Occupational health issues and ways to improve health care for road transport workers

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

During the hygienic assessment of the working conditions of workers performing repair and maintenance of cars, the influence of a number of unfavorable factors of the working environment was noted: intense physical labor during the main locksmith and mechanical work, gas pollution of the air with exhaust gases of automobile engines, tetraethyl lead vapors during engine repair, low air temperatures in transitional “And the cold periods of the year, etc. [1-3].

Full Text

При гигиенической оценке условий труда рабочих, выполняющих ремонт и техническое обслуживание автомобилей, отмечено влияние ряда неблагоприятных факторов производственной среды: напряженного физического труда при основных слесарно-механических работах, загазованности воздуха отработавшими газами двигателей автомобилей, парами тетраэтилсвинца при ремонте двигателей, низких температур воздуха в переходный «и холодный периоды года и др. [1—3]. Сочетанное ’действие комплекса указанных факторов определяет высокий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности, особенно среди ремонтников. В связи с этим вопросы улучшения медицинского обслуживания и охраны здоровья рабочих автомобильного транспорта требуют повышенного внимания.

Целью нашей работы было изучение условий труда и состояние здоровья рабочих-авторемонтников.

Использованы современные санитарно-гигиенические методы исследования воздушной среды (микроклимат, загазованность), освещенности, эргономические и физиологические методы; проанализирована заболеваемость с временной утратой трудоспособности и произведена статистическая обработка полученных данных.

Наиболее значимыми в гигиеническом отношении факторами производственной среды на автотранспортных предприятиях являются загазованность воздуха рабочей зоны отработавшими газами двигателей автомобилей и неблагоприятный микроклимат. При изучении состояния воздушной среды нами обнаружено, что в одной трети всех проб содержание окиси углерода в.ремонтной зоне было выше ПДК в 1,2— 8,5 раза. Имели место единичные превышения ПДК окислов азота, бензина, свинца, а также несколькоповышенное содержание свинца в аккумуляторной при выполнении ремонтных работ. Запыленность воздуха столярных мастерских была выше ПДК в 2—8 раз.

Исследования выявили следующие неблагоприятные микроклиматическиефакторы: средние значения температуры ниже величин, установленных ГОСТом 12.1.005—76 «Воздух рабочей зоны». Минимальные значения температуры (4—8°) и повышенная скорость движения воздуха отмечены в -смотровых ямах и на машино-постах вблизи открытых въездных в-орот. Установлены резкие колебания температуры и относительной влажности воздуха в течение -смены, а также при одновременном измерении их на уровне груди рабочего и пола, что 'объясняется частым открыванием ворот при въезд-е и выезде автомобилей, недостаточной мощностью систем вентиляции и отопления, а в ряде случаев—неправильной организацией труда (недооборудованность воздухораспределительных устройств, отсутствие подачи подогретого воздуха в смотровые ямы).

Естественное совмещенное освещение соответствовало нормативам, уровень искусственного освещения в 96% -исследований был ниже нормируемого. Отмечена его большая неравномерность в зоне обслуживания автомашин (коэффициент минимальной неравномерности—2,3—12,8, допустимой—1,8).

При изучении функциональногосостояния зрительного анализатора с использованием тестовых карт Ландольта и Грюнбаума (оценивались точность и скорость обработки зрительной информации, общая работоспособность) установлено, что в условиях подобного освещения происходит значительное функциональное напряжение глаз — более чем у половины обследованных автослесарей отмечена I стадия (компенсация) зрительного нервно-рецепторного утомления. Условия труда при выполнении ремонта и технического обслуживания автомобилей характеризуются тяжелой физической нагрузкой, недостаточным уровнем механизации (19—20%) и неблагоустроенностью рабочих мест. Выявлено неполное соответствие эргономических факторов на машино-постах антропометрическим данным и требованиям ГОСТа 122033 78 «Рабочее место при выполнении работ стоя». В течение более 60% рабочей смены авторемонтники находятся в вынужденной позе, испытывая наибольшее напряжение ® области шейного и грудного отделов позвоночника, перемещают грузы массой свыше 40 кг — все это в целом определяет высокий удельный вес заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Выполнение ремонтных работ сопровождается значительным функциональным напряжением основных жизнеобеспечивающих систем (ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной и костно-мышечной), которое соответствует, согласно медико-физиологической классификации работ по тяжести (НИИ труда, 1974), III—IV категориям и является, следовательно, нормальным и пограничным [4].

Характер воздействия факторов среды на здоровье рабочих оценивали и по уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности. За 1979—1983 гг. отмечено небольшое снижение уровня общей заболеваемости, однако в группе ремонтников показатели оставались неизменно более высокими, чем у водителей и по предприятию в целом. В структуре заболеваемости до 70% приходится на болезни простудной этиологии, заболевания органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, причем отмечается тенденция к росту числа случаев и дней нетрудоспособности по ишемической болезни сердца, острым респираторным заболеваниям и обострениям хронических заболеваний органов дыхания. В связи с этим указанные заболевания, а также болезни опорно-двигательного аппарата, глаз, инфекции кожи и подкожной клетчатки следует считать производственно-обусловленными.

Характерно распределение случаев заболеваний по стажевым и возрастным группам: чаще всего болели лица в возрасте 20 — 29 и старше 50 лет со стажем работы от 1 до 3 и более 16 лет. Это объясняется, вероятно, адаптацией к неблагоприятным факторам производства лиц молодого возраста и нарушением компенсаторных механизмов в старшей в_рзрастной и стажевой группах.

По результатам опроса выявлено, что абсолютное большинство рабочих (75— 89%) курят табак; среди употребляющих алкоголь эти лица составляют третью часть. Исходя из специфического действия никотина и алкоголя можно предположить, что вредные привычки еще более усугубляют действие производственных факторов.

Неблагоприятные санитарно-гигиенические условия труда и высокий уровень заболеваемости, главным образом производственно-обусловленной, свидетельствуют о слабом внимании санитарной службы, лечебно-профилактических учреждений к вопросам медико-санитарного обслуживания рабочих автотранспорта. Мы считаем нецелесообразной преобладающую в настоящее время систему медико-санитарного обслуживания автотранспортных предприятий по территориальному принципу, согласно которому рабочие обращаются за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения по месту жительства. При этом практически невозможны динамическое наблюдение и постоянный медицинский контроль за состоянием их здоровья. Не решен законодательно вопрос о периодических обязательных профилактических осмотрах самой многочисленной группы ремонтников — автослесарей, подвергающихся комбинированному действию комплекса неблагоприятных факторов.

Санитарно-эпидемиологическая служба не всегда обеспечивает действенный контроль за соблюдением мер по оздоровлению условий труда на автотранспортных предприятиях: вопросы оборудования эффективных систем вентиляции и отопления решаются в течение многих лет; санитарно-химические исследования воздушной среды проводятся не в полном объеме, часто без внимания остаются зоны ремонта и технического обслуживания по машино-постам.

Исходя из специфики условий труда и обусловленного ими повышенного уровня заболеваемости авторемонтников, мы считаем, что медико-санитарное обслуживание рабочих отрасли должно быть организовано в крупных медико-санитарных частях (МСЧ). Для целенаправленного и качественного медицинского контроля необходима регулярная подготовка врачей МСЧ и поликлиник по вопросам гигиены труда и профпатологии рабочих, выполняющих ремонт и техническое обслуживание автомобилей.

Для улучшения санитарно-гигиенического обслуживания автотранспортных предприятий целесообразно в условиях городских СЭС выделить врача, который должен осуществлять методическое руководство и контроль за работой отделений гигиены труда районных СЭС. При санитарно-химических исследованиях на автопредприятиях под руководством специально подготовленных врачей СЭС следует систематически определять в воздухе рабочей зоны концентрации основных компонентов отработавших газов двигателей автомобилей (окись углерода, окислы азота, сажу, альдегиды, свинец, тетраэтилсвинец и др.). Серьезного внимания требуют и вопросы гигиенического 'обучения рабочих и ИТР.

Важным разделом профилактической работы должны стать санитарное просвещение, пропаганда физической культуры и закаливания, антиникотиновая и антиалкогольная пропаганда. Для успешного решения вопросов оздоровления условий труда и совершенствования системы медико-санитарного обслуживания работников автотранспортных предприятий обязательным условием являются совместные усилия санитарной службы, лечебно-профилактических учреждений и институтов, а также министерств, ведомств и руководителей предприятий автомобильного транспорта.

×

About the authors

N. X. Amirov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

A. G. Sakhibullina

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1985 Amirov N.X., Sakhibullina A.G.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies