Impact of working conditions on pregnant women of urban electric transport drivers

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Clinical and statistical analysis of 281 birth histories of women - drivers of urban electric transport (172 tram drivers and 109 trolleybus drivers) was carried out. It has been established that a complex of production factors characterizing the working conditions of tram and trolleybus drivers creates a certain danger for carrying a pregnancy.

Full Text

Проведен клинико-статистический анализ 281 истории родов женщин— водителей городского электротранспорта (172 водителей трамваев и 109 водителей троллейбусов). Установлено, что комплекс производственных факторов, характеризующих условия труда водителей трамваев и троллейбусов, создает определенную опасность для вынашивания беременности. По сравнению с контрольной группой женщин-служащих, у женщин-водителей чаще отмечалось самопроизвольное прерывание беременности в ранние сроки, токсикозы второй половины беременности, преждевременные роды. Достоверно установлено влияние стажа и срока трудоустройства беременных женщин-водителей на частоту указанных осложнений.

В связи с интенсивным ростом трамвайного и троллейбусного парка страны к его обслуживанию привлекается все большее число людей, среди которых до 88% составляют женщины. Между тем в литературе последних лет отсутствуют работы, посвященные изучению влияния факторов производственной среды в кабинах трамваев и троллейбусов на течение беременности и родов, на плод и новорожденного у женщин-водителей. Отдельные исследования, выполненные в 20—30-е годы, не дают достаточного представления о влиянии условий труда на организм женщин — водителей современного городского электротранспорта.

Проведенные нами исследования условий труда в трамваях (РВЗ-6 и КТМ-5 М3), троллейбусах (ЗИУ-5 и ЗИУ-9) показали, что на организм женщин-водителей оказывает влияние комплекс факторов: высокое нервно-эмоциональное напряжение, гиподинамия, гипокинезия, вынужденная рабочая поза, длительные статические нагрузки, общая вибрация, шум, неблагоприятный микроклимат, токсические вещества и т. д. Вертикальная и горизонтальная вибрации рабочего места водителя трамвая и троллейбуса представляют собой широкополосные и низкочастотные случайные процессы с максимальной виброскоростью в октавах 4—8 Гц и интенсивностью, достигающей в отдельных случаях 108 дБ. Шум в кабинах водителей — низко- и среднечастотный, интенсивность его колеблется от 68 до 79 дБА. Окись углерода была обнаружена в 67% проб в концентрациях от 3 до 12 мг/м3. Таким образом, уровни этих воздействий в большинстве случаев не превышали нормативных величин.

Температура воздуха в зимний период года в кабинах трамваев колебалась от —3 до±31°С (в среднем +16,3±10,6°С), в кабинах троллейбусов — от +12 до + 30° С (в среднем + 23,4±0,4° С), в теплый период—соответственно от +24,2 до + 30,4° С и от +21,4 до 30,4° С (в среднем + 27,5 + 0,2° С). Микроклиматические условия в кабинах трамваев и троллейбусов характеризовались весьма значительными перепадами температуры: в течение рабочего дня до 23° С, по высоте между точками замера у головы и ног водителя — до 21°С, между наружной и внутренней в холодный и теплый периоды года — соответственно 45—50°С и 5—6°С.

Чтобы выяснить влияние этих факторов на организм беременной женщины — водителя городского электротранспорта и на плод и новорожденного, мы провели по материалам родильных домов г. Горького за 1971—1975 гг. клинико-статистическое изучение историй родов и карт развития новорожденных 172 женщин — водителей трамваев (1-я группа), 109 водителей троллейбусов (2-я группа) и для сравнения — 200 женщин-служащих (3-я группа). В возрастном отношении сравниваемые группы были близки (средний возраст 25,2±0,4 года).

При анализе историй родов женщин — водителей городского электротранспорта выраженных нарушений менструальной функции, развившихся за время профессиональной деятельности, не выявлено. Способность к зачатию сохранена и составляет около 2 зачатий на каждую роженицу. У большинства (90,4%) было не более 2 родов. Каждая женщина 1-й гр. имела в среднем 4—5 абортов, во 2 и 3-й гр. — 3—4 аборта. Из литературы известно, что ряд неблагоприятных факторов, особенно общая вибрация, может вызвать учащение самопроизвольных прерываний беременности в ранние сроки, токсикозов беременности, преждевременных родов. По нашим данным самопроизвольное прерывание беременности в сроки до 27—28 недель наблюдалось в 15,7 + 2,7% у водителей трамваев и в 18,3±3,7% у водителей троллейбусов, т. е. соответственно в 2,3 и 2,8 раза чаще (Р<0,05), чем в группе женщин-служащих (6,5+ 1,74%). Токсикозы первой половины беременности у женщин-водителей и у служащих отмечались с одинаковой частотой. Что касается различных осложнений второй половины беременности, то они развивались чаще у женщин-водителей (58,5±3,75% в 1-й гр.; 65,0±3,7% во 2-й; 33,5±3,5% в 3-й). Преждевременные роды были зарегистрированы в 1-й гр. у 11,0% женщин, во 2-й—у 9,2% и в 3-й — у 7,5%.

Средняя продолжительность родов у водителей городского электротранспорта была ниже (в 1-й гр.— 10,3 + 0,6 ч, во 2-й—10,4±0,6 ч, в 3-й—12,8±0,5 ч), частота травм мягких тканей родовых путей — больше (соответственно 33,1+3,5%; 42,2±4,73%; 28,5±3,9%). Такие осложнения в родах, как несвоевременное отхождение вод, слабость родовой деятельности, патологические кровопотери, встречались в сравниваемых группах рожениц примерно с одинаковой частотой и не превышали средних показателей по данным литературы. Различные оперативные вмешательства (кесарево сечение, наложение акушерских шипцов, ручное вхождение в полость матки и др.) во всех группах были применены в единичных случаях.

Изучение амбулаторных карт и профмаршрута беременных женщин — водителей городского электротранспорта позволило выявить некоторые недостатки в их обслуживании— невысокий процент ранней явки (51,4), позднее трудоустройство, в ряде случаев несвоевременную госпитализацию и др.

С целью оценки роли профессионального стажа, т. е. длительности воздействия всего комплекса производственных факторов на возникновение осложнений беременности и родов, нами был проведен дисперсионный однофакторный анализ. Результаты его позволили выявить статистически достоверное влияние профессионального стажа (Р<0,01) на вероятность возникновения токсикозов второй половины беременности и развитие первичной родовой слабости у женщин — водителей трамваев и троллейбусов. Длительное воздействие указанных производственных факторов достоверно влияет на частоту преждевременных родов (Р<0,05; доля влияния 9%) женщин — водителей трамваев, т. е. чем больше трудовой стаж, а следовательно, и более длительно воздействие вышеуказанных производственных факторов даже в пределах допустимых нормативных показателей, тем чаще у женщин-водителей встречаются осложнения во время беременности, в родах, тем чаще преждевременные роды. К сожалению, размеры статистической выборки, которой мы располагали, не позволили выявить какой-либо зависимости между частотой возникновения токсикозов беременности и возрастом женщины.

Позднее трудоустройство оказывает неблагоприятное влияние на развитие таких осложнений, как частота преждевременных родов (доля влияния 16%, Р <0,05), развитие явлений слабости родовой деятельности (доля влияния 25,3%; Р <0,01), рождение детей в асфиксии с оценкой по шкале Апгар 6—7 баллов (доля влияния 13,4%; Р <0,05), т. е. чем позднее трудоустроена беременная женщина — водитель городского электротранспорта, тем чаще указанные осложнения. Результаты дисперсионного анализа позволили также выявить достоверное (Р <0,05) влияние профессионального стажа на рождение от матерей — водителей трамваев детей в состоянии асфиксии с оценкой по шкале Апгар 6—7 баллов.

Следовательно, комплекс производственных факторов (высокое нервно-эмоциональное напряжение, вынужденная рабочая поза, гипокинезия, гиподинамия, вибрация, шум, неблагоприятный микроклимат и т. д.) оказывает неблагоприятное влияние на организм беременных женщин — водителей городского электротранспорта и на новорожденного. Результаты исследования дают основание рекомендовать перевод женщин-водителей на легкую работу со дня выявления беременности, расширение санитарно-просветительной работы, направленной на обеспечение своевременной обращаемости в женскую консультацию беременных женщин-водителей. Необходимо проведение специальных исследований с целью обоснования допустимых величин производственных факторов в кабинах современных транспортных средств для исключения неблагоприятных влиянии условий труда на течение беременности, родов, плод и новорожденного

×

About the authors

M. S. Solovieva

Gorky Research Institute of Occupational Hygiene and Occupational Diseases

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Professor

Russian Federation, Gorky

A. I. Vaisman

Gorky Research Institute of Occupational Hygiene and Occupational Diseases

Email: info@eco-vector.com

Doctor of Medical Sciences

Russian Federation, Gorky

S. V. Ivanov

Gorky Research Institute of Occupational Hygiene and Occupational Diseases

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Gorky

E. M. Baranov

Gorky Research Institute of Occupational Hygiene and Occupational Diseases

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Gorky

M. S. Iksanov

Gorky Research Institute of Occupational Hygiene and Occupational Diseases

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Gorky

V. D. Zhitkov

Gorky Research Institute of Occupational Hygiene and Occupational Diseases

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Gorky

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1978 Solovieva M.S., Vaisman A.I., Ivanov S.V., Baranov E.M., Iksanov M.S., Zhitkov V.D.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies