Treatment of inflammatory diseases of the female genitalia with iontophoresis

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The treatment of inflammatory diseases of the female genitalia has long been one of the most important tasks of the gynecologist. With the development of surgery, surgical methods of treatment began to be applied: exudates were removed, the uterus and inflamed appendages were extirpated, etc.; but the danger of surgical intervention on the one hand, and on the other - the severe consequences of removal of organs such as ovaries, especially in young women - forced gynecologists to spend much effort in discovering and improving non-operative methods of treatment of inflammatory diseases of the female genital parts. Among these methods, physical methods such as water, mud, light baths, massage, etc., as well as those related to electricity have long been prominent.

Full Text

Лечение воспалительных заболеваний женской половой сферы издавна представляло одну из главнейших задач гинеколога. С развитием хирургии и здесь, конечно, стали применяться хирургические методы лечения: экссудаты удалялись, матка и воспаленные придатки экстирпировались и пр; но опасность хирургического вмешательства с одной стороны, а с другой—тяжелые последствия удаления таких органов, как яичники, особенно у молодых женщин,—заставили гинекологов потратить много усилий на открытие и усовершенствование неоперативных способов лечения воспалительных заболеваний женских половых частей. Среди этих методов издавна уже видное место занимали физические методы, напр., водяные, грязевые, световые ванны, массаж и пр., а также те методы, которые связаны с электричеством.

Можно сказать, что как только родилось и начало развиваться учение об электричестве,—с той поры последнее и стало применяться в качестве лечебного средства при различных болезнях. Еще в 1856 г. Remак, производя исследования действия гальванического тока на нервную систему, пришел к заключению, что ток этот, помимо раздражающего эффекта, обнаруживает разнообразное действие при заболеваниях нервной системы человеческого организма. В частности здесь можно различать, по Remak’y, 1) электролитическое, 2) физическое и 3) сосудодвигательное действие тока.

Электролитическим или химическим действием гальванического тока об’ясняется различный эффект полюсов,—возбуждающеее действие катода и угнетающее—анода. Первое зависит от потери кислорода, второе—от притока кислорода к бедной им ткани. При этом новейшие успехи электрохимии, по которым гальванический ток, проходя через электролит, разлагает растворенные частицы на два компонента, именно, на ионы с противоположными электрическими зарядами—анионы и катионы, привели к предположению, что патологические продукты могут также разлагаться током и таким образом делаться доступными всасыванию и выделению.

Физическим или катафорическим действием гальванического тока называют способность его переносить жидкость через пористую перегородку от анода к катоду. Катафорическое действие обнаруживается тем, что при прохождении тока средней силы через тело человека у анода кожа вдавливается, у катода выпячивается. По исследованиям Munk’a долго считалось установленным, что лекарства в растворе (стрихнин у животных, хинин и йодистый калий у человека), благодаря гальваническому катафорезу, всасываются в кожу быстрее; однако по исследованиям Leduc’a и Frankenhäuser’a тут имеет значение не катафорическое действие тока, а гораздо вернее всасывание растворов обгоняется передвижением ионов, заряженных противоположными электричествами. Живой организм является электролитом, благодаря наличию в нем целого ряда соков и физиологических жидкостей (кровь, лимфа и пр.), в которых в растворенном состоянии находятся всевозможные соли. При прохождении гальванического тока через электролит наступает электролитическая диссоциация; при этом ионы с положительным зарядом начинают передвигаться к катоду, почему они и названы электроположительными катионами, а ионы с отрицательным зарядом, электроотрицательные анионы,—к аноду. Уже воздействуя одним гальваническим током, мы производим в организме целый ряд перемещений ионов в соответствующем участке. Если же между электродами и кожей организма поместить какой-нибудь электролитический лекарственный раствор, то электрический ток повлияет на ионы электролита таким образом, что электроположительные катионы будут стремиться от анода к катоду, а электроотрицательные анионы—от катода к аноду. Имея на своем пути ткани живого организма, который также является электролитом, лекарственные ионы попадают через кожу вглубь ткани. Воurguignon, определяя количество введенного через кожу и выделенного через 24 часа в моче иода, нашел, что, при введении последнего путем ионтофореза, лишь весьма незначительные следы его отлагаются на положительном полюсе; об’ясняется это тем, что значительная часть вводимых ионов, проникая на определенную глубину, или остается там,— в количестве около 20%,—или же уносится током крови. Этот процесс введения лекарственных веществ при помощи гальванического тока назван Frankenhäuser’oм ионтофорезом. Возможность его была признана еще в середине прошлого столетия Richardson’ом, Wagnеr’ом и Еdissоn’ом.

Переходя теперь к последнему действию гальванического тока, сосудистому, отметим, что действие тока на кровеносные и лимфатические сосуды, играющее важную роль при лечении воспалительных процессов, обнаруживается сначала сужением и вслед за тем расширением сосудов, доходящим до пропотевания серозной жидкости. Вызываемый расширением сосудов увеличенный приток крови и лимфы благоприятно влияет на всасывание подострых и хронических выпотов.

Из сказанного ясно, что для правильного применения ионтофореза необходимо знать, как диссоциирует применяемое вещество и какой заряд получают соответствующие ионы. При исследовании целого ряда тел выяснилось отношение их ионов к тому или другому полюсу, выяснилась их т. н. электролитическая характеристика. Так, например, известно, что цинк, медь, калий, натрий и др. металлы являются катионами в то время, как галоиды (иод, бром, хлор) и кислотные радикалы некоторых солей—анионами. Leduc проверил эти данные на опыте и уловил известную законность действия ионов на организм. Интересным с практической стороны является следующее: 1) местное действие ионов прямо пропорционально продолжительности и силе применяемого тока,—правило, которым следует руководствоваться при дозировке тока во избежание могущих быть осложнений, напр., ожогов; из этого правила вытекает, что, если мы пользуемся сильным током, он должен быть непродолжительным по действию, и наоборот, слабым током можно действовать дольше; 2) скорость движения ионов отстает намного от скорости движения крови и лимфы в сосудах.

Итак, при практическом применении гальванического тока необходимо для введения ионов какого либо вещества знать его электролитическую характеристику и вводить со стороны одноименных полюсов. При лечении ионтофорезом воспалительных процессов в половой сфере нами применялся иод, так как он является одним из самых легко вводимых в организм ионов, хорошо и в большом количестве проникающих через кожу без особого ее раздражения. Иод является электроотрицательным анионом, следовательно, вводить его надо со стороны катода, который будет его отталкивать по направлению к аноду через промежуточную среду, тело человека. Иод употреблялся нами в виде 10% раствора йодистого калия, наливаемого в цилиндрическое зеркало, вставленное во влагалище. Источником тока служил пантостат, включенный в городскую сеть. Катодом служил угольный электрод, который опускался в раствор йодистого калия, анод же, в виде цинковой пластинки, обернутый марлей, смоченной водой, ставился на брюшную стенку. Пока электропроводность кожи слаба, ток брался меньшей силы, а с повышением электропроводности ток доводился до 10 —20 МА. Каждый сеанс продолжался у нас 10—20 мин. При этом мы по возможности старались избегать попадания между электродами более плотных тканей. Близость тканей, богато снабженных кровеносными сосудами, также ослабляет действие медикамента, попадающего в ток крови, которым ионы уносятся, не попадая по назначению. Впрочем говорить о большем или меньшем поглощении, отклонении и захватывании ионов теми или другими тканями приходится только предположительно: вероятно, здесь играет большую роль с одной стороны плотность тканей, с другой—отношение данного рода тканей к гальваническому току.

Втечение 2 ½ лет лечению ионтофорезом у нас было подвергнуто всего 97 человек больных. Из этих случаев мною отобрано 35, в числе которых имеются все типичные заболевания женской половой сферы воспалительного характера. Из них можно выделить с положительным результатом—20 случаев воспаления маточных придатков, 9 случаев воспаления матки и 3 случая воспаления тазовой клетчатки. Количество сеансов было различным—от 5 до 42. Небольшое количество сеансов требовалось обычно при небольшой распространенности процесса, напр., при одностороннем воспалении маточных придатков. Эффект лечения состоял в полном рассасывании эксудатов и инфильтратов, или же ионтофорез действовал на воспалительный процесс таким образом, что последний после ионтофореза делался доступным рассасыванию и ликвидировался впоследствии при лечении такими средствами, как горячие спринцевания и тампоны с ихтиолом.

Наш опыт показывает, что лечение ионтофорезом дает положительный результат при подострых и хронических воспалениях матки и придатков, тазовой брюшины и тазовой клетчатки,—воспалениях как неинфекционных, так и инфекционных, в частности гонорройных. Противопоказанным этот способ лечения является при беременности, острых воспалительных процессах и идиосинкразиях, а также при наличности гнойных скоплений в женской половой сфере. Так, в одном случае гнойного воспаления правого яичника нами было произведено, с промежутками, 135 сеансов без результата. В числе наших случаев, давших отрицательный результат, были также саклосальпинксы или ретенционные опухоли труб. Затем был у нас 1 случай туберкулезного воспаления придатков, где при лечении ионтофорезом получилось также очень незначительное улучшение, сказавшееся в уменьшении болей. Бродерзон, наблюдения которого относятся к случаям туберкулезного полиартрита, думает, что туберкулезная интоксикация ионтофорезом устранена быть не может.

У больных, пользовавшихся лечением ионтофорезом, нами во время лечения производилось систематическое исследование крови. Пробы брались 2—3 раза в каждом случае, причем оказалось, что в начале лечения наблюдается повышение лимфоцитоза, по мере же того, как процесс ликвидируется, лимфоцитоз падает.

Кроме того нами производилось исследование мочи на присутствие иода через 20 минут после каждого сеанса, и в большинстве случаев присутствие иода в моче было обнаружено, причем введенный путем ионтофореза в организм иод исчезал из мочи лишь через несколько дней. Иод, введенный per os, выделяется, как известно, значительно скорее. По наблюдениям Дембской следы иода после одного сеанса ионтофореза (в гинекологической практике) обнаруживались в моче втечение 38 часов в то время, как при всех других способах введения иода последний исчезал гораздо быстрее.

Факт этот об’ясняется, во-первых, тем, что при введении лекарственного вещества путем ионтофореза ионная концентрация кожи и глубже лежащих частей не нарушается; все ушедшие ионы замещаются вводимыми в кожу ионами, почему дальнейшего перехода вводимых ионов в кровь не происходит так легко, и они дольше остаются на месте. При подкожном же, внутримышечном и других способах введения лекарства нарушается концентрация ионов в данном органе, который и старается уравновесить это нарушение скорейшим вытеснением чужеродных ионов (Дембская). Во-вторых, по данным Betton Messey’fl при ионтофорезе происходит гораздо более тесная диффузия вводимых ионов в тканях организма, именно внутриклеточная, при подкожной же, напр., ин’екции—только межклеточная, так что ионы при ионтофорезе входят в большую связь с элементами тела, и физиологическое действие их длится дольше.

На основании сообщаемых данных, мне кажется, мы имеем право утверждать, что дело здесь идет не о специфическом действии тока или, вернее, не об одном только действии его, а о действии ионов вводимого вещества, проявляющего in statu nascendi максимальное действие, так как уже давно известно, что химически наиболее деятельными элементы являются in statu nascendi. Кроме того при ионтофорезе имеются возможность непосредственного воздействия на очаг поражения и более тесная связь лекарственного вещества с соответствующей тканью. Конечно, при этом следует учитывать, как сопротивляемость тканей, так и сопротивляемость вводимого медикамента, причем здесь безусловно необходимы специальные экспериментальные исследования.

Во всяком случае результаты лечения ионтофорезом в нашей практике вполне показывают целесообразность этого метода. В особенности он должен найти себе применение при заболеваниях, требующих введения крупных доз медикамента.

В заключение приходится все-таки сказать, что вопрос о лечении ионтофорезом разработан очень слабо. Для того, чтобы сделались ясными результаты этого лечения, необходимы дальнейшие наблюдения над течением воспалительных процессов, подвергающихся лечению ионтофорезом. Наблюдения должны состоять в изучении отношения различных тканей к направлению линий тока. В каждом отдельном случае мы должны учитывать плотность этих тканей, богатство их кровеносными сосудами и состояние воспалительного инфильтрата для того, чтобы, сравнивая эти случаи, судить об отклонении линий тока и о местонахождения наибольшей концентрации его. Изучив все эти данные, можно будет заранее знать результат и целесообразность применения лечения ионтофорезом.

×

About the authors

N. S. Utochnikova

Ufa Province Hospital

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1927 Utochnikova N.S.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.