Topical issues of advanced training for doctors of the Russian Federation
- Authors: Savchenko M.G.
- Issue: Vol 55, No 4 (1974)
- Pages: 87-88
- Section: Articles
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/63102
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj63102
- ID: 63102
Cite item
Full Text
Abstract
To date, in the Russian Federation, as well as in other union republics, a clear system of advanced training for doctors and pharmacists has developed. In each oblast, krai there is an annual or long-term plan for advanced training of doctors and pharmacists at training bases (at institutes, faculties and at local bases).
Keywords
Full Text
К настоящему времени в Российской Федерации, а также в других союзных республиках сложилась четкая система повышения квалификации врачей и провизоров. В каждой области, крае имеется годовой или перспективный план повышения квалификации врачей и провизоров по учебным базам (в институтах, факультетах и на местных базах).
Цикловые мероприятия широко используются в 10 институтах усовершенствования врачей М3 СССР (за исключением Тбилисского, Ереванского, Ташкентского), на 9 факультетах усовершенствования при медвузах (Горьковском, Красноярском, Новосибирском, Ростовском, Саратовском, Свердловском, Ставропольском, Пермском, Московском стоматологическом), а также на местных базах (число которых достигает 1000), где ежегодно проходят специализацию и усовершенствование более 40 тыс. врачей и провизоров.
Задачи, поставленные перед институтами усовершенствования врачей, могут быть успешно решены лишь при условии значительного укрепления их учебно-материальной базы. В настоящее время они располагают новыми зданиями общежитий гостиничного типа для врачей- курсантов. Имеется достаточное количество больничных коек для педагогического процесса у постели больного; созданы специализированные библиотеки, книжный фонд которых составляет более 1 млн. экземпляров. ЦОЛИУ врачей располагает множительной техникой, благодаря которой только за последние два года выпущено более 2000 названий методических и учебных материалов. В этих учреждениях работает более 5 тыс. высококвалифицированных преподавателей.
Исторические решения XXIV съезда партии и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» требуют дальнейшего совершенствования (системы повышения квалификации врачей и преподавателей учебных заведений.
Основные направления этой большой работы таковы.
- Улучшать работу по специализации и усовершенствованию на факультетах, местных базах (областных, краевых, крупных городских больниц, поликлиник, диспансеров и СЭС).
За истекшие 5 лет в институтах усовершенствования врачей прошли специализацию и усовершенствование свыше 170 тыс. медиков Российской Федерации.
Нынешний статус институтов усовершенствования врачей упрочен. Они являются высшими учебными заведениями, осуществляющими бесплатно подготовку (совершенствование профессиональных знаний) врачей и провизоров на основе новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники.
Однако в работе институтов встречаются существенные недостатки: невысокое качество лекций, превалирование пассивных форм занятий над активными; не всегда разумно составляются учебные планы и программы, довольно часто отсутствует дифференцированный подход к слушателям; при подготовке врачей все еще мало учитывается специфика их труда в клинике, поликлинике, медсанчасти, в районных и областных больницах. Устранение названных и других недостатков — дело, не терпящее отлагательства.
2. Продолжать работу по улучшению постановки предцикловой подготовки и организации выездов бригад профессорско-преподавательского персонала институтов на местные базы для качественного проведения усовершенствования врачей.
Эти две формы одновременно решают единую задачу: они поднимают уровень научно-специальной подготовки на местах и сокращают срок пребывания на циклах в институтах. Сейчас следует продумать вопрос о четкой и ясной разработке типовых учебных планов и программ, так как существующие программы с предцикловой подготовкой недостаточно конкретны.
3. Повышать квалификацию руководителей первичной специализации врачей на местных базах. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что специализация врачей-интернов на местных базах требует особого внимания.
4. Совершенствовать организацию самообразования и саморазвития. В клиниках, больницах, поли клиниках и СЭС необходимо создавать условия и стимулы для самообразования. Мы убеждены, что при нормальной нагрузке врача и правильно продуманном графике имеется реальная возможность давать врачу один свободный от работы день. Он должен быть использован не столько для отдыха и досуга врача (что само по себе важно), сколько в первую очередь для посещения библиотек, музеев, встреч с коллегами, участия в работе научных коллективов, обеспечивающих важные стимулы для его интеллектуального роста. Необходимо по каждой ведущей медицинской специальности разработать примерные программы для самообразования врачей, работающих в медицинских учреждениях на территории Российской Федерации. Программы явятся ориентиром в творческом устремлении каждого врача в отдельности. Собеседования, коллоквиумы, отчеты на производственных совещаниях — все это должно быть нормой и правилом организации самообразования.
Повышение квалификации врачей неразрывно связано с предстоящей аттестацией. Это одна из активных форм работы с медицинскими кадрами, которая получает все более широкое распространение и упрочение. Цели и задачи аттестации врачей состоят в том, чтобы стимулировать постоянный рост квалификации врачей, популяризировать передовой врачебный опыт, повышать персональную ответственность врачей за состояние профилактической и лечебной работы.
Одним из факторов, способствующих повышению квалификации врачей и укреплению их авторитета в государственной системе здравоохранения, является принятие присяги врача Советского Союза.
About the authors
M. G. Savchenko
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation