Occupational eye injuries at the state Agamaly Ogly Pishmash Plant in Kazan

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The technological process of typewriter production is largely mechanized. There are about 400 typewriter parts, with up to 2,000 processes, including typewriter assembly. Most of these processes are to varying degrees hazardous to the eye, and many of the small and precise parts require considerable eye strain and a fairly close approach to the object being machined. According to the records of occupational injuries by the health center, eye injuries at the plant were high. The percentage of eye injuries to the total number of injuries ranged from 16 to 36%, depending on the workshops. The average for the whole plant in the last 8 months of 1932 was 25.7%.

Full Text

Государственный завод им. Агамалы-Оглы в Казани является единственным заводом в СССР, выпускающим пишущие машинки на латинизированном тюркском алфавите. Народы Востока СССР, перешедшие в своей письменности на новый алфавит, предъявляют в настоящее время большой спрос на модель машинки, именуемую «Яналиф».

Нынешняя производственная база завода не может удовлетворить эту возросшую потребность национальных республик и областей, поэтому, согласно решению правительства СССР, сейчас приняты меры к реконструкции завода. В данное время производственная мощность завода позволяет выпускать в год не свыше .2 тысяч машинок, а после реконструкции завод будет выпускать в пять раз больше.

Технологический процесс производства пишущих машинок в значительной своей части механизирован. Всех деталей машинки имеется около 400, при обработке которых выполняется до 2000 процессов, включая и сборку машинки. Большинство из этих процессов в той или иной степени представляет опасность для глаза и многие детали, мелкие и точные, требуют? значительного напряжения зрения и довольно близкого приближения глаз к обрабатываемому объекту.

По данным регистрации производственного травматизма здравпунктом, (врач Одалевская) глазной травматизм на заводе занимал большое место.

Процент глазного травматизма к общему количеству травм в зависимости от цехов колебался от 16 до 36%.

В среднем по всему заводу глазной травматизм за 8 последних месяцев 1932 года выразился в 25,7%.

Принимая шефство над заводом Пишмаш, Казанский трахоматозный ин-т ставил себе задачей на основе детального обследования органа зрения каждого рабочего, широкого и подробного изучения самого производства, добиться решительного устранения выявленных профессиональных вредностей, порождающих заболевание и травму и тем самым—снижения заболеваемости и глазного травматизма среди рабочих завода.

Прежде, чем приступить к описанию и характеристике цехов и типичных станков завода, считаем нужным остановиться на одном важном санитарно-гигиеническом факторе—на освещении, как естественном, так и искусственном. Здание завода (бывш. электрическая станция) значительно переделано соответственно требованиям производства. Оно двухэтажное, потолок высокий, окна широкие и высокие; промежутки между окнами узкие, так что естественное освещение на заводе можно признать достаточным. Необходимо только указать на нерегулярное протирание стекол, что до некоторой степени отражается на силе естественного освещения. На некоторых станках рабочие и в дневную смену прибегают к искусственному освещению, что вызывается неправильным расположением станков, а это последнее обусловлено теснотой; таким образом, рабочим приходится стоять спиной к окнам и своим туловищем заслонять место работы.

Рабочие дневной смены, пользующиеся искусственным освещением, отмечают неудобство в работе вследствие слияния его с естественным светом. Это обстоятельство послужило поводом к размещению некоторых станков так, чтобы устранить указанную ненормальность в освещении.

Следует остановиться на двух особенностях искусственного освещения:

1) неправильное размещение лампочек и отражающих абажуров, часто помещаемых без расчета на правильное расстояние от рабочего места и на надлежащее направление его относительно работающего, чтобы свет не ослеплял его;

2) часто излишняя сила лампочек, в некоторых случаях доходящая до 200 свечей. Такое освещение является вредным и ненужным для работника.

Всего рабочих на заводе в момент обследования было 654. Из них обследованием охвачено 424 рабочих. По возрасту состав рабочих распределяется следующим образом: от 16 до 20 лет—220 чел., что составляет 51,8%; от 21 до 30 лет—151 чел., что составляет 35,6%; от 31 г. и выше— 53 чел., что составляет 12,5%.

Из приведенного видно, что преобладающее количество рабочих падает на молодой возраст. Большинство из них только еще окончили школу ученичества, или не имели никакой подготовки.

Переходим к описанию цехов и станков в целях ознакомления с заводом в целом, с условиями работы в цехах, с моментами, являющимися причиной травм, главным образом глазных, и с наиболее характерными технологическими процессами, как непосредственными источниками профес. травм.

На заводе основных цехов 6: механический, инструментальный, заготовительный, отделочный, сборочный и ремонтный. Имеется еще несколько подсобных цехов, как-то: кузнечный, столярный и др., которые отнесены ж одному из основных, близко стоящих к нему по характеру производства.

Центральное место, по своему значению в производстве, занимает механический цех. В нем занято всего 180 рабочих, по 60 рабочих в каждую смену. Обильное количество станков сильно стесняет площадь, поэтому станки стоят близко друг к другу и создается опасность получения травм от соседних станков и от быстро движущихся приводных ремней.

Токарно-фрезерные работы в цеху выполняются на станках двух типов: первую группу составляют станки токарные, в которых с небольшой скоростью (при работе по металлу) вращается обрабатываемый объект, а режущий инструмент (резец) находится в неподвижном состоянии. От токарных станков не отличаются по существу и так назыв. „револьверные станки“, особенность которых состоит в применении не одного резца, но комбинации их.

Почти такое же, с точки зрения существа процесса, устройство имеют и различные автоматы для точки, приспособленные для одной или многих специальных работ.

На станках токарного типа стружка поднимается на поставленный почти всегда горизонтально резец и крошится часто в мелкую крупу, в особенности при обработке чугуна. Она обычно отскакивает недалеко и летит с небольшой силой, но мелкие отходы пылят воздух и, несомненно, попадают в глаз, являясь причиной постоянного раздражения глаз и понижения чувствительности роговицы. Нередки случаи отскакивания более крупных осколков из-под резца с довольно большой, силой и внедрения их в роговицу, а иногда и прободного ранения глазного яблока.

Вторую группу станков механического цеха составляют, фрезерные станки.

Особенность этих станков с технической стороны заключается в том, что здесь обработка выполняется режущим клином фреза, который является плоским, острозубым, стальным кругом, или имеет цилиндрическую зубчатую поверхность. При обработке на фрезерном станке, в противоположность токарному, вращается не объект, а резец, объект же передвигается под резцом (фрезом). Станки этого типа, точно так же, как и токарные, вращаются не быстро. Стружки крупные, летят недалеко, некоторые падают тут же под действием мыльной жидкости, капающей из специально приспособленных резиновых трубок к станку. При вращении фрезерных (станков) кругов или дисков, в зависимости от характера обрабатываемого предмета, летит в той или иной степени металлическая пыль, которая, попадая в глаз, травмирует его. Вредное действие этой пыли на глаз отчасти устраняется^ той же самой мыльной водой, обволакивающей ее.

Как необходимую составную часть каждого цеха, механический цех имеет несколько наждачных кругов. Специальной точильной комнаты с выделенным при ней постоянным точильщиком завод не имеет.

Все точильные круги заключены в самый обыкновенный металлический кожух с открытой частью спереди. Большинство этих наждачных кругов очень уменьшено в размере ввиду постоянного стачивания их и не соответствуют размеру кожуха, что в конечном итого сводит на нет его значение, так как искры при точке инструмента, проделав один оборот в кожухе вплотную у самого точильного камня, выходят в переднюю открытую часть кожуха и беспрепятственно летят во все стороны.

Некоторая защитная роль кожуха от наждака имеется только в начале, когда камень большой, не сточен. Иных защитных приспособлений, кроме кожуха, не имеется.

Защитных очков никто из рабочих не носит, хотя все рабочие механического цеха их получили.

Механический цех завода является главным поставщиков глазного травматизма. Значительная доля из них падает на наждак, попадающий в глаза во время точки инструмента.

Слесарные работы на заводе производятся в инструментальном, заготовительном и других вспомогательных цехах. Суть их с точки зрения механического процесса состоит в употреблении для обработки инструментов разных наименований: рашпилей, пил, надфилей, зубил и крейцмессеров.

Первая группа инструментов (рашпиль, пил, надфиль) имеют зубчатые поверхности, сдирающие мелкую и даже мельчайшую стружку в виде крупы, часто смешанной с металлической пылью. Эта работа, несомненно, представляет опасность для глаз и должна быть учтена при введении мер предосторожности в технологию этого процесса. Слесарная работа заготовительного цеха производится главным образом ручным способом, потому наша работа в борьбе с вредностями заключалась в разъяснении и в показе на конкретных случаях возможности ранений глаз.

Что касается работы с зубилом или крейцмессером, инструментом подобным долоту, то суть этой работы состоит в том, что им с помощью молотка снимается стружка с обрабатываемого материала самой разной величины, которая с довольно большой силой и скоростью отлетает и не исключена возможность попадания в глаз и внедрения в глазное яблоко.

При этих работах диктуется необходимость ношения в обязательном порядке очков из небьющихся стекол типа triplex.

В штамповальном цехе производят холодную штамповку некоторых деталей машины. Эта работа производится при помощи прессов различной величины, с мощностью, доходящей в некоторых прессах до 120 тонн, с небольшой скоростью. Мелкой металлической пыли и опилок при этом не получается, но с краев обрабатываемого материала отлетают так назыв. „заусенки“. Как правило, они, ввиду медленной работы прессов, не получают стремительности в полете и не особенно угрожают глазам. Все же некоторая предосторожность нужна и здесь, а именно: устройство мелких металлических сеток, не мешающих работе, как можно более отдаленное положение головы, для чего требуется нормальное зрение, или корродирующие очки.

Работа в отделочном цехе заключается в шлифовке, окраске, покрытии лаком и гальваническом покрытии деталей медью, никелем, хромом.

Гальваническая работа не имеет, повидимому, особой опасности для глаз, если не учитывать создающейся при этом газовой среды, способной раздражать слизистую оболочку глаз. В процессах окраски и лакирования нужно принять во внимание действие высокой температуры, доходящей до 160°С.

В сборочном цехе происходит сборка машинки из отдельных частей и более точная подгонка и прилаживание деталей. При выполнении этой работы требуется особенно сильное напряжение зрения, фиксирование одного определенного места в течение длительного времени и значительное приближение глаз к деталям.

Несмотря на такую тонкую работу, несколько рабочих этого цеха, имеющие крупный производственный стаж, с миопией высокой степени, с большими изменениями на глазном дне миопического характера, прекрасно справлялись со своими довольно ответственными обязанностями и не давали никакого брака в работе.

Травматизм этого цеха обычный, получается на мелких слесарных работах, а также и при точке инструментов на наждачном круге.

Для полноты освещения представляет большой интерес статистический материал профессиональных повреждений по травматическим карточкам, к анализу их мы сейчас и переходим.

Здравпункт на заводе, как определенная производственная единица в качестве цеха здравоохранения, существует только с мая 1932 года. До этого систематического медицинского обслуживания рабочих на месте не было и никакого учета заболеваемости и травматизма не велось.

Потому наш материал охватывает период только со дня организации здравпункта.

Травматические карточки за этот период страдают рядом существенных недочетов. Так как учет и регистрацию случаев травм вели, главным образом, дежурные фельдшера и сестры, то они ограничивались почти во всех случаях пометкой в соответствующей графе карточки „инородное тело в глазу" или „попала в глаз стружка", без указания даже, в какой глаз попало это инородное тело. Вполне понятно поэтому, что установить место и характер повреждений по таким карточкам не представлялось возможным

За промежуток времени с мая по декабрь 1932 года включительно на заводе было всего 758 случаев травм, из них глазных 195, что составляет 25,7%.

Довольно пеструю картину в процентах данных глазных травм за приводимые 8 месяцев нужно объяснить следующим обстоятельством: в первые два месяца—май, июнь—% нужно считать не соответствующим действительности по причине недостаточно точного учета случаев травм. Легкие случаи травм с поверхностным внедрением инородных тел, легко поддающихся извлечению, не всегда заносились на травматические карточки; таким образом ускользая от учета. Наиболее близки к истине цифры за последующие месяцы. Снижение % глазных травм в октябре на 50 с лишним %%, по сравнению с сентябрем, объясняется введением в октябре защитных очков. В первое время, по получении очков, рабочие носили их. Помогли этому в значительной степени строгие административные мероприятия. Но это снижение не было стабильным, в последующие два месяца имеется опять постепенное нарастание %.

Ранимость глаз на заводе, несмотря на введение имеющихся в настоящее время мероприятий по технике безопасности, продолжает оставаться на высоком уровне. Это лишний раз подтверждает несовершенство, малую пригодность и недостаточную эффективность предложенных мер.

В этом направлении врачебно-технической мысли нужно еще поработать много и упорно непосредственно на самом производстве.

Профессиональный стаж вырабатывает у рабочего у станка известный минимум технических знаний, обогащаемый и подкрепляемый с каждым годом на курсах и кружках по повышению технической подготовки. Параллельно с этим рабочий приобретает большой практический навык и сноровку на работе у станка.

Сочетание технической грамотности с практическим опытом оказывает определенное влияние на профессиональный травматизм.

Как было уже отмечено, на заводе до нашего обследования по настоянию врача здравпункта было введено ношение в обязательном порядке всеми рабочими защитных очков. Вслед за этим мероприятием было некоторое снижение % глазного травматизма. Но в последующие месяцы % быстро приближался к своему прежнему уровню. Рабочие после ослабления надзора скоро оставили защитные очки.

Нами, как одна из мер борьбы с профессиональным травматизмом, была предложена расстановка рабочих по станкам так, чтобы у наиболее опасных в отношении глазного травматизма станков работали рабочие во-первых, со стажем, а во-вторых, рабочие с нормальным зрением; или же если рабочего, в силу некоторых соображений производственного порядка, нельзя было переводить с опасного станка при наличии у него -аномалии рефракции, таким рабочим выписывались коррегирующие стекла.

В результате обследования глаз и выявления нуждающихся в корригирующих очках, нами были подобраны и выписаны рабочим всего около 100 очков.

О значении защитных очков различные авторы высказываются по разному. Единого мнения до настоящего времени нет. Не вдаваясь в дальнейшие рассуждения по этому вопросу, мы считаем нужным высказать несколько положений:

1) защитные очки всех модификаций страдают рядом крупных недостатков, потому они не получили широкого применения на производстве.

2) Оптические очки соответственно рефракции каждого рабочего должны получить широкое применение на производстве.

3) Установление обязательности ношения очков применимо только при определенных работах и на определенных станках, являющихся особо опасными для глаз (точильные камни, некоторые токарные и фрезерные станки). Прежде чем проводить в отношении ношения очков административное мероприятие, должно разъяснить рабочим необходимость и целесообразность этого мероприятия.

Борьба с промышленным травматизмом, кроме вопроса об очках, включает еще ряд защитных приспособлений на станках, на самих источниках травм. Задача заключается в том, чтобы путем усовершенствования техники производства, путем проведения мероприятий по технике безопасности и рационализации совершенно обезвредить источник травм, или сделать его мало опасным. Однако целый ряд защитных приспособлений к точильному станку эту задачу не разрешает.

Была определенная заинтересованность у рабочих в ношении оптических очков. Этому способствовали отчасти и вывешенные в цехах надписи: „Глаза свои береги, при работе надевай очки“.

Таким образом наши наблюдения на заводе Пишмаш, после введения оптических очков и других рационализаторских мероприятий по технике безопасности, говорят о том, что глазной травматизм постепенно снижается, введенные мероприятия среди рабочих прививаются и сознательно ими выполняются.

Однако надо отметить, что такое снижение глазного травматизма мы считаем далеко недостаточным. Чтобы травматизм глаз довести до минимальных цифр, необходимо дальнейшее систематическое наблюдение над производством постоянного врача-окулиста.

Прежде всего необходимо, чтобы вновь поступающие на завод рабочие подвергались тщательному обследованию со стороны органа зрения и в зависимости от найденной остроты зрения направлялись в тот или иной цех, к тому или иному станку, а в случае аномалии рефракции, тут же снабжались коррегирующими очками; таким образом будет достигнута правильная расстановка рабочих по состоянию зрения.

Наряду с этим необходимо всемерно внедрять в производство оправдавшие себя в жизни установки по технике безопасности и усовершенствования их применительно к специфическим особенностям завода.

×

About the authors

P. A. Shishkin

Kazan Trachomatosis Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1934 Shishkin P.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies