Vitamin "t" getch

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

For the normal growth of all living things, a number of factors are important, among which vitamins play a special role.

Full Text

Для нормального роста всего живого имеет значение целый ряд факторов, среди которых особую роль играют витамины.

Изучая с 1930 г. биологию термитов, немецкий зоолог Гетч открыл в их организме особое вещество «термитин», которое стимулировало онтогенетические процессы, спо­собствуя превращению личинок во взрослый организм. Такое же сложное вещество, содержащее разные факторы роста, Гетч выделил и из кишечника некоторых Saccha­romyces. Дальнейшими своими исследованиями ученый установил, что действующий агент происходит из пищи этих насекомых, а также грибков и дрожжей (вида Torula utîlis), вегетирующих в их выделительных органах. Следует отметить, что еще в 1935 г. Кох экстрагировал из дрожжей Torula активное вещество, которое, вероятно, идентично с комплексом, выделенным Гетчем.

Открытие Гетчем нового «витамина роста», названного им витамином «Т», было встречено педиатрами с большим интересом. Материалы об этом витамине начали появляться на страницах педиатрической печати (в основном в зарубежных научных журналах) с 1948 г. Однако данные о нем до сего времени разрозненны и противоре­чивы. Одни авторы сообщают об удивительных результатах действия витамина «Т» Гетча, другие — о его полной неэффективности. По мнению Гетча витамин «Т» («термитин», «торулитин») является тем веществом, с помощью которого удается получить неожиданные изменения роста. В опытах оно оказывало свое действие не только на насекомых: птицы и млекопитающие тоже за­метно прибавляли в весе (на 20% по сравнению с контролем). Витамин «Т» влиял и на рост низших растений и плесени. На питательном агаре, приготовленном с добавле­нием 2% витамина «Т», бактерии росли быстрее, чем на чистом. Отмечен лучший рост энтерококка и бактерий кишечно-тифозной группы. Добавление витамина «Т» не оказы­вало влияния на пигментообразование и морфологические свойства указанных микро­организмов (Дэл, 1956).

Химическое строение витамина «Т» Гетча до сих пор окончательно не выяснено. Гетч предполагал, что в его состав входит группа витаминов «В», белки и новое веще­ство «Т», являющееся ростовым фактором. В дальнейшем Виганд (1950), а затем Ва­кер, Дельвиг и Роуэлд (1951) установили, что витамин «Т»—это сложный комплекс уже известных веществ. В выпущенном в продажу препарате витамина «Т» они обна­ружили аминокислоты (аргинин, лейцин, изолейцин, лидин, метионин, фенилаланин, треонин, триптофан, тирозин, валин), витамины В1, В2, В6, Ві2, РР, фолиевую и фолиновую кислоты, дезоксирибозу, коэнзим А и ростовые факторы для микробов lacto­bacillus bulgaris, lact. helneticus, leuconocitrovorum. Ими же было установлено и коли­чественное содержание некоторых витаминов комплекса «Т»: фолиевой кислоты — 4,8 мкг) мл, фолиновой кислоты—12 мкг/мл, витамина В12— 0,06 мкг/мл, дезоксири­бозида — 60 мкг)мл.

Стимулирующее влияние витамина «Т» Гетча на рост организмов подтверждено рядом авторов. Так, Ветцштейн получил увеличение веса и ускорение роста голова­стиков, Кватрини (1954) — крыс. Нуньес (1956) отметил влияние препарата только на рост крыс второго поколения, причем при введении под кожу действие его было выра­жено более ярко, чем при даче внутрь. Аквариумные рыбы, получавшие витамин «Т» Гетча, росли в 2 раза быстрее (Стелцер, 1954), прирост мальков повышался на 15— 20% по сравнению с контрольными (Дейфел и Науман, 1958).

Гетч (1954) сообщает о повышении сопротивляемости организма под воздействием витамина «Т». Это вещество накапливается в определенных тканях животного орга­низма, например в половых железах, печени, соединительной ткани и мышцах голова­стиков, а также у кур и уток.

Однако Бендер и Тунна (1953) на основании своих экспериментов пришли к за­ключению, что витамин «Т» не оказывает влияния на рост и величину отношения прибавка в весе

съеденный корм и не способствует повышению биологической ценности испытуемого белка.

Добавление 500 биологических единиц витамина «Т» к корму ягнят приводило к увеличению веса и настрига шерсти (Гомес-Карденас, 1957; Грессел, 1957). У некоторых грызунов под влиянием витамина «Т» ускорялся процесс роста зубного аппарата (Трам- бусти, 1958)'. Витамин «Т» в эксперименте оказывает положительное действие на функ­цию половых желез и полового аппарата (Закс, 1956). Скармливание витамина «Т» по­вышало половую активность самцов и самок норок. Препарат увеличивает подвиж­ность сперматозоидов при пониженной функции гонад; он влияет непосредственно на самопроизводящий эпителий гонад, стимулируя его восстановление и регулируя произ­водство половых клеток. На нормальную сперму витамин «Т» не действует (Перес- Гарсия, 1957).

Добавление витамина «Т» в пищу Drosophyla melanogaster вызывает увеличение ее плодовитости, ускорение развития личинок и увеличение длительности жизни после­дующих поколений (Гетч, 1960).

В экспериментах витамин «Т» оказывал благоприятное воздействие на регенератор­ные процессы и заживление ран. При экспериментальном переломе бедра введение вита­мина «Т» в течение 40 дней стимулировало образование костной мозоли и консолидацию костных отломков. Препарат интенсифицировал межуточный клеточный обмен, улучшая усвоение питательных веществ, солей и витаминов, особенно витамина «D», и являлся как бы биокатализатором, не обладающим специфическим действием на заживление переломов.

Под влиянием витамина «Т» ускоряется регенерация перерезанного нерва собак (Базан, 1954). Раны на коже витаминизированных собак также заживали быстрее. Витамин «Т» способствовал быстоейшему заживлению поверхностных и сквозных пан роговицы кролика (Касцио и Казелли, 1954), а также ускорял возврат утерянного роговичного рефлекса после циркулярной инцизии роговицы (Леони, 1957).

Витамин «Т» благоприятствует всасыванию железа в кишечнике и повышению его содержания в крови, улучшает Фиксацию железа в тканях (Аквима и Минерва, 1955). При введении только витамина В12 и фолиевой кислоты эффект оказался менее значи­тельным.

Рейман (1954) сообщил о лечении витамином «Т» 7 лошадей, страдавших хрони­ческим расстройством желудочно-кишечного тракта; 6 из них полностью выздоровели. Дейфел (1958), Гетч (1959) успешно применяли препарат при воспалении кишечника, при инфекционном воспалении почек и дегенерации печени у форели.

Первые клинические испытания витамин «Т» прошел в детской клинике в 1949 г. Австрийский педиатр Нуссбаумер сообщил о благоприятном действии препарата на раз­витие недоношенных новорожденных при его назначении в сочетании с витамином D2, быстро ликвидируя явления рахита. В последующем к подобным выводам пришли мно­гие авторы. Так, Де-Марко (1954) лечил витамином «Т» 11 недоношенных младенцев и у всех наблюдал прибавление веса. Общее состояние во время лечения было хоро­шим, явлений непереносимости не было. Одновременно отмечалась нормализация бел­ков крови, особенно коэффициента А/Г. Как сообщает Буйл, у 47,5% отстающих в весе детей при лечении в течение месяца было достигнуто нарастание веса на 150% по сравнению с контролем. У всех детей увеличивалось количество ретикулоцитов, в то время как содержание гемоглобина и число эритроцитов не менялись. У половины детей улучшилось психическое состояние. Шмидт (1951) получил хорошие результаты у 43,2% недоношенных новорожденных, средние — у 39,5%; у 2,7% эффекта не было. Полоштиг применял витамин «Т» у 60 недоношенных детей; средний прирост веса у них составлял 60 г, а у некоторых — 80 г. Викьоло-Лутати (1954) давал недоношен­ным детям витамин «Т» вместе с молоком. При этом дети лучше выглядели и развива­лись, больше прибавляли в весе. Введение витамина «Т» недоношенным детям понижало их смертность.

Фанкони и Вальгрен (1960) с успехом применяли витамин «Т» при экссудативном диатезе, остеопорозе и целиакии.

Блотцгейм (1951) лечил витамином «Т» детей, больных туберкулезом легких, и констатировал стойкое повышение аппетита и улучшение общего состояния. Лукаш и Шмагер (1953) назначали этот препарат взрослым больным туберкулезом легких и. тоже нашли улучшение аппетита и общего состояния. У больных частично нормализовалась белковая электрофореграмма, возрастало содержание альбуминов и нормализовалось содержание глобулинов.

Витамин «Т» ускоряет эпителизацию длительно не заживающих ран, ожогов и обморожений (Барок, Нуссбаумер и Нетцер), прекращает неукротимую рвоту беремен­ных (Нуссбаумер). Ургели (1957) рекомендует его для лечения бесплодия у мужчин.

Обильо и Торансос (1956) успешно лечили витамином «Т» страдающих варикозным расширением вен.

Витамин «Т» применяют при псориазе, ихтиозе, немикробной экземе и сальварсан- ном дерматите. Вего (1953) лечил им больных с парезами, полиомиелитом, рассеян­ным склерозом и мышечными дистрофиями.

Дозировка витамина «Т» зависит от возраста ребенка. Стандартизацию препарата производят по показателям времени роста животных. Для детей суточная доза 250— 1000 ед., для юношей—1000—2000 ед.

Как побочные явления при лечении витамином «Т» описаны диспепсический стул и рвота.

Отмечено, что сульфаниламиды тормозят стимулирующее рост действие витамина «Т», ввиду чего применять эти препараты одновременно не рекомендуется. Нежела­тельно давать витамин «Т» при инфекционных заболеваниях ввиду возможного усиле­ния роста микрофлоры, а также в период дегидратации, при наличии кишечных пара­зитов и на фоне диеты, бедной белком (Монтеро, 1955).

Вышеприведенным оптимистическим данным и мнениям противостоят высказывания некоторых авторов, более сдержанных в оценке действия витамина «Т», Либе (1955) 74

считает положительное действие витамина «Т» в отношении веса у недоношенных мало достоверным. Такого же мнения придерживается и Дорер (1953). Однако большинство авторов говорит о положительном влиянии витамина «Т». По их мнению комплекс «Т» осуществляет положительное действие влиянием на обмен веществ (в первую очередь на белковый), повышением лейкопоэза и активизацией деятельности желез внутренней секреции.

Многих интересовал вопрос, что же в витамине «Т» является главным началом, стимулирующим рост животных. Барков и Гетч (1955) показали, что действие витамина «Т» не связано с витаминами группы «В», поскольку раствор, содержащий только вита­мины этой группы, не дает эффекта, присущего витамину «Т» в целом. Между тем после прибавления к раствору витаминов группы «В» 0,00002—0,0002 мг витамина «Т» он проявлял характерное для термитина действие — стимуляцию роста. Очевидно, бла­гоприятное влияние оказывает совокупность всех ингредиентов этого сложного ком­плекса.

Поскольку не описана картина «Т»-авитаминоза и вещество состоит из смеси мно­гих уже хорошо известных факторов, вряд ли правильно выделенное Гетчем вещество именовать витамином «Т». Очевидно, правильнее его называть комплексом «Т», факто­ром «Т» или витамином «Т» Гетча. Разумеется, нет оснований называть витамин «Т» Гетча новым витамином роста.

Однако все это не должно являться препятствием для применения витамина «Т» Гетча в педиатрической практике, тем более, что препарат безвреден и хорошо перено­сится.

Поскольку механизм действия препарата еще не совсем ясен, нужно продолжать его изучение, чтобы дать вполне обоснованные показания к применению витамина «Т» Гетча в клинической практике.

×

About the authors

R. M. Shakirzyanova

Medical Institute. S. V. Kurashova

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Propedeutics of Childhood Diseases

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1968 Shakirzyanova R.M.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies