Children's immunity to polioviruses and carrier status among healthy children

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

A total of 710 children were examined, of whom 515 were under 5 years of age. In some years we studied the blood sera of children of other age groups as well: 5-7, 8-10, 11-15 years old. In 1966, healthy children were not examined due to the fact that from March 1965 to July-August 1966, polio vaccination was not carried out in the Republic.

Full Text

Результаты многочисленных исследований, проведенных в СССР и за рубежом, свидетельствуют об иммуногенности и эпидемиологической эффективности живой противополиомиелитной вакцины. Однако систематические наблюдения за напряженностью иммунитета у населения к полиовирусам необходимо продолжать, так как они позволяют выявлять недостатки в проведении массовых кампаний иммунизации на местах.

Для контроля за иммунологическим состоянием детского населения в отношении полиомиелита на протяжении ряда лет (1964—1969) проводилось серологическое исследование сывороток крови детей в г. Казани и отдельных районах республики на наличие вирус-нейтрализующих антител к полиовирусам I, II, III типов. Это было тем более целесообразно, что на фоне эпидемиологического благополучия по полиомиелиту в Татарской республике продолжают регистрироваться отдельные случаи заболеваний, клинически сходных с полиомиелитом. Основное наблюдение за состоянием иммунитета вели в группе детей от 2 месяцев до 5 лет, среди которых чаще регистрируются заболевания полиомиелитной и неясной этиологии.

Всего обследовано 710 детей, из которых 515 были в возрасте до 5 лет. В отдельные годы мы изучали сыворотки крови детей и других возрастных групп: 5—7, 8—10, 11—15 лет. В 1966 г. обследование здоровых детей не осуществлялось в связи с тем, что с марта 1965 г. по июль — август 1966 г. прививки против полиомиелита в республике не проводились.

Вирус-нейтрализующие антитела в сыворотках крови выявляли в реакции нейтрализации с применением клеточных культур тканей почек обезьян и перевиваемых клеток амниона человека. Реакцию ставили методом цветной пробы с использованием эталонных штаммов полиовирусов I, II, III типов. Сбор сывороток крови у детей проводили через 1,5—2 месяца после вакцинации.

Исследование сывороток показало, что в результате иммунизации полиомиелитной вакциной удалось достичь развития вирус-нейтрализующих антител к трем типам полиовируса у большинства обследованных детей. Среди детей в возрасте 1—4 лет, получивших вакцину 3 и более раз, антитела ко всем трем типам вируса полиомиелита имели: в 1964 г.— 94,6%, в 1967 г.— 97,0%, в 1969 г.— 75,0%. Процент детей, у которых антитела к I, II, III типам отсутствовали («трижды серонегативные» дети), в данной возрастной группе составил: в 1964 г.— 1,0, в 1967 г.— 5,0; в 1968—1969 гг. «негативных» детей не было выявлено. Исключением является 1965 г., когда процент детей с полным набором противополиомиелитных антител был равен 15,1, а процент «трижды серонегативных» возрос до 25,8. Такое положение не было случайным, а явилось следствием нарушения сроков вакцинации и ревакцинации в республике в 1965—1966 гг. Можно предположить, что в 1966 г. процент серонегативных детей младшего возраста, которые остались непривитыми или своевременно не были ревакцинированы, увеличился. Отсутствие иммунизации в течение полутора лет, вероятно, привело к исчезновению вакцинных и оживлению «диких» штаммов полиовируса среди населения. Эти два фактора не могли не повлиять на состояние заболеваемости полиомиелитом, которая в 1966 г. возросла в 5 раз по сравнению с 1965 г. Начатые в III и IV кварталах 1966 г. вакцинация и ревакцинация детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (возрастной состав иммунизируемых был расширен) улучшили состояние гуморального иммунитета, о чем свидетельствуют исследования сывороток детей в возрасте 1—4 лет, проведенные в 1967 г. Анализ данных возрастного распределения антител выявил худшие показатели образования антител у детей до 1 года, привитых 1—2 раза. У детей до 1 года процент сывороток, содержащих антитела к трем типам полиовируса, был наиболее низким (43,4) и, наоборот, процент «негативных» сывороток был наиболее высоким (26,2). У детей в возрасте 5—7 лет, неоднократно иммунизированных, были наилучшие показатели: в сыворотках 82,6% детей были выявлены антитела к трем типам полиовируса, 4,7% детей были «негативными». Обращает на себя внимание значительный дефицит антител у детей в возрасте 8—10 лет, часть из которых не получала прививок в течение 2 и более лет. В сыворотках детей 11—15 лет антитела ко всем трем типам полиовируса были выявлены в 72,0%, и 4,4% сывороток не содержали антител к полиовирусам.

В 1967 г. в республике в соответствии с приказом М3 СССР за № 990 от 28/XII 1966 г. была начата иммунизация детей 1 и 9-х классов, что улучшило состояние гуморального иммунитета детей старших возрастных групп. В 1964 г. у детей 8—10 лет, не получавших прививок в течение нескольких лет, было выявлено 34,6% сывороток с отсутствием антител к трем типам полиовируса, в 1968—1969 гг. после проведенной ревакцинации процент «негативных» сывороток снизился до 16,4. В 1964 г. процент детей с полным набором полиомиелитных антител был равен 37,9, в 1968—1969 гг. увеличился до 76,3.

Оценивая иммуногенную эффективность каждого серотипа вакцины против полиомиелита, отметим, что во всех возрастных группах наиболее высокий процент положительных реакций был выявлен ко II типу полиовируса. М. К- Ворошилова, основываясь на работах, проведенных у нас и за рубежом по изучению иммунологической эффективности живой противополиомиелитной вакцины, высказала мнение, что в условиях массового носительства кишечных вирусов вакцинный штамм II типа оказался наиболее способным преодолевать интерференцию энтеровирусов и, в свою очередь, подавлять вакцинные вирусы I и III типов. По материалам наших исследований, более высокая иммунологическая эффективность II типа полиовируса в составе поливалентной живой вакцины установлена не только по удельному весу лиц, у которых после прививки появлялись антитела, но и по более высокому уровню нейтрализующих антител. Изучение возрастного распределения антител показало, что выработка антител к I и III типам была менее активной особенно у детей до года, о чем свидетельствуют титры антител, которые были самыми низкими (средние геометрические титры к I, II, III типам соответствовали 2,36; 3,7; 2,2). Уровень антител возрастал от младшей возрастной группы к старшей, наиболее высоким он был у детей 5—7 лет (средние геометрические титры 4,5; 6,5; 4,4). У детей 8—10 лет, которые длительное время не получали вакцины, отмечается некоторое снижение уровня титра антител (средние геометрические титры 3,6; 4,2; 3,1 соответственно каждому серотипу полиовируса). У детей 11—15 лет титры были равны 4,7; 6,6; 3,6. Результаты наших исследований согласуются с данными других авторов, которые также отмечают отставание формирования иммунитета у детей младшего возраста к полиовирусу I типа. Работами как отечественных, так и зарубежных исследований было доказано, что по сравнению с более старшими детьми у детей младшего возраста труднее получить выраженную иммунологическую реакцию, в связи с этим своевременная ревакцинация в этой возрастной группе приобретает особенно важное значение.

Для правильной оценки эпидемической ситуации и контроля за циркуляцией «диких» штаммов полиовирусов мы проводили, наряду с серологическим, и вирусологическое обследование здоровых детей, детей, находившихся в контакте с больными полиомиелитом, и при подозрении на полиомиелит. За 1967—1969 гг. обследовано 611 детей, из которых 467 были из детских коллективов г. Казани и 144 — из сельской местности. Вирус полиомиелита был выделен у 1,0% городских детей и у 21,5% сельских. При дифференциальном изучении выделенных штаммов по Т-маркирующему признаку по предварительным данным 5 штаммов отнесены к «диким», 10—к вакцинным; изучение 21 штамма продолжается. Чаще встречались полиовирусы II и III типов. Вирусологическое обследование выявило широкую циркуляцию среди здоровых детей неполиомиелитных вирусов из группы ECHO, Коксаки А и Б, аденовирусов. По г. Казани процент носителей указанных вирусов составил 26,3, в районах республики — 12,5.

ВЫВОДЫ

  1. Существует четкая зависимость уровня гуморального иммунитета от кратности и своевременности проведения прививок, а также и от возраста детей.
  2. Нарушение цикла иммунизации детей противополиомиелитной вакциной приводит к увеличению прослойки восприимчивых к полиовирусу детей и росту заболеваемости полиомиелитом.
  3. Низкий уровень гуморального иммунитета детей младшего возраста указывает на необходимость своевременного проведения прививок против полиомиелита с полным охватом ими детей данного возраста.
  4. I тип полиовируса наиболее патогенен и является частым этиологическим фактором возникновения клинически выраженных форм полиомиелита. Низкая иммуногенность I типа вакцинного штамма вируса дает основание ставить вопрос о дополнительной ревакцинации детей младшего возраста моновакциной I типа.
  5. Снижение уровня гуморального иммунитета в более старших возрастных группах подтверждает обоснованность ревакцинаций учащихся 1 и 9-х классов.
  6. Циркуляция полиовирусов среди детей г. Казани находится на низком уровне. В то же время выделение «диких» штаммов полиовирусов от здоровых детей, проживающих в сельской местности, а также длительная циркуляция вакцинных штаммов (спустя 3 месяца после проведения прививок) свидетельствуют, что в ряде районов республики не соблюдается основной принцип пероральных прививок—массовость и одномоментность их проведения, на что органам здравоохранения надо обратить самое серьезное внимание.
×

About the authors

V. M. Klyuchnikova

TASSR Republican Sanitary and Epidemiological Station

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

Z. I. Klimenko

TASSR Republican Sanitary and Epidemiological Station

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

K. Sh. Zhiganshina

TASSR Republican Sanitary and Epidemiological Station

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1971 Klyuchnikova V.M., Klimenko Z.I., Zhiganshina K.S.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies