборудования в ряде областей пищевой промышленности. Здесь наглядно представлена механизация производства пищевых продуктов. Вот, хлебный завод, где в одной только печи выпекается 15 тысяч хлебов в день, причем все процессы от поступления муки со склада до гигиенических упаковок отпускаемых хлебцев—совершаются автоматически. Через прозрачное окно видно, как горят сотни тысяч горелок и как двигается по ленте из одного конца печи- в другой хлеб, успевающий хорошо выпекаться. Поодаль от хлебозавода в этом же корпусе, расположена мельница, а там колбасная, где можно проследить за всем производством колбас. Еще дальше демонстрируется солодовое „безалкогольное“ хорошо рекламируемое пиво и даже отпуск его детям. В нижней части здания расположен хлев, где содержится ряд дородных коров.

В последнем корпусе в отделе техники, применяемой в домашнем хозяйстве, наглядно представлено, как можно использовать и газ, и электричество, и другие приспособления на кухне для облегчения труда хозяйки.

Говоря об организации выставки, нельзя не отметить крупной роли в области распространения санитарного просвещения Дрезденского гигиенического музея, широко известного не только в пределах Германии, но и во всей Европе. Проводя широко организацию подвижных выставок по отдельным вопросам гигиены в различных городах Германии, создавая и распространяя ряд прекрасных наглядных пособий, Дрезденский гигиенический музей делает крупное дело.

Заканчивая краткое описание далеко не всего осмотренного мною в области санитарного благоустройства городов в Германии, нужно в общем сказать, что область санитарной техники и коммунальной гигиены в этой стране заслуживает глубокого внимания и изучения, особенно, когда в настоящее время вопросы благоустройства городов Союза сделались актуальными и злободневными. Изучить и возможно использовать в наших городах технику коммунального благоустройства в Германии —такова задача, которая стоит перед всеми научными и практическими деятелями, работающими по линии коммунальной гигиены населения Союза.

В заключение не могу не отметить всего значения бесед с крупными представителями научной мысли Германии по вопросам коммунальной гигиены профф. Tumm, Коlkwitz, Heymann, lmhoff, Bach, Klein и др. Их указания по ряду вопросов благоустройства городов и в частности города Казани были чрезвычайно ценны. Чувство глубокой признательности у меня по отношению к профессору 3. Френкелю—руководителю экскурсии студентов НКХ, с которые совместно мы осматривали ряд учреждений.

×

About the authors

М. A. Dykhno

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Professor

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1929 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies