Вопросы гигиены труда и пути совершенствования медико-санитарного обслуживания работников автотранспортных предприятии
- Авторы: Амиров Н.X., Сахибуллина А.Г.
- Выпуск: Том 66, № 4 (1985)
- Страницы: 255-257
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 24.02.2021
- Статья одобрена: 24.02.2021
- Статья опубликована: 15.08.1985
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/61769
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj61769
- ID: 61769
Цитировать
Полный текст
Аннотация
При гигиенической оценке условий труда рабочих, выполняющих ремонт и техническое обслуживание автомобилей, отмечено влияние ряда неблагоприятных факторов производственной среды: напряженного физического труда при основных слесарно-механических работах, загазованности воздуха отработавшими газами двигателей автомобилей, парами тетраэтилсвинца при ремонте двигателей, низких температур воздуха в переходный «и холодный периоды года и др. [1—3].
Ключевые слова
Полный текст
При гигиенической оценке условий труда рабочих, выполняющих ремонт и техническое обслуживание автомобилей, отмечено влияние ряда неблагоприятных факторов производственной среды: напряженного физического труда при основных слесарно-механических работах, загазованности воздуха отработавшими газами двигателей автомобилей, парами тетраэтилсвинца при ремонте двигателей, низких температур воздуха в переходный «и холодный периоды года и др. [1—3]. Сочетанное ’действие комплекса указанных факторов определяет высокий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности, особенно среди ремонтников. В связи с этим вопросы улучшения медицинского обслуживания и охраны здоровья рабочих автомобильного транспорта требуют повышенного внимания.
Целью нашей работы было изучение условий труда и состояние здоровья рабочих-авторемонтников.
Использованы современные санитарно-гигиенические методы исследования воздушной среды (микроклимат, загазованность), освещенности, эргономические и физиологические методы; проанализирована заболеваемость с временной утратой трудоспособности и произведена статистическая обработка полученных данных.
Наиболее значимыми в гигиеническом отношении факторами производственной среды на автотранспортных предприятиях являются загазованность воздуха рабочей зоны отработавшими газами двигателей автомобилей и неблагоприятный микроклимат. При изучении состояния воздушной среды нами обнаружено, что в одной трети всех проб содержание окиси углерода в.ремонтной зоне было выше ПДК в 1,2— 8,5 раза. Имели место единичные превышения ПДК окислов азота, бензина, свинца, а также несколькоповышенное содержание свинца в аккумуляторной при выполнении ремонтных работ. Запыленность воздуха столярных мастерских была выше ПДК в 2—8 раз.
Исследования выявили следующие неблагоприятные микроклиматическиефакторы: средние значения температуры ниже величин, установленных ГОСТом 12.1.005—76 «Воздух рабочей зоны». Минимальные значения температуры (4—8°) и повышенная скорость движения воздуха отмечены в -смотровых ямах и на машино-постах вблизи открытых въездных в-орот. Установлены резкие колебания температуры и относительной влажности воздуха в течение -смены, а также при одновременном измерении их на уровне груди рабочего и пола, что 'объясняется частым открыванием ворот при въезд-е и выезде автомобилей, недостаточной мощностью систем вентиляции и отопления, а в ряде случаев—неправильной организацией труда (недооборудованность воздухораспределительных устройств, отсутствие подачи подогретого воздуха в смотровые ямы).
Естественное совмещенное освещение соответствовало нормативам, уровень искусственного освещения в 96% -исследований был ниже нормируемого. Отмечена его большая неравномерность в зоне обслуживания автомашин (коэффициент минимальной неравномерности—2,3—12,8, допустимой—1,8).
При изучении функциональногосостояния зрительного анализатора с использованием тестовых карт Ландольта и Грюнбаума (оценивались точность и скорость обработки зрительной информации, общая работоспособность) установлено, что в условиях подобного освещения происходит значительное функциональное напряжение глаз — более чем у половины обследованных автослесарей отмечена I стадия (компенсация) зрительного нервно-рецепторного утомления. Условия труда при выполнении ремонта и технического обслуживания автомобилей характеризуются тяжелой физической нагрузкой, недостаточным уровнем механизации (19—20%) и неблагоустроенностью рабочих мест. Выявлено неполное соответствие эргономических факторов на машино-постах антропометрическим данным и требованиям ГОСТа 122033 78 «Рабочее место при выполнении работ стоя». В течение более 60% рабочей смены авторемонтники находятся в вынужденной позе, испытывая наибольшее напряжение ® области шейного и грудного отделов позвоночника, перемещают грузы массой свыше 40 кг — все это в целом определяет высокий удельный вес заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Выполнение ремонтных работ сопровождается значительным функциональным напряжением основных жизнеобеспечивающих систем (ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной и костно-мышечной), которое соответствует, согласно медико-физиологической классификации работ по тяжести (НИИ труда, 1974), III—IV категориям и является, следовательно, нормальным и пограничным [4].
Характер воздействия факторов среды на здоровье рабочих оценивали и по уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности. За 1979—1983 гг. отмечено небольшое снижение уровня общей заболеваемости, однако в группе ремонтников показатели оставались неизменно более высокими, чем у водителей и по предприятию в целом. В структуре заболеваемости до 70% приходится на болезни простудной этиологии, заболевания органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, причем отмечается тенденция к росту числа случаев и дней нетрудоспособности по ишемической болезни сердца, острым респираторным заболеваниям и обострениям хронических заболеваний органов дыхания. В связи с этим указанные заболевания, а также болезни опорно-двигательного аппарата, глаз, инфекции кожи и подкожной клетчатки следует считать производственно-обусловленными.
Характерно распределение случаев заболеваний по стажевым и возрастным группам: чаще всего болели лица в возрасте 20 — 29 и старше 50 лет со стажем работы от 1 до 3 и более 16 лет. Это объясняется, вероятно, адаптацией к неблагоприятным факторам производства лиц молодого возраста и нарушением компенсаторных механизмов в старшей в_рзрастной и стажевой группах.
По результатам опроса выявлено, что абсолютное большинство рабочих (75— 89%) курят табак; среди употребляющих алкоголь эти лица составляют третью часть. Исходя из специфического действия никотина и алкоголя можно предположить, что вредные привычки еще более усугубляют действие производственных факторов.
Неблагоприятные санитарно-гигиенические условия труда и высокий уровень заболеваемости, главным образом производственно-обусловленной, свидетельствуют о слабом внимании санитарной службы, лечебно-профилактических учреждений к вопросам медико-санитарного обслуживания рабочих автотранспорта. Мы считаем нецелесообразной преобладающую в настоящее время систему медико-санитарного обслуживания автотранспортных предприятий по территориальному принципу, согласно которому рабочие обращаются за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения по месту жительства. При этом практически невозможны динамическое наблюдение и постоянный медицинский контроль за состоянием их здоровья. Не решен законодательно вопрос о периодических обязательных профилактических осмотрах самой многочисленной группы ремонтников — автослесарей, подвергающихся комбинированному действию комплекса неблагоприятных факторов.
Санитарно-эпидемиологическая служба не всегда обеспечивает действенный контроль за соблюдением мер по оздоровлению условий труда на автотранспортных предприятиях: вопросы оборудования эффективных систем вентиляции и отопления решаются в течение многих лет; санитарно-химические исследования воздушной среды проводятся не в полном объеме, часто без внимания остаются зоны ремонта и технического обслуживания по машино-постам.
Исходя из специфики условий труда и обусловленного ими повышенного уровня заболеваемости авторемонтников, мы считаем, что медико-санитарное обслуживание рабочих отрасли должно быть организовано в крупных медико-санитарных частях (МСЧ). Для целенаправленного и качественного медицинского контроля необходима регулярная подготовка врачей МСЧ и поликлиник по вопросам гигиены труда и профпатологии рабочих, выполняющих ремонт и техническое обслуживание автомобилей.
Для улучшения санитарно-гигиенического обслуживания автотранспортных предприятий целесообразно в условиях городских СЭС выделить врача, который должен осуществлять методическое руководство и контроль за работой отделений гигиены труда районных СЭС. При санитарно-химических исследованиях на автопредприятиях под руководством специально подготовленных врачей СЭС следует систематически определять в воздухе рабочей зоны концентрации основных компонентов отработавших газов двигателей автомобилей (окись углерода, окислы азота, сажу, альдегиды, свинец, тетраэтилсвинец и др.). Серьезного внимания требуют и вопросы гигиенического 'обучения рабочих и ИТР.
Важным разделом профилактической работы должны стать санитарное просвещение, пропаганда физической культуры и закаливания, антиникотиновая и антиалкогольная пропаганда. Для успешного решения вопросов оздоровления условий труда и совершенствования системы медико-санитарного обслуживания работников автотранспортных предприятий обязательным условием являются совместные усилия санитарной службы, лечебно-профилактических учреждений и институтов, а также министерств, ведомств и руководителей предприятий автомобильного транспорта.
Об авторах
Н. X. Амиров
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия
А. Г. Сахибуллина
Email: info@eco-vector.com
Россия
Список литературы
- Амиров Н. X., Маркина Г. И. В кн.: Медико-биологические проблемы трудовой деятельности водителей, автомобилей. Тез. докл., М., 1979.—
- Бузина А. 3., Бурханов А. И., Стадник Б. Б. Гиг. и сан., 1973, 10.—
- Липкин Ю. Я., Гомельская Л. Г. Здравоохр. Российск. Федерации, 1977, 1.—
- Сахибуллина А. Г., Амиров Н. X. В кн.: Актуальные проблемы профилактики травматизма при дорожно-транспортных происшествиях. Горький, 1984
Дополнительные файлы
