The use of bismoverol in the treatment of syphilis

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Of the patented bismuth preparations released by our chemical industry, bioquinol currently enjoys the greatest prevalence. However, the effectiveness of bioquinol does not fully satisfy clinicians, and along with brilliant reviews about this drug (Brychev), there are restrained (Golschmid) and sharply negative assessment of it (Mrongovius).

Full Text

Из выпущенных нашей химической промышленностью патентованных висмутовых препаратов биохиноль пользуется в настоящее время наибольшей распространенностью. Однако эффективность биохиноля не в полной мере удовлетворяет клиницистов и наряду с блестящими отзывами об этом препарате (Брычев), имеются сдержанная (Голшмид) и резко отрицательная оценка его (Мронговиус).

Проф. Измаильский, занимаясь исследованиями в области химиотерапии препаратов висмута, изготовил препарат висмутовой соли, моновисмутинной кислоты—Bi 126, выпущенный в продажу в виде масляной суспензии под названием Bismoverol с содержанием около 67% Bi-металла; в 1,0 суспензии содержится 0,05 Bi.

Мы поставили себе задачей проверить действие этого препарата на материале отдела сифилидологии Всеукраинского Государственного института венерологии и дерматологии.

Под нашим наблюдением было всего 91 больной, леченных бисмоверолем как амбулаторно, так и стационарно. Подавляющее число больных получило по одному курсу лечения, часть же больных получила 2 и даже 3 курса лечения. Часть больных (52) проводилась нами на одном бисмовероле, часть же (39) на смешанном лечении—бисмовероль и новосальварсан.

Для сравнительной оценки изучаемого нами препарата бисмовероля, с наиболее распространенным биохинолем, нами были отобраны и изучены истории болезни больных, леченных как одним биохинолем, так и биохинолем + новосальварсан, и подходивших по своему возрасту, по клиническим проявлениям болезни к больным, проведенным нами на бисмовероле. Таких больных оказалось 70. В дальнейшем изложении мы и будем проводить сравнительные для обоих препаратов данные.

Лечение бисмоверолем мы проводили по приложенной к препарату инструкции. Для первых 2—3 инъекций мы давали по 0,5 суспензии, в дальнейшем мы переходили к дозе в 1,0 через день—всего 20 инъекций на курс, т. е. Bi-металла вводилось 0,9.

Подавляющее большинство наших больных до лечения бисмоверолем никакого другого специфического лечения не получало. За редким исключением наши больные хорошо переносили лечение бисмоверолем. Общее состояние их улучшалось; улучшался аппетит; вес нарастал у многих больных к концу курса довольно значительно (от 2 до 5 кило). Только у 3-х больных мы могли отметить в начале лечения общее недомогание, а у одного—ломоту в ногах после первых 3-х инъекций. Боли на месте инъекций наблюдались нами у 8 человек, инфильтраты у 5 больных (5,5%); инфильтраты под припарками, горячими сидячими ванночками рассасывались в несколько дней.

Из побочных явлений при лечении бисмоверолем мы наблюдали бисмутовую кайму в 21 случае (23%), чаще у верхних резцов, реже у нижних: в 7 случаях после 8 инъекций; в 6 случаях после 9 инъекций; в 3-х после 10 инъекций и в 5 случаях после 14 инъекций; появление каймы однако не препятствовало дальнейшему лечению. Ни в одном случае мы не имели стоматита или гингивита.

При применении же биохиноля мы могли чаще отметить жалобы больных на боли на месте инъекции; инфильтраты мы наблюдали в 10 случаях, что на 70 больных составляет 14,3°/о. Висмутовая кайма при лечении биохинолем наблюдалась нами в 9 случаях и гингивиты в 2 случаях, т. е. всего в 11 случаях (15,7%) мы имели осложнения в полости рта.

Что касается влияния на почки, то мы при лечении бисмоверолем могли отметить раздражение почек в 11 случаях (12%); в 5 случаях были обнаружены следы белка, в 2 случаях мы имели 0,04°/00, в 4 случаях эпителиальные цилиндры. С другой стороны мы в одном случае наблюдали уменьшение содержания белка в моче с 0,53%, до 0,11%. Висмутовых клеток нам ни разу не пришлось наблюдать при лечении бисмоверолем. На 70 случаев, леченных биохинолем, мы получили раздражение почек в 17 случаях (24,3%); в 11 случаях—белок в моче и в 6 случ. —эпителиальные цилиндры.

Если сравнить данные о раздражении почек, полученные нами при применении биохиноля, с нашими данными для бисмовероля, то ясно обрисовывается меньшая токсичность бисмовероля в сравнении с биохинолем.

Люэс I (17 случаев). Мы только один случай вели исключительно на бисмоветроле, причем шанкр поджил после 6 инъекций, склероз рассосался после 12 инъекций, паховые железы уменьшились почти вдвое после 10 и исчезли после 15 инъекций бисмовероля. В 4 случаях мы начали лечение с применения бисмовероля и только после эпителизации шанкра, наступившей после 4—6 инъекций, мы прибавляли новосальварсан. В остальных 12 случаях первичного сифилиса, проводившихся с самого начала на смешанном висмут-сальварсанном лечении, мы получили такие результаты: шанкр в зависимости от величины распада эпителизировались после 3—4 инъекций + 1—2 вливания новосальварсана (0,15 4- 0,3).

Шанкры подживали после 4—5 инъекций и 1-2 вливаний. Склероз рассасывался после 8 -9 инъекций + 3—4 вливания новосальварсана. Паховые железы рассасывались обычно после 10—12 инъекций 4-5—6 вливаний новосаль-варсана; хотя мы наблюдали и более раннее рассасывание, желез: после 8 инъекций 4- 4 вливан. на 16—17 день лечения. В 1 случае люэс 1, леченном биохинолем, шанкр поджил после 7 инъекций, паховые железы исчезли к концу курса. Из 12 случаев люэс 1, леченных смешанно—в 5 случаях заживление шанкра наступило после 4 инъекций 4- 2 вливания и в 7 случ. потребовалось 5—8 инъекций м 3—4 вливания новосальварсана, так что в случаях первичного сифилиса бисмовероль оказался более активно действующим препаратом, чем биохиноль.

Сифилис свежий (14 случ.): розеолы и лентикулярные папулы исчезали при чисто бисмоверолевом лечении на 7—11 день после 5—7 инъекций. В одном случае потребовалось 10 инъекций для всасывания папулезных элементов. В одном случае лихеноидного сифилиса уже после 5 инъекций элементы рассосались в значительной степени. В другом случае, где на ряду с розеотезной сыпью имела место специфическая нейралгия тройничного нерва, с повышением температуры, боли и сыпь исчезли после 4-х инъекций на 5 день после начала лечения.

При смешанном лечении свежие розеолезные и папулезные сыпи исчезали после 4—5 инъекций и 1—2 вливаний на 8—10 день лечения. Специфические ангины и папулы на слизистой полости рта исчезали в общем одновременно с явлениями на коже. В 5 случаях lues II recens, леченных нами смешанно биохинолем + новосальварсан, розеолы и папулы исчезали после 1—2 вливаний и 4—5 инъекций.

Сифилис II рецидивный (6): папулы в полости рта и зева у anus’a и на половых частях исчезали после 5—6 инъекций бисмовероля, и только в одном случае гипертрофированные папулы у anus’a рассосались после 10 инъекций.

При смешанном лечении папулы во рту рассосались в одном случае после 4 инъекций и 1 вливания 0,3; в другом случае после 4 инъекций + 2 вливаний, причем имевшаяся лейкодерма оставалась до конца курса смешанного лечения. В 6 случаях lues II récidiva, леченных смешанно биохинолем + новосальварсан папулы исчезли после 5—6 инъекций 4- 2 вливан. новосальварсана.

Сифилис III активный: из 19 случаев мы имели в 12 язвенно-бугорковые серпигинирующие сифилиды; 1 случ. околосуставной узловатости, 1 сл. гуммы вагины; 2 случая —гуммозного поражения носа с прободением носовой перегородки, 1 случай язвы задней стенки глотки и 2 случая гуммозного лимфаденита. Язвенно-бугорковые сифилиды, локализованные на лице, на туловище и на верхних конечностях, хорошо и быстро поддавались лечению одним бисмоверолем; уже после 1-5 инъекций язвы очищались, после 5—7 заметно уменьшались и, смотря по обширности поражения, зарубцовывались после 8—12 инъекций И только в 2 случаях чрезвычайно распространенного язвенно бугоркового сифилида по всей груди и спине и в 1 случае поражения голени потребовалось 14, 15 и 18 инъекций бисмовероля для зарубцевания очагов поражения. В случае околосуставной узловатости узлы рассосались после 12 инъекций; изъязвленная гумма вагины зарубцевалась после 15 инъекций.

Изъязвленные гуммозные поражения желез зажили к концу курса. Язва на задней стенке глотки зажила после инъекции; В 9 случаях lues HI activa, леченных биохинолем, мы получили заживление при язвенно-бугорковом сифилиде после 12 15 инъекций. Гуммозные язвы зарубцевались лишь к концу курса после 20 инъекций. При смешанном лечении заживление соответственно наступало после 10 инъекций 4- 4—5 вливаний на 3 день.

Lues cerebrospinalis: В 3 случаях lues cerebro-spinalis, леченных нами комбинированно бисмоверолем + ново, мы могли отметить клинически уменьшение головных болей уже после 5—6 инъекций 4- 2 вливания в одном случае. В одном случае хорошо поддались лечению явления гемипареза; уже после 12 инъекций и 4 вливаний больной стал полностью владеть пораженными конечностями. В 3 случаях lues cerebro-spinalis, леченных нами комбинированно биохинолем + ново, мы получили аналогичные результаты.

Все наши случаи табеса относятся к больным со стойкими старыми клиническими явлениями, которые оставались таковыми как в случаях, леченных одним бисмоверолем или биохинолем, так и в случаях, леченных комбинированно с ново.

Lues viscerum: мы наблюдали 2 случая интерстициального гепатита; лечение бисмоверолем дало уменьшение болей, улучшение самочувствия и заметное уменьшение печени.

В 1 случае гуммозный орхит совершенно рассосался к концу курса лечения. В случае же гуммозного орхита, леченном биохинолем, плотный инфильтрат, хотя и значительно меньший, оставался еще и через 6 месяцев после курса лечения.

Сравнивая полученные нами данные в отношении влияния обоих препаратов Bi на клинические проявления сифилиса, мы должны констатировать несколько большую активность бисмовероля, хотя и не резко выраженную. Вместе с тем мы не можем подтвердить отрицательной оценки Мронговиусом биохиноля в отношении его влияния на третичные формы сифилиса.

Влияние применения бисмовероля и биохиноля на R.Wa представлено нами в нижеследующей таблице (см. стр. 1143).

Анализируя данные этой таблицы, мы видим что в 14 из 37 случаев, леченных одним бисмоверолем, мы получили переход из положительной RWa в отрицательную, что составляет 38°/°; если даже принять во внимание переход RWa в отрицательную только сразу после окончания курса, то и тогда получится довольно значительный процент (2 °/о).

При лечении биохинолем мы получили переход положительной RWa в отрицательную в 19°/о.

Еще более демонстративны результаты влияния смешанного лечения—бисмовероль + новосальварсан—на RWa: в 80°/о мы получили переход положительной RWa в отрицательную, а при смешанном лечении биохиноль + новосальварсан лишь в 25°/о.

Для суждения о ценности бисмовероля, как и всякого другого препарата, в терапии сифилиса, важно выяснить судьбу введенного в организм. Bi; важно иметь представление о всасываемости препарата, об его усвоении. Для последней цели можно пользоваться методом исследования выделения Bi мочей и калом, методом чисто-химического определения наличия Bi в тканях и наконец методом рентгенографии и рентгеноскопии бисмутовых депо. Само собой разумеется, что только всестороннее исследование всеми упомянутыми методами можно получить наиболее точное представление об усвоении препарата. Мы в нашей работе попытались изучить затронутый вопрос, пользуясь лишь методом рентгенографии бисмутовых депо, как методом наиболее доступным, который, несмотря на целый ряд его недостатков, делающих его лишь относительно ценным, все же может нас ориентировать в этом вопросе.

Мы исследовали бисмутовое депо у 22 больных, леченных бисмоверолем. Во время лечения исследовано 8 больных; 4 больных получили до исследования по 2,0—5,0 бисмовероля и у 2-х из них были обнаружены тени малой интенсивности. 4 больных получили до исследования по 9,0— 14,0 бисмовероля; у 3-х из них были обнаружены тени малой интенсивности в виде пятен, не резко ограниченных. Только в одном случае мы получили тень линейной формы.

После окончания курса лечения бисмоверолем было исследовано 14 больных, у 5 из них были обнаружены незначительной интенсивности пятнистые, брызговидные тени—в 1 случае через 4 месяца; в 2-х случаях через 5 месяцев: в 1 случае через 6 месяцев, в 1 случае—через 1 год. У 9 больных тени не были обнаружены: у одного б-ного через 2 месяца; у 2-х через 1 месяц, у одного через 4 мес.; у 3-х—через 5 мес. и у 2 через 6 месяцев. У 10 больных мы исследовали бисмутовое депо после лечения биохинолем. У 7 больных были обнаружены более резко ограниченные и довольно интенсивные тени: в 4 случаях через 2 недели, в 2 случаях—через 1 месяц, в 1 случае—через 1 год.

Полученных нами данных, конечно, недостаточно для определенных выводов о всасываемости обоих препаратов Bi; наблюдения в этом направлении нами продолжаются, однако и эти предварительные данные позволяют нам присоединиться к выводу Смелова и Фельдмана о лучшей всасываемости бисмовероля в сравнении с биохинолем.

Выводы.

  1. Бисмовероль является энергично действующим, легко переносимым противосифилитическим препаратом.
  2. На клинические проявления сифилиса бисмовероль действует несколько более активно, чем биохиноль.
  3. По воздействию на RWa бисмовероль значительно превосходит биохиноль.
  4. Бисмовероль всасывается лучше биохиноля.
  5. Бисмовероль заслуживает широкого применения в повседневной практике.
×

About the authors

B. B. Geft

All-Ukrainian State Institute of Venereology and Dermatology

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Ukraine

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1934 Geft B.B.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies