Professor Alexei Vasilyevich Favorsky

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

А. V. Favorsky was born on February 10, 1873, in the village of Sedlistom, Kharbai parish, Astrakhan county. His father was a clergyman, the son of a clergyman, and having studied for 3 years in a clerical school, he entered the petty bourgeoisie and went into the service, as a small servant, at the landowner Rogov's stud farm. Then as a young man of 20, he went into service in Astrakhan, as a raft worker for the fishing firm of first Kozhevnikov and then Br. Sapozhnikov, and soon achieved a position as a small clerk. He soon married a former serf of the Astrakhan landlord Goring; from this marriage was born a son, Alexei, one of seventeen.

Full Text

А. В. Фаворский родился 10 февраля 1873 года в с. Седлистом, Харбайской волости, Астраханского уезда. Отец его происходил из духовного звания; сын псаломщика, он, поучившись 3 года в духовном училище, записался в мещане и поступил на службу, в качестве маленького служащего, на конный завод помещика Рогова. Затем 20-летним юношей он перешел на службу в Астрахань, плотовым рабочим, к рыбопропромышленной фирме сначала Кожевникова, а затем Бр. Сапожниковых, и вскоре добился места мелкого служащего. Вскоре он женится на бывшей крепостной Астраханского помещика Геринга; от этого брака и родился сын Алексей, один из семнадцати.

Детство А. В-ча протекало среди широкого водного простора дельты Волги, в той обстановке и среди того изысканного общества, которое так красочно живет в „Мальве“ Максима Горького. Неводные рабочие из русских, калмыков, киргиз, босяки-солоносы, землекопы, служащая мелкота и над всем этим управляющий, корректный англичанин,— вот та среда, которая воспитала А. В-ч а. Первые зачатки грамоты сообщил ему отец, причем неграмотные мать и бабушка очень сокрушались тому „мучению“, которому подвергался их сынок и внученок, когда тот сидел за букварем.

Благодаря настоянию родственников и хозяина промыслов, А. В-ча отдают в гимназию; хозяин промыслов дает стипендию, на каковую А. В. и оканчивает гимназию в 1891 году. В Казанском Университете, куда поступил А. В. по окончании гимназии, уже со II курса проявляется него склонность к нервной физиологии. А. В. усердно посещает лекции. А. Миславского, который тогда читал особый частный курс физиологии центральной нервной системы. Не пропускает он ни одной лекции и проф. Л. О. Даркшевича, тогда только что приехавшего в Казань, а на IV курсе курс единогласно избирает А. В-ча издателем литографированных лекций Даркшевича, что он успешно заканчивает на V курсе. 15 октября 1896 года А. В. удостоен степени лекаря с отличием.

По окончании университетского курса А. В. поступает сверхштатным ординатором в клинику проф. Даркшевича, который по этому поводу выразил свое удовольствие, но штатного места предоставигь А. В-ч у не мог.

В большой материальной нужде протекают первые годы ординаторской работы А. В-ча, которому до 1 января 1900 г. удалось получить от Правления Университета всего 300 р. „на приобретение офталмоскопа и хирургических инструментов“. Только с 1 января 1900 г. по 30 июня того же года А. В-чу дается содержание из остатков от содержания личного состава. В этот период А. В. усиленно занимается гистологией.

22 января 1901 г. А. В. утверждается сверхштатным лаборантом клиники без производства содержания, в каковой должности и работает до 1 июля 1903 года. В эти тяжелые годы материальной нужды и необеспеченности А. В-ча проф. Даркшевич приходил к нему на помощь, стараясь дать что-нибудь заработать. Несмотря на неверность, этого заработка, А. В. с особенной теплотой вспоминает эту поддержку.

Несмотря на голод и холод, А. В. сумел уже на 4-м году после окончания Университета сдать докторантские экзамены и написать диссертацию в 300 печатных с границ: „Материалы к вопросу о патолого-анатомическом изменении спинного мозга при сдавлении его“. Работа основана на 17 опытах и 4 патолого-анатомических случаях и, по отзыву проф. Даркшевича, „обнаруживает в авторе достаточную опытность в производстве экспериментов и исследовании под микроскопом нервной ткани в ее болезненном состоянии. Автор проявил достаточный навык и опытность и в собирании и обработке литературного материала, имеющего отношение к интересующему его вопросу“. В своей работе А. В. освещает те темные стороны, которые имелись тогда в учении о тканевых изменениях спинного мозга при его сдавлении и о характере этих изменений. По поводу диссертации А. В-ча проф. В. И. Разумовский заявил, что „в лице докторанта он видит не молодого современного нервного доктора, а серьезно относящегося к делу молодого ученого“.

1 июля 1903 года, наконец, А. В. получает первую штатную должность в Университете—лаборанта Клиники нервных болезней, а 1 ноября следующего года командируется с ученою целью заграницу на один год; срок этот позднее был продолжен еще на год. Отправившись заграницу, А. В. слушает в Берлине курс нервных болезней у проф. Oppenheim’a. У этого ученого, который был специалистом, занимавшимся только невропатологией, и тонким клиницистом, умело владевшим всеми новейшими анатомо-физиологическими данными в области нервной системы. А. В. научился обращать внимание на каждый ничтожный на первый взгляд клинический признак, который нередко при дальнейшем наблюдении вполне определял диагностику страдания. В особенности это относится к лекциям Oppenheim’a об опухолях мозга и о рассеянном склерозе.

Одновременно А. В. слушал в Берлине и проф. Меndеl´я, наглядно демонстрировавшего полиморфизм описываемой патологической единицы на целом ряде больных с одной и той же болезненной формой, а у ассистента Меndеl´я, д-ра Cohn’a, А. В. втечение каникулярного времени прослушал курс электротерапии.

Главный интерес в Берлине для А. В-ча сосредоточился, однако, на Нервно-психиатрической университетской клинике с ее директором проф. Ziehen’oм. Эта клиника, благодаря образцовой постановке в ней дела, строго-научному направлению, строгому педантизму при использовании большого клинического материала, дала А. В-чу возможность в значительной мере, при занятиях над больными, пополнить свои сведения по клинической невропатологии. В этой же клинике А. В. прослушал курс „Uebungstherapie“ у автора этого метода, д-ра Frärikel’a.

Ç конца февраля А. В. занимался в Нейро-биологическом Институте Берлинского Университета, у проф. О. Vogt’a; главной задачей этого Института является изучение нормальной анатомии и физиологии нервной системы и психологии. Здесь А. В. возобновил в своей памяти всю анатомию проводящих путей центральной нервной системы по великолепно приготовленным препаратам, предоставленным в его распоряжение проф. Vogt’oм. Здесь же, под руководством Bielschowsk’oro, А. В. закончил свою работу на тему о нервных окончаниях в bulbus olfaciorius, предложенную проф. Vogt’oм.

Во время своих бесед при штудировании анатомии А. В. почерпнул немало новейших сведений в данной области и получил возможность выяснить многие неясные пункты по анатомии нервной системы.

А. В. прослушал, далее, в Берлине курс макроскопической анатомии центральной и периферической нервной системы в Анатомическом Институте проф. Waldeyer’a, слушал лекции проф. Мunk’aго физиологии нервной системы и курс по внутренним болезням Blumenthal’a, тогда бывшего ассистентом проф. Leyden’a, основательно пришел курс бактериологии у проф. Ficker’а, ассистента проф. Rubnеr’а, в Гигиеническом Институте Берлинского Университета и познакомился с элементарными данными из области цитологии. Наконец, А. В. прослушал курс об афазии у проф. Liерmаnn’а, крупного специалиста в этой области, и ознакомился с Гидротерапевтическим Институтом Берлинского Университета, находящимся в Charite и бывшим тогда в заведывании проф. Вriеgеr’а.

Переехав затем из Берлина в Мюнхен, А. В. значительно пополнил свои сведения по тонкой патологической анатомии нервной системы, штудируя втечение 3 месяцев препараты проф. Schmaus’a, послужившие последнему при составлении его известного руководства по патологической анатомии нервной системы. При этом А. В. подробно ознакомился с менингитами самого различного происхождении, с энцефалитами, травматическими повреждениями головного и спинного мозга, различными опухолями того и другого, полиомиэлитами острыми и их последствиями, malum Роlli, различными перерождениями нервных клеток, вторичными перерождениями нервных волокон при сдавлениях спинного мозга, амиотрофическим боковым склерозом, рассеянным склерозом в различных стадиях заболевания, миэлитами острыми и хроническими, tabes’oм, туберкулезом и сифилисом головного и спинного мозга. В Мюнхене же А. В. слушал лекции Kräpelin’a и Müller’a.

Пребывание А. В. в Германии имело, таким образом, громадное педагогическое и образовательное значение: здесь А. В. привел в порядок и законченный вид свои теоретические познания по невропатологии и значительно пополнил их новейшими данными.

С начала сентября 1905 г. А. В. переезжает в Париж, где втечение 1 года 2 мес. работает в Институте Pastеur’а иод руководством преф. Мечникова, по предложению которого выполняет работу о влиянии ботулического токсина на низших позвоночных. Этой работой А. В-чу удалось установить, что впрыскивания низшим позвоночным (особенно хладнокровным) столь страшного для млекопитающих ботулического токсина переносятся ими совершенно свободно. Затем А. В. обнаружил ясно выраженные антитоксические свойства в крови утки, которая восприимчива к токсину. Некоторые рыбы, по исследованиям А. В., оказались также восприимчивы к ботулическому токсину. Попутно выяснился очень интересный факт, что впрыскивание небольших доз яда восприимчивым животным, давая несомненные клинические симптомы поражения нервной системы, не вызывает почти никаких анатомических изменений в этой последней. Кроме этой работы А. В., по предложению проф. Мечникова, подтвердил положение Tavozzi и Vrzochek’a, что облигатные анаэробы могут произрастать при условиях аэробизма и дают токсины, если прибавлять к бульону кусочки печени, селезенки или других каких-либо органов.

В Институте Pastenr’a А. В. слушал лекции по бактериологии у Roux, Мечникова, Laveran’a, Delezenne’a, Nicole’s, Воrеl’я, Меsnіl´я, Moreах, Sergent’a. Каждый из них читал лекции только по избранным им отделам. Курс этот обнимал всю бактериологию. При такой постановке дела каждый вопрос по- бактериологии являлся перед слушателями в полном освещении, основанном на самых последних изысканиях.

Одновременно с занятиями в Институте Pastenr’a А. В. посещал клинику проф. Rауmоnd’a в Salpétrière, где за год перед его глазами прошел громадный клинический материал, слушал лекции и присутствовал на приемах проф. Rауmоnd’a, посещал приемы приходящих больных у проф. Dejerine’a, знакомился с его системой изоляции, как метода лечения тяжелых функциональных заболеваний нервной системы, слушал его лекции, посещал обходы и патолого-анатомические вскрытия у проф. Pierre Marie в Bicêtre. Здесь А. В. значительно пополнил свои сведения по патологической анатомии.

А. В. посещал, кроме того, приемы и разборы больных д pa Babinsk’oгo в Hôpital de la Pitié и слушал его лекции об истерии, дифференциальной диагностике между органическими заболеваниями и функциональными, между tabes и алкогольным полиневритом, об этиологии и лечении tabes’a, о болезненной форме, описанной Babins к’им совместно с Nageotte’oм— „hemiplegie, myosis bulbar is avec hemianaesthesie et hémiplégie croisées“, о случае, с поражением мозжечка, паралича лучевого нерва от давления и проч. А. В. считает себя во многом в смысле своего развития, как клинициста, обязанным именно Babinsk’oмy. Из других невропатологов в Париже А. В. посещал проф. Gіlbеrt’a Ballet, слушая его лекции о sclerosis disseminata в самых различных степенях его развития.

Пребывание во Франции дало возможность А. В-чу привести в законченный вид и значительно пополнить свои сведения, главным образом по клинической невропатологии.

По возвращении в Россию (31/Х 1907 г.) А. В. получает звание приват-доцента но кафедре нервных и душевных болезней и приступает к чтению курса: „Анатомо-физиологическое введение в курс нервных болезней“. Он принимает также живейшее участие в организовавшемся тогда Обществе младших преподавателей Университета для самообразования и большое участие принимает в деятельности Общества врачей при Университете, где состоит 10 лет его бессменным секретарем.

15 апреля 1910 года. А. В. снова отправляется в заграничную командировку на 7 мес.—в Мюнхен, где работает у проф. Alzheimer’a и заканчивает свою работу о патолого-анатомических изменениях при сухотке спинного мозга. Одновременно он слушает лекции и посещает клинику проф. Кräреlin’a.

В 1911—12 уч. году А. В. читает курс школьной гигиены на историко-филологическом факультете Университета.

20 декабря 1911 г. он командируется с ученою целью в Петербург, для занятий в лаборатории проф. И. П Павлова, где знакомится с постановкою изучения условных рефлексов. После возвращения его из командировки в его руки целиком переходит заведывание клинической лабораторией, где д-р П. O. Эмдин выпускает под его руководством свою диссертацию, а д-ра Ворошилов и Кочергин начинают свои диссертационные работы.

В 1915—17 г.г. А. В. служит по совместительству в Земском Союзе и заведует двумя госпиталями. В том же году врачами г. Казани он избирается председателем Медицинского Комитета беженцев. А. В. организует заново 3 больницы для беженцев, организует и принимает участие в наблюдении за постройкой новых постоянных бараков для беженцев.

С 1909 г. по 1917 г. А. В. состоял преподавателем физической педагогики на Казанских Высших Женских Курсах и принимал непосредственное участие, как член ревизионной и строительной комиссии, в постройке здания Курсов на Арском иоле.

А. В. принимал деятельное участие в разработке некоторых вопросов, которые легли в основу Курса нервных болезней проф. Л. О. Даркшевича. Он напечатал около 30 научных трудов, сделал несколько научных докладов в Обществе врачей и Обществе невропатологов п психиатров при Казанском Университете, прочитал несколько популярных лекций, из которых одна („О половом воздержании“) напечатана в „Казанском Медицинском Журнале", а другая („О спиритизме“) находится в рукописи.

С 18 июня 1918 г., постановлением Совета Казанского Университета, А. В по избранию был утвержден в должности профессора того же Университета по кафедре нервных болезней с клиникою? Получив в свое заведывание эту кафедру, он внес некоторые изменения в систему преподавания, имевшую здесь место при проф. Даркшевиче. А. В. сделал обязательным посещение амбулатория студентами — не в качестве простых зрителей, а в качестве активных участников приема под руководством ассистентов.

Лекции А. В-ча, подкупая простотой и ясностью изложения предмета, носят еще особый характер в том отношении, что он пользуется каждым подходящим случаем, чтобы втянуть студентов в активную работу. Эта же особенность бросается в глаза и при обходах А. В-м стационарных больных вместе со студентами.

На IV курсе А. В. расширил преподавание введением частных курсов по проводящим путям спинного и головного мозга и по пропедевтике, поручив это дело своим ближайшим помощникам, ассистентам. В настоящем учебном году почти весь врачебный персонал клиники втянут в дело обучения студентов, по группам, на больных, методике исследования нервной системы. Такая подготовительная работа на IV курсе в значительной мере облегчает понимание основ клинической невропатологии на V курсе.

Большое внимание А. В. уделяет делу образования ординаторов, требуя от них систематического прохождения нормальной анатомии нервной системы, проводящих путей, нормальной и патологической гистологии нервной системы. А клинические разборы больных курирующим ординатором на субботних конференциях клиники, с вовлечением в прения всего врачебного персонала последней, являются великолепной школой, развивающей клиническое мышление. За время пребывания в клинике ординатор получает систематическое, законченное образование.

Нельзя обойти молчанием и того факта, что, несмотря на крайне неблагоприятные условия, исследовательская работа в лаборатории клиники не прекращается. Получив солидную подготовку по патологической гистологии в лаборатории Schmaus’a и позднее в лаборатории Alzheimer’a, А. В. с особенной любовью занимается патологической гистологией нервной системы и побуждает к тому же своих учеников. Он требует от работающих у него строгого и точного обоснования выводов и точного описания данных, полученных под микроскопом. Препараты должны быть ясны и доказательны. Это воспитывает привычку быть очень внимательным и требовательным к результатам своих исследований. Эту точность лабораторных исследований А. В. стремится перенести и. на клинику.

В 1923 году А. В. постигло большое несчастие,—с ним произошел мозговой инсульт, результатом которого явился стойкий паралич левой руки. Но это не остановило кипучей и неутомимой деятельности А. В-ч а. С прежней энергией он отдается научной и преподавательской деятельности в Казанской нервной клинике. Кроме того А. В. состоит директором Нервной клиники Института для усовершенствования врачей имени В. И. Ленина, где ведет впервые читаемый в России систематический курс для врачей по патологической гистологии нервной системы.

В 1926 году А. В. избран деканом медицинского факультета, каковым состоит и по настоящее время.

Много лет А. В. состоит председателем Общества невропатологов и психиатров при Казанском Университете.

Дать полную характеристику деятельности А. В-ча за 30 лет его работы в стенах Казанского Университета в этом кратком очерке, конечно, невозможно. Да я и не задавался такой задачей. Я хотел лишь поделиться тем, что я знаю об его жизни и деятельности из своих личных наблюдений за 19 лет сотрудничества с А. В-м и из рассказов его самого о том периоде его жизни и деятельности, свидетелем которого я не был.

Из того немногого, что я здесь рассказал, необходимо подчеркнуть, что семья, из которой происходит А. В., велика и безденежна. Перспективы на получение образования были весьма слабы. Случайная материальная поддержка,—и А. В. получает общее, а затем и специальное образование. Страстная жажда к знанию и неутомимый труд дают ему возможность получения солидной научной подготовки по невропатологии и смежным областям знания. Затем самостоятельное научное творчество, получение кафедры, профессорско-преподавательская деятельность, создание своей школы,—и имя А. В-ча навсегда связано с деятельностью родной ему Казанской нервной клиники.

×

About the authors

V. K. Voroshilov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1927 Voroshilov V.K.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies