To the diagnosis of malignant tumors of the pharynx

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The incidence of malignant tumors of the pharynx and oral cavity differs in different countries. So, in Norway, tumors of the pharynx and oral cavity in relation to all other localizations of malignant tumors account for 1%, in Denmark - 2%, in the USA - 4% (V. Shanta and S. Krishna Murthy, 1963). At the same time, in the southern countries of Asia, where, in addition to smoking, chewing of tobacco, betel nut, etc. is widespread, tumors of this localization are much more common. In India, cancer of the oral cavity and pharynx accounts for 39% of all reported cancers (D.S. Paimaster and P. Gangajerai, 1963).

Full Text

Частота злокачественных опухолей глотки и полости рта различна в разных стра­нах. Так, в Норвегии опухоли глотки и полости рта по отношению ко всем другим лока­лизациям злокачественных опухолей составляют 1%, в Дании — 2%, в США — 4% (В. Шанта и С. Кришна Мурти, 1963). В то же время в южных странах Азии, где кроме курения широко распространено жевание табака, бетеля и проч., опухоли этой локали­зации встречаются гораздо чаще. В Индии на рак полости рта и глотки приходится 39% всех зарегистрированных заболеваний раком (Д. С. Паймастер и П. Гангаджерай, 1963).

В СССР частота злокачественных опухолей только глотки до настоящего времени учитывалась лишь в отдельных областях. Так, в Архангельской области [12], в Узбек­ской ССР [11], в Казахской ССР [1] и в среднем по РСФСР [7] процент опухолей глотки по отношению к злокачественным опухолям всех локализаций равен 0,3.

По нашим данным в Татарии злокачественные опухоли глотки в 1965 г. составили 0,5%. Они встречаются в любом возрасте, но наиболее часто — в возрасте 61—70 лет, затем 51—60 лет. На эти два десятилетия жизни пришлось 50% всех больных с опухо­лями глотки, зарегистрированных Республиканским онкологическим диспансером по Та­тарии. Мужчин среди учтенных больных было 103, женщин 79. На основании стандартизойанного показателя выявлено, что мужчины болеют опухолями глотки в 1,5 раза чаще, чем женщины. На более частое заболевание мужчин злокачественными опухолями глот­ки указывают и другие авторы [1, 3, 11]. Причины этого, по-видимому, кроются в более частом контактировании мужчин с бытовыми и производственными канцерогенными ве­ществами (табак, алкоголь, нефтепродукты и пр.).

За последние семь лет нами обследовано 140 больных со злокачественными опухо­лями глотки. Среди них жителей Татарии — 117, жителей соседних республик и облас­тей — 27. Все они обращались за медицинской помощью в наши лечебные учреждения. 55% обследованных — жители городов, что, однако, не говорит о точном соотношении заболеваемости сельских и городских жителей, а указывает лишь на обращаемость в наши лечебные учреждения.

В глотке чаще встречаются опухоли среднего отдела — от 40% [3] до 64% [13]. Реже поражается опухолями носоглотка — от 19,7% [13] до 42,6% [14]. На 3-м месте по час­тоте поражения опухолями стоит гортаноглотка — от 11% [3] до 20% [10]. Среди на­ших больных с опухолями носоглотки было 53 (37,9%), ротоглотки — 59 (42,1 %) и гортаноглотки — 28 (20%).

Гистологическое исследование произведено у 133 больных (у 51 больного с опухо­лями носоглотки, у 55 с опухолями ротоглотки и у 27 с опухолями гортаноглотки). У 25 больных с опухолями носоглотки были эпителиальные, у 15 — низкодифференциро­ванные и у 11 — соединительнотканные опухоли. У 33 больных с опухолями ротоглотки определены эпителиальные, у 12 — низкодифференцированные и у 10 — соединительно­тканные опухоли. У 26 больных с поражением гортаноглотки были эпителиальные опу­холи и лишь у 1 констатирована саркома. Таким образом по нашим материалам наи­более частой разновидностью опухолей глотки являются эпителиальные (60%), на вто­ром месте стоят низкодифференцированные (19,3%) и на третьем — соединительноткан­ные (15,7%). В нижнем отделе глотки преобладают по частоте опухоли из плоского эпителия.

Среди обследованных нами больных с опухолями глотки впервые установлен диаг­ноз злокачественного новообразования в I ст. у 8 (5,7%), во II ст. — у 31 (22,1%), в III ст. — у 74 (52,9%) и в IV ст. — у 27 (19,3%). Таким образом у основной массы больных (72%) диагноз новообразования глотки установлен при далеко зашедшем про­цессе (III и IV ст.).

Больные с опухолями глотки предъявляют обычно множество разнообразных жалоб, особенно в III и IV ст., но можно выделить основные, наиболее характерные, послу­жившие поводом для обращения в лечебное учреждение. На увеличение шейных лим­фатических узлов как первый признак заболевания обратили внимание 30 (21,4%) боль­ных. Разумеется, такой признак заболевания является далеко не ранним, он скорее го­ворит о недостаточном внимании больного к своим ощущениям, когда значительный по своим размерам первичный очаг поражения, безусловно дающий ряд неприятных ощущений, не вызывает беспокойства у больного.

Нами обследовано 53 больных с опухолями носоглотки (в I ст. — 2, во II ст.— 11, в III ст. — 26, в IV ст.— 14). Ранними симптомами I и II ст. здесь являются функцио­нальные нарушения со стороны носа и уха Больные жалуются на чувство заложен­ности носа, затруднение носового дыхания, выделения из носа. Такие жалобы в первой стадии заболевания и во второй стадии в анамнезе отмечены у 40 больных і з 53. За­труднение носового дыхания у 10 больных опухолями носоглотки было единственным признаком заболевания, а у остальных оно сочеталось с другими симптомами — сукро­вичным отделяемым и носовым кровотечением. Эти же признаки являются ранними симптомами заболевания и при многих формах опухолей носа. Они явились поводом для обращения за медицинской помощью у 14 из 53 наших больных с опухолями носо­глотки.

Часто в I и II ст. опухолей носоглотки больные жалуются на заложенность уха и шум в ухе; несколько позднее присоединяется понижение слуха, когда возникает непро­ходимость евстахиевой трубы и воспаление среднего уха.

Среди наших 53 больных с опухолями носоглотки четверо обратились с жалобами на неприятные ощущения в ушах, у них была установлена I и III ст. процесса. При про­растании опухоли в крылонебную ямку и к основанию черепа бывают особенно сильные головные боли, развиваются парезы и параличи черепно-мозговых нервов, что наблю­далось нами у 8 больных, обратившихся в IV ст. Заметили свое заболевание лишь при обнаружении увеличенных лимфоузлов на шее (II и III ст.) 13 больных из 53. Реже вначале предъявлялись жалобы на общую слабость, на боли при глотании пищи, боли в области шеи, в зубах.

О трудности ранней диагностики опухолей глотки свидетельствует и тот факт, что жалобы чаще всего предъявляются в поздних стадиях развития опухоли, когда больные и обращаются за помощью.

При раковых опухолях ротоглотки самыми ранними симптомами I ст. являются лишь ощущения неловкости, а со II—III ст. присоединяется и боль при глотании с ирра­диацией в ухо на стороне поражения. Саркоматозные опухоли ротоглотки, чаще расту­щие экзофитно, в I и II ст. обычно вызывают лишь ощущения постороннего тела в глот­ке без боли. При всех видах опухолей ротоглоточной локализации, приближающихся к размерам грецкого ореха, становится характерным изменение речи за счет сужения глоточного просвета и нарушения моторики мягкого неба. Лишь при больших опухолях: (с куриное яйцо и более) нарушается и глотание.

Из 59 больных с опухолями ротоглотки нами обследовано в I ст. 4, во II ст. — 19, в III ст. — 27, в IV ст. — 9. Таким образом, большинство больных со злокачественными опухолями ротоглотки, несмотря на ее доступность осмотру даже самим больным при помощи зеркала, обратились во II—III ст. У 30 больных первыми симптомами были ощущения неловкости или болезненности при глотании. У 8 больных опухоль была диаг­ностирована врачом при обращении больного по поводу высокой температуры (38—39°) и резкой боли при глотании, что объяснялось, видимо, сопутствующим острым воспа­лением. Увеличение лимфатических узлов шеи как первый признак заболевания отметили 10 больных. В момент же установления диагноза лимфатические узлы шеи оказались увеличенными у 36 больных на 59, причем у 14 из них была установлена II ст., у 16 — III, а у 6 — IV. С опухолями гортаноглотки нами обследовано в I ст. 2 больных, во II ст. — 1, в III ст. — 21, в IV ст. — 4.

Опухоли гортаноглотки не только в I, но и во II ст. могут протекать совершенно бессимптомно или сопровождаться признаками, характерными для ряда других забо­леваний. Такие жалобы, как неловкость в горле, першение, щекотание, чувство инород­ного тела, предъявляемые больными, трактуются врачом как фарингит, хронический тонзиллит, невроз, канцерофобия. По мере роста опухоли эти ощущения усиливаются и переходят в дисфагию. При росте опухоли в сторону гортани раньше изменяется голос, и нарушается дыхание до развития стеноза включительно. По нашим наблюдениям у 11 больных с опухолями гортаноглотки во II и III ст. вначале были жалобы лишь на не­ловкость в горле и только по прошествии некоторого времени — на затруднение при, глотании пищи, особенно твердой. Увеличение лимфоузлов шеи как первый признак, заболевания, послуживший причиной обращения за медицинской помощью, отмечено 2 больными, из которых у I была II, а у другого III ст.

Причина запоздалой диагностики опухолей глотки кроется в том, что в начале забо­левание протекает при таких симптомах, происхождение которых врачом из-за недоста­точной онкологической настороженности неправильно истолковывается. Поскольку не­сравненно более часты ангины, хронические фарингиты и тонзиллиты, жалобы при кото­рых так сходны с начальными жалобами при опухолях глотки, то о возможности опухоли у врача даже не возникает мысли. Об этом свидетельствуют и наши данные. Сре­ди обследованных нами больных с опухолями глотки у 45% вначале проводилась противовоспалительная терапия, что указывает на диагностирование воспалительного про­цесса, а не опухоли. Это подтверждается и тем, что 20% больных с опухолями глотки до установления правильного диагноза назначали физиотерапию, у 5% произведена радикальная операция на гайморовой пазухе, у 5% произведено иссечение лимфоузлов по, подозрению на лимфаденит, после же нахождения в лимфоузле опухолевого процесса проводилась лучевая терапия, причем у 4 больных первичный опухолевый очаг и тогда оставался не выявленным, видимо, потому, что подозревалась первичная опухоль иной локализации. У 4% больных метастазы в лимфоузлы шеи были приняты за туберкулез­ный лимфаденит, и больные длительное время лечились противотуберкулезными средствами без заметного улучшения, что и послужило основанием к пересмотру диагноза. Приведенные данные свидетельствуют о трудностях диагностики опухолей глотки, обусловленных малосимптомным течением болезни. Трудности усугубляются недоста­точным использованием врачами в своей практической деятельности накопленного опы­та по диагностике опухолей глотки, недостаточным знакомством с симптомами заболе­вания и клиническим их проявлением.

×

About the authors

P. D. Firsov

Medical Institute. S. V. Kurashova; City Oncological Dispensary

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Ear, Throat and Nose

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1968 Firsov P.D.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies