Авиация на службе медицины

Обложка
  • Авторы: Сидоров M.Е.1
  • Учреждения:
    1. Казанский орден Трудового Красного Знамени медицинского института им. С. В. Курашова
  • Выпуск: Том 50, № 1 (1969)
  • Страницы: 83-84
  • Раздел: Статьи
  • Статья получена: 19.07.2021
  • Статья одобрена: 19.07.2021
  • Статья опубликована: 15.01.1969
  • URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/76276
  • DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj76276
  • ID: 76276


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В первый период Великой Отечественной войны был создан новый вид авиации — ночная ближнебомбардировочная на самолетах По-2 и Р-5. Экипажи-ночники выполняли в период войны многочисленные боевые задачи, начиная с бомбардировки войск и техники врага, ведения разведки, многочисленных полетов по связи и кончая срочной доставкой медикаментов, крови, сыворотки, эвакуации раненых из войскового района и из партизанских отрядов, действующих в тылу врага.

Полный текст

В первый период Великой Отечественной войны был создан новый вид авиации — ночная ближнебомбардировочная на самолетах По-2 и Р-5. Экипажи-ночники выполняли в период войны многочисленные боевые задачи, начиная с бомбардировки войск и техники врага, ведения разведки, многочисленных полетов по связи и кончая срочной доставкой медикаментов, крови, сыворотки, эвакуации раненых из войскового района и из партизанских отрядов, действующих в тылу врага.

Так, экипажи 9-й гвардейской Сталинградской Краснознаменной ночной ближнебомбардировочной авиадивизии 16-й Воздушной армии доставили партизанам Белоруссии 40 297 кг боепитания, вооружения, медикаментов и продовольствия и вывезли 61 раненого партизана1

С 1 июля 1942 г. по 25 июля 1944 г. экипажами 213-й ночной Краснознаменной ближнебомбардировочной авиадивизии произведено 6922 вылета к партизанам. Доставлено 308 000 кг различных грузов и Медикаментов и вывезено 3690 раненых партизан в передовые эвакогоспитали2

Экипажи 284-й ночной ближнебомбардировочной авиадивизии 15-й Воздушной армии совершили 199 вылетов к партизанам и доставили им 14 350 кг вооружения, боеприпасов, медикаментов, вывезли 48 раненых партизан и детей3.

Большая работа во время войны была проделана подразделениями санитарной авиации на самолетах По-2. В этом случае к нижним плоскостям самолетов подвешивали небольшие гондолы, в которых мог поместиться один человек в лежачем положении. Были и специальные санитарные самолеты По-2, в фюзеляже которых имелась кабина для лежачего больного и врача или санитара, сопровождающего раненого.

Днем и ночью крылатые санитары совершали рейсы к линии фронта, в тыл врага к партизанам, доставляя медикаменты, кровь и все необходимое для спасения раненых воинов и партизан. На обратном пути они перевозили раненых в тыловые лечебные учреждения. В любое время суток, в сложных метеорологических условиях они выполняли свое трудное и благородное дело.

Продолжая славные традиции авиации по спасению жизни воинов в годы войны, успешно работает Отделение экстренной и плановой консультативной медицинской помощи Республиканской клинической больницы, возглавляемое заслуженным врачом ТАССР Л. И. Диндаровой. Представление о работе врачей и летчиков санитарной авиации по оказанию срочной помощи больным дают следующие материалы.

 

 

1962

1963

1964

1965

1966

1967

Количество вызовов из районов

2183

2025

1935

1500

1570

1518

Эвакуировано больных из районов

360

368

395

417

428

428

Вылетало врачей

771

624

660

693

718

 

Кроме того, в 1967 г. было перевезено 3334 кг медицинских грузов и 186 л крови. В районах произведена 151 операция, 66 переливаний крови и проконсультировано 2428 больных4

В этом гуманном деле большую помощь оказывают и ученые Казанского медицинского института, вылетая по срочным вызовам в самые отдаленные пункты Республики. Это — проф. 3. И. Малкин, нейрохирург Е. М. Шульман, который вылетал 21 раз и провел 7 операций на месте, хирург С. Я. Кнубовец, терапевты С. Ф. Ахмеров и II. Г. Салихов, ассистенты Р. III. Дашевская, В. И. Новичков, В. С. Гирфанов и др.

Необходимо упомянуть и летчиков, которые много летают во все районы республики. Есть здесь и ветераны — летчики Абдуллин, летающий более десяти лет, Маркин, Садреев и др.; вместе с ними успешно летают и молодые летчики отряда.

В заключение хочется сказать, что работники санитарной авиации испытывают большую нужду в вертолете, который они могли бы использовать в тех случаях, когда невозможна посадка самолета. Это намного увеличило бы мобильность отряда в деле спасения жизни советских людей.

 

1 Архив МО СССР, ф. 1616, оп. 187564 с, д. 1, л. 112.

2 Там же, ф. 213 нбад., оп. 148844 с, л. 39.

3 Там же, ф. 284 нбад., оп. 674003, д. 1, л. 27.

4 Из отчетов о работе Отделения экстренной и плановой консультативной медицинской помощи РКБ за 1966 и 1967 гг.

 

×

Об авторах

M. Е. Сидоров

Казанский орден Трудового Красного Знамени медицинского института им. С. В. Курашова

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Кафедра истории КПСС, политэкономии и научного коммунизма

Россия, Казань

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 1969


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.