The role of Kazan scientists in the development of domestic hygiene

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The history of the Kazan hygienic school should begin not with the organization of the Department of Hygiene (1869), but much earlier - with the foundation of the Faculty of Medicine.

Full Text

Историю казанской гигиенической школы следует начинать не со времени организации кафедры гигиены (1869), а много раньше — с основания медицинского факультета. С одной стороны, преподавание гигиенических дисциплин осуществлялось на других кафедрах (например, на кафедре судебной медицины — медицинской полиции, а на кафедре врачебного веществосла-вия — диэтетики или гигиены), а с другой — казанские медики уже в первой половине 19-го столетия провели ряд блестящих исследований явно гигиенической направленности [2]. Прежде всего следует назвать трехтомный труд первого декана медицинского факультета Казанского университета Ф.Х. Эрдмана “Beitrage zur Kenntnis des Innern von Russland” (“К познанию внутренней России”, Рига, Дерпт и Лейпциг, 1822—1826), первый том которого был посвящен медико-топографическому описанию Казанской губернии.

Нельзя также не упомянуть о работах К.Ф. Фукса “О болезнях уральских рабочих” (1824) и “Статистическое описание всех в Казанской губернии находящихся фабрик и заводов” (1828, 1829), являющихся одними из первых отечественных исследований в области медицины труда. Особого внимания заслуживают статьи того же Фукса по описанию особенностей быта, образа и условий жизни народов Поволжья и, конечно, его выдающаяся монография “Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях” (1844), положившие начало медико-этнографическому направлению, так блестяще продолженному А.И. Якобием и другими представителями казанской медицинской школы.

Наконец, казанские медики (К.В. Пупырев, К.Ф. Фукс, И.С. Дмитриевский, 1828—1830) не только первыми в России дали описание эпидемии холеры, но и убедительно, в противовес “миазматическим” представлениям о происхождении болезни, показали ее “заразительный” характер, а следовательно, смогли предложить ряд мер по ограничению распространения эпидемии.

Конечно, все упомянутые выше работы носили описательно-эмпирический характер, но объекты их исследований, содержание и идеология, возможно, во многом определили особенности творчества и деятельности классиков русской гигиены, основоположников казанской научной гигиенической школы А.И. Якобия и И.П. Скворцова.

Трансформация гигиены из эмпирической дисциплины в научную произошла в последней трети 19-го столетия, когда развитие фундаментального естествознания (физики, химии, биологии, экспериментальной медицины, микробиологии) позволило проводить не только качественную, но и количественную оценку факторов окружающей среды и их влияния на здоровье человека.

Ясно, что в становлении отечественной гигиенической науки в эту пору основную роль сыграли кафедры гигиены российских университетов и Петербургской военно-медицинской академии, в том числе организованная в 1869 г. А.И. Якобием первая в России кафедра гигиены медицинского факультета Казанского университета [3, 4, 7]. Как убедительно доказал Н.Б. Корыстелев [5, 6], на базе этих кафедр в последней трети 19-го века сформировались три отечественные научные гигиенические школы: казанская (А.И. Якобия и И.П. Скворцова с конца 60-х годов), петербургская (А.П. Доброславина с начала 70-х годов) и московская (Ф.Ф. Эрисмана с первой половины 80-х годов).

Цель настоящей статьи — дать краткий исторический очерк о вкладе в гигиеническую науку наиболее ярких представителей казанской гигиенической школы.

Проф. Аркадий Иванович Якобий (1827— 1907), начав читать курс гигиены в Казани в 1865 г., выдвинул концепцию глобальной роли гигиены, положив тем самым первый кирпич в строящееся ныне здание экологической медицины (экологии человека). Выдающемуся ученому принадлежит также разработка методологических принципов “санитарной медицины”, а именно обоснование трех необходимых условий для ее развития: программы, метода и объективности. Первый профессор гигиены в России навсегда останется в истории отечественной медицины как один из основоположников медицинской этнографии, посвятивший целый цикл работ особенностям быта и гигиены малочисленных народов. В 1871 г. в знак протеста против увольнения П.Ф. Лесгафта

А.И. Якобий с группой прогрессивно настроенных профессоров покинул Казанский университет. Вернувшись в Казань спустя 14 лет, он работал на кафедре еще 5 лет, из них 2 года ее руководителем [8].

Доцент Петр Александрович Песков (1835— 1918) вошел в историю российской гигиенической науки как один из основоположников отечественной санитарной статистики и медицинской географии, прочитав в Казани в 1872—1875 гг. первый в России курс по указанным дисциплинам и в 1874 г. опубликовав его в “Ученых записках Казанского университета”.

Проф. Иринарх Полихрониевич Скворцов (1847—1921), возглавив кафедру гигиены в 1875— 1882 гг. вслед за А.И. Якобием, разработал концепцию гигиены как науки, обеспечивающей благоденствие человечества. Он настаивал, что “такой взгляд придает гигиене громадное культурное значение и расширяет ее до общей науки о законах здоровой (и счастливой) человеческой жизни, до науки о здоровье вообще, или гигио-логии” (цит. по Н.Б. Корыстелеву [6]). Первым в России И.П. Скворцов стал заниматься изучением суррогатных видов хлеба, что было крайне актуальным в связи с частыми неурожаями в стране. Наконец, его следует признать пионером в разработке организационных и гигиенических норм земских больниц.

Проф. Михаил Яковлевич Капустин (1847— 1920), будучи заведующим кафедрой гигиены в 1887—1907 гг., получил известность как идеолог и пропагандист земской медицины. Ему принадлежит ряд работ, касающихся гигиенической характеристики заменителей хлеба. По праву он считается и одним из зачинателей применения бактериологических методов в отечественной гигиене и практической дезинфекции. В 1891 — 1904 гг. известный гигиенист возглавлял казанское общество врачей. В 1907 г. в связи с избранием в Государственную Думу М.Я. Капустин уехал в Петербург [1].

Доценты кафедры Владимир Дмитриевич Орлов (1889—1893 гг.), Владимир Андреевич Арнольдов (1899—1902 и 1907—1909 гг.) и Николай Иванович Орлов (1914—1922 гг.) внесли весомый вклад в разработку проблемы гигиены водоснабжения: ими был изучен состав воды Волги и ее главных притоков, проведены санитарные исследования питьевых источников Казани.

Проф. Валериан Владимирович Милославский (1880—1961), заведовавший кафедрой почти сорок лет (с 1922 г.), составил целую эпоху в развитии гигиены в Казани. Он справедливо считается классиком советской гигиенической науки. В.В. Милославский и его ученики (проф. Л.И. Лось, проф. С.С. Шулпинов, доц. Н.И. Петухов и др.) продолжили исследования своих дореволюционных предшественников по вопросам водоснабжения, научно обосновав проектирование водопроводов в Казани и Татарстане. Классическими стали труды В.В. Милославского и его школы по проблеме эндемического зоба: подтвердив значение йодной недостаточности как главной причины этого заболевания, казанские ученые доказали решающую роль питания (йодсодержащих продуктов), участия микроэлементов и витаминов в этиологии и патогенезе эндемического зоба. Выдающийся ученый стоял у истоков дифференциации гигиенических кафедр. Именно его ученики возглавляли кафедры коммунальной гигиены (проф. С.С. Шулпинов, доц. Ш.Х. Жданов, доц. Н.И. Петухов, проф. М.М. Гимадеев), гигиены питания (доц. А.Н. Юнусова), детей и подростков (проф. А.М. Хакимова, доц. А.И. Смирнов). Он лично организовал в 1923 г. кафедру социальной гигиены Казанского университета, которой впоследствии руководили известные ученые профессора М.М. Гран, Ф.Г. Мухамедьяров, Т.Д. Эпштейн, М.Х. Вахитов, А.Н. Галиуллин.

Проф. Анатолий Титович Гончаров (1923— 1997), заведовавший кафедрой общей гигиены с 1967 по 1991 г., продолжая дело своего учителя В.В. Милославского, наибольшее внимание также уделял проблеме эндемического зоба, изучению биологической роли хрома как микроэлемента. Научные интересы нынешнего заведующего кафедрой, доктора медицинских наук Альберта Бариевича Галлямова связаны с изучением комплексного воздействия факторов окружающей среды на состояние здоровья детского населения.

Проф. Марат Мингазович Гимадеев, чл.-корр. АН РТ, руководил кафедрой коммунальной гигиены с 1972 по 1996 г. Он внес весомый вклад в исследование канцерогенной опасности в нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности и в разработку мер первичной профилактики злокачественных новообразований. Широкую известность получили исследования ученого по вопросам планировки и застройки населенных мест, обобщенные в монографии “Организация предупредительного санитарного надзора за планировкой населенных мест” (1981).

Проф. Анатолий Васильевич Иванов охарактеризовал главные компоненты (воздух, вода, почва) экологической системы юго-востока Республики Татарстан. Им успешно разрабатываются методологические основы социально-гигиенического мониторинга населения.

Актуальные проблемы гигиены детей и подростков, охраны здоровья матери и ребенка нашли широкое освещение в трудах профессоров Айслу Муратовны Хакимовой, Амура Хайрулловича Яруллина, Валерия Юрьевича Альбицкого. Получены стандарты физического развития детей РТ (А.Х. Яруллин), изучены заболеваемость различных контингентов детей и подростков и формирующие ее факторы. На этой основе были разработаны методические подходы к социально-гигиеническому мониторингу детского населения (А.Х. Яруллин), издана первая в стране монография, посвященная проблемам репродуктивного здоровья населения (В.Ю. Альбицкий, А.Х. Яруллин, 1994).

Развитие гигиены труда в Казани связано с именами профессоров С.М. Шварца (1882—1937), С.М. Арапновского (1885—1956) и В.П. Камчатнова (1920—1988). С.М. Шварц изучал и предложил рекомендации по режиму труда и отдыха рабочих молочно-товарных ферм. Перу С.М. Арановского принадлежат работы по вопросам гигиены труда в металлургической и текстильной промышленности, охраны труда рабочих железнодорожного транспорта. В.П. Камчатнов и его ученики одними из первых в стране начали заниматься изучением особенностей труда, работающих в условиях темноты и неактинического освещения.

В 1981 г. кафедру гигиены труда и профессиональных заболеваний возглавил чл.-корр. РАМН, проф. Наиль Хабибуллович Амиров. Он продолжил исследования своего учителя по оценке здоровья работающих в условиях неактиничного освещения и работы в бесфонарных и безоконных помещениях. В дальнейшем им было разработано новое направление в медицине труда: психофизиологические исследования трудовой деятельности лиц с преимущественно умственными видами труда, комплексная клинико-гигиеническая характеристика состояния их здоровья (заболеваемости, инвалидности, смертности). В результате предложен метод комплексной оценки напряженности труда и “рабочего напряжения” при умственных видах деятельности, даны рекомендации по охране труда руководителей и других категорий ИТР промышленных предприятий. Н.Х. Амировым и его учениками успешно проводятся комплексные исследования условий труда и состояния здоровья рабочих различных отраслей промышленности (машиностроение, автомобилестроение, крупные стройки, автохозяйства).

В последние годы большое внимание уделяется комплексным клинико-гигиеническим исследованиям, проводимым совместно с профпатологами (доц. З.М. Берхеева), педиатрами (проф. О.И. Пикуза) и психиатрами (проф. К.К. Яхин), ведутся интенсивные исследования потенциальной мутагенной и канцерогенной опасности в ряде промышленных производств (И.Д. Ситдикова), состояния здоровья пользователей видеотерминалов и персональных ЭВМ (Л.М. Фатхутдинова).

Доцент Виктор Михайлович Смирнов, возглавлял курс гигиены питания с 1970 по 1998 г. и вместе со своими сотрудниками занимается в настоящее время решением проблем питания здорового и больного человека, в том числе вопросами распространения алиментарно зависимых заболеваний (железодефицитная анемия, эндемический зоб), их влияния на иммунологический статус организма детей, изучением дефицита цинка и его проявлениями и др.

Итак, не вызывает сомнения значимая роль казанских медиков и казанской гигиенической научной школы в становлении, развитии и достижениях отечественной гигиены. Современный потенциал научных гигиенических кадров в Казанском государственном медицинском университете позволяет рассчитывать на успешное решение актуальных проблем в области профилактической медицины.

×

About the authors

V. Y. Albitsky

Kazan State Medical University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Professor, Head of the Department of Biomedical and Medical Law, Course in the History of Medicine

Russian Federation, Kazan

A. B. Gallyamov

Kazan State Medical University

Email: info@eco-vector.com

Professor, Head of the Department of General Hygiene and Ecology, Course of Military and Radiation Hygiene

Russian Federation, Kazan

М. М. Gimadeev

Kazan State Medical University

Email: info@eco-vector.com

Department of Occupational Hygiene and Medicine, Postgraduate Ecology Course

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1999 Albitsky V.Y., Gallyamov A.B., Gimadeev М.М.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies