The state of child injuries in the cities of the Tatar ASSR

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Children's injuries, according to various authors [1-3], account for 12 to 30% of all types of non-occupational injuries. In the structure of child mortality from accidents, up to 70% is accounted for by traumas received in everyday life, up to 17.7% - in road traffic accidents [4].

Full Text

Детский травматизм, по данным различных авторов [1—3], составляет от 12 до 30% всех видов непроизводственного травматизма. В структуре детской смертности от несчастных случаев до 70% занимают травмы, полученные в быту, до 17,7% — при дорожно-транспортных происшествиях [4].

С целью выявления причин основных видов детского травматизма и разработки путей профилактики нами проведен анализ детского травматизма в различных по структуре и плотности населения городах ТАССР (Казань, Зеленодольск) за 3 года. Для работы использовали статистические данные о 50540 детях с различными повреждениями опорно-двигательного аппарата; 3000 специальных карт по изучению причин травм, содержащих 19 признаков; акты вскрытия 44 трупов детей, умерших за последние 3 года; отчетные материалы. Структура амбулаторной детской травматологической службы в г. Казани представлена в табл. 1.

Для оказания стационарной помощи детям имеется 75 коек: 35 — в КНИИТО, 20—в 15-й городской больнице, 20 — в 12-й городской больнице. При анализе детского травматизма в г. Казани отмечается его рост с 83,8 в 1980 г. до 89 на 1 тыс. в 1982 г. В структуре детского травматизма основное место занимают травмы, полученные в быту и при дорожно-транспортных происшествиях (табл. 2). В г. Казани бытовой травматизм за 3 последних года имеет тенденцию к увеличению с 50,5 в 1980 г. до 51,7 на 1 тыс. в 1982 г. и составляет примерно 56% всех видов травм. Уличный травматизм (22%) снизился с 21,7 в 1980 г. до 18,5 на 1 тыс. в 1982 г. 

Распределение детских травм по характеру повреждений представлено в табл. 3. Среди переломов наибольшее количество (69,2%) составляют переломы костей верхней конечности, причем в 74% случаев они получены в быту или на улице.' В г. Зеленодольске за этот же период времени наблюдается снижение детского* травматизма с 82,1 до 67 на 1 тыс. в 1982 г.: бытовой (76,4%)—52,5 и уличный (16%) 11 на 1 тыс. детского населения.

Таблица 1

Амбулаторная детская травматологическая служба г. Казани (1982 г.)

Районы города

Число детей

Количество травматологических кабинетов

Штаты врачей, ед.

Ленинский Московский Кировский

94 641

1 — при 13-й детской поликлинике

3,5

Советский Вахитовский Бауманский Приволжский

97 393

1 — при взрослом травмпункте

2,0

Таблица 2 

Структура детского травматизма по видам за 3 года (в %)

Вид травматизма

1980 г.

1981 г.

1982 г.

Бытовой

55,5

55,8

56,8

Уличный

23,6

22,2

20,4

Транспортный

0,8

0,5

0,7

Школьный

10,6

8,7

9,5

Спортивнный организованный

4,6

4,7

5,8

Спортивный неорганизованный

4,3

6,1

4,9

Прочие

0,6

2,0

1,9

Всего

100

100

100

По характеру повреждений наибольший удельный вес имели раны (47%)и переломы (24,5%), из них по локализации около 59% составляли травмы верхних конечностей.

Для детского травматизма характерно неодинаковое распределение по сезонам, дням недели и часам суток. Наибольшее число травм регистрировалось весной (29,8%) и летом . (27,1 %), Что объясняется возрастанием активности детей. В осеннее и зимнее время травм происходило меньше, поскольку' в эти периоды года дети сравнительно редко бывают на улице (соответственно 22,0% и-22,2%).

По дням недели количество травм нарастает к середине недели, что связано с занятостью родителей на производстве, и несколько снижается в субботу и воскресенье. В течение суток дети травмируются чаще между 11 и 14 ч и между 17 и 20 ч, причем мальчики’ среди пострадавших составляют 63%.

Таблица 3

Распределение детских травм по характеру повреждений (в %)

Характер повреждений 1980 г.

1981 г.

1982 г.

Ушибы и растяже­ния                                                      43,7

47,3

44,9

Раны                                                                              24,8

26,6

24,5

Переломы                                                                      19,9

20,2

24,4

Вывихи и подвывихи                                                      4,2

2,1

2,2

Сотрясения головно­го мозга                                            0,7

0,4

0,4

Ожоги                                                                             2,3

1,6

1,4

Прочие                                                                           4,4

5,4

2,2

Всего                                                                              100

100

100

 

Исходя из зависимости детского травматизма от социально-гигиенических условий среды [5] нами была дана социально-гигиеническая характеристика районам г. Казани и Зеленодольска с выделением 3 групп районов. К 1-й группе отнесены центральные районы города с преимущественно старым типом застройки: узкие улицы с интенсивным движением транспорта, с одним лишь подземным переходом и недостаточностью ограждений тротуаров, неблагоустроенные дворы и одновременно наличие большого количества культурно-бытовых учреждений для детей. В этих районах проживает в основном население среднего ц пожилого возраста с относительно малой численностью детского населения.

Во 2-ю группу вошли новые районы города, в которых ведется интенсивная застройка по современным принципам градостроительства: микрорайоны с благоустроенными игровыми площадками, широкие улицы дорожных магистралей с интенсивным движением транспорта, сравнительно небольшое количество детских культурно-бытовых учреждений. В этих районах проживает в основном население молодого возраста с относительно многочисленным детским населением. Необходимо отметить, что оборудование игровых площадок микрорайонов в большей части случаев зависит от строительных организаций, и сооружаемые игровые снаряды, как правило, не отвечают санитарно-гигиеническим нормам травмобезопасности для детей, отсутствует надзор за их сохранностью со стороны жилищных управлений.

3-я группа райоцов включает застройки нового и старого типа, где ведется строительство в малом объеме с преобладанием застроек, характерных для градостроительства 1950—1960 гг.: благоустроенные дворы, наличие достаточного количества детских культурно-бытовых учреждений, высокая плотность застройки, наличие дорожных магистралей с интенсивным движением транспорта.

Для Зеленодольска характерно сочетание застройки индивидуального характера с современными микрорайонами, возводимыми по периферии, с наличием кольцевой автомобильной трассы Казань — Горький, с достаточным количеством культурнобытовых учреждений, относительно низкой плотностью населения. По социальногигиенической характеристике его можно отнести к 3-й группе районов г. Казани.

У детей, проживающих в районах 2 и 3-й групп, наиболее частой причиной травм в быту и на улице является падение, которое в 80% случаев (у детей до 7 лет) происходит по недосмотру родителей, в 91% (у детей до 3 лет)—в квартире, а у детей 4—7 лет — на лестничной клетке и на улице. Наибольшее количество бытовых травм (54,8%) наблюдалось у детей в возрасте 7—14 лет, причем в 48% травмы возникали на детских площадках по неосторожности детей, в 15,3%—во время йгр на неисправных игровых сооружениях (качелях, турниках, горках). Так, в летний период времени 24% тяжелых травм (обширные ушибы, черепно-мозговые травмы, переломы) были получены на качелях.

Следует отметить высокий показатель бытового травматизма в г. Зеленодольске (52,5 на 1 тыс.) при сравнительно небольшом общем показателе травматизма (67 на 1 тыс.), который объясняется в основном отсутствием благоустройства территорий, окружающих микрорайоны, плохим состоянием пешеходных тротуаров, особенно в зимнее время, неисправностью игровых снарядов на детских площадках.

Школьный травматизм в г. Казани за последние 3 года имеет тенденцию к уменьшению с 10,6% в 1980 г. до 9,5% в 1982 г. в структуре общего травматизма. Основными причинами травм школьников являются неосторожное поведение детей на переменах (78%), отсутствие контроля за проведением организованных пауз между уроками, особенно в начальных классах {6].

В г. Зеленодольске школьный травматизм составляет всего 3,7% от всех видов травм, что объясняется строгим учетом травм, полученных школьниками, с разбором на педсоветах. С 1978 г. разработана карта сигнального оповещения, которая направляется в школу при получении травмы.

Для 1-й группы районов города характерен организованный спортивный травматизм (спортивные секции, бассейны), который варьирует от 13,2 до 18,2% (во 2-й группе районов — лишь 3,9% —10,9%). Основными причинами травм являются нарушение правил страховки и самостраховки, пренебрежение учетом физической подготовки, несоблюдение принципа индивидуализации и постепенного нарастания нагрузки.

Особое место в структуре детского травматизма занимает дорожно-транспортный травматизм, который при небольшом удельном весе (0,79%) явился причиной смерти в 40—45%. По данным ГАИ, в 1981 г. произошло 146 дорожно-транспортных происшествий, при которых погибло 19 детей, причем 14 из них — на месте происшествия. В 1982 г. зарегистрировано 124 случая такого рода, в результате погибло 14 детей, 8 из них — также на месте происшествия. В 56% случаев причиной уличного травматизма оказалось несоблюдение детьми правил дорожного движения и в 22%—неосмотрительность водителей. Среди получивших травму преобладали дети в возрасте 7—14 лет (60%). Наибольшее количество травм происходит весной (40%) и летом (31%), причем в основном среди мальчиков (63%). От черепно-мозговой травмы погибают в 54% случаев, от сочетанной — в 46%.

В г. Зеленодольске дорожно-транспортные происшествия составляют 0,51%, что объясняется наличием кольцевой автострады, отдаленностью детских учреждений от дорожно-транспортных магистралей. В 1982 г. удельный вес смертности от уличного травматизма был равень 25%. Основной причиной смерти (75%) являются несчастные случаи в быту.

С целью профилактики и снижения детского травматизма, в частности бытового, необходимо проводить комплексную застройку новых микрорайонов с обязательным строительством культурно-бытовых учреждений для детей. При оборудовании игровых площадок следует вести сооружение травмобезопасных снарядов: качелей маятникообраз’ного типас ограничителём, турников высотой не более 1,5 м с песчаной подушкой, лодок с плавной кривизной спуска под углом не более 40°.

Для снижения автодорожного травматизма необходимо в г. Казани открыть автогородок, а в школах упорядочить преподавание правил дорожного движения. На перекрестках с интенсивным движением транспорта обязательны подземные переходы и ограждения тротуаров.

В районах 3-й группы в местах наиболее активной плотности населения следует открыть объездные дополнительные пути движения.

×

About the authors

S. G. Tinchurina

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

P. S. Andreev

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

Sh. A. Baibekov

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

R. F. Yusupov

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

N. N. Sokol

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

D. N. Shamsutdinov

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

V. S. Kolpakov

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1985 Tinchurina S.G., Andreev P.S., Baibekov S.A., Yusupov R.F., Sokol N.N., Shamsutdinov D.N., Kolpakov V.S.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies