G. M. Ali-Zade, N. G. Trifel. Noise of production equipment in oil fields and measures to limit it. Azerbaijan book publishing house. Baku, 1963. Circulation 1000 copies

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Chapter I of the monograph provides general information on sound and noise and their perception.

Full Text

В I главе монографии даются общие сведения о звуке и шуме и их восприятии.

II глава посвящена характеристике влияния шума на организм. Она является самой краткой и поверхностной среди всех остальных разделов книги. В ней, к со­жалению, использованы лишь немногие работы о влиянии шума на организм, опуб­ликованные в основном до 1960 г., причем работы ряда авторов (А. М. Волков, И. И. Галахов, А. И. Качевская, К. Шредер) цитируются не по оригиналам, а со ссылкой на Н. Хохлову и Е. Бабина.

В этой же главе авторы приводят данные о нормировании шума, ссылаясь на некоторые извлечения из действующих правил. По-видимому, нужно было, во-пер­вых, указать полное наименование этих правил, во-вторых, отметить, что они в на­стоящее время нуждаются в пересмотре.

III глава касается методов исследования шума и применяемых при этом прибо­ров. Авторы указывают на субъективные и объективные методы измерения шума, перечисляют современные приборы для измерения шума и составления его частот­ной характеристики (шумомеры ШИ-1, ЛИОТ-1955, ШИ-1-53, анализатор спектра шума типа АС-3 и др.). Наряду с указанными приборами необходимо было сослать­ся также на индикатор норм шума (ИНШ-ЛИОТ), который позволяет быстро по­лучить данные относительно характера шума. В IV главе описываются места и причины образования шума на нефтяных про­мыслах, дается характеристика интенсивности и спектра шума при работе основного оборудования. Этот раздел представляет большой интерес, ибо в нем указаны при­чины образования шума при бурении, капитальном и подземном ремонте скважин и других видах работ с использованием ротора, электроротора, лебедки, индиви­дуального привода ПИР-3-4М, редуктора, насоса, глиномешалки, цементировочных агрегатов, тракторов и т. п.

Авторы показали, что все механизмы на буровой создают при работе шум, интенсивность которого может достигать 110—115 децибел.

При бурении наиболее интенсивный шум наблюдается у ротора (115 дб) и на рабочем месте бурильщика у тормоза лебедки—110 дб. С удалением от ротора интенсивность шума снижается. Так, на расстоянии от ротора в 5 ж уровень шума снижается до 92,6 дб, на расстоянии 10 м — до 88 дб, на расстоянии 20 м — до 82,6 дб. Шум при работе ротора средне- и высокочастотный. Столь интенсивный шум создается, как показали исследования авторов, за счет перемещения зубьев венчика по конической шестерне. При зацеплении последних происходят сильные удары набегающих зубьев на другие.

С целью снижения шума авторы считают необходимым улучшение уравнове­шенности вращающихся деталей, устранение излишних зазоров в сочленениях, пра­вильное крепление ротора в центре буровой, создание косых зубьев, обеспечиваю­щих при вращении ротора гладкое скольжение, и т. д.

На рабочих буровой бригады действует шум не только ротора, но и лебедки. Последняя генерирует шум до 90—96 дб при среднечастотном характере спектра. Ценно то, что авторы приводят данные об уровне шума, генерируемого различными марками и типами основного оборудования при различных операциях: спуске и подъеме квадрата или свечи, свинчивании и развинчивании и т. д. При всех этих операциях уровень шума превышает допустимые нормы.

Шум при работе лебедки зависит от шума цепной передачи вследствие непра­вильной сборки, изношенности звездочек, ослабления натяжения, недостаточной смазки, вибрации кожуха при ослаблении болтовых креплений его и др.

По мнению авторов книги, фрикционные шинно-пневматические муфты снижают шум при работе лебедки на 6 дб. Кроме того, авторы рекомендуют применение металлических кожухов или кожухов из звукопоглощающих материалов, переход на многорядные втулочно-роликовые цепи, увеличение износоустойчивости зубьев, при­менение для плавности и бесшумности масляных ванн и полуванн для цепных пере­дач и др.

На буровых для закачивания жидкости на забой скважины применяются насосы разных типов, в частности У8-3. В нем за счет соударения отдельных частей и ра­боты электродвигателя создается шум, максимальный уровень которого достигает у двигателя 92 дб.

У глиномешалки, в которой источником шума являются электродвигатели и валы с лопастями, интенсивность шума достигает в среднем 83 дб, а у двигателя — 89 дб. Для уменьшения шума, создаваемого двигателями, авторы рекомендуют правильное их крепление, применение гибких связей между деталями и агрегатами, создающими шум (прокладки, пружины).

При капитальном ремонте скважин шум генерируют тракторы, ротор, лебедка, редуктор, насосы, цементировочные агрегаты. При работе тракторов С-80 и С-100 в кабине тракториста уровень шума достигает соответственно 79—82 и 92—100 дб, а при одновременной работе лебедки и трактора — 96—106 дб.

По данным авторов, при подземном ремонте скважин основными источниками шума являются также трактор и лебедка, которые генерируют шум до 95—104 дб, причем в кабине тракториста уровень шума колеблется от 92 до 99 дб, у устья сква­жины — от 71 до 75 дб и т. д.

Мероприятия по борьбе с шумом при капитальном и подземном ремонте нефтя­ных скважин должны быть направлены на глушение выхлопов двигателей тракто­ров. Авторы характеризуют также уровни шума при некоторых специальных видах работ (цементирование обсадных труб, гидравлический разрыв пласта и др.), в ком­прессорных станциях. Для ограничения шума в компрессорных станциях рекомен­дуются глушение шума двигателей компрессоров и самих компрессоров.

Как известно, в нефтедобывающей промышленности страны, особенно в восточ­ных районах, широко применяются методы искусственного воздействия на пласт — законтурное и внутриконтурное заводнение. Эти методы связаны с закачкой боль­ших количеств воды с помощью мощных насосов в специальные скважины. В струк­туре нефтепромысловых управлений появились специальные цехи поддержания пла­стового давления (ППД).

К сожалению, авторы не упоминают об этом методе, не приводят никаких дан­ных об источниках шума, о мерах по его устранению на кустовых насосных станциях цехов ППД. Если у авторов не было собственных данных (это можно допустить, так как на промыслах Баку законтурное и внутриконтурное заводнение не применяется), необходимо было использовать имеющиеся на этот счет материалы. Так, вполне уместно было упомянуть о работе В. А. Трофимова «О предупреждении вредного влияния шума центробежных насосов на нервную систему и слух у нефтяников», опубликованной в «Казанском медицинском журнале». По данным В. А. Трофимова, на кустовых станциях цехов ППД, оборудованных насосами 8-НД, 10-МС и др., интенсивность шума достигает 88—110 дб при высокочастотном его характере.

В качестве мер по ограничению шума В. А. Трофимов рекомендует организацию дистанционного управления насосами из специальных звукоизолированных кабин, применение амортизаторов и шумопоглотителей при использовании генерирующего шум оборудования и т. д.

В VI главе описываются физиологические сдвиги в организме рабочих, подвер­гающихся воздействию шума, превышающего допустимые нормы.

Авторы подчеркивают, что рабочие ряда профессий подвергаются действию шума только периодически. Например, бурение, при котором отмечается наиболее интенсивный шум, занимает всего 36% рабочего времени и чередуется с работами, которые не связаны с воздействием шума. Наоборот, при подземном ремонте сква­жин тракторист длительное время подвергается действию шума от работающего трактора. То же можно сказать о рабочих, обслуживающих компрессорные стан­ции, насосные станции цехов ППД.

Проведенные авторами исследования показали, что при уровне шума 75—84 дб разборчивость речи уменьшается на 6%. С повышением интенсивности шума нераз­борчивость увеличивается. Наблюдения за 195 рабочими (108 — работники бурения и 87 — работники компрессорных станций) с различным стажем работы показали, что под влиянием шума отмечается учащение пульса, причем больше у буровиков. Несколько более низкий процент учащения пульса у рабочих компрессорных стан- кий авторы объясняют влиянием на сердечно-сосудистую систему углеводородов, хотя никаких данных о содержании последних в воздухе производственных поме­щений не приводится.

По нашему мнению, авторы должны были при анализе данных об изменении пульса учесть то, что частота сердечных сокращений является ценным показателем, отражающим «степень физиологического напряжения, обусловленного тяжестью физической нагрузки, нервно-эмоциональными факторами» (В. В. Розенблат, 1964). Между тем работами Уфимского института гигиены и профзаболеваний как раз и было показано, что труд буровиков и операторов по подземному ремонту скважин характеризуется значительным физическим и нервным напряжением.

Сказанное обязывало авторов более тщательно проанализировать полученные данные, чтобы показать, в какой мере изменения частоты пульса связаны с шумом и в какой—с физической работой при выполнении трудоемких операций в бурении.

Авторы отмечают, что реакция со стороны центральной нервной системы (ЦНС) была извращенной. Неясно только, какие исследования проводили авторы для вы­явления состояния ЦНС.

У рабочих наблюдалось также повышение АД, которое авторы целиком относят за счет влияния шума. К сожалению, авторы не приводят никаких данных о состоя­нии АД среди рабочих разных профессиональных групп в связи со стажем работы. Уместно было привести все эти данные, показав с помощью статистических приемов степень достоверности найденных изменений. Это важно потому, что вопрос об изме­нении АД в ту или иную сторону при действии шума до сих пор является спорным. По-видимому, характер труда также будет определять изменения АД, известно, что физическое или нервное напряжение может вызывать изменение систолического и диастолического давления (М. В. Виноградов, 1958; и др.). Между тем, как уже отмечено выше, труд рабочих нефтяной промышленности характеризуется физиче­ским и нервным напряжением.

По Данным аудиометрических исследований установлено, что в обследованной группе начальный порог слышимости повышается до 50 дб. Авторы не указали, какое количество рабочих было подвергнуто аудиометрии, не приводят аудиограмм.

В этой же главе описываются жалобы рабочих.

Недостатком является то, что авторы не приводят результатов осмотра обсле­дованных рабочих отоларингологом с целью исключения случаев заболеваний, не связанных с воздействием шума.

В этой главе имеются некоторые досадные неточности. Так, в таблице 15 на стр. 65 указывается, что 12 рабочих со стажем от 1 года до 3 лет составляют 11,4% от 108 обследованных, а 11 рабочих со стажем выше 25 лет—11,8%. Сумма числа рабочих в бурении, по приведенным в таблице цифрам, составляет 103,6%, а не 100%. В таблице 14 не понятно, как одно р то же количество рабочих (17 в возрасте 26—30 лет и 17 в возрасте 31—35 лет от общего числа 108 рабочих-буровиков) в про­центном выражении составляет соответственно 15,7 и 23,2%! Или 25 человек в возрасте 36—40 лет — только 9,2%, а 13 чел.— 1,9%. Эти ошибки бросаются в глаза. Странно, что авторы их не заметили. Каким образом подобный материал, совершенно не выверенный, попал в книгу? Больше того, в книге нет и исправления допущенных ошибок в разделе «опечатки».

В VII главе рассматриваются мероприятия по снижению шума в нефтедобываю­щей промышленности. Авторы касаются общих вопросов (изоляция, поглощение шума, применение индивидуальных средств защиты и др.), а также дают некоторые предло­жения о возможных путях ограничения вредного действия шума применительно к основному оборудованию. Нам представляется, что сведения о частных предложениях целесообразно было поместить в тех разделах книги, где описаны причины и интенсив­ность шума при разных работах. В связи с тем, что сведения об источниках шума, его интенсивности и рекомендации мер борьбы помещены в трех самостоятельных раз­делах, создаются многочисленные повторения и затрудняется чтение книги.

В этой главе весьма ценными были бы данные об оценке эффективности предлагаемых мероприятий. В книге данных на этот счет нет. Исключением является лишь пример в отношении звукопоглощающего кожуха, применение которого снизило уро­вень шума на 15—20 дб.

Авторы вскользь упоминают о дистанционном и автоматическом управлении неко­торым оборудованием в нефтяной промышленности. Очевидно, уместно было бы ука­зать на то, что в стране уже имеются насосные станции цехов ППД, которые рабо­тают «на замке» и откуда персонал полностью выведен.

Совершенно недостаточно авторы осветили вопросы режима труда и отдыха. Незаслуженно авторы обошли и такой важный вопрос, как организация медико-сани­тарного обслуживания рабочих нефтедобывающей промышленности, подвергающихся при работе действию шума. Наконец, совершенно недостаточны сведения о вибрации и ее влиянии на работающих в условиях нефтедобывающей промышленности.

Хотя книга имеет указанные серьезные упущения, много ошибок, опечаток и неточностей, она все же представляет определенный интерес для врачей и инженеров- нефтяников.

×

About the authors

M. M. Gimadeev

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Ufa

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1965 Gimadeev M.M.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies