Роберт Оуэн о физическом развитии и всестороннем воспитании человека
- Авторы: Чикин С.Я.
- Выпуск: Том 46, № 3 (1965)
- Страницы: 101-103
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 13.02.2021
- Статья одобрена: 13.02.2021
- Статья опубликована: 14.05.1965
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/60824
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj60824
- ID: 60824
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время, когда физическое развитие и всестороннее воспитание человека перестали быть только теоретической проблемой и уже практически осуществляются нашей партией и советским государством, дальнейшее развитие этой проблемы привлекло к себе пристальное внимание как ученых, так и практиков многих специальностей. Это и понятно, так как, чтобы сделать извечную мечту о всестороннем совершенствовании человечества болью, необходимо как в теоретическом, так и в практическом аспектах изучить данную проблему применительно к современности, что поможет найти более правильный путь для ее разрешения.
Ключевые слова
Полный текст
В настоящее время, когда физическое развитие и всестороннее воспитание человека перестали быть только теоретической проблемой и уже практически осуществляются нашей партией и советским государством, дальнейшее развитие этой проблемы привлекло к себе пристальное внимание как ученых, так и практиков многих специальностей. Это и понятно, так как, чтобы сделать извечную мечту о всестороннем совершенствовании человечества болью, необходимо как в теоретическом, так и в практическом аспектах изучить данную проблему применительно к современности, что поможет найти более правильный путь для ее разрешения.
Еще великий социалист-утопист Р. Оуэн уделял большое внимание всестороннему развитию личности. В связи с этим К. Маркс писал: «Из фабричной системы, как можно проследить в деталях у Роберта Оуэна, вырос зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей».1
Р. Оуэн среди социалистов-утопистов выделяется тем, что более глубоко разработал многие вопросы социологии, устройства будущего общества. Он предпринял попытку в рамках капиталистического общества осуществить на практике свои представления о более разумном обществе. Организованная им в Америке колония «Новая Гармония» вскоре распалась, а опыт создания подобных колоний больше никто в условиях капитализма не повторял.
Р. Оуэн смело указывал на порочность капиталистического общества в печати и выступал с речами в парламенте, где настойчиво требовал осуществления своих взглядов. Недооценка классовой борьбы, а также захвата политической власти пролетариатом навсегда оставила его за чертой представителей научного социализма.
Взгляды Р. Оуэна, как и других социалистов-утопистов, на преобразование общества носили идеалистический характер. Он мечтал преобразовать капиталистическое общество в социалистическое не путем коренного революционного переустройства общества, а путем просвещения, мирно, без борьбы. Социальные несправедливости, по его мнению, являлись результатом невежества членов общества. Ошибочность взглядов Р. Оуэна на общество объясняется тем, что он жил в период, когда противоречия между буржуазией и пролетариатом еще полностью не вскрылись. К. Маркс, давая характеристику социалистам-утопистам, писал по этому поводу: «Первые социалисты (Фурье, Оуэн, Сен-Симон и др.) должны были неизбежно— поскольку общественные отношения не были еще достаточно развиты, чтобы позволить рабочему классу организоваться в борющийся класс, — ограничиваться мечтами об образцовом обществе будущего и осуждать все попытки рабочего класса, так же как стачки, союзы и политические выступления, направленные хотя бы на некоторое улучшение его участи»2
Однако в разработке вопроса о всестороннем развитии человека Р. Оуэн предстал перед нами как гениальный мыслитель. Он считал, что «первоочередной задачей общины всегда будет предоставление всем ее членам наилучшего физического, нравственного и умственного воспитания».3 Таким образом, в вопросе формирования всестороннего человека на первое место он ставил физическое воспитание как основу всего последующего воспитания. В сохранении здоровья он видел один из главных принципов будущего совершенного общества Здоровье, физическое совершенство и умственное воспитание, по его мнению, принесут истинное счастье человечеству. Б отличие от многих идеалистов более позднего времени (Г. Спенсер, Дьюй, Торндайк и другие), которые представляли себе воспитание как реализацию «изначальных, наметок природы», он считал, что при помощи воспитания можно сделать человека не только физически совершенным, но и воздействовать на его физическую природу в целях ее дальнейшего совершенствования. Он утверждал: «... становится очевидным, что человеческую природу можно усовершенствовать и что человеку можно сформировать характер, какой он должен иметь в интересах и для благополучия всех»4. Во всестороннем воспитании человека он также видел разностороннюю одаренность людей, которая приведет к тому, что в обществе будут люди далеко не однообразные, высоко гумацные и трудолюбивые. О данном его положении свидетельствуют следующие мысли: «...при таком воспитании детей и при таких условиях, созданных для взрослых, не возникает однообразной породы людей; они будут существами, полными здоровья, активности и энергии, наделенными при помощи образования самыми лучшими и приятными склонностями и воспитанными вне себялюбивых тенденций, так что у них никогда не возникнет исключительно личных стремлений»[5] 6. На заданный ему вопрос на одном из выступлений, «не следует ли опасаться, что предлагаемое вами устройство поведет к скучному единообразию характеров, будет подавлять таланты и лишит человечество надежд на дальнейшее совершенствование?», он ответил, что произойдет как раз обратное, так как возможности, создаваемые новым устройством общества, «будут содействовать совершенствованию лучших сторон человеческого характера».
Всестороннее воспитание человека, в том числе и физическое, он рассматривал не как самоцель, а как необходимость быть трудоспособным, быть активным членом общества в производстве материальных благ. Труд, по его представлению, в совершенном обществе должен носить естественный характер, и трудиться должен каждый, исходя из принципа равенства обязанностей, «видоизмененных в зависимости от физической и умственной пригодности», что равнозначно великому коммунистическому принципу — «От каждого по способности, каждому по потребности». Особое внимание он уделял правильно направленному физическому труду, который, по его выражению, должен являться «источником всеобщего богатства и народного благосостояния». Взгляд его на труд был достаточно широк. В нем он видел не только средство для производства материальных благ, но и меру воздействия на человека в его воспитании как в физическом, так и в нравственном отношениях. Труд для членов совершенного общества, по его мнению, «будет давать им избыток всего, что необходимо для комфортабельного существования, во-вторых, они получат возможность отучиться от многих, в сущности даже от всех дурных навыков, созданных современным плохим устройством общества; затем подрастающее поколение приобретет хорошие навыки и таким путем отпадут все условия, противопоставляющие человека человеку, и возникнут новые, которые поведут к объединению всех в сознании одного общего интереса, правильно понимаемого каждым. Люди сумеют затем культивировать в себе самые ценные интеллектуальные качества, которые при правильном их направлении могут так много дать для человеческого счастья» [7].
Борясь за улучшение быта трудящихся, в период его активной деятельности (в конце XVIII и в начале XIX вв.), Р. Оуэн одновременно гневно критиковал существующие порядки капиталистического общества, в котором из-за отсутствия каких-либо ограничений наживы страдают трудящиеся как физически, так и нравственно. Правильно критикуя капиталистическое общество за создание неблагоприятных условий, влияющих на здоровье, он вместе с тем ошибочно обвинял и родителей за то, что они отдавали на работу детей раннего возраста. Р. Оуэн не мог понять, что в ухудшении «умственной и физической конституции» виноваты не родители, а система капиталистического общества.
В целях значительно лучшего воспитания человека в физическом и нравственном отношении он требовал в неотложном порядке сократить рабочий день до 12 часов, включая в этот срок 1,5 часа на обед. Он предлагал запретить детский труд до 10-летнего возраста, а детям до 12 лет ограничить рабочий день 6 часами. Но чтобы физическая, умственная и научная деятельность гармонично сочеталась, он считал необходимым перестроить не только всю систему воспитания, но и весь бъіт, условия труда и населенные пункты, где проживают трудящиеся. Он предлагал строить жилищные массивы вдалеке от промышленных предприятий, окружив их садами, парками и аллеями, что обеспечивало бы жителям «здоровый и приятный воздух». Вместо рабочего дня в промышленных городах до 16 часов в сутки, который весьма неблагоприятно влиял на здоровье и естественную жизнерадостность, в проектируемых им поселках он предполагал установить 8-часовой рабочий день для взрослых «в здоровых и приятных условиях».
Он верил, что общество поймет, наконец, необходимость такой перестройки и создаст «эти убежища, необходимые для здоровья, благоденствия, совершенствования и счастья рабочих классов и возрастающего народонаселения»[8]. Кстати говоря, вопреки «теории» Мальтуса, пугавшего всех тем, что главной причиной бедственного положения трудящихся является чрезмерно быстрый рост населения, Р. Оуэн утверждал, что «ежегодный прирост населения совершается в арифметической прогрессии; в то же время каждый человек приносит в хозяйство новые силы, которые при помощи науки при правильном руководстве позволяют производить количество продуктов питания, превосходящее в десять раз потребление. Таким образом, правильное и тщательное изучение вопроса показывает, что до тех пор, пока вся земля не превратится в великолепно обработанный сад, опасение излишнего прироста населения является простым порождением фантазии...»
В наше время понятие о всесторонне развитом человеке более емкое и включает в себя не только физическое, умственное, но и моральное и эстетическое воспитание. Всесторонне развитая личность будущего коммунистического общества — это человек, имеющий хорошее здоровье, гармонично физически развитый, получивший высокое умственное воспитание, нравственно выдержанный, эстетически образованный, являющийся патриотом Родины, которому также присущи пролетарский интернационализм и гуманизм. Однако и нам небезынтересны представления о физически и всесторонне развитом человеке тех, кто впервые ставил этот вопрос и доступными для того времени методами боролся за это.
1 К.Маркс и Ф.Энгельс Соч.изд.2 т.23 стр.494-495
2 Там же изд.2 т.18 стр.298
3 Р.Оуэн. Соч., изд. АН СССР, т. 1, 1950, стр. 280
4 Р. Оуэн. Соч., изд.АН СССР, т. 1, 1950, стр. 83.
[8] Т. Р. Оуэн там же, стр.130.
Список литературы
Дополнительные файлы
