Prof. A. V. Vishnevsky. To the 35th anniversary of his scientific, pedagogical, medical and social activity

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Today's celebration is a celebration not only of A. V. personally, not only of the NKZ TR and the Kazan Medical Institute, in which all A. V.'s activities took place, which saw him as a student and now a distinguished scientist, but a celebration of all Soviet medicine, a vivid proof of the blossom that scientific creativity is achieving in the Soviet Union. The subject of the present report is a brief description of 35 years of scientific, pedagogical, medical and social activity of A. V.

Full Text

Сегодняшнее торжество является праздником не только лично А. В., не только НКЗ ТР и Казанского Медицинского Института, в котором протекла вся деятельность А. В., который видел его своим студентом, а теперь заслуженным деятелем науки, но праздником всей советской медицины, ярким доказательством того расцвета, которого достигает научное творчество в Советском Союзе.

Предметом: настоящего сообщения является краткая характеристика 35-летней научной, педагогической, врачебной и общественной деятельности А. В.

Позвольте прежде всего привести краткие даты из биографии А. В.

Профессор А. В. Вишневский родился на Кавказе в 1874 году в военной семье. Отец его, уроженец гор. Саратова, еще 17 летним юношей был уволен из средней школы за „бунт" против школьного начальства и сослан на Кавказ для несения службы в качестве нижнего чина в армии. Прослужив 8 лет, он был произведен в первый офицерский чин и в дальнейшем в течение ряда лет продолжал армейскую службу.

Испытав на себе всю тяжесть гнета военной службы того времени, отец А. В. помещает сына в гражданскую среднюю школу в Астрахани.

А. В. не принадлежал к числу тех, кого наследие богатых отцов избавило от малых трудов.

По окончании Астраханской гимназии он вынужден в течение года заработками сколотить себе необходимую сумму для поступления в Казанский университет, в который А. В. поступил в 1894 году на медицинский факультет, который окончил с отличием в 1899 году.

Наметив себе специальностью хирургию, А. В. поступил сверхштатным ординатором в хирургическое отделение бывшей городской Александровской больницы, возглавлявшееся тогда проф. Н. А. Геркеном. Однако, все свое свободное время А. В. посвящает работе в Анатомическом институте. Эта работа скоро обращает на себя внимание тогдашнего директора института проф. А. Н. Фортунатова, который через 11/2 года приглашает А. В. на должность помощника прозектора. Через год А. В. уже назначается прозектором нормальной анатомии (1902 г.).

В течение следующих 2-х лет, выполняя трудные и ответственные обязанности прозектора нормальной анатомии в тогдашних условиях, А. В. в то же время работает по физиологии под руководством проф. Н. А. Миславского, в лаборатории которого в 1903 году заканчивает большую работу на тему: „К вопросу о периферической иннервации прямой кишки“, которая им была представлена и публично защищена, как диссертация.

В 1904: г. А. В. получил звание приват-доцента по топографической анатомий и в течение года после смерти А. М. Фортунатова читал курс нормальной анатомии.

Летом 1905 г. А. В. получил заграничную командировку, работал в клиниках Берлина, Гейдельберга, Парижа.

0 осени 1905 г. А. В. переводится на должность прозектора по кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии и по поручению факультета снова читает обязательный курс на этот раз уже по этим дисциплинам. В то же время А. В. занимается в кабинете патологической анатомии проф. Любимова и лаборатории микробиологии проф. Савченко. Результатом этих занятии была интересная работа на тему: „Морфологические данные сравнительного изучения действия нефротоксической и нормальной сыворотки“.

В 1908 г. А. В. снова отправился заграницу, на этот раз в годичную командировку с целью изучения клинической хирургии, в особенности хирургии мозга и мочеполовой системы, работая главным образом в Париже. По возвращении из заграницы организует в нервной клин., возглавлявшейся тогда проф. Даркшевичем, операционную и проводит здесь ряд блестящих операций на головном и спинном мозгу. Последние обратили на себя внимание членов медицинского ф-та и открыли ему дорогу к занятию кафедры хирургической патологии, которую А. В. в качестве профессора и занимает по конкурсу в 1912 г.

В 1913 г. А. В. снова отправляется заграницу для изучения хирургии желчных путей. В 1914: г. переходит на зав. хирург, госпит. кл., в которой проработал до 1926 г., когда он переводится директором фак. хирург. кл., которую он возглавляет и по настоящее время.

Наконец, в 1929 г. А. В. вновь отправляется в заграничную командировку в Америку, куда он был приглашен для доклада о своем методе обезболивания в один из университетов западных штатов Америки.

Таковы биографические данные и таков академический стаж А. В., обнимающей 6 кафедр, руководителем которых он являлся в различные периоды своей вузовской работы: нормальная анатомия, оперативная хирургия, общая хирургия, -госпитальная хир. кл., фак. хир. кл., урология.

Научно-преподавательская деятельность А. В., как нам кажется, может быть естественно разделена на три периода: первый подготовительный, обнимает время от окончания университета до 1914 г., до получения в свое заведывание госпитальной хирургической клиники,—второй клинический, большой хирургии от 1914 г. и, наконец, третий, самый яркий, совпадающий с послереволюционным временем, период выхода на арену широкой исследовательской работы, создания самостоятельного метода и школы.

Университетские хирургические школы того времени, когда начал свою работу А. В. страдали отсутствием плановости в смысле подготовки квалифицированных хирургов. Молодежь предоставлялась самой себе, ее рост и продвижение часто носили случайный характер.

А.   В., скоро осознал необходимость самому строить план своей работы. Он понял, что только в основательной теоретической подготовке, в здоровом синтезе теоретических дисциплин и клиники можно найти путь правильной подготовки врача вообще и квалифицированного хирурга в частности. И он, как мы видели, систематично и планово начинает изучать анатомию, физиологию, пат. анатомию, микробиологию.

Все время, свободное от работы в больнице, он, в первые годы своей деятельности, уделяет анатом, ин-ту, результатом чего и явилось приглашение проф. Фортунатовым на штатное место по каф. анатомии. Началась преподавательская работа по анатомии,—лучший метод закрепления знаний для молодого научного работника.

От анатомий А. В. переходит к физиологии, которой он отдает свою диссертацию.

Дальше следуют пат. анатомия и бактериология и вопросы иммунитета.

Не случайный характер носили и поездки А. В, заграницу, имея всегда определенные целевые установки.

В 1905 г. в Берлине А. В. изучает методы урологических исследований, которые в то время почти не применялись в России, на ряду с этим посещая клиники лучших хирургов Германии.

В 1908 г. во время заграничной командировки А. В. ставит себе задачей изучение хирургии мозга и мочеполовой системы, используя клинику знаменитого Альбарана, посещая клинику Дуайена и бывая на операциях у блестящего техника проф. Госсе.

Но и в этих условиях А. В. тянет в лабораторию Пастеровского ин-та, где он под руководством Мечникова изучает фагоцитоз и но возвращении отражает в работе о влиянии на фагоцитоз секрета предстательной железы.

Путь хирургического роста А. В. проходил самостоятельно, почти без учителей, без обычного клинического стажа. Единственным учителем его в течение первых лет был проф. Геркен, который однако и сам имел в своем распоряжении всего 15 коек. Но этот пробел А. В. пополнял выездами для работы в периферические б-цы села, уезда, губ. города, знакомясь попутно с условиями периферической работы.

Переходом на завед. госпит. хирург. кл. в 1914 г. заканчивается первый период деятельности А. В., период, который можно охарактеризовать как подготовительный к большой клинической работе. К этому времени им было опубликовано 18 работ, разнообразных по содержанию.

С 1914 г. начинает развертываться второй период в работе А. В.— широка я Клиническая деятельность. Основательное знакомство А. В. с рядом смежных дисциплин создали прочную теоретическую базу для его хирургического образования. 15-летняя непрекращавшаяся теоретическая работа была, повидимому, той крепкой школой, которая дала ему возможность повести в дальнейшем свою клиническую работу так методично, ярко, оригинально, смело и красиво. Она подготовила ему блестящую технику хирургической операции, выработала в нем научное мышление и способность тонкого наблюдения у постели больного.

У постели больного А. В. не довольствуется обычным банальным анализом общеизвестных фактов и симптомов, характеризующих ту или иную клиническую картину заболевания,—он стремится всегда глубже проникнуть в анализ биологических явлений и разглядеть их особенности.

Свои наблюдения А. В. в клинике никогда не ведет один, он настойчиво включает в систему наблюдений весь персонал клиники.

Научно исследовательская работа клиники постепенно выливается в стройную систему плановых исследований в определенном направлении, где все работы объединены одной руководящей идеей, открывая 3-ий период в деятельности А. В.

Началась широко-поставленная клиническая разработка метода инфильтрационной анэстезии, метода, хотя и применявшегося в Союзе, но бессистемно, случайно и на узком круге операций.

В результате систематической, упорной, талантливой разработки вопроса А. В. не только овладел ею, но и создал новый метод, изложенный им в недавно вышедшей монографии: „Местное обезболивание по методу ползучего инфильтрата“. При разработке вопроса выявилась новая черта юбиляра—быть стойким в преодолении трудностей. Неудачи, вполне понятные на пути широкой работы, не останавливали А. В. Холод, с которым были встречены его первые сообщения на всесоюзных съездах, не охладил А. В., он твердо отстаивал свою позицию, и метод его к настоящему времени широко распропагандирован и нашел широкое применение в хирургических клиниках не только Казани и широкой периферии, но и ряда столичных учреждений Союза и заграницы.

Работа А. В, в области проблемы хирургического обезболивания выдвинула клинику А. В. на первоклассное место, куда стекается большое количество врачей самого разнообразного возраста, стажа и положения, начиная от только что окончивших ВУЗ врачей (и кончая профессорами хирургами. Его установки простые, рациональные, не могут не импонировать тем, кто посещает его клинику. Влияние его работы, работы его школы в целом растет с каждым днем.

Систематическая работа по местному обезболиванию подвела А. В. к новой огромной проблеме —проблеме нервной трофики.

Его метод обезболивания дал возможность в клинике на больном показать все значение идеи проф. А. Д. Сперанского о роли нервной системы в патологии. Та форма вмешательства, которую предложил А. В. для воздействия на нервную систему в форме т. паз. новокаинового блока в целях вызвать переустановку в регулировании трофической функции, дала ему возможность открыть такие неожиданные и новые факты, теоретическое и практическое значение которых в настоящее время приковывает к себе внимание большого количества научных кругов Советского Союза, подводя новую и ценнейшую базу под взгляд на патологический процесс, как интегральную реакцию целостной личности,

В отношении литературной работы А. В. всегда является противником „писания для писания“, являясь в этом отношении ярким представителем Казанской медицинской школы, которая никогда не смешивала клиники с публицистикой. Каждая работа, которая пишется, должна быть полноценной. Литературу нельзя загромождать работами, которые, вследствие их малосодержательности, обычно остаются непрочитанными, в силу чего вес и значение их определяются только в „килограммах". Под бременем такой литературы стонет сейчас весь ученый мир.

А. В. проявил себя и как серьезный организатор и администратор. Всюду, куда приходил он в своих систематических перемещениях, он создавал в той или другой организационной форме условия для научной работы.

В свое время при отступлении из Казани белогвардейских банд он остается одним из немногих в Казани на своем посту в земской б-це. С первого же дня, после ухода белых, он назначается старшим врачом б-цы.

В дальнейшем по его инициативе и при его неустанных стараниях и энергии, госпитальные клиники Ун-та переводятся в бывш. Шамовскую б-цу. Этот переход совершается в момент совершенно невыработанных, неналаженных взаимоотношений между университетом и Наркомздравом. Ведомственные трения и полная неналаженность требовали огромного труда и уменья со стороны руководителя для того, чтобы наладить дело лечения и организации преподавания здесь по четырем кафедрам.

Как известно, А. В. блестяще справился с этой задачей. В короткий срок он превратил б-цу в образцовое лечебное заведение.

В своей деятельности А. В. горячо отзывался на все вопросы здравоохранения, приходя своим знанием и опытом на помощь НКЗ ТР.

Общественная деятельность А. В. характеризуется его работой в качестве члена Обл. бюро секции научных работников, члена КСУ, члена президиума Краевой научно-медицинской ассоциации Татарской АССР и председателя хирургической секции H. М. А.

Глубокое внимание, которым окружена работа ученого в Советском Союзе, в сочетании с личными качествами: целеустремленностью, силой воли, талантливости дали возможность А. В. развернуться в крупнейшего ученого клинициста-хирурга.

Работа А. В. нашла себе всеобщее признание как в пределах нашего Союза, так и вне его. Наше первейшее научно-исследовательское медицинское учреждение—ВИЭМ, пользующееся глубоким вниманием вождя нашей партии тов. Сталина, организовало в клинике проф. Вишневоского свой филиал.

ЦИК нашей федерации наградил проф. Вишневского высоким званием заслуженного деятеля науки. Факультетская хирургическая клиника отныне названа именем проф. Вишневского.

Итоги работы проф. Вишневского еще далеко не выявлены и не подведены. Горячо поздравляя проф. А. В. Вишневского мы выражаем твердую уверенность и горячие пожелания А В. еще долгие годы € той же систематичностью, последовательностью, энергией, бодростью и талантом работать в родной ему клинике, продолжая обогащать советскую науку и служа великому делу социалистического здравоохранения под руководством организатора наших побед—коммунистической партии и ее великого вождя тов. Сталина, продолжая являть собою блестящий пример расцвета научного творчества в условиях Советского Союза.

×

About the authors

I. S. Aluf

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1934 Aluf I.S.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies