The state of child injuries in the cities of the Tatar ASSR
- Authors: Tinchurina S.G., Andreev P.S., Baibekov S.A., Yusupov R.F., Sokol N.N., Shamsutdinov D.N., Kolpakov V.S.
- Issue: Vol 66, No 5 (1985)
- Pages: 379-382
- Section: Social hygiene and healthcare management
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/62144
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj62144
- ID: 62144
Cite item
Full Text
Abstract
Children's injuries, according to various authors [1-3], account for 12 to 30% of all types of non-occupational injuries. In the structure of child mortality from accidents, up to 70% is accounted for by traumas received in everyday life, up to 17.7% - in road traffic accidents [4].
Keywords
Full Text
Детский травматизм, по данным различных авторов [1—3], составляет от 12 до 30% всех видов непроизводственного травматизма. В структуре детской смертности от несчастных случаев до 70% занимают травмы, полученные в быту, до 17,7% — при дорожно-транспортных происшествиях [4].
С целью выявления причин основных видов детского травматизма и разработки путей профилактики нами проведен анализ детского травматизма в различных по структуре и плотности населения городах ТАССР (Казань, Зеленодольск) за 3 года. Для работы использовали статистические данные о 50540 детях с различными повреждениями опорно-двигательного аппарата; 3000 специальных карт по изучению причин травм, содержащих 19 признаков; акты вскрытия 44 трупов детей, умерших за последние 3 года; отчетные материалы. Структура амбулаторной детской травматологической службы в г. Казани представлена в табл. 1.
Для оказания стационарной помощи детям имеется 75 коек: 35 — в КНИИТО, 20—в 15-й городской больнице, 20 — в 12-й городской больнице. При анализе детского травматизма в г. Казани отмечается его рост с 83,8 в 1980 г. до 89 на 1 тыс. в 1982 г. В структуре детского травматизма основное место занимают травмы, полученные в быту и при дорожно-транспортных происшествиях (табл. 2). В г. Казани бытовой травматизм за 3 последних года имеет тенденцию к увеличению с 50,5 в 1980 г. до 51,7 на 1 тыс. в 1982 г. и составляет примерно 56% всех видов травм. Уличный травматизм (22%) снизился с 21,7 в 1980 г. до 18,5 на 1 тыс. в 1982 г.
Распределение детских травм по характеру повреждений представлено в табл. 3. Среди переломов наибольшее количество (69,2%) составляют переломы костей верхней конечности, причем в 74% случаев они получены в быту или на улице.' В г. Зеленодольске за этот же период времени наблюдается снижение детского* травматизма с 82,1 до 67 на 1 тыс. в 1982 г.: бытовой (76,4%)—52,5 и уличный (16%) 11 на 1 тыс. детского населения.
Таблица 1
Амбулаторная детская травматологическая служба г. Казани (1982 г.) | |||
Районы города | Число детей | Количество травматологических кабинетов | Штаты врачей, ед. |
Ленинский Московский Кировский | 94 641 | 1 — при 13-й детской поликлинике | 3,5 |
Советский Вахитовский Бауманский Приволжский | 97 393 | 1 — при взрослом травмпункте | 2,0 |
Таблица 2
Структура детского травматизма по видам за 3 года (в %) | |||
Вид травматизма | 1980 г. | 1981 г. | 1982 г. |
Бытовой | 55,5 | 55,8 | 56,8 |
Уличный | 23,6 | 22,2 | 20,4 |
Транспортный | 0,8 | 0,5 | 0,7 |
Школьный | 10,6 | 8,7 | 9,5 |
Спортивнный организованный | 4,6 | 4,7 | 5,8 |
Спортивный неорганизованный | 4,3 | 6,1 | 4,9 |
Прочие | 0,6 | 2,0 | 1,9 |
Всего | 100 | 100 | 100 |
По характеру повреждений наибольший удельный вес имели раны (47%)и переломы (24,5%), из них по локализации около 59% составляли травмы верхних конечностей.
Для детского травматизма характерно неодинаковое распределение по сезонам, дням недели и часам суток. Наибольшее число травм регистрировалось весной (29,8%) и летом . (27,1 %), Что объясняется возрастанием активности детей. В осеннее и зимнее время травм происходило меньше, поскольку' в эти периоды года дети сравнительно редко бывают на улице (соответственно 22,0% и-22,2%).
По дням недели количество травм нарастает к середине недели, что связано с занятостью родителей на производстве, и несколько снижается в субботу и воскресенье. В течение суток дети травмируются чаще между 11 и 14 ч и между 17 и 20 ч, причем мальчики’ среди пострадавших составляют 63%.
Таблица 3
Распределение детских травм по характеру повреждений (в %) | ||
Характер повреждений 1980 г. | 1981 г. | 1982 г. |
Ушибы и растяжения 43,7 | 47,3 | 44,9 |
Раны 24,8 | 26,6 | 24,5 |
Переломы 19,9 | 20,2 | 24,4 |
Вывихи и подвывихи 4,2 | 2,1 | 2,2 |
Сотрясения головного мозга 0,7 | 0,4 | 0,4 |
Ожоги 2,3 | 1,6 | 1,4 |
Прочие 4,4 | 5,4 | 2,2 |
Всего 100 | 100 | 100 |
Исходя из зависимости детского травматизма от социально-гигиенических условий среды [5] нами была дана социально-гигиеническая характеристика районам г. Казани и Зеленодольска с выделением 3 групп районов. К 1-й группе отнесены центральные районы города с преимущественно старым типом застройки: узкие улицы с интенсивным движением транспорта, с одним лишь подземным переходом и недостаточностью ограждений тротуаров, неблагоустроенные дворы и одновременно наличие большого количества культурно-бытовых учреждений для детей. В этих районах проживает в основном население среднего ц пожилого возраста с относительно малой численностью детского населения.
Во 2-ю группу вошли новые районы города, в которых ведется интенсивная застройка по современным принципам градостроительства: микрорайоны с благоустроенными игровыми площадками, широкие улицы дорожных магистралей с интенсивным движением транспорта, сравнительно небольшое количество детских культурно-бытовых учреждений. В этих районах проживает в основном население молодого возраста с относительно многочисленным детским населением. Необходимо отметить, что оборудование игровых площадок микрорайонов в большей части случаев зависит от строительных организаций, и сооружаемые игровые снаряды, как правило, не отвечают санитарно-гигиеническим нормам травмобезопасности для детей, отсутствует надзор за их сохранностью со стороны жилищных управлений.
3-я группа райоцов включает застройки нового и старого типа, где ведется строительство в малом объеме с преобладанием застроек, характерных для градостроительства 1950—1960 гг.: благоустроенные дворы, наличие достаточного количества детских культурно-бытовых учреждений, высокая плотность застройки, наличие дорожных магистралей с интенсивным движением транспорта.
Для Зеленодольска характерно сочетание застройки индивидуального характера с современными микрорайонами, возводимыми по периферии, с наличием кольцевой автомобильной трассы Казань — Горький, с достаточным количеством культурнобытовых учреждений, относительно низкой плотностью населения. По социальногигиенической характеристике его можно отнести к 3-й группе районов г. Казани.
У детей, проживающих в районах 2 и 3-й групп, наиболее частой причиной травм в быту и на улице является падение, которое в 80% случаев (у детей до 7 лет) происходит по недосмотру родителей, в 91% (у детей до 3 лет)—в квартире, а у детей 4—7 лет — на лестничной клетке и на улице. Наибольшее количество бытовых травм (54,8%) наблюдалось у детей в возрасте 7—14 лет, причем в 48% травмы возникали на детских площадках по неосторожности детей, в 15,3%—во время йгр на неисправных игровых сооружениях (качелях, турниках, горках). Так, в летний период времени 24% тяжелых травм (обширные ушибы, черепно-мозговые травмы, переломы) были получены на качелях.
Следует отметить высокий показатель бытового травматизма в г. Зеленодольске (52,5 на 1 тыс.) при сравнительно небольшом общем показателе травматизма (67 на 1 тыс.), который объясняется в основном отсутствием благоустройства территорий, окружающих микрорайоны, плохим состоянием пешеходных тротуаров, особенно в зимнее время, неисправностью игровых снарядов на детских площадках.
Школьный травматизм в г. Казани за последние 3 года имеет тенденцию к уменьшению с 10,6% в 1980 г. до 9,5% в 1982 г. в структуре общего травматизма. Основными причинами травм школьников являются неосторожное поведение детей на переменах (78%), отсутствие контроля за проведением организованных пауз между уроками, особенно в начальных классах {6].
В г. Зеленодольске школьный травматизм составляет всего 3,7% от всех видов травм, что объясняется строгим учетом травм, полученных школьниками, с разбором на педсоветах. С 1978 г. разработана карта сигнального оповещения, которая направляется в школу при получении травмы.
Для 1-й группы районов города характерен организованный спортивный травматизм (спортивные секции, бассейны), который варьирует от 13,2 до 18,2% (во 2-й группе районов — лишь 3,9% —10,9%). Основными причинами травм являются нарушение правил страховки и самостраховки, пренебрежение учетом физической подготовки, несоблюдение принципа индивидуализации и постепенного нарастания нагрузки.
Особое место в структуре детского травматизма занимает дорожно-транспортный травматизм, который при небольшом удельном весе (0,79%) явился причиной смерти в 40—45%. По данным ГАИ, в 1981 г. произошло 146 дорожно-транспортных происшествий, при которых погибло 19 детей, причем 14 из них — на месте происшествия. В 1982 г. зарегистрировано 124 случая такого рода, в результате погибло 14 детей, 8 из них — также на месте происшествия. В 56% случаев причиной уличного травматизма оказалось несоблюдение детьми правил дорожного движения и в 22%—неосмотрительность водителей. Среди получивших травму преобладали дети в возрасте 7—14 лет (60%). Наибольшее количество травм происходит весной (40%) и летом (31%), причем в основном среди мальчиков (63%). От черепно-мозговой травмы погибают в 54% случаев, от сочетанной — в 46%.
В г. Зеленодольске дорожно-транспортные происшествия составляют 0,51%, что объясняется наличием кольцевой автострады, отдаленностью детских учреждений от дорожно-транспортных магистралей. В 1982 г. удельный вес смертности от уличного травматизма был равень 25%. Основной причиной смерти (75%) являются несчастные случаи в быту.
С целью профилактики и снижения детского травматизма, в частности бытового, необходимо проводить комплексную застройку новых микрорайонов с обязательным строительством культурно-бытовых учреждений для детей. При оборудовании игровых площадок следует вести сооружение травмобезопасных снарядов: качелей маятникообраз’ного типас ограничителём, турников высотой не более 1,5 м с песчаной подушкой, лодок с плавной кривизной спуска под углом не более 40°.
Для снижения автодорожного травматизма необходимо в г. Казани открыть автогородок, а в школах упорядочить преподавание правил дорожного движения. На перекрестках с интенсивным движением транспорта обязательны подземные переходы и ограждения тротуаров.
В районах 3-й группы в местах наиболее активной плотности населения следует открыть объездные дополнительные пути движения.
About the authors
S. G. Tinchurina
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation
P. S. Andreev
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation
Sh. A. Baibekov
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation
R. F. Yusupov
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation
N. N. Sokol
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation
D. N. Shamsutdinov
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation
V. S. Kolpakov
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation