Vital coloration of homologous organs upon administration of lysates

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Since prof. Tushnov put forward his theory of the organ-specificity of histolysates, according to which lysates, being high-molecular products of the cleavage of differentiated proteins, are capable of stimulating homologous organs and tissues due to their irritating effect, a large experimental material has been accumulated that is devoted to this issue, which essentially decides the mechanism of action of lysate therapy.

Full Text

С тех пор как проф. Тушнов выдвинул свою теорию органоспецифичности гистолизатов, по которой лизаты, будучи высокомолекулярными продуктами расщепления диференцированных белков, способны в силу своего раздражающего действия стимулировать гомологические органы и ткани, накопился большой экспериментальный материал, который посвящен этому вопросу, решающему по существу механизм действия лизатотерапии.

Для разрешения этого вопроса прибегают в основном к следующим методам: 1) патофизиологическому — наблюдениям за реакциями органа после введения одноименного лизата, 2) морфологическому — изучению гистологических изменений в органах под влиянием введения гомологичных гистолизатов и, наконец, 3) к изучению преимущественного отложения красок или других химических веществ в органах под влиянием введенных гомологичных гистолизатов.

Особенно много работ появилось после того, как Белоновскому и Эрштейну удалось доказать, что после введения в кожу кутилизата с трипанблау, а также гепатолизата с трипанблау и на третьем участке кожи только трипанблау, наибольшее отложение краски и воспаление кожи наблюдается на том участке, где введен был кутилизат с трипанблау. На этом же участке краска и удерживалась дольше, чем на двух других участках.

Точно так же Эрштейн наблюдал и у щенков изменения в яичках (увеличение и некроз) и окрашиваемость их при инъекции тестолизата с литиевым кармином. Аналогичные же данные им были получены с гепатолизатом и кармином и с пульмонолизатом и трипанблау. В последнем случае у собак наблюдалось чихание и кашель, причем легкие окрасились в синий цвет, в других же органах синей окраски не наблюдалось.

Миллер и Никольский вводили в организм животных вместе с эмульсиями из различных органов трипанблау и коллоидное железо и установили, что красящие вещества откладывались преимущественно в тех органах, эмульсии которых вводились с цветными индикаторами. Это особенно было демонстративно в тканях мозга и сердца, в которых обычно индикаторы сами почти не откладываются. Эти данные Белоновского и его сотрудников вызвали значительный интерес, так как если бы удалось в дальнейшем подтвердить их, то это, несомненно, могло в значительной степени укрепить теорию Тушнова о специфичности лизатов.

Однако, последующие авторы, экспериментируя по тому же методу, не получили тех данных, которые наблюдали Беленовский и его ученики. Генес повторил эти опыты на белых мышах, вводя последним овариолизат, гепатолизат и церебролизат совместно с трипанблау, но ни в одном случае не смог подтвердить данные Эрштейна.

Румянцев, считая, что накапливание в клетках красок вообще зависит от проницаемости для красок оболочек и протоплазмы клеток, а степень и характер отложения красок — от изменения физико-химического состояния клеточных оболочек (напр. изменение заряда оболочек, их уплотнение и т. д.), а также и от возможности перезаряжения самих частиц краски, попытался вводить белым крысам лизат из надпочечника и лизат из печени с 1% раствором трипанблау. При исследовании печени и почек у этих крыс после однократного введения 0,5 см3 лизата, а также после 3-кратного введения лизатов, автор не находил никаких характерных изменений в поверхностных слоях клеток (оболочка), чтобы это сколько-нибудь заметно сказалось на повышении проницаемости и накапливания кислых красок.

Моргенштерн при введении лизата коры надпочечника с 1% трипанблау, а также тестолизата в смеси с 1% трипанблау крысам не заметил ни повышенного, ни преимущественного отложения краски в одноименных органах.

Так как известно, что краска адсорбируется в большем количестве там, где имеется повышенная функция клеток, то Моргенштерн изменил методику эксперимента и вначале вводил только лизаты, а затем через некоторое время лизат в смеси с трипанблау. Однако и в такой модификации эти опыты на крысах с тестолизатом и лизатом коры надпочечника не дали избирательного отложения краски в одноименных органах. На основании этих данных автор приходит к выводу, что преимущественного отложения кислых красок в органах под влиянием одноименных лизатов не наблюдается.

Точно так же Моргенштерн на основании своих экспериментов над крысами и кроликами, которым он вводил различные лизаты и затем изучал морфологические изменения в соответствующих органах и тканях, приходит к выводу о, разностороннем и разнообразном эфекте этих лизатов, ничего не имеющих общего с органоспецифическим действием.

Могильницкий и Громов на основании своих опытов приходят к заключению, что специфических для каждого лизата изменений, как статически-морфологических, так и динамических обнаружить не удалось.

В 1935 г. появилась работа Авербурга, который экспериментировал на лягушках и щенках. Для окраски лизатов он брал в различных разведениях в самом лизате трипанблау, метиленблау и кармин. Для контроля служили вода, окрашенная теми же красками, а также органы и ткани необработанных животных. Инъекции всем животным производились под кожу бедра. Обычно на второй день после последней инъекции животное убивалось и извлекались кусочки для гистологического исследования. Гистологическое исследование производилось на свежих и фиксированных в 20% формалине расщепах (в глицерине). Применяя в опытах тестолизат, гепатолизат, кардиолизат, маммолизат, пульмонолизат, овариолизат и миолизат Авербург приходит к выводу, что гистолизаты (по Тушнову) гомоорганоспецифичны, причем главным действующим началом в них, определяющим их гомоорганоспецифичность, является динамическая фракция.

Резкие противоречия, которые имелись у Генеса и Утевского и у ряда других авторов в опытах с прижизненной окраской на мышах и других животных, Авербург объясняет тем, что для выяснения органоспецифичности лизатов необходимо пользоваться только одной фракцией, состоящей из высокомолекулярных продуктов распада белка—альбумоз и пептонов. Кроме того он рекомендует при приготовлении лизатов из органов выделять из них те клеточные элементы, которые доминируют в данном органе и тогда будет легко доказать их строго специфический эфект. Наконец, он считает важным еще и то, чтобы лизаты готовились из органов того же вида животного, так как видовая специфичность белка должна также приниматься во внимание. Помимо видовой специфичности надо иметь в виду и возрастную специфичность, так как продукты белкового распада, надо полагать, также имеют свои особенности.

На такой же точке зрения отчасти стоит и Сокольников, который считает, что совершенными лизатами, т.-е. наиболее терапевтически активными, должны быть такие лизаты, которые получены при помощи естественных тканевых ферментов и от животных, наиболее близко стоящих к человеку. Только при этих условиях мы вправе рассчитывать на присутствие в них специфичных для данных органов стимуляторов пластических процессов.

Машерпа и Каллегари использовали данные, установленные Бенедиценти и Ребелло о том, что тканевые соки органов, полученные выжиманием Бюхнеровским прессом, при контакте с металлическим порошком Fe, Со, Ni, присоединяли металл, приобретая этим некоторые новые свойства.

Машерпа и Каллегари, металлизируя порошком Со сок из печени, установили, что кобальт, связанный с белком, как с индикатором, всегда отлагался в большем количестве в печени, чем в контрольных опытах с сывороткой. Такие же результаты авторы получили и с соком легких. Эти опыты, повторенные Лазарисом, как с соком из опухолей мышей, так и с соком легких, мозга, печени мышей, не подтвердили данных Машерпа и Каллегари об избирательном отложении сока органа с кобальтом в соответствующем органе, хотя Лазарис в точности придерживался всех деталей эксперимента по Машерпа и Каллегари.

Все вышеуказанные эксперименты не дают еще права окончательно высказаться относительно прижизненной окраски гомологичных органов при введении лизатов, так как, с одной стороны, они проводились не при одинаковых условиях (на что обращает внимание Авербург), а с другой стороны — только на здоровых животных.

Согласно исследованиям Абдергальдена, однородные органы различных животных с одинаковыми функциями содержат отдельные, сходные между собой виды белка, а потому для медицинских целей могут приготовляться гистолизаты из органов животных, а не людей, без особенного ущерба для их терапевтического действия.

Мы воспользовались тем, что больные в нашей клинике подготавливались к операциям предварительным введением овариолизата (овариолизат готовился из яичников коров) и провели ряд наблюдений с прижизненной окраской тканей трипанблау. Каждая больная получала ежедневно по 1 см3 овариолизата внутримышечно, причем не меньше, чем 6 дней подряд, а затем подвергалась операции. Из таких больных нами была выделена группа (4 больных), у которых менструально-овариальный цикл не был нарушен, но которые нуждались в оперативном пособии в связи с различными формами дислокаций внутренних половых органов (descensus vaginae et retroflexio uteri, descensus et prolapsus uteri).

Вводя этим больным ежедневно по 1 см3 овариолизата в течение 6 дней подряд, мы затем вводили внутривенно 10 см3 1% р. трипанблау, и через 24 часа больная оперировалась. При вскрытии брюшной полости и при тщательном осмотре повышенного отложения краски в яичниках ни разу не наблюдалось. Вторая группа больных (4 больных) такого же характера получала внутривенно 10 см3 1% р. трипанблау не за 24 часа до операции, а за 48 часов, но при вскрытии брюшной полости также не наблюдалось преимущественного отложения краски в яичниках.

Если влиянием лизата мы достигаем активирования намеченного органа, то последний легко должен воспринимать краску, потому что всякий орган при усиленной деятельности отличается повышенным обменом веществ и характерным всасыванием. Отсюда ясно, что в тех случаях, когда орган сам по себе находится в активном состоянии (воспален, гиперемирован, раздражен), он может фиксировать эту краску и без лизатов.

Экспериментальные исследования Зигмунда показали, что клетки, находящиеся в возбужденном состоянии, сильнее вбирают в себя красящие и др. вещества.

Эксперименты Аничкова и его учеников (Окунева, Кузнецовского, Петровского) также показали, что находящиеся уже в состоянии раздражения гиперемированные клетки организма приобретают способность к усиленному восприятию новых раздражений и к максимальному повышению своей функциональной деятельности.

По мнению Генеса и Утевского, реакцию гомологичного органа при введении лизата можно скорее наблюдать в том случае, если орган поражен каким-либо патологическим процессом, чем тогда, когда он здоров.

Принимая во внимание эти данные, нами была выделена группа больных с фибромиомой матки (4 больных), у которых менструально-овариальный цикл был нарушен. Двум из этой группы трипанблау был введен внутривенно за 24 часа до операции, а другим 2 больным за 48 часов до операции. Каждая из больных предварительно получала по 1 см3 овариолизата на протяжении 6 дней до момента введения трипанблау.

Во всех этих случаях при вскрытии брюшной полости не удалось установить преимущественного или повышенного отложения краски в яичниках, ни макроскопически, ни затем при последующем микроскопическом анализе резекцированного кусочка яичника. Такие же данные нами были получены и у последней группы больных (3 больных) с воспалительными процессами в придатках, страдавших обильными и длительными менструальными кровотечениями. Две больные были оперированы через 24 часа после внутривенного введения 10 см3 1% р. трипанблау, а 1 больная была оперирована через 48 часов после инъекции краски.

Таким образом, наши наблюдения, проведенные на здоровых (нормальная овариально-менструальная функция) и больных женщинах не подтвердили данных Белоновского и его учеников в смысле отложения в гомологичных органах краски при введении ее с одноименными лизатами.

×

About the authors

D. E. Shmundak

Dnepropetrovsk Medical Institute; Institute for Advanced Training of Physicians

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Prof., Obstetric and gynecological clinics

Ukraine, Dnepropetrovsk; Dnepropetrovsk

A. U. Ravikovich

Dnepropetrovsk Medical Institute; Institute for Advanced Training of Physicians

Email: info@eco-vector.com

Obstetric and gynecological clinics

Ukraine, Dnepropetrovsk; Dnepropetrovsk

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1937 Shmundak D.E., Ravikovich A.U.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies