Observations on Schick's reaction in scarlet and measles patients

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the present report we cite the results we obtained by examination of scarlatina and measles patients in 1924 and 1926 at the Contagious Hospital of the Tatnarkomzdrav for the years 1924 and 1926. Such examination of infectious patients for susceptibility to diphtheria is necessary because of comparative frequency of simultaneous disease of scarlatina and diphtheria and ease of joining of diphtheria to scarlatina as well as severity of course of diphtheria observed in measles patients.

Full Text

В настоящем сообщении мы приводим результаты, полученные нами при обследовании при помощи реакции Sсhiсk’a скарлатинозных и коревых больных Заразной больницы Татнаркомздрава за 1924 и 1926 гг. Такое обследование инфекционных больных на восприимчивость к дифтерии является необходимым в виду сравнительной частоты одновременного заболевания скарлатиной и дифтеритом и легкости присоединения дифтерии к скарлатине, а также тяжести течения дифтерии, наблюдаемой у коревых больных.

Для производства реакции мы пользовались токсином, изготовленным Краевым Микробиологическим Институтом в г. Казани и любезно предоставленным нам в необходимых количествах в соответствующем разведении (1/40 Dlm в 0,2). Реакция производилась нами как с активным токсином, так и с гретым втечение 10 минут при 75°. Обычно ин’екция токсина делалась в предплечье той и другой руки.

В скарлатинозном отделении нами было обследовано 262 больных. У некоторых из них, именно, у 121 чел., реакция была сделана по одному разу, у 85—по 2 раза и у 56—по 3 и более раз.

Больные, находившиеся на излечении в скарлатинозном отделении, принадлежали к т. наз. домашним детям“, т. е. детям, живущим в семьях, и лишь небольшое число их было из детдомов и Дома Охраны Матмлада. Кто же касается их материального положения, то большинство из них были дети бедняков, живущих скученно п в сравнительно плохих гигиенических условиях.

Так как знак реакции Sсhiсk’a резко изменяется в зависимости от возраста обследуемых, то мы для правильности суждения о полученных нами результатах и для удобства сравнения с данными других авторов, распределили свой материал по возрастным группам (см. таблицу I).

При просмотре этой таблицы видно, что процент положительных реакций, полученный нами, значительно превышает обычно наблюдаемый другими авторами у лиц, принадлежащих к той же возрастной группе. Для сравнения приводим в таблице II процент положительных реакций Shick’a, полученных различными авторами.

Здесь мы должны оговориться, что в таблицу эту помещены только те исследования, которые производились над детьми одной категории с нашими, т. е. домашними детьми. Если же брать % положительных реакций Schick’a, полученных авторами (Благовещенский, Ульянов, Коршун и Спирина) при обследовании детей приютов, то разница сравнительно с нашими результатами будет еще разительнее. Так, напр., др Благовещенский, работавший с детьми казанских детдомов, получил положительную реакцию Schick’a в возрасте от 1 до 3 лет в 56,1% (у нас 75%), а в возрасте от 5 до 6 лет—в 18,5% (у нас 70%).

Частота положительных реакций Schick’a у скарлатинозных больных не раз и раньше отмечалась различными авторами. Так, Скроцкий получил их у здоровых детей в возрасте от 4 до 6 лет в 23% а. у скарлатинозных—в 48,7%. На то же явление указывает и Zinger. Сделать отсюда заключение о влиянии скарлатины на учащение положительных реакций Schic k’a, однако, был-бы преждевременно,—наши исследования противоречат этому предположению. Об’яснение этого факта скорее всего следует искать в том параллелизме, какой наблюдается между проявлениями реакции Sсhісk’a и реакции Dіск’а. В скарлатинозное отделение попадают, видимо, главным образом лица, имеющие в крови недостаточное количество дифтеритного антитоксина.

Что касается течения реакции Sсhiсk’a у скарлатинозных больных, то разницы в ее проявлении как в периоде экзантемы, так и по исчезновении сыпи нами не наблюдалось. Самая яркая сыпь не мешала проявлению положительной реакции разной силы и лишь несколько затрудняла ее чтение. При этом положительная реакция Sсhiсk’a наблюдалась приблизительно в одном и том же % случаев как у больных с яркой сыпью, покрывавшей все тело, в том числе и место ин’екции, так и у больных с едва заметной экзантемой, располагавшейся на теле отдельными участками.

Большинство полученных нами положительных реакций Sсhiсk’a относится к слабо-положительным, обычно обозначаемым знаком. т. е. реактивная краснота была не более 1 ст. Резко-положительные реакции Schick’a, обозначаемые тремя плюсами (краснота более 3 сн.), наблюдались нами лишь несколько раз, причем в одном случае в центре возвышенной красноты отмечалась везикулезная высыпь.

Желая определить, не имеет-ли влияния на проявление реакции Sсhiсk’a период болезни, как это наблюдается, напр-, при реакции. Pirquet’a, нами был предпринят ряд повторных исследований Schick’oвской реакции у больных в разные периоды болезни. Кроме того, желая

проверить, не может-ли тяжесть заболевания повлиять каким-либо образов на проявление данной реакции, мы разделили обследованные нами случаи на тяжелые, средние и легкие (по классификации Moser’a). Полученные нами при этом результаты представлены в таблице III.

Таким образом при повторных исследованиях реакции Schick’a. у скарлатинозных больных обнаружилось, что довольно большой %, реакции изменяет свой знак втечение болезни. В частности, положительная реакция сменялась у нас отрицательною, в среднем, в 7% случаев, причем в половине этих случаев она из положительной сначала переходила в ложную и только затем уже в отрицательную. Ближайшие дни, в которые наблюдался переход + реакции в —, были 10 й и 14-й; в 4 случаях изменение реакции имело место на 4-й неделе, между 22-м и 28 м днями болезни, и 2 раза такая перемена наблюдалась на 7 и неделе (повторные ин’екции делались с интервалами в 1—2 недели). В большинстве случаев подобные явления наблюдались у больных в возрасте от 10 до 15 лет, т. е. в том возрасте, когда трудно провести строгую изоляцию больных в виду большой подвижности и любознательности детей этого возраста. Возможно, что эти больные приобрели иммунитет за время пребывания в больнице, так как в отделении встречались случаи носительства дифтеритных палочек без каких-либо клинических проявлений дифтерии. Этому об'яснению не поддаются только два наши случая, где переход + реакции в—обнаружился на 10-й—14-й день болезни, ибо приобретение иммунитета в такой короткий срок не представляется возможным. Что же касается случаев, где изменение реакции наблюдалось на 4-й и особенно на 7-й неделе болезни, то подобные случаи наблюдались и у здоровых детей. Так, напр., проф. Коршун» совместно с Мауэрманом и Давыдовым, отмечает у детей Московского детдома при повторном исследовании лиц, реагировавших положительно, переход реакции из + в— через 1½—4 мес. в 11,3%случаев. Таким образом при повторном исследовании реакции Sсhiсk’a при скарлатине мы получили лишь небольшой % перехода реакции из положительной в отрицательную—меньший, нежели какой мог-бы получиться у здоровых детей, находящихся в таких же условиях.

Переход отрицательной реакции Sсhiсk’a в положительную наблюдался нами, в среднем, в 14% случаев, причем в этом переходе играла, по-видимому, некоторую роль тяжесть заболевания, так как больший % падал на случаи средней и значительной тяжести, а меньший % имел место в случаях легких. Далее, здесь играет, по-видимому, роль период болезни: значительно большее число случаев, реагировавших отрицательно на 1-й неделе болезни, давало + в период реконвалесценции, причем ближайшим днем перехода реакции был 14-й день. У здоровых детей такого частого перехода — реакции Sсhiсk’a в + не наблюдается,— обычно при повторном исследовании лиц, реагировавших отрицательно, получается от 2 до 4 % перехода реакции в положительную, причем переход этот обыкновенно относят отчасти на колебание содержания в крови дифтеритного антитоксина, а отчасти на неточность самой реакции (Zinger, Коршун). Всех случаев перехода реакции из — в + мы наблюдали 19, в том числе в 2 случаях переход произошел в момент присоединения краснухи, в 1—во время осложнения пневмонией и, наконец, 2 случая наблюдались при нефрите, причем реакция перешла из — в + только по прекращении выделения белка в моче и по исчезновении отеков. В остальных случаях каких-либо особых условий, которые могли-бы повлиять на изменение реакции, кроме самой инфекции, мы не наблюдали. Идет-ли здесь дело о понижении реактивной способности кожи в разгар заболевания, или об общем ослаблении иммунитета под влиянием продолжительной и тяжелой болезни,—мы не можем высказаться, так как нами не были предприняты необходимые исследования определения антитоксина в крови.

В коревом отделении нами было обследовано по Schick’y 163 больных, из них 118—по одному разу и 45—по 2 и более раз. Полученные результаты, расположенные по возрастным группам представлены в таблице IV.

Наши результаты здесь близко подходят к тем, какие получаются у здоровых детей того же возраста, причем % положительно реагировавших был у нас в этой группе значительно меньше, нежели у скарлатинозных больных, хотя по экономическому положению больные обеих групп принадлежали к одной категории. Присутствие сыпи не отражалось на проявлении реакции, — % положительных реакций в случаях с яркой и бледной сыпью был приблизительно одинаков.

При повторном исследовании коревых больных изменение реакции Schick’a наблюдалось нами только 2 раза. Один раз это была больная, у которой впервые + реакция Schick’a наблюдалась на 3-й день краснухи; вторичное исследование было сделано через 8 дней и дало отрицательный результат; третья ин’екция была предпринята на І й день высыпания кори и вновь выпала положительно, а через 8 дней после этого реакция перешла в отрицательную. В данном случае обе инфекции влияли одинаково, и приписывать изменение реакции влиянию кори не приходится. Второй случай наблюдался у ребенка с тяжелой корью, осложненной воспалением легкого и воспалением среднего уха. Здесь положительная реакция перешла в дальнейшем в отрицательную, что можно об’яснить состоянием анэргии организма под влиянием тяжелого заболевания.

Наш незначительный материал не позволяет нам сделать каких- либо категорических заключений о влиянии скарлатины и кори на реакцию Schick’a, но некоторые выводы здесь все же возможны:

1) Процент положительных реакций Schick’a у скарлатинозных больных значительно выше, нежели у здоровых лиц того же возраста.

2) Это явление, по-видимому, можно отнести к известному параллелизму в проявлении иммунитета к обеим инфекциям, а не к влиянию скарлатинозной инфекции, как таковой.

3) При скарлатине наблюдается довольно большой процент (14%) случаев перехода реакции Schick’a, бывшей в первые дни болезни отрицательною,—в положительную в дальнейшем течении болезни (14-й— 50-й дни).

4) При кори процент положительных реакций Schick’a соответствует обычно наблюдаемому у лиц данной возрастной группы.

5) Таких изменений знака реакции, какие наблюдались при скарлатине, при кори нам отметить не удалось.

6) Присутствие даже обильной экзантемы, как коревой, так и скарлатинозной, кроме некоторой маскировки, влияния на проявление реакции Schick’a не оказывает.

×

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1927 Board E.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies