On some occupational factors of rheumatism in railroads

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Although a number of authors have pointed to an increased incidence of rheumatism among transport workers, although at the International Anti-Rheumatic Congress in 1934 this branch of labor was put forward together with miners and metal workers for special study, still the main factors of rheumatism in transport remain understudied. Therefore, the scientific justification of measures to combat the disease among railroad workers is still scarce, and there are no standard rheumatic sanitary minima for individual transport professions.

Full Text

Хотя ряд авторов указывал на повышенную поражаемость ревматизмом транспортников, хотя на Международном антиревматическом конгрессе 1934 г. эта отрасль труда была выдвинута вместе с горняками и металлистами для особого изучения, все же основные факторы ревматизма на транспорте остаются мало исследованными. Поэтому и научное обоснование мероприятий по борьбе с этой болезнью среди железнодорожников до сих пор скудно, типовые ревматические санминимумы для отдельных транспортных профессий отсутствуют.

Анализ материалов по заболеваемости, соматическим и бытовым обследованиям рабочих Октябрьских и бывш. Северо-Западных ж. д. за последние годы приводит к заключению, что влияние возраста, пола, перенесенных инфекций, бытовых условий на ревматизм выявляется слабее, чем действие профессиональных факторов на железнодорожном транспорте, еще не изжившем всех санитарных и технических дефектов производственной среды.

Вместе с тем, для советских рабочих характерно и ослабление влияния социально-бытовых факторов, которое наблюдается за последние годы и выявляется в резком снижении ревматической заболеваемости на железных дорогах.

Что заболеваемость ревматизмом железнодорожных рабочих находится в связи с их профессиональным стажем—показывает следующая таблица (см. стр. 652).

Во всех возрастных группах среди ревматиков рабочие с большим профстажем встречаются чаще, чем в соответствующих возрастах контрольной группы. При этом, чем старше возрастные группы, тем больше разница в профстаже больных и не больных ревматизмом.

Одну из первых попыток представить заболеваемость железнодорожников по производственным группам мы находим в статьях д-ра Цезаревского 1).

Перечень профгрупп, расположенных в табл. № 3 в убывающем порядке их заболеваемости суставным ревматизмом, возглавляется металлистами и деревообделочниками мастерских депо и заводов. Возможно, что это их положение отчасти объясняется более точным учетом их заболеваемости, как следствием особого приближения к ним в то время медпомощи. Но, несомненно, что повышенные коэффициенты ревматизма среди этих групп рабочих указывают на наличие на заводах и в мастерских депо благоприятствующих этой болезни условий, не устраненных полностью и по сие время. Из специфических железнодорожных групп заболевания суставным ревматизмом были учащены у работников по обслуживанию вагонного хозяйства (осмотрщики, смазчики) и у паровозного персонала.

Из приведенных пр. Гельманом1) данных о случаях потери трудоспособности на жел. дор. СССР за 1925 г. видно, что и острым и хроническим суставным ревматизмом наиболее поражались паровозный персонал, рабочие ж.-д. мастерских и заводов, персонал по ремонту зданий и искусственн. сооруж. и по обслуживанию паровозных депо.

Несколько отличную картину представляет позднейшая заболеваемость ревматизмом на Октябрьских ж. д. конца первой и начала второй пятилетки.

Этот период знаменуется поворотом медпомощи к производству, заменой обезлички, преимущественным обслуживанием ведущих групп рабочих.

Естественно, что, в силу исключительного внимания правительства и партии к труду и быту транспортников, заболеваемость резко снижается и профессиональный разрез ее изменяется 1).

Случаи потери трудоспособности за 2 года сократились по дороге на 34.2% к величине 1931 г., по ведущим группам—даже на 43,4%.

Частота дней временной нетрудоспособности снизилась меньше, в результате удлинения в среднем одного случая.

Невидимому, освобождения от работы по поводу суставного ревматизма предоставляются на более длительные сроки действительно нуждающимся в них. Следовательно, это явление должно способствовать еще большему снижению ревматизма. К той же цели должна привести и поставленная в 1933 г. Научно-практическим кабинетом Окт. ж. д. работа по изысканию наиболее эффективных методов лечения этого недуга.

Динамика временной потери трудоспособности по ревматизму за последние годы далеко не одинакова у отдельных профгрупп. Наиболее быстро снижалась она на заводах, у распорядит. стан, персонала, рабочих по ремонту зданий, младшего персонала парбригад и др. Лишь в отдельных группах снижение ревматизма задержалось (в мастерских депо, у машинистов, проводников).

В настоящее время наибольшее внимание в отношении суставного ревматизма продолжают привлекать паровозные бригады, в составе которых машинисты—самая пораженная этим недугом ведущая профессия. В дореволюционных условиях с эксплоатацией паровозников, с полным забвением санитарных условий труда и быта, благоприятствующие ревматизму моменты выявлялись в полной мере. С тех пор под воздействием широких оздоровительных и обще-культурных мероприятий, ревматизм значительно снизился и среди этой особо ответственной рабочей группы. Но при всем этом машинисты отстают в темпах снижения этой болезни.

Очевидно, борьба за здоровую паровозную будку оказалась достаточно эффективной в отношении помощников машинистов и кочегаров, но не могла в той же степени снизить ревматизма у машинистов. Судя по высокому возрасту последних, значительно превосходящему средние возрасты их помощников и кочегаров, можно предполагать большую давность и тяжесть ревматических заболеваний у машинистов. Это обстоятельство дает ключ к объяснению пониженных результатов лечебно-профилактической работы по снижению временной нетрудоспособности у машинистов.

В бытовых условиях паробригад вредные моменты не учащены. В прошлом эти рабочие, в особенности машинисты, обычно связаны большею частью жизни с паровозом. Все это приводит к заключению, что коэффициенты ревматизма коррелируются именно с профессиональными условиями.

И действительно, работа на паровозе еще и посейчас изобилует моментами, способствующими распространению этой болезни, хотя их воздействие ослабляется или даже устраняется проводимым отеплением паровозных будок, выдачей спецодежды, улучшением комнат отдыха и т. д.

Сквозняки, резкие колебания температуры, ее неравномерное распределение, чрезмерное охлаждение зимой и недостаточное—летом, большая Скорость воздуха, действующая при выглядывании из окна паровоза,— вот основные факторы простудных заболеваний у машинистов. Работа их помощников отличается, кроме смены температуры, частым промоканием и охлаждением, в особенности ног, в нашем влажном и холодном климате при соскакиваниях с паровоза. Опасность простуды фигурирует и в санитарной характеристике кочегара, обслуживающего горячую топку паровоза и вместе с тем постоянно подвергающегося резкому охлаждению и в не всегда достаточно отепленной будке, и на открытом воздухе. Общий для всех трех профессий момент—тряска во время езды.

Другая разъездная группа, конкурирующая в ревматизме с парбригадами, поездной персонал состоит, в основном—из кондукторов и проводников вагонов.

Их бытовые условия и анамнез не дают оснований для повышенной заболеваемости. Поездные работники подвергаются немалому воздействию неблагоприятных метеорологических факторов—сквозняков в вагонах, резких перемен температуры при переходе из вагонов на открытый воздух, часто холодный и сырой промокания ног и туловища при выходах из вагонов, перемены климатических влияний при дальних поездках. Среди проводников сосредотачиваются особо-тяжелые формы ревматизма, на что указывает исключительная средняя длительность одного случая времени, нетрудоспособности. Повидимому, это связано и с подбором в эту профессию в порядке перевода на более легкую работу лиц, частично уже инвалидизированных.

Именно последним обстоятельством, а также большею текучестью среди проводников, должна быть объяснена временная задержка в снижении ревматизма у них в 1933 г.

Повышена заболеваемость и рабочих мастерских депо и заводов.

Внутри этой профгруппы и прежде отличавшейся максимальными коэффициентами ревматизма (см. табл. №3), в 1933 г. произошли существенные сдвиги; в Пролетарском и Октябрьском заводах потеря трудоспособности резко снизилась, тогда как в мастерских депо, в большинстве старых и неблагоустроенных, она растет. Влияние перенесенных инфекций и бытовых дефектов у заводских и деповских рабочих сказывается наиболее сильно. Наряду с ними, вредные атмосферные условия, еще не вполне устраненные

возможно—как следствие тесного контакта с носителями инфекций в рабочих помещениях, служат этиологическими моментами ревматизма у этой группы.

Острые формы резко учащены (см. табл. № 3). Наибольшая потеря трудоспособности наблюдается в 1933 г. у металлистов депо (см. табл. №7). Чаще других поражаются ревматизмом (преимущественно хронических форм) рабочие по горячей обработке металлов (см. табл. № 3).

При небольшой длительности, потеря трудоспособности по этой болезни часта у станционного маневрового и составительского персонала (см. табл. № 4), работа которого проходит частично на открытом воздухе, в промежутках—в закрытых помещениях, будках. Повышена также заболеваемость станционных технических работников по обслуживанию вагонного хозяйства.

Труд рабочих по строительству и ремонту зданий и пути протекает почти сплошь на открытом воздухе, под сильным влиянием атмосферных условий, иногда на ветру, в сырости, в снегу. Естественно, что эти условия должны значительно благоприятствовать распространению ревматизма. Однако, действительность ставит их на места, наиболее благополучные по потере трудоспособности среди железнодорожных профессий. Это явление, вероятно, аналогично пониженной поражаемости рабочих сельско-хозяйственных и др., работающих также вне помещений 1). Возможно, что комплекс простудных моментов в закрытых помещениях служит более сильным фактором ревматизма, чем на открытом воздухе.

Наши данные приводят к следующим общим выводам:

  1. В цепи факторов ревматизма на железных дорогах сохранившиеся еще дефекты трудовых условий активнее других влияют на эту болезнь.
  2. Быстрое снижение заболеваемости ревматизмом предопределяет обессиление и профессионального фактора в условиях советского транспорта.
  3. Самые неблагополучные по суставному ревматизму профессии—машинисты и проводники. Повышена также заболеваемость среди квалифицированных рабочих мастерских. Эти профессии требуют дальнейшего углубленного изучения причин ревматизма у отдельных профессий на производстве и активирования борьбы с последними.
  4. Минимально поражаются профессии, работающие на открытом воздухе.
  5. В целях более успешной борьбы с ревматизмом необходимо: а) выработать типовой санминимум для отдельных железнодорожных профгрупп;

б) установить перечень профессий, которые противопоказаны больным ревматическими формами.

1) Несколько страниц из ж.-д. вр. отчетов. Вестн. гиг. 1898 г. Очерк усл. ж. д. проф. Вестн. общ. гиг. 1893 г.

1) И. Г. Гельман. Так наз. „ревм.“ заболеван. суст. и мышц, и проф. ген. факторы. Вопр. рев., в. III—IV.

1) Показатели общей заболеваемости прежних лет несравнимы с данными учета потери трудоспособности, почему можно определить динамику заболеваемости только за последние годы.

1) Ср. Гельман, I. с.

×

About the authors

V. A. Lipsky

Road Sanitary Department of the Oktyabrskaya Railway

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1934 Lipsky V.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies