Topical issues of advanced training for doctors of the Russian Federation

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

To date, in the Russian Federation, as well as in other union republics, a clear system of advanced training for doctors and pharmacists has developed. In each oblast, krai there is an annual or long-term plan for advanced training of doctors and pharmacists at training bases (at institutes, faculties and at local bases).

Full Text

К настоящему времени в Российской Федерации, а также в других союзных республиках сложилась четкая система повышения квалифи­кации врачей и провизоров. В каждой области, крае имеется годовой или перспективный план повышения квалификации врачей и провизо­ров по учебным базам (в институтах, факультетах и на местных базах).

Цикловые мероприятия широко используются в 10 институтах усо­вершенствования врачей М3 СССР (за исключением Тбилисского, Ере­ванского, Ташкентского), на 9 факультетах усовершенствования при медвузах (Горьковском, Красноярском, Новосибирском, Ростовском, Саратовском, Свердловском, Ставропольском, Пермском, Московском стоматологическом), а также на местных базах (число которых дости­гает 1000), где ежегодно проходят специализацию и усовершенствова­ние более 40 тыс. врачей и провизоров.

Задачи, поставленные перед институтами усовершенствования вра­чей, могут быть успешно решены лишь при условии значительного укрепления их учебно-материальной базы. В настоящее время они рас­полагают новыми зданиями общежитий гостиничного типа для врачей- курсантов. Имеется достаточное количество больничных коек для педа­гогического процесса у постели больного; созданы специализированные библиотеки, книжный фонд которых составляет более 1 млн. экземпля­ров. ЦОЛИУ врачей располагает множительной техникой, благодаря которой только за последние два года выпущено более 2000 названий методических и учебных материалов. В этих учреждениях работает более 5 тыс. высококвалифицированных преподавателей.

Исторические решения XXIV съезда партии и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совер­шенствованию высшего образования в стране» требуют дальнейшего совершенствования (системы повышения квалификации врачей и препо­давателей учебных заведений.

Основные направления этой большой работы таковы.

  1. Улучшать работу по специализации и усовершенствованию на факультетах, местных базах (областных, краевых, крупных городских больниц, поликлиник, диспансеров и СЭС).

За истекшие 5 лет в институтах усовершенствования врачей прошли специализацию и усовершенствование свыше 170 тыс. медиков Россий­ской Федерации.

Нынешний статус институтов усовершенствования врачей упрочен. Они являются высшими учебными заведениями, осуществляющими бесплатно подготовку (совершенствование профессиональных знаний) врачей и провизоров на основе новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники.

Однако в работе институтов встречаются существенные недостатки: невысокое качество лекций, превалирование пассивных форм занятий над активными; не всегда разумно составляются учебные планы и программы, довольно часто отсутствует дифференцированный подход к слушателям; при подготовке врачей все еще мало учитывается специ­фика их труда в клинике, поликлинике, медсанчасти, в районных и областных больницах. Устранение названных и других недостатков — дело, не терпящее отлагательства.

     2. Продолжать работу по улучшению постановки предцикловой подготовки и организации выездов бригад профессорско-преподаватель­ского персонала институтов на местные базы для качественного прове­дения усовершенствования врачей.

Эти две формы одновременно решают единую задачу: они подни­мают уровень научно-специальной подготовки на местах и сокращают срок пребывания на циклах в институтах. Сейчас следует продумать вопрос о четкой и ясной разработке типовых учебных планов и про­грамм, так как существующие программы с предцикловой подготовкой недостаточно конкретны.

    3. Повышать квалификацию руководителей первичной специализа­ции врачей на местных базах. Следует иметь в виду и то обстоятель­ство, что специализация врачей-интернов на местных базах требует особого внимания.

    4. Совершенствовать организацию самообразования и саморазви­тия. В клиниках, больницах, поли клиниках и СЭС необходимо созда­вать условия и стимулы для самообразования. Мы убеждены, что при нормальной нагрузке врача и правильно продуманном графике имеется реальная возможность давать врачу один свободный от работы день. Он должен быть использован не столько для отдыха и досуга врача (что само по себе важно), сколько в первую очередь для посещения библиотек, музеев, встреч с коллегами, участия в работе научных кол­лективов, обеспечивающих важные стимулы для его интеллектуального роста. Необходимо по каждой ведущей медицинской специальности разработать примерные программы для самообразования врачей, рабо­тающих в медицинских учреждениях на территории Российской Феде­рации. Программы явятся ориентиром в творческом устремлении каждого врача в отдельности. Собеседования, коллоквиумы, отчеты на производственных совещаниях — все это должно быть нормой и прави­лом организации самообразования.

Повышение квалификации врачей неразрывно связано с предстоя­щей аттестацией. Это одна из активных форм работы с медицинскими кадрами, которая получает все более широкое распространение и упро­чение. Цели и задачи аттестации врачей состоят в том, чтобы стимули­ровать постоянный рост квалификации врачей, популяризировать передовой врачебный опыт, повышать персональную ответственность врачей за состояние профилактической и лечебной работы.

Одним из факторов, способствующих повышению квалификации врачей и укреплению их авторитета в государственной системе здраво­охранения, является принятие присяги врача Советского Союза.

×

About the authors

M. G. Savchenko

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1974 Savchenko M.G.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies