Hexonium in peptic ulcer therapy

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Among the methods and means of pathogenetic therapy of peptic ulcer disease, a prominent place is currently given to ganglion-blocking agents. One of the most effective gangliolytics in the treatment of peptic ulcer disease is hexonium (hexamethonium).

Full Text

Среди методов и средств патогенетической терапии язвенной болезни видное место отводится в настоящее время ганглиоблокирующим средствам. Одним из наиболее эффективных ганглиолитиков в терапии язвенной болезни является гексоний (гексаметоний).

По экспериментальным данным и клиническим наблюдениям гексоний, воздействуя на Н-холинореактивные структуры преганглионарных синапсов симпатической и парасимпатической нервной системы, а также на некоторые структуры центральной нервной системы, оказывает нормализующее влияние на трофику, секреторную и моторную функции желудка. Единичные исследования действия гексония на тонус и двигательную функцию кишечника позволяют предполагать положительное влияние препарата на нарушенную моторику кишечника при язвенной болезни. Экспериментальные данные о влиянии гексония на центральную и периферическую регуляцию сосудистого тонуса дают основание полагать, что гексоний оказывает нормализующее влияние и на извращенную при язвенной болезни регуляцию сосудистого тонуса.

Под наблюдением находилось с язвой двенадцатиперстной кишки — 63 и с язвой желудка — 5 больных.

Секреторная, кислотообразовательная, двигательно-эвакуаторная функции желудка изучались в динамике методом К- М. Быкова и И.Т. Курцина у 37 больных, у остальных — фракционным методом с алкогольным завтраком по Эрману. Тонус и двигательно-эвакуаторная функция желудка, тонкого и толстого кишечника изучались комплексным рентгенологическим методом в Модификации К. А. Маянской. О лабильности сосудистого тонуса мы судили по данным термотопографии кожи в 16—22 точках IV—XI метамеров туловища, лица, конечностей (по величине термоасимметрии и межсегментарной разницы температуры).

Больные находились в стационарных условиях на общепринятой для язвенных больных диете.

Курс лечения гексонием состоял в зависимости от индивидуальной реакции и лечебного эффекта из подкожных инъекций 1—2 мл 2% раствора 2 раза в день в течение 20—25 дней.

Мы не применяли гексоний тем больным, которые в ответ на пробное введение 0,75 мл 2% раствора его реагировали снижением АД на 15—20 мм в течение 30— 90 мин. Таких больных было немного. Других медикаментов, помимо гексония, больные, как правило, не получали.

Полное купирование болевого синдрома и дискинетических расстройств мы получили у 58 больных, причем у 40 — в первую, у 15 — во вторую и у 3 — в третью декаду лечения. Большинство больных с относительным эффектом лечения были в пожилом возрасте. Меньший эффект получен при осложнении язвенного процесса местным перивисцеритом (перидуоденит, перигастрит), наблюдавшимся преимущественно при большой длительности заболевания.

Установлен благоприятный эффект терапии гексонием на трофику желудка, что подтверждалось закономерным сглаживанием гастритических изменений рельефа слизистой желудка, исчезновением симптома «ниши» у 42 и уменьшением ее размера у 17 больных на сроках 3—4 недели от начала лечения. У 2 больных «ниша» сохранилась без изменений; у 7 больных до и после лечения рентгенологически обнаружена только рубцовая деформация луковицы.

У большинства больных на фоне лечения гексонием констатирована нормализация секреции и кислотности желудочного сока, причем секреторная функция более подвержена нормализации и снижению, чем кислотообразовательная.

Мы наблюдали в сложнорефлекторную фазу понижение секреции желудочного сока у 28 больных, она осталась без изменения — у 4 и повысилась — у 5, между тем как кислотность снизилась только у 20, осталась без изменений — у 10 и повысилась — у 7.

Сопоставление воздействия гексония на секреторную, кислотообразовательную функции в сложнорефлекторную и нейрохимическую фазы желудочной секреции позволяет высказаться в пользу преимущественного влияния препарата на первую фазу, в которой секреция желудочного сока понизилась у 28, тогда как в нейро-химическую фазу — только у 16. Этот факт находит объяснение в свете экспериментальных данных о преимущественном влиянии ганглиоблокирующих средств на сложнорефлекторную регуляцию желудочной секреции (эксперименты П. П. Денисенко с мнимым кормлением) и др.

Отмечены определенные закономерности в динамике типов желудочной секреции. До лечения нормальный тип желудочной секреции был у 7, возбудимый — у 23, тормозной — у 2, астенический — у 3, инертный — у 2 больных, после лечения нормальный— у 17, возбудимый — у 8, астенический — у 1, инертный — у 11 больных. Факт перехода возбудимого типа секреции в инертный (9 больных), астенического — в нормальный (3) вытекает из преимущественного угнетения у больных под влиянием гексония сложнорефлекторной — первой фазы желудочной секреции.

Контрольные исследования методом Быкова — Курцина у 37 больных позволили установить улучшение показателей тонуса желудка у подавляющего числа больных. До лечения тонус был повышен у 17 и в норме — у 20, после лечения соответственно — у 5 и у 32. Рентгенологически до лечения тонус был повышен у 38, в норме — у 29 и понижен — у одного, после лечения соответственно — у 4, у 62 и у двух больных.

Ритм, темп, сила и характер перистальтической деятельности желудка также претерпевали благоприятные изменения. До лечения при гастрографии гиперкинезии констатированы у 23, а после лечения — только у 6; нормальный тип гастрограмм до лечения получен у двух, а после — у 21 больного. Эти данные согласуются с результатами рентгенологического исследования.

Нормализация тонуса и моторики желудка у ряда больных сопровождалась восстановлением эвакуаторной функции. Из 32 больных с нарушенной по остатку пробного завтрака эвакуаторной функцией желудка последняя изменилась в положительную сторону у 17.

По рентгенологическим данным, до лечения эвакуация контраста из желудка была ускорена — у 25, астенического типа — у 24, замедленная — у 8, нормальная — у 11 больных. После лечения ускоренная эвакуация наблюдалась у 11, астенического типа — у 7, замедленная — у 12 и нормальная — у 38 больных.

Результаты исследования тонуса, моторики и эвакуации из желудка, полученные рентгенологически и тонометрически у одних и тех же больных, были однотипны.

Положение об однотипности результатов исследования двигательно-эвакуаторной функции желудка рентгенологическим и гастротонометрическим методом с определением эвакуации остатка завтрака совпадает с данными Н. У. Шнигер, П. И. Шилова и Ю. И. Фишзон-Рысс. При комплексном рентгенологическом исследовании пищеварительного тракта на высоте обострения язвенной болезни у всех больных закономерно обнаруживались сопряженные расстройства двигательной функции тонкого и толстого кишечника Нарушение двигательной функции тонкого кишечника выражалось в различной степени гипертонии и гиперкинезии, нередко — с выраженными спастическими реакциями. Пользуясь классификацией, разработанной в клинике К. А. Маянской, мы различали гиперкинетические дискинезии тонкого кишечника I и II ст. и спастическую аритмическую дискинезию. Из 66 больных с сопряженными функциональными расстройствами тонкого кишечника в фазе обострения язвенной болезни нормализация тонуса и двигательной функции под влиянием проведенного лечения получена у 63 больных. У 37 больных эта нормализация оказалась полной, у остальных — относительной.

Нарушения двигательной функции толстого кишечника в фазе обострения язвенной болезни наблюдались у 65 из 68 больных и выражались в гипертонии с замедлением продвижения содержимого кишечника и нарушением координации движений смежных сегментов, спастическими реакциями, изолированными стазами по ходу толстого кишечника и общим замедлением продвижения содержимого кишечника.

Из, 65 больных, у которых до лечения обнаружены нарушения тонуса и двигательной функции кишечника, после лечения гексонием у 51 больного наблюдалось восстановление этих функций, из них у 27 —до полной нормализации.

Данные рентгенологических исследований соответствуют данным клиники: из 47 больных со спастическими запорами у 27 после лечения стул стал нормальным.

Согласно нашим наблюдениям, нормализация функциональных двигательных расстройств тонкого и толстого кишечника более закономерна при неосложненной язвенной болезни, где рентгенологически регистрируется исчезновение «ниши» и параллельно улучшается тонус и двигательная функция желудка.

Сопряженные двигательные расстройства кишечника более стойки при осложненных рубцовых процессах и местных перивисцеритах.

Благоприятное влияние гексония на сопряженные двигательные расстройства тонкого и толстого кишечника обеспечивается несколькими моментами.

Известно, что патологические интероцептивные влияния с пилородуоденальной зоны у больных язвенной болезнью поддерживают течение самого язвенного процесса и являются источником сопряженных двигательных расстройств кишечника. Благоприятное действие препарата на патоморфологический субстрат болезни как источник патологической интероцепции сказывается положительно и на сопряженных реакциях. Кроме того, гексоний угнетает висцеро-висцеральные рефлексы кишечника, тормозит тонус и моторику кишечника, воздействуя на Н-холинореактивные структуры эфферентных путей.

Повторные исследования термотопографии кожи как у здоровых, так и у больных язвенной болезнью показали подвижность термотопографических данных, характеризующихся сменой абсолютной величины, правого или левого преобладания температуры, а также перемещением зоны максимальной термоасимметрии. Это позволяет считать патологическую лабильность сосудистого тонуса проявлением нарушения высшей нервно-вегетативной сосудистой регуляции. Это положение подтверждается и тем фактом, что у больных молодого возраста, у которых обычно более выражены нервно-вегетативные нарушения, сосудистый тонус более лабилен, чем у лиц пожилого возраста, где на первое место в генезе заболевания выступает трофический компонент.

У больных язвенной болезнью в стадии обострения по сравнению с контрольной группой закономерно отмечалась повышенная лабильность сосудистого тонуса по показателям термотопографии кожи.

Максимальная термоасимметрия превышала физиологические нормы у всех 68 больных: у 25 она находилась в пределах 0,4—0,6°, у 28 — 0,7—0,9°, у 9—1,0—1,2° и у 6 — более 1,2°.

Максимальная межсегментарная разница превышала физиологические нормы у 63 лиц. Наши данные о повышении лабильности сосудистого тонуса у язвенных больных по термотопографическим показателям совпадают с литературными материалами.

Повторными исследованиями термотопографии кожи в процессе лечения установлено значительное улучшение показателей лабильности сосудистого тонуса. После лечения термотопографические показатели превышали известные физиологические нормы только у 14 больных, причем отмечен определенный параллелизм в быстроте купирования болевого синдрома и динамики лабильности сосудистого тонуса.

Сопоставление динамики различных изученных нами функций пищеварительного тракта и лабильности сосудистого тонуса в процессе лечения язвенной болезни гексонием позволяет высказаться о нормализации в большей степени лабильности сосудистого тонуса, затем тонуса и двигательной функции желудка и тонкого, а также толстого кишечника.

Учитывая выраженное положительное влияние гексония на функциональное состояние желудочно-кишечного тракта, а также на состояние лабильности сосудистого тонуса, нарушения которых имеют большое значение в генезе и клинических проявлениях заболевания, следует считать гексоний эффективным средством в комплексной терапии язвенной болезни.

×

About the authors

V. V. Talantov

Kazan Order of the Red Banner of Labor Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Hospital Therapy No. 1 and No. 2

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1965 Talantov V.V.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies