Analysis of injuries in large-panel construction and ways of its prevention
- Authors: Shvalev L.N.1,2, Shvalev N.V.1,2
-
Affiliations:
- Kazan Civil Engineering Institute
- Elabuga Interdistrict Hospital of the TASSR
- Issue: Vol 46, No 2 (1965)
- Pages: 79-82
- Section: Articles
- Submitted: 16.02.2021
- Accepted: 16.02.2021
- Published: 14.03.1965
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/61100
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj61100
- ID: 61100
Cite item
Full Text
Abstract
In the medical, technical and special literature on industrial injuries, issues related to the analysis of the causes of injuries and accidents in large-panel housing construction have not yet been covered. Meanwhile, it is this type of construction that is currently turning into the leading direction at many construction sites.
Keywords
Full Text
В медицинской, технической и специальной литературе, посвященной производственному травматизму, до сих пор не освещались вопросы, относящиеся к анализу причин травматизма и несчастных случаев в крупнопанельном домостроении. Между тем именно этот вид строительства в настоящее время превращается в ведущее направление на многих стройках.
Поэтому собранный и обработанный нами материал за последние 5 лет (до 1964 г.) в крупных строительно-монтажных организациях и анализ данных по тяжелому травматизму в крупнопанельном строительстве, сосредоточенных в профсоюзе рабочих строительства и промышленности строительных материалов, заслуживают описания.
Как известно, важнейшими показателями травматизма служат коэффициенты частоты (Кч) и тяжести (Кт). Однако они дают только общее представление об уровне травматизма. Удельный вес травматизма в отдельных видах работ характеризуется, кроме того, количеством несчастных случаев с тяжелыми последствиями. Для получения такого показателя определяется процент тяжелых несчастных случаев в каждом виде работ от общего количества случаев травматизма. В рассматриваемый период величина этого показателя колебалась в пределах 1,12—1,49% и составляла в среднем по строительству 1,33% (см. график 1).
Как видно из приведенного графика, монтажные работы, к которым относится и крупнопанельное строительство, занимают одно из первых мест по количеству тяжелых случаев. Об этом свидетельствует и тот факт, что несчастные случаи, происходящие при выполнении различных монтажных рабочих операций, характеризуются значительной продолжительностью нетрудоспособности. Результаты обработки имеющихся данных сведены в таблицу 1.
Таблица 1
Продолжительность нетрудоспособности в днях после травм | 4-7 | 7-14 | 15-30 | 30-31 | 41-60 | Свыше 60 |
Процентное выражение частоты по отношению к общему количеству травм | 14 | 16 | 18 | 24 | 21 | 7 |
Как показывает анализ данных о травматизме, более двух третей всех производственных травм в строительстве происходит из-за технических и организационных причин.
График 1.
Кроме выявления основных групп причин травматизма, в настоящей работе была поставлена задача анализа его по целому ряду показателей в целях дальнейшего совершенствования его профилактики на строительных площадках. При исследовании динамики травматизма по месяцам года обращает на себя внимание увеличение количества несчастных случаев, приходящееся на весенние месяцы — апрель (11,5%), май (19%), некоторое возрастание случаев травматизма наблюдается в ноябре (до 13%). Но наибольшее число несчастных случаев происходит во II квартале.
Наибольшее число травм получено рабочими в возрасте 20—25 лет (29%) и 25—30 лет (24%). На рабочих старше 35 лет приходится 14,5% от общего количества травмированных. Для более полного объяснения причин различий частоты травматизма у рабочих разного возраста было рассмотрено распределение его по квалификациям рабочих и по сроку их работы на монтажной площадке. При этом было установлено, что основное количество травмированных составляют монтажники III (23%) и IV (40%) разрядов; рабочие со стажем от 1 до 2 лет составляли 29,5% и 2—3 года — 21% от общего числа лиц, получивших травмы. Однако неправильно было бы объяснять это только малым опытом рабочих или их низкой квалификацией, поскольку в этом виде строительства также происходят не только индивидуальные, но и групповые несчастные случаи.
Изучение характера травм позволило выделить основные группы, среди которых переломы костей скелета являются преобладающими (см. табл. 2).
Таблица 2. Основные виды травм, полученных при монтаже
Виды травм | Раны | Ушибы | Переломы | Вывихи | Прочие |
Процентное отношение к итогу | 11 | 31 | 38 | 8 | 12 |
Локализация повреждений свидетельствует о том, что наиболее травмируемыми участками тела являются верхние конечности, голова, грудная клетка, нижние конечности, тазовый пояс, позвоночник.
Необходим более глубокий анализ причин травматизма в каждом отдельном виде строительно-монтажных работ и выявление наиболее опасных рабочих процессов и операций.
Существенным критерием возможностей травматизма в рассматриваемом виде работ является определение продолжительности ручных операций в монтажных процессах и соотношение занятости при этом рабочих разных квалификаций.
Проведенный хронометраж монтажа отдельных элементов крупнопанельных зданий показал, что рабочие III и IV разрядов (имеющие наибольший % травм) выполняют большое количество ручных операций (56%) от общего числа входящих в комплексный процесс монтажа, на выполнение которых затрачивается 68% общего времени установки одной панели. Эти показатели заставляют пересмотреть организацию труда внутри звеньев и бригад монтажников в сторону сокращения ручных операций путем внедрения автоматических или полуавтоматических монтажных приспособлений.
Организация работ в течение суток должна быть всесторонне продумана в соответствии с особенностями' каждой смены. Монтажные работы выполняются, как правило, в три смены. На вторую смену приходится до 40% от общего количества несчастных случаев, причем для этой смены характерен наибольший объем монтажных работ. В первую же смену выполняется значительное количество разгрузочных процессов (при организации монтажа с при объектных складов), а в связи с занятостью крана на этих операциях резко сокращаются работы по возведению конструкций. Наблюдения показали, что переход на монтаж непосредственно с транспортных средств в результате ликвидации разгрузочных и складских операций позволит сократить травматизм до 27—30%, чему способствует то, что большая часть монтажных работ будет выполняться в дневное время.
Нарастание травматизма (до 60%) во второй половине рабочей смены (4-й час — 12%; 5-й — 23%; 6-й — 21%; 7-й — 18%) можно объяснить не только увеличением усталости и меньшей осторожностью в выполнении операций, но и снижением освещения во второй и третьей сменах работы. Известно, что нормальное освещение рабочих мест способствует не только повышению производительности, но и предупреждению травматизма. Поэтому важным условием при организации 2-й и 3-й смен является установление постоянного контроля за надлежащим освещением строительной площадки (не менее 25—50 лк).
До настоящего времени и в технической и медицинской литературе по травматизму отсутствует единая методика анализа причин несчастных случаев и травм на производствах, вследствие чего при исследовании травматизма при одних и тех же производственных процессах возможны расхождения.
Из сопоставления предлагаемых в различных исследованиях классификаций причин производственного травматизма можно заключить, что наиболее правильным является распределение травм по следующим группам вызвавших их причин:
- к группе технических причин следует относить случаи травматизма, явившиеся результатом нарушения технологических требований и правил производства работ, а также технических условий и норм проектирования;
- к группе организационных причин — случаи, происшедшие в результате нарушения установленных режимов работы как механизмов, так и обслуживающих их рабочих, например, нарушения законодательства о труде и требований к производству работ, предусмотренных охраной труда;
- к прочим причинам следует относить несчастные случаи, вызванные болезненным состоянием рабочего и другими факторами личного характера.
Что же касается таких причин травматизма, как шум, недостаточная освещенность, вибрация, агрессивность сред, запыленность (некоторые исследователи выделяют их в самостоятельную группу), то среди технических причин их целесообразно выделить в специальную подгруппу — «санитарно-гигиенических причин».
Особое внимание санитарно-гигиеническим причинам необходимо уделять потому, что они часто приводят не к несчастным случаям, как другие технические или организационные причины, а к постепенно возникающим профессиональным заболеваниям, требующим длительного лечения, а иногда приводящим к инвалидности.
Сравнивая частоту перечисленных причин травм в крупнопанельном строительстве, следует отметить, что чаще причины носят технический характер (64%). К ним относятся отсутствие проектных решений по организации работ, нарушение технологии монтажа, неисправность инструмента и монтажной оснастки, инвентаря и т. п.
Реже имеют место организационные причины (23%). Наиболее частыми среди них являются: нарушение режима работы механизмов, несоблюдение границ опасных зон при строительстве зданий по совмещенному графику, когда травмы получают рабочие других специальностей.
К санитарно-гигиеническим причинам, как показывают исследования, прежде всего необходимо отнести недостаточное освещение рабочих мест и монтажной площадки в целом. Имеет значение и захламленность или стесненность рабочих мест. В целях профилактики травматизма следует обращать внимание на санитарно-гигиеническое обслуживание рабочих на строительной площадке и бытовые условия монтажников, так как, говоря о происхождении травматизма, нельзя забывать о значении личных факторов. К ним в первую очередь относятся: заболевания рабочих, утомление, снижение внимания при работе, связанное с ненормальным отдыхом, нарушением сна и т. п.
Изучение актов несчастных случаев показывает, что 98% всех работающих охвачено обучением правилам техники безопасности. Инструктаж и проверка знаний правил и методов монтажа конструкций проводится в строительных организациях, как правило, регулярно. Нельзя, однако, признать программу подготовки монтажников достаточной. Так, в нее необходимо включить занятия по оказанию первой помощи пострадавшему. Практика показывает, а акты расследования травм подтверждают, что в большинстве случаев квалифицированные монтажники, а иногда и работники линейного персонала строек не могут оказать самой необходимой первой помощи травмированному рабочему или оказывают ее неправильно, что приводит к тяжелым последствиям, а порой и к гибели.
Установление непосредственных причин травматизма — не самоцель, а средство изменения условий труда, чтобы, не снижая темпов и качества деятельности рабочего коллектива, предотвратить возможность возникновения несчастных случаев. Поэтому необходимо правильно организовать учет травматизма техническими и медицинскими работниками и совместное изучение причин его возникновения.
Систематическая работа по снижению травматизма приведет к желаемым результатам лишь в том случае, если она будет производиться совместно всеми заинтересованными организациями: администрацией, профсоюзными и общественными организациями и учреждениями здравоохранения. Согласованность в работе здравпункта, отделов техники безопасности, общественного актива, комиссии по охране труда при осуществлении комплексных планов профилактики и снижения травматизма является решающим условием успеха в этой важной работе.
Выводы
- Анализ травматизма в крупнопанельном строительстве за 5 лет (1959—1963 гг.) позволил установить:
- травматизм при монтаже крупнопанельных конструкций характеризуется большой продолжительностью нетрудоспособности вследствие преобладания тяжелых травм, получаемых монтажниками;
- основную группу повреждений составляют переломы костей скелета (38%), повреждения внутренних органов и ушибы при падении с высоты и ударах монтируемыми элементами (31%);
- наибольшее количество несчастных случаев происходит во вторую половину рабочей смены, особенно в период наступления темноты (5—6 часы второй смены);
- в течение года случаи травматизма учащаются в апреле и мае в основном во 2-й и 3-й сменах работы.
- В целях более успешного устранения причин несчастных случаев как в технических, так и в медицинских исследованиях должны быть приняты единая классификация и учет причин травматизма по основным их группам.
- В существующую программу технического обучения и подготовки монтажников необходимо ввести специальные занятия по оказанию первой помощи пострадавшему.
- Мероприятия по предупреждению травматизма должны проводиться работниками строительства и здравоохранения в тесном контакте.
About the authors
L. N. Shvalev
Kazan Civil Engineering Institute; Elabuga Interdistrict Hospital of the TASSR
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Department of production organization
Russian Federation, Kazan; ElabugaN. V. Shvalev
Kazan Civil Engineering Institute; Elabuga Interdistrict Hospital of the TASSR
Email: info@eco-vector.com
Department of production organization
Russian Federation, Kazan; Elabuga