On iodine content in strumatous ovarian tumors

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Strumose ovarian tumors, despite their rarity (only about 70 cases are described in the world literature), attract researcher's attention in attempts to find out tissue histogenesis. It is quite natural that presence of newly-formed tissue, histologically similar to the thyroid gland tissue, causes the necessity to carry out chemical examination of this tissue in order to detect iodine in it.

Full Text

Струмозные опухоли яичника, несмотря на свою редкость (в мировой литературе описано всего около 70 случаев), привлекают к себе внимание исследователя в попытках выяснить гистогенез ткани. Вполне естественно, что наличие новообразованной ткани, гистологически сходной с тканью щитовидной железы, вызывает необходимость производить химическое исследование этой ткани с целью обнаружения в ней иода.

Некоторые исследователи, как Erwin Bauer, только в присутствии последнего соглашаются считать такую опухоль струмозной, случай же, где Bauer не обнаружил иода, он поэтому прямо относит к псевдомуцинозным кистомам (Zeit. f. Geburtshülfe u. Gynäkologie, Bd. LXXV, 1914, S. 617).

Здесь надо отметить, что крайне трудно уверенно говорить об отсутствии иода в его случае. Определение последнего производилось им по методу Raburdin’a (Liebig’s Annal, d. Chemie, 76, стр. 375, 1850г.), в видоизменении Baumann’a (Z. f. physiol. Chemie, Bd. 21. 1895/96 г. Bd. 22).

Метод этот состоит в общих чертах в сплавлении железы с едкой щелочью и селитрой, последующем растворении сплава в воде, насыщении азотной кислотой, выделении иода сернистой кислотой и осаждении его в виде йодистого серебра (AgJ), которое соответствующим образом обрабатывается и взвешивается. В другой своей модификации Baumann почти повторяет этот метод, только выделившийся иод не осаждается, а извлекается 10 кб. с. хлороформа и затем колориметрируется.

В обоих методах количество определяемого иода должно быть весьма велико; так, Baumann получал в своих исследованиях 0,017 gr. AgJ, а колориметрия при 10 кб. с. хлороформа удается лишь при содержании иода не меньше 0,2 миллигр.

Е. Bauer в своей работе нигде не отмечает—была ли сожжена сразу вся железа или только часть ее, определялся ли иод колориметрированием или взвешиванием, была ли попытка в первом случае уменьшить количество хлороформа или нет и т. д.; поэтому, мне кажется, совершенно нельзя согласиться с его выводом об отсутствии иода в случае его опухоли, ибо указанная методика, правильная для больших количеств иода, совершенно не пригодна при определении малых количеств его, особенно в виде AgJ, и источник ошибок таится в самой методике, о чем я в свое время указывал в печати (Chemiker Zeitung, № 44, 1928 г.) по поводу предложения D г a w е определять иод в водах выделением его в виде AgJ.

Из доступной мне литературы видно, что иод до сих пор был обнаружен только в двух случаях струмозных опухолей яичников, а именно N е и обнаружил 0,000020 gr. иода в 1,0 гр. консервированной опухоли, Monatssch. f. Geburtsh. und Gynäkol., Bd. XXXIV, 1911 г., стр. 251) и R. Meyer, извлекший из 16,215 гр. золы опухоли 0.000225 г. иода по Е. Вauer’y и Halban-Seitz’y, Handb. d. Biol. u. Pathol, d. Weibes, V. Band, 1921 г. 2 Teil, S. 862). Вполне понятно, что большинство прежних исследователей иода не только не обнаруживало, но и не делало попыток к его обнаружению до установления Baumann’ом (1895/96 г.) наличия иода в щитовидной железе. Неудачи их в дальнейшем легко объясняются применявшейся методикой, слишком грубой для тех минимальных количеств иода, кои должны быть определены. Лишь методика чрезвычайной чувствительности, предложенная в 1923 г. T h. v. Fellenberg’oм (В. Z. Bd. 139), дала возможность проводить широкие исследования, пользуясь малым количеством испытуемых веществ, и здесь мы имеем целый ряд новых исследований, несомненно указывающих на роль иода в биологических процессах. Литература по этому вопросу слишком обширна, на ней я остановлюсь в другом месте, здесь отмечу лишь чрезвычайно интересные исследования Maurer’a, Ducrue и Palasoff'a (Münch, meu. Woch., № 7, 1927) по обнаружению иода в органах взрослых женщин и новорожденных. Оказалось, что яичник первых в среднем содержит иода в 13 раз больше, чем в мышце сердца, печени, селезенке (на 100 гр. св. железы 741 при крайних колебаниях от 172у до 2509у, у новорожденных в яичниках—в 6—10 раз больше, чем в этих же органах(1З87 на 100,0 гр. свеж, железы при колебаниях ют 84,27 до 222,07), при чем в щитовидной же железе последних содержание иода равно 250,07 в среднем при крайних колебаниях от 377 до 1400; (также на 100,0 гр. свежей железы).

Приблизительно те же значения иода обнаружил Bareli в яичниках свиней (648 у на 100,0 гр. свеж, железы) и коров (6097). Лишь Neu и Wolf обнаружили 0,640 миллиграмм иода на 1,0 (!) гр. св. жел., но Maurer вполне правильно считает это ошибкой сообщения, говоря, что здесь надо считать 0,64 млгр. на 100,0 гр. жел., а не на 1,0 гр. и тогда будет хорошее согласование с вышеприведенными.

Итак, по этим исследованиям яичники по содержанию иода становятся на первое место после щитовидной железы, а в отдельных случаях у новорожденных в яичниках иода даже больше, чем в последней.

Это, конечно, не случайные находки, и участие яичников в иодном обмене, несомненно, весьма значительно.

Отсюда попытка определения иода в опухолях, связанных с яичником, может рассматриваться не только как подтверждение идентичности, напр., новообразованной струмозной ткани с тканью gl. thyreoideae, но, мне кажется, и как фактор, указывающий на роль опухоли в иодном обмене.

Произведенные мной исследования на содержание иода в 2-х струмозных опухолях определенно указывают на этот факт.

В моем распоряжении были 2 яичниковых опухоли, оперированные, в Акушерско-гинекологической клинике проф. В. С. Груздева 1) пописанные д-ром С. Н. Зильберт (Каз. мед. журн., № 1, 1929 г.).

Первая опухоль (б-ая 27 л.) исходила от правого яичника, свободно сидела на ножке, не имела спаек с окружающими органами, асцита не было. Сама опухоль, величиной с головку новорожденного ребенка, состоит из двух долей. 1-я доля, меньшая на разрезе, оказывается состоящей из 2-х частей: одна часть содержит в себе „небольшую полость с паренхиматозным бугорком, выполненным сальным содержимым и волосами» (препарат для иссл. иода—№ 1), другая же представляет собой тонкостенную кисту с гладкой, желтоватого цвета внутренней поверхностью. Перегородка между этими двумя полостями утолщена и пронизана на. большом протяжении рядом тесно расположенных, различной величины мелких кист, наполненных коллоидоподобным содержимым (взят для исследования на иод препарат № 2). Вторая доля, большая, отделена перехватом от предыдущей, вследствие чего вся опухоль напоминает песочные часы, имеет гладкую, бледною цвета поверхность. На разрезе эта доля опухоли представляет не ясно выраженную структуру переплетающихся волокон, пронизана точечными кровоизлияниями и макроскопически производит впечатление фибромы (взят для исследования препарат № 3). Эту опухоль, на основании микроскопического исследования, д-р Зильберт считает фибромой яичника одновременно с типичным дермоидом, содержащим в главной своей массе ткань щитовидной железы (преп. № 2).

Другая опухоль (б-ная 43 лет) представляла собой „кистовидное образование шаровидной формы величиной с арбуз, с бугристо-плотным утолщением на прилежащем к ножке полюсе (опухоль исходила также из правого яичника). На разрезе опухоль оказалась однокамерной тонкостенной кистой с выполненной серозной жидкостью полостью с гладкой внутренней поверхностью“ (взят препарат стенки кисты № 4). В центре бугристо-плотного утолщения заложен солидный участок желтовато-белого» цвета, состоящий из мелко ячеистой ткани, микроскопическое исследование которой обнаруживает различной величины полости то с содержимым, то без такового (взят препарат № 6). Вокруг этого участка „разбросан ряд различной величины, от горошины до сливы (2—21/2 см в диаметре), кистовидных полостей, выполненных желтоватого и красноватобурого цвета с студенистым веществом, на уплотненном препарате, легко выпадающим из полости“ (студенистое вещество, коллоид, препарат № 5).

В этой опухоли при мисроскопическом исследовании д-ром Зильберт была обнаружена и костная ткань, почему он характеризует ее как тератому с преимущественным односторонним разрастанием ткани щитовидной железы.

Вес взятых препаратов приведен ниже в таблице, методика же обработки производилась в общем по Fellenberg’y и Pacher’y (Bioch. Zietschr., Bd. 188, S. 339, 1927) с некоторым видоизменением в процессе окончательного сжигания препарата.

Кратко остановлюсь на методике работы: взвешенный- препарат железы (опухоли) помещается в Эрленмейерову колбу и на каждый грамм прибавляется приблиз. 1 кб. с. 70°/о раствора КОН, (кроме пробы № 3, где затрачено па 1,57 гр.— 10 кб. с. щелочи), осторожно нагревается до появления обильной пены, затем охлаждается и на половину его объема прибавляется 95°/о алкоголь и снова нагревается с обратным холодильником до (полного) растворения и по охлаждении переносится в мерную колбу, доводя водой до 50,0 кб. с. Обычно после нагревания препарат хорошо растворялся, но при охлаждении, а иногда при продолжающемся нагревании, выпадало небольшое количество мелкого хлопчатого осадка, не растворявшегося в воде при переносе в колбу. Для дальнейшего анализа эти растворы встряхивались и брались по 5,0—10,0 кб. с. этого раствора (обычно не меньше 2-х паралл. проб), что составляло от 0,2 до 0,7 грм. вещества и что превышает рекомендуемую F. и Р. цифру в 0,1 гр., но они имели дело со щитовидными железами, т. е. с безусловно большими количествами иода.

Раствор помещался в фарфоровую чашку, с добавлением всегда одинакового количества насыщенного раствора К2СО3 (2,0 кб. с. , приготовленного по Fellenberg’y, высушивается на водяной бане, чашка очень осторожно прокаливается до появления значительного количества угля и затем охлаждается; содержимое чашки смачивается несколькими каплями воды и экстрагируется спиртом. Экстракт переносится в платиновую чашку, разбавляется равным количеством воды, прибавляется капля фенол-фталеина (экстракт должен быть щелочным) и выпаривается на водяной бане.

Одновременно к остатку в фарфоровой чашке прибавляется немного воды NaN03, снова выпаривается и при слабом осторожном прокаливании уголь сгорает, после чего вновь экстрагируется спиртом+вода и переводится к первому остатку в платиновую чашку. Я убедился, что лучше всего не доводить прокаливания сразу до конца, а чередовать с экстрагированием спиртом+вода и таким образом извлечение иода производить в 3—4 приема.

Все, соединенные в платиновой чашке, экстракты выпариваются, высушиваются и очень осторожно прокаливаются до исчезновения розовой окраски от фенол-фталеина. Обычно осадок становится совершенно белым. Прибавляют к нему спирта (95°—96°), растирая осадок в чашке агатовым пестиком, при чем осадок принимает консистенцию густой мази. Извлечение производится 4—5 раз и спирт сливается в другую платиновую чашечку уже малого размера (диаметр 3—4 сайт.), добавляется такой же объем воды, выпаривается, высушивается, прокаливается 1—2—3 минуты, охлаждается и осадок, обычно еле заметный, растворяется и переносится в пробирку для колориметрирования, в которой раствор иодида разлагается смесью азотисто-кислого калия и серной кислоты. Пробирка многократно встряхивается, при чем выделившийся иод поглощается прибавленным предварительно хлороформом, окрашивая его в розовато-фиолетовый цвет, слабо центрифугируется на ручн. центрифуге и сравнивается в идентичных условиях со стандартным раствором KJ. Хлороформа обычно я употреблял 0,02—0,03 кб. с. Пробирки для колориметрирования все строго прокалиброваны ртутью. Реактивы приготовлены по Fellenberg’y и выверены на отсутствие иода.

Результаты исследований сведены в таблицу: (см. 82 стр.).

Сравнивая данные таблицы с вышеприведенными данными (Мaurer’а и др.) о содержании иода в яичниках, видим, что опухоли содержат иод приблизительно в количествах того же порядка, что и яичники.

Обращает на себя внимание и факт неравномерного его распределения: в 1-й опухоли наибольшее содержание иода падает на фиброматозную ткань, a наименьшее в препарате с коллоидным содержимым (М 2). Во второй опухоли та же картина: в коллоидном веществе (пр. № о) меньше, чем в ткани стенки кисты (№ 4) и еще меньше оказалось иода в препарате № 6, также богатом коллоидным содержимым.

С точки зрения предыдущих исследователей (Е. Вauer, R. Мeyer, Neu) нахождение иода в струмозных опухолях яичника является безусловным подтверждением наличия в них ткани щитовидной железы, конечно, при условии идентичности гистологической картины.

Я позволю себе обратить внимание на тот факт, что имеющиеся всего два случая нахождения иода в таких опухолях (R. Meyer, Neu) относятся к определению его в цельной опухоли, при чем Neu, как выше указано, обнаружил 20,0 у на 1,0 грм., a R. Meyer дает результат лишь на золу, полученную при сожигании опухоли. Цифра Neu того же порядка, что и цифры Maurer’a для содержания иода в яичниках. В моих исследованиях, произведенных впервые с различными частями опухоли, получились те же результаты.

Эти цифры много ниже содержания иода в щитовидной железе, где последний может находиться в количестве 300—400 у (в среднем) на 1 гр. свежей железы.

Конечно, имеющихся исследований (1—Neu и 2—мои) еще недостаточно, чтобы сделать окончательные выводы, однако, я считаю себя вправе на их основании сделать предположение, что едва ли ткань щитовидной железы в струмозной опухоли—истинная, со всеми присущими ей признаками функционирования, несмотря на сходную морфологическую картину. На эту мысль наводит и факт малого содержания иода и факт превалирования его в частях опухоли, морфологически несходных с тканью gl. thyreoideae. Но эти же моменты указывают, что опухоли могут играть в генезе иода ту же роль, что и яичники. И не прав ли Е. Bauer, правда по высказанным им другим соображениям, называя свою опухоль не струмой, а псевдомуцинозной кистомой?

Позволю себе кратко резюмировать вышесказанное: 1) применение чувствительной методики по обнаружению иода Th. v. Fellenberg’a позволяет оперировать с малым количеством вещества, 2) исследованные яичниковые опухоли по богатству содержания иода приблизительно одинаковы с таковым яичников, но много ниже содержания иода в щитовидной железе, и, наконец, 3) исследование различных частей опухоли, морфологически не одинаковых, показало неодинаковое содержание в них иода.

 

1) Пользуюсь случаем выразить здесь глубокоуважаемому Викторину Сергеевичу Груздеву большую благодарность за предоставление препаратов.

×

About the authors

Z. Blumstein

Kazan Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1934 Blumstein Z.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies