Robert Owen on physical development and comprehensive human education

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

At present, when physical development and all-round upbringing of a person have ceased to be only a theoretical problem and are already being practically carried out by our party and the Soviet state, the further development of this problem has attracted close attention of both scientists and practitioners of many specialties. This is understandable, since in order to make the eternal dream of the all-round improvement of humanity painful, it is necessary, both in theoretical and practical aspects, to study this problem in relation to modernity, which will help find a more correct way to resolve it.

Full Text

В настоящее время, когда физическое развитие и всестороннее воспитание человека перестали быть только теоретической проблемой и уже практически осуществляются нашей партией и советским государством, дальнейшее развитие этой проблемы привлекло к себе пристальное внимание как ученых, так и практиков многих специальностей. Это и понятно, так как, чтобы сделать извечную мечту о всестороннем совершенствовании человечества болью, необходимо как в теоретическом, так и в практическом аспектах изучить данную проблему применительно к современности, что поможет найти более правильный путь для ее разрешения.

Еще великий социалист-утопист Р. Оуэн уделял большое внимание всестороннему развитию личности. В связи с этим К. Маркс писал: «Из фабричной системы, как можно проследить в деталях у Роберта Оуэна, вырос зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей».1

Р. Оуэн среди социалистов-утопистов выделяется тем, что более глубоко разработал многие вопросы социологии, устройства будущего общества. Он предпринял попытку в рамках капиталистического общества осуществить на практике свои представления о более разумном обществе. Организованная им в Америке колония «Новая Гармония» вскоре распалась, а опыт создания подобных колоний больше никто в условиях капитализма не повторял.

Р. Оуэн смело указывал на порочность капиталистического общества в печати и выступал с речами в парламенте, где настойчиво требовал осуществления своих взглядов. Недооценка классовой борьбы, а также захвата политической власти пролетариатом навсегда оставила его за чертой представителей научного социализма.

Взгляды Р. Оуэна, как и других социалистов-утопистов, на преобразование общества носили идеалистический характер. Он мечтал преобразовать капиталистическое общество в социалистическое не путем коренного революционного переустройства общества, а путем просвещения, мирно, без борьбы. Социальные несправедливости, по его мнению, являлись результатом невежества членов общества. Ошибочность взглядов Р. Оуэна на общество объясняется тем, что он жил в период, когда противоречия между буржуазией и пролетариатом еще полностью не вскрылись. К. Маркс, давая характеристику социалистам-утопистам, писал по этому поводу: «Первые социалисты (Фурье, Оуэн, Сен-Симон и др.) должны были неизбежно— поскольку общественные отношения не были еще достаточно развиты, чтобы позволить рабочему классу организоваться в борющийся класс, — ограничиваться мечтами об образцовом обществе будущего и осуждать все попытки рабочего класса, так же как стачки, союзы и политические выступления, направленные хотя бы на некоторое улучшение его участи»2

Однако в разработке вопроса о всестороннем развитии человека Р. Оуэн предстал перед нами как гениальный мыслитель. Он считал, что «первоочередной задачей общины всегда будет предоставление всем ее членам наилучшего физического, нравственного и умственного воспитания».3 Таким образом, в вопросе формирования всестороннего человека на первое место он ставил физическое воспитание как основу всего последующего воспитания. В сохранении здоровья он видел один из главных принципов будущего совершенного общества Здоровье, физическое совершенство и умственное воспитание, по его мнению, принесут истинное счастье человечеству. Б отличие от многих идеалистов более позднего времени (Г. Спенсер, Дьюй, Торндайк и другие), которые представляли себе воспитание как реализацию «изначальных, наметок природы», он считал, что при помощи воспитания можно сделать человека не только физически совершенным, но и воздействовать на его физическую природу в целях ее дальнейшего совершенствования. Он утверждал: «... становится очевидным, что человеческую природу можно усовершенствовать и что человеку можно сформировать характер, какой он должен иметь в интересах и для благополучия всех»4. Во всестороннем воспитании человека он также видел разностороннюю одаренность людей, которая приведет к тому, что в обществе будут люди далеко не однообразные, высоко гумацные и трудолюбивые. О данном его положении свидетельствуют следующие мысли: «...при таком воспитании детей и при таких условиях, созданных для взрослых, не возникает однообразной породы людей; они будут существами, полными здоровья, активности и энергии, наделенными при помощи образования самыми лучшими и приятными склонностями и воспитанными вне себялюбивых тенденций, так что у них никогда не возникнет исключительно личных стремлений»[5] 6. На заданный ему вопрос на одном из выступлений, «не следует ли опасаться, что предлагаемое вами устройство поведет к скучному единообразию характеров, будет подавлять таланты и лишит человечество надежд на дальнейшее совершенствование?», он ответил, что произойдет как раз обратное, так как возможности, создаваемые новым устройством общества, «будут содействовать совершенствованию лучших сторон человеческого характера».

Всестороннее воспитание человека, в том числе и физическое, он рассматривал не как самоцель, а как необходимость быть трудоспособным, быть активным членом общества в производстве материальных благ. Труд, по его представлению, в совершенном обществе должен носить естественный характер, и трудиться должен каждый, исходя из принципа равенства обязанностей, «видоизмененных в зависимости от физической и умственной пригодности», что равнозначно великому коммунистическому принципу — «От каждого по способности, каждому по потребности». Особое внимание он уделял правильно направленному физическому труду, который, по его выражению, должен являться «источником всеобщего богатства и народного благосостояния». Взгляд его на труд был достаточно широк. В нем он видел не только средство для производства материальных благ, но и меру воздействия на человека в его воспитании как в физическом, так и в нравственном отношениях. Труд для членов совершенного общества, по его мнению, «будет давать им избыток всего, что необходимо для комфортабельного существования, во-вторых, они получат возможность отучиться от многих, в сущности даже от всех дурных навыков, созданных современным плохим устройством общества; затем подрастающее поколение приобретет хорошие навыки и таким путем отпадут все условия, противопоставляющие человека человеку, и возникнут новые, которые поведут к объединению всех в сознании одного общего интереса, правильно понимаемого каждым. Люди сумеют затем культивировать в себе самые ценные интеллектуальные качества, которые при правильном их направлении могут так много дать для человеческого счастья» [7].

Борясь за улучшение быта трудящихся, в период его активной деятельности (в конце XVIII и в начале XIX вв.), Р. Оуэн одновременно гневно критиковал существующие порядки капиталистического общества, в котором из-за отсутствия каких-либо ограничений наживы страдают трудящиеся как физически, так и нравственно. Правильно критикуя капиталистическое общество за создание неблагоприятных условий, влияющих на здоровье, он вместе с тем ошибочно обвинял и родителей за то, что они отдавали на работу детей раннего возраста. Р. Оуэн не мог понять, что в ухудшении «умственной и физической конституции» виноваты не родители, а система капиталистического общества.

В целях значительно лучшего воспитания человека в физическом и нравственном отношении он требовал в неотложном порядке сократить рабочий день до 12 часов, включая в этот срок 1,5 часа на обед. Он предлагал запретить детский труд до 10-летнего возраста, а детям до 12 лет ограничить рабочий день 6 часами. Но чтобы физическая, умственная и научная деятельность гармонично сочеталась, он считал необходимым перестроить не только всю систему воспитания, но и весь бъіт, условия труда и населенные пункты, где проживают трудящиеся. Он предлагал строить жилищные массивы вдалеке от промышленных предприятий, окружив их садами, парками и аллеями, что обеспечивало бы жителям «здоровый и приятный воздух». Вместо рабочего дня в промышленных городах до 16 часов в сутки, который весьма неблагоприятно влиял на здоровье и естественную жизнерадостность, в проектируемых им поселках он предполагал установить 8-часовой рабочий день для взрослых «в здоровых и приятных условиях».

Он верил, что общество поймет, наконец, необходимость такой перестройки и создаст «эти убежища, необходимые для здоровья, благоденствия, совершенствования и счастья рабочих классов и возрастающего народонаселения»[8]. Кстати говоря, вопреки «теории» Мальтуса, пугавшего всех тем, что главной причиной бедственного положения трудящихся является чрезмерно быстрый рост населения, Р. Оуэн утверждал, что «ежегодный прирост населения совершается в арифметической прогрессии; в то же время каждый человек приносит в хозяйство новые силы, которые при помощи науки при правильном руководстве позволяют производить количество продуктов питания, превосходящее в десять раз потребление. Таким образом, правильное и тщательное изучение вопроса показывает, что до тех пор, пока вся земля не превратится в великолепно обработанный сад, опасение излишнего прироста населения является простым порождением фантазии...»

В наше время понятие о всесторонне развитом человеке более емкое и включает в себя не только физическое, умственное, но и моральное и эстетическое воспитание. Всесторонне развитая личность будущего коммунистического общества — это человек, имеющий хорошее здоровье, гармонично физически развитый, получивший высокое умственное воспитание, нравственно выдержанный, эстетически образованный, являющийся патриотом Родины, которому также присущи пролетарский интернационализм и гуманизм. Однако и нам небезынтересны представления о физически и всесторонне развитом человеке тех, кто впервые ставил этот вопрос и доступными для того времени методами боролся за это.

 

1 К.Маркс и Ф.Энгельс Соч.изд.2 т.23 стр.494-495

2 Там же изд.2 т.18 стр.298

3 Р.Оуэн. Соч., изд. АН СССР, т. 1, 1950, стр. 280

4 Р. Оуэн. Соч., изд.АН СССР, т. 1, 1950, стр. 83.

[5] Там же,стр.124—125.

[6] Там же, стр.118.

[7] Там же, стр. 127.

[8] Т. Р. Оуэн там же, стр.130.

×

About the authors

S. Y. Chikin

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Moscow

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1965 Chikin S.Y.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.