Prevention of scoliosis and posture defects in schoolchildren

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The state of posture defects and scoliosis in schoolchildren in Yoshkar-Ola has been analyzed. Progressive physical inactivity of schoolchildren, insufficient use of natural factors for hardening the body, and the lack of physical therapy for a large number of schoolchildren exempted from physical education in the main groups were noted. A number of organizational and preventive measures are proposed.

Full Text

Проанализировано состояние дефектов осанки и сколиозов у уча­щихся школ г. Йошкар-Олы. Отмечены прогрессирующая гиподинамия школьников, недостаточное использование естественных природных факторов для закаливания организма, необеспеченность лечебной физкультурой большого числа школьников, освобожденных от занятий физкультурой в основных группах. Предлагается ряд организационных и профилактических мероприятий.

Ключевые слова: дефекты осанки, сколиоз у школьников.

1 таблица.

Нами проведено изучение заболеваемости школьников г. Йошкар-Олы сколиозами я частоты возникновения дефектов осанки по данным ежегодных углубленных меди­цинских осмотров за десять лет (1968—1977 гг.).

Анализ данных заболеваемости показывает (табл.), что начиная с 1968 по 1974 г. заболеваемость школьников сколиозами уменьшилась в 3 раза. С 1975 по 1977 г. заболеваемость незначительно повысилась и стабилизировалась. За период с 1968 по 1977 г. уровень заболеваемости дефектами осанки подвергался колебаниям, но за последние четыре года намечается тенденция к увеличению дефектов осанки.

Рациональная поза учащихся во время занятий во многом зависит от формы, конструкций, размеров школьной мебели и соответствие ее ростовому составу учащихся. В двух школах города было определено соот­ветствие размеров школьной мебели ростовому составу учащихся. В шко­ле № 2, где было осмотрено 92% учащихся, школьники, имеющие от­ отлонение в осанке, составили 1,5%. Наибольшее количество школьников

с нарушением осанки выявлено в 1—4 классах (3,2% от числа учащихся этих классов). В школе № 8, где осмотрено 98% учащихся, выявлено с нарушением осанки 1,6% учащихся 1—8 классов, больных сколиозом — 3,6%.

В обеих школах введена кабинет­ная система обучения. Определение соответствия школьной мебели рос­товому составу учащихся показало следующее: обеспеченность партами марки «А» (рост до 130 см) в обеих школах составляет всего 25%, марки «Б» (рост 131 —145 см) — 40%, марки «В» (рост 146—160 см) в школе № 8 — 108%, в школе № 2 — 33%, марки «1» (рост 161—175 см) соответственно 60 и 240% и марки «Д» (рост более 175 см) — 16% и 514%. Таким образом, в началь­ных классах большинство детей не обеспечено мебелью, соответствующей их росту, в 5, 6, 7-х классах обеспеченность мебелью, соответствующей росту, достигает 30—60%.

Развитию и прогрессированию дефектов осанки и сколиозов способствуют разно­образные факторы, которые снижают сопротивляемость организма и уменьшают его компенсаторные возможности. Поэтому несомненный интерес представляет изучение санитарного состояния школьной среды. Благодаря строительству школьных зданий по типовым современным проектам в последние два десятилетия произошли коренные изменения в санитарном состоянии школ города — улучшилось освещение, микрокли­матические условия, особенно тепловой режим, рационально решены вопросы питьевого водоснабжения и санитарной очистки. Следует отметить, что в некоторых школах города искусственная освещенность не полностью удовлетворяет санитарным нормам, в некоторых школьных спортзалах не работают вентиляционные установки, в школах № 7 и 11 на пришкольных участках ликвидированы спортивные зоны. В настоящее время две школы города (школа № 7 и школа № 11) не имеют открытых спортивных площадок. В некоторых школах города, главным образом загородных, нет спортзалов, в некоторых школах спортивные залы малы по мощности. Во многих школах города занятия проводятся в две смены.

В школах города не практикуется искусственное ультрафиолетовое облучение уча­щихся. Несмотря на то, что ежегодно нарастает количество школьников, освобожден­ных от занятий физкультурой, в большинстве школ города не организованы спец­группы для обеспечения физического воспитания этих школьников.

Прогрессирование гиподинамии школьников объясняется влиянием, кроме причин общего характера (развитие общественного транспорта, рациональная планировка на­селенных мест, развитие коммунальных услуг, телевидение и пр.), еще и местных: недостаточным оборудованием спортивных зон на пришкольных участках (как пра­вило в угоду архитектурным соображениям), недостаточным вниманием физической подготовке школьников во внеучебное время и в воскресные дни.

В последние годы в значительной степени возросла помощь по лечебной физиче­ской культуре в кабинетах ЛФК медицинских учреждений. При республиканском физ­культурном диспансере постоянно работает кабинет ЛФК, где школьники города с дефектами осанки и сколиозами проходят курсы лечения на уроках корригирующей гимнастики или лечебного плавания под руководством опытных методистов. За 1973 — 1977 гг. кабинетом ЛФК диспансера было охвачено 2452 больных сколиозом, в том числе 2099 детей до 14 лет. Улучшение или полное выздоровление отмечено у 65,3% больных.

Таким образом, анализ заболеваемости школьников Йошкар-Олы за последние 10 лет показывает, что с 1968 г. произошло значительное снижение заболеваемости школьников сколиозами. Наряду с этим за последние четыре года отмечается рост дефектов осанки. Последнее в значительной степени объясняется переходом на каби­нетную систему обучения и связанным с этим несоответствием мебели ростовому сос­таву учащихся, значительным увеличением и усложнением учебной нагрузки, про­грессирующей гиподинамией школьников, недостаточным использованием естественных природных факторов для закаливания организма школьников, необеспеченностью ле­чебной физкультурой большого числа школьников, освобожденных от занятий физ­культурой в основных группах (в течение последних 5 лет отмечается увеличение количества школьников, освобожденных от занятий физкультурой).

В целях дальнейшего улучшения здоровья школьников и предотвращения опасно­сти роста дефектов осанки необходимо осуществить ряд организационных и профи­лактических мероприятий. Усилить работу в области предупредительного и текущего санитарного надзора по гигиене детей и подростков; требовать сохранения существую­щих школьных спортивных сооружений и строительства новых, усилить работу по улучшению внешней среды школ, внедрить проведение занятий физкультурой на от­крытом воздухе; добиваться внедрения ультрафиолетового облучения школьников на уроках физкультуры в зимний период. Активизировать двигательный режим школь­ников, вовлекая их в работу школьных спортивных секций, ДЮСШ, при всех школах организовать работу спецгрупп для школьников, имеющих отклонение в состоянии здоровья; улучшить физическую подготовку школьников в учебное время.

В связи с переходом на кабинетную систему обучения в школах необходимо улучшить подбор мебели. Для этого ввести кабинеты-дублеры по различным предме­там (с разной по размерам мебелью для групп младших и старших классов) во всех школах. Во всех школах необходимо проводить ежегодный учет и производить расчеты соответствия размеров мебели ростовому составу учащихся на каждый класс и в це­лом на всю школу.

 

×

About the authors

S. P. Myasnikov

Mari State Pedagogical Institute named after N.K. Krupskaya, Yoshkar-Ola

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

S. S. Haletova

Mari State Pedagogical Institute named after N.K. Krupskaya, Yoshkar-Ola

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

V. S. Sergeev

Mari State Pedagogical Institute named after N.K. Krupskaya, Yoshkar-Ola

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1980 Myasnikov S.P., Haletova S.S., Sergeev V.S.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies