Cholinergic properties of saliva and blood in acute experimental gastric ulcer and chronic peptic ulcer disease in humans

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the pathogenesis of peptic ulcer disease, like a number of other diseases, chemical mediators of nervous activity, in particular acetylcholine, play an important role. There are indications in the literature that in patients with chronic gastric ulcer, changes in the content of acetylcholine and blood cholinesterase activity are observed.

Full Text

В патогенезе язвенной болезни, как и ряда других заболеваний, играют большую роль химические посредники нервной активности, в частности ацетилхолин. В лите­ратуре есть указания на то, что у больных с хронической язвой желудка наблюдаются изменения в содержании ацетилхолина и активности холинэстеразы крови (Д. Е. Альперн, 1944; Д. Ф. Благовидов, 1948; В. П. Колодий, 1952; А. Я- Синедзе, 1955 и др.). Состояние системы ацетилхолин — холинэстераза в крови у больных язвенной болезнью находится в соответствии с глубиной вегетативных нарушений, а в связи с этим и с тяжестью клинической картины заболевания.

Одним из отделов пищеварительной системы, недостаточно изученным у больных язвенной болезнью, является слюнной аппарат. В имеющихся работах освещается преимущественно количественная характеристика секреции слюны (А. Л. Морозов и С. И. Филиппович, 1950; А. П. Новикова, 1959 и др.).

Исходя из этого, мы и поставили задачей изучение содержания ацетилхолина и активности холинэстеразы в слюне больных с хронической язвенной болезнью. Для объяснения полученных фактов нами было также проведено исследование активности тканевой холинэстеразы в слизистой оболочке десен и количества ацетилхолина и активности холинэстеразы в слюне собак с экспериментальной язвой желудка. Эти исследования представляют интерес в связи с закономерным выявлением сочетания язвенной болезни с пародонтозом (Е. А. Домрачева, 1947), в патогенезе которых, как известно, нервному компоненту отводится определенная роль.

Активность холинэстеразы определялась по методике Т. В. Правдич-Неминской (1949). Определение количества ацетилхолина проводилось по методу Корстена (1941) в модификации X. С. Хамитова (1960).

Было обследовано 7 больных язвенной болезнью.

Слюна у больных получалась в ответ на раздражение слизистой оболочки рта слабым раствором лимонной кислоты и собиралась с помощью капсулы Лешли- Красногорского. Опыты проводились натощак. У 5 больных активность холинэстеразы колебалась в пределах 3,64—7,09%, а у двух больных она составляла 1,72—2,6%, количество ацетилхолина у них колебалось в пределах 1 • 10 5 — 1 • 10 8. В среднем активность холинэстеразы в слюне здоровых людей (2) составляла 2,24%, количество ацетилхолина — 1 • 10 8.

Таким образом,, у большинства обследованных больных с язвенной болезнью имеется тенденция к повышению активности холинэстеразы и количества ацетилхо­лина в слюне.

У всех обследованных с язвенной болезнью наблюдался пародонтоз различной степени. Резекция желудка вызывала резкие изменения в активности холинэстеразы слюны. В тех случаях, когда у больных наблюдалась повышенная активность холин­эстеразы, в послеоперационном периоде на 12—18 дни она обычно оказывалась низ­кой. У больных с пониженной активностью холинэстеразы в послеоперационном пе­риоде отмечалось некоторое повышение ее активности. Результаты, полученные при исследовании 3 больных, представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Активность холинэстеразы слюны у больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки до резекции желудка и на 12—18 дни после нее

Б-ной К-ов, 34 лет, поступил 13/11-60 г. с жалобами на боли в подложечной области с иррадиацией в поясничный отдел позвоночника. Боли возникают через 2—3 часа после приема пищи. Болен с 1956 г. Рентгенологически: язва двенадцати­перстной кишки.

Слизистая десен бледно-розового цвета, зубы на нижней челюсти интактные. На 4—6 зубах верхней челюсти слева имеются кариозные полости. Шейки фронтальных зубов верхней челюсти оголены на 7з. Активность холинэстеразы слюны равна 5,07%. 29/11-60 г. произведена резекция 2/з желудка по Бильрот II в модификации Гоф­мейстера — Финстерера. В послеоперационном периоде на 12 день активность холин- 22 эстеразы слюны была равна 2,55%. Б-ной выписан 14/III-60 г. в удовлетворительном состоянии.

Б-ная Х-ва, 40 лет, поступила 26/11-60 г. с жалобами на периодически возни­кающие ноющие боли в подложечной области, иррадиирующие в спину. Боли усили­ваются через 1—2 часа после приема пищи. Изредка рвота, отрыжка, тошнота. Аппетит отсутствует. Больна с 1951 г. Дважды лечилась стационарно. Рентгенологи­чески: язва желудка.

Слизистая десен бледно-розового цвета, имеются обильные отложения зубного камня в области фронтальных зубов нижней челюсти. Десны рыхлые, кровоточивые. 4 и 6 зубы верхней челюсти слева поражены кариозным процессом. Активность холинэстеразы слюны равна 1,27%.

7/Ш-60 г. произведена резекция желудка. После операции на 16-й день актив­ность холинэстеразы была равна 3,28%. Выписана 28/III-60 г. в удовлетворительном состоянии.

Эксперименты были поставлены на 4 собаках с предварительно выведенными слюнными протоками как околоушной, так и подчелюстной железы по Павлову — Глинскому. Слюна собиралась в течение 5—10 мин при кормлении мясо-сухарным порошком. Кровь бралась из vena saphena. В ряде опытов у них для исследования брался кусочек слизистой десны.

У каждой собаки проведено 9—10 исследований на протяжении месяца до вы­зывания язвы желудка. Затем экспериментальная язва вызывалась атофаном (М. А. Василевский, И. В. Малкиман и А. А. Рудик-Гнутова, 1954). Наличие язвы желудка подтверждалось патологоанатомическим вскрытием после смерти или на высоте заболевания и макро-микроскопическими исследованиями стенки желудка. Состояние десен и альвеолярных отростков определялось визуально, гистологически (Н. Ф. Скоркина) и рентгенографически. 

Собака Полкан. Активность холинэстеразы слюны подчелюстной железы у собаки в норме в среднем составляла 2,00%—1,64%. После дачи атофана через желудочный зонд наблюдалось понижение активности холинэстеразы слюны как околоушной же­лезы!, так и подчелюстной, особенно выраженное на 3-й день (0,36—0,55%), затем наблюдались некоторые колебания активности холинэстеразы на низком уровне с последующим резким понижением на 10—11 дни (0,54—0,36%). Собака пала на 13-й день от желудочного кровотечения. Патологоанатомическое вскрытие и гистологиче­ское исследование подтвердили наличие язвенного процесса. На передней стенке малой кривизны желудка на расстоянии 10 см от пилоруса язва размером 3X4 см, глубиной 0,3 см. На задней стенке желудка на расстоянии 8 см от пилоруса другая язва размером 2X3 см, а также множество мелких изъязвлений величиной в копееч­ную монету.

На другой собаке, Шарик, производилось определение активности холинэстеразы и количества ацетилхолина как в слюне, так и в крови. На 16-й день опыта введение атофана было прекращено, и собака находилась под наблюдением еще полтора месяца. Активность холинэстеразы слюны околоушной железы до введения атофана в среднем составляла 1,8%, после введения атофана активность холинэстеразы сни­жалась, наиболее низкий ее уровень был обнаружен на 7-й день (0,91%). То же было обнаружено и на 16-й день. После прекращения введения атофана активность холинэстеразы оставалась в течение полутора месяцев несколько ниже нормы. На 19-й день она была равна 0. Содержание ацетилхолина до введения атофана состав­ляло 1•108—1• 1010 На 4-й день после введения атофана ацетилхолин в слюне не был обнаружен. В последующие дни количество ацетилхолина постепенно повы­шалось, но и к 16 дню оставалось ниже нормы. После прекращения дачи атофана количество ацетилхолина восстановилось до нормы. Аналогичные данные получены при исследовании слюны подчелюстной железы.

Активность холинэстеразы в сыворотке крови в норме составляла 29,2—29,7%. В первые дни после введения атофана активность холинэстеразы несколько возросла, затем наблюдалось ее понижение, достигшее на 7-й день 9,8%, а на 16-й —8,9%. После прекращения введения атофана активность холинэстеразы продолжала коле­баться на низком уровне в течение всего последующего срока наблюдения (1,5 мес.). Количество ацетилхолина до введения атофана составляло 2 • 10 9—2 • 108 На 4-й день введения атофана ацетилхолин не был обнаружен. На 7-й день количество ацетилхолина составляло 2•1010. В последующие дни количество ацетилхолина по­степенно падало. На 16-й день ацетилхолин не обнаруживался. По прекращении дачи атофана на 13-й день количество ацетилхолина восстановилось до исходного уровня (2 • 108 ).

Таким образом, введение атофана вызывало понижение активности холинэстеразы и количества ацетилхолина как в слюне, так и в крови, а прекращение дачи атофана приводило к восстановлению количества ацетилхолина до исходного уровня, тогда как активность холинэстеразы была несколько ниже нормы до конца исследования (1,5 месяца). Патологоанатомическое вскрытие собаки обнаружило крупную зарубце­вавшуюся язву в пилорической части желудка и множество мелких участков крово­излияний в двенадцатиперстной кишке. На слизистой щеки с обеих сторон отмеча­лись участки депигментации.

Для исследования активности тканевой холинэстеразы слизистой десны и рентге­нологического исследования зубочелюстного аппарата при развитии острой язвы желудка была исследована собака Рыжик. Атофан вводился ей через желудочную фистулу в течение 12 дней. На 13-й день собака пала от желудочного кровотечения. Активность холинэстеразы слизистой десны в области клыка до введения атофана в среднем была равна 1,05%. На 12-й день введения атофана активность холинэстеразы была в пределах 1,82%. В слюне, как и у предыдущих собак, наблюдалось резкое понижение активности холинэстеразы. На 8, 9 и 12-й день активность холинэстеразы была равна 0.

Рентгенологическое исследование альвеолярных отростков на 12-й день развития язвенного процесса не обнаружило видимых изменений, по сравнению с нормой. При патологоанатомическом же вскрытии выявлены крупная перфорированная язва в верхней трети двенадцатиперстной кишки, а также множество крупных и малых изъязвлений по малой кривизне и в пилорической части желудка. На слизистой щеки обнаружены участки депигментации. Гистологические исследования (Н. Ф. Скоркина) показали, что нервные приборы десны находятся в стадии раздражения: нервные волокна резко импрегнируются азотнокислым серебром, ходы их извилисты, выяв­ляются большие натеки нейроплазмы. В некоторых участках встречаются места распада нервных волокон на фрагменты.

Проведенные опыты показали, что язвенный процесс желудочно-кишечного тракта сопровождается резким понижением активности холинэстеразы и количества ацетил­холина в слюне и сыворотке крови. Активность тканевой холинэстеразы десны при этом возрастает. В слизистой щеки появляются участки депигментации.

Получаемая нами экспериментальная язва желудка имеет острое, а язвенная болезнь у людей — хроническое течение]., что не может не сказаться на системе аце­тилхолин — холинэстераза, а также на состоянии слизистой ротовой полости и аль­веолярных отростков челюсти.

У больных хроническими заболеваниями органов пищеварительной системы имеются изменения, характерные для хронического катарального гингивита и паро­донтоза, которых не было обнаружено при острой язве в эксперименте.

Однако и при острой язве желудка были отмечены у животных изменения активности холинэстеразы и количества ацетилхолина в слюне, а также изменения активности тканевой холинэстеразы. Были выявлены и внешние изменения со стороны слизистой ротовой полости (депигментация), позволяющие отметить нарушения сли­зистой ротовой полости и при острой экспериментальной язве желудка.

Поскольку ацетилхолин как нейромедиатор обеспечивает трофическое влияние нервной системы на периферические органы и ткани (А. В. Кибяков, 1950, 1955 и мн. др.), а также участвует в поддержании нормального функционального состоя­ния самих нервных проводников (Р. С. Орлов, 1958; Г. И. Полетаев, 1959; Л. Н. Зе­фиров и Г. И. Полетаев,, 1959), наблюдаемые нами изменения в системе ацетил­холин — холинэстераза могут объяснить нарушения в трофике тканей пищеваритель­ного тракта. Можно полагать, что это и является одной из причин поражений в полости рта (пародонтоз) и в желудочно-кишечном тракте (язва).

Таким образом, изменения в системе ацетилхолин — холинэстераза в крови и в слюне при острой экспериментальной язве желудка у собак и у больных с хрониче­ской язвенной болезнью в сочетании с пародонтозом обосновывают представление об этих заболеваниях как о своеобразных проявлениях нарушений нервной трофики. Приведенные наблюдения объясняют также и механизм терапевтического эффекта при язвенной болезни от применения таких широко распространенных холинолитиче­ских средств, как атропин и его заменители.

×

About the authors

Kh. S. Khamitov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

F. S. Khamitov

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Rice. 1. The activity of salivary cholinesterase in patients with gastric ulcer and duodenal ulcer before gastric resection and 12-18 days after it.

Download (159KB)

© 2021 Khamitov K.S., Khamitov F.S.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies