Development of higher medical education in the USSR

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

It is known that in Russia, in contrast to the countries of Western Europe, higher medical education began to develop much later. If in Italy and France the training of doctors began in the XV-XVI centuries. then in Russia the first medical faculty (at Moscow University) was opened a little more than 200 years ago, that is, in 1764.

Full Text

Известно, что в России, в отличие от стран Западной Европы, выс­шее медицинское образование начало развиваться значительно позже. Если в Италии и Франции подготовка врачей началась в XV—XVI вв. то в России первый медицинский факультет (при Московском универ­ситете) был открыт немногим более 200 лет тому назад, т. е. в 1764 г.

В царской России высшее медицинское образование развивалось крайне медленно. Так, спустя лишь более 50 лет после открытия первого факультета был открыт меди­цинский факультет при Казанском университете. До Октябрьской революции подго­товка врачебных кадров осуществлялась только в 16 учебных заведениях, из них на территории современной Российской Федерации — лишь в Москве (в двух), Петро­граде (в двух), Перми, Саратове, Казани и Томске. И не случайно в 1913 г. обеспе­ченность врачами населения составляла: на территории, соответствующей современной Грузинской ССР— 1,3 на 10 000 населения, Азербайджанской — 1,2, Армянской — 0,6, Туркменской—0,5, Узбекской и Казахской — 0,3, Киргизской — 0,2, Таджикской — 0,1. Никакой медицинской помощи в этих районах по сути дела не было. Как, например, могли оказывать медицинскую помощь всему населению при высоком уровне инфек­ционных заболеваний и постоянных эпидемиях оспы, холеры, тифа, дизентерии, скар­латины, кори, дифтерии и др. 19 врачей, проживавших на территории современного Таджикистана, 21 — на территории Киргизии, 70 — на территории Туркмении и т. Д- Плохо были обеспечены и многие отдаленные районы и губернии, ныне входящие в состав РСФСР. Так, на территории, соответствующей теперь Мурманской области, ра­ботало всего лишь 2 врача (в 1965 г.—2619), Марийской АССР — 21 (в 1965 г.— 1101), Чувашской АССР—40 (в 1965 г. — 1536), Кабардино-Балкарской АССР — И (в 1965 г.— 1169), во всем Восточно-Сибирском районе — 420 (в 1965 г.— 13 989) и т. д.

Такое положение объяснялось не только тем, что в этих районах не было меди­цинских факультетов, но и тем, что контингент действующих факультетов был крайне мал и составлял всего около 9 000 чел. при ежегодном выпуске в предвоенные годы примерно 1500 врачей.

Сейчас в Москве около 14 000 студентов-медиков. Только москов­ские медицинские вузы в 1968 г. выпустят около 2000 врачей, что в 1,3 раза больше, чем выпускалось их во всей дореволюционной России. Естественно, что Советская власть не могла мириться с таким положе­нием в подготовке врачебных кадров. Партия и правительство с пер­вых же лет принимают активные меры по ускорению и расширению под­готовки врачей.

Еще шла гражданская война, а по декрету В. И. Ленина уже в 1919 г. при вновь организованном университете в г. Астрахани открывается медицинский факультет. Позже медицинские факультеты были открыты в г. Омске, Смоленске, Иркутске, Баку, Ташкенте и ряде других. Всего за первые пять лет Советской власти было открыто 16 высших учебных заведений и факультетов по подготовке врачей в различных географических зонах страны.

Однако в связи с затянувшейся гражданской войной, следствием ко­торой явилось резкое ухудшение санитарного состояния страны, в июле 1920 г. было принято постановление Совета Труда и Обороны «О моби­лизации студентов — медиков и медичек всех курсов медицинских фа­культетов всех университетов и военно-медицинской академии» на более ускоренное прохождение учебной программы. Конечно, это влекло за собой некоторое ухудшение подготовки врачей, однако в данной кон­кретной обстановке такой шаг нашего правительства был единственно правильным.

Как только закончилась гражданская война, все медицинские фа­культеты вошли в свой нормальный ритм. Но это был уже не ритм до­революционного периода, а совершенно новый, отвечающий требова­ниям советской высшей школы.

Все дисциплины начали преподаваться с позиций профилактическо­го направления в здравоохранении, как чисто медицинского, так и со­циального характера. Все это наряду с новым укладом советской жизни позволило формировать врача с совершенно иной психологией и мо­ралью, врача, которому было чуждо стяжательство, а целью жизни являлось бескорыстное служение народу.

Значительные сдвиги в расширении высшего медицинского образо­вания произошли в нашей стране в годы первой пятилетки. Особен­ностью этого периода было открытие новых медицинских вузов в самых отдаленных, а также в бурно развивающихся в экономическом отноше­нии районах нашей страны, причем в этот момент новые медицинские вузы формируются как самостоятельные высшие учебные заведения, а медицинские факультеты университетов выделяются также в само­стоятельные вузы. В 1930 г. организуются новые вузы в г. Иванове, Куйбышеве, Хабаровске, 1931 г.—в Алма-Ате, Самарканде, Сверд­ловске, Симферополе, Донецке, в 1932 г. — в Архангельске, Уфе, Махач­кале, Ижевске, Ашхабаде и т. д. Всего за период с 1929 по 1935 г. по­явились новые медицинские вузы в 24 городах в самых различных гео­графических районах.

Именно в этот период в июне 1930 г. было принято важное поста­новление СНК РСФСР «О реорганизации системы подготовки врачебных кадров».

Это постановление отметило два серьезных недостатка в подготовке врачей. В по­становлении подчеркивалось, что, с одной стороны, медицинские вузы принимают слишком малый контингент студентов, с другой стороны, качество подготовки врачей не отвечает требованиям практической работы. В целях устранения этих недостатков были приняты меры, как указывалось выше, по расширению сети медицинских вузов, а также по улучшению качества подготовки: каждый студент-медик после окончания 4-летнего обучения в вузе должен был в течение одного года пройти практику непосредственно в лечебных учреждениях под руководством квалифицированных специалистов,

Этим же постановлением подготовка аспирантов для медицинских вузов передавалась из системы Наркомпроса Наркомздраву, что имело большое значение с точки зрения более качественной подготовки их.

В этот же период (в июне 1931 г.) было принято постановление ЦК ВКП(б) «О медицинских кадрах», где были отмечены, наряду с неко­торыми успехами в подготовке врачебных кадров, и серьезные недо­статки.

Постановление предусматривает уже с 1932 г. увеличение приема студентов в ме­дицинские вузы до 25 000 чел., а также значительное расширение аспирантуры. Только по РСФСР контингент приема в аспирантуру увеличился с 365 чел. в 1931 г. до 700 в 1932 г. Постановление сосредоточивало также внимание ученых-медиков на раз работке наиболее важных медицинских проблем, имеющих теоретическое и практическое значение и отвечающих текущим задачам.

В постановлении обращалось внимание на улучшение преподавания общественных и теоретических дисциплин, на повышение квалификации преподавательского состава, на создание и выпуск в достаточном количестве хороших учебников, руководств и по­собий. На местные партийные органы возлагалось усиление руководства деятельностью высших медицинских учебных заведений.

Спустя два месяца (22 августа 1931 г.) Совет Народных Комис­саров РСФСР принял постановление, в котором предусматривались до­полнительные меры по расширению и улучшению качества подготовки врачей. Наркомздраву рекомендовалось организовать заочное обучение в медвузах средних медицинских работников. Особое внимание обра­щалось на то, чтобы значительно расширить подготовку медицинских работников из национальных меньшинств.

В этот период происходит также дальнейшая специализация под­готовки врачей: во многих институтах организуются педиатрические и санитарно-гигиенические факультеты, а также открываются специаль­ные вузы по подготовке врачей-стоматологов (Московский медицинский стоматологический институт).

Важным обстоятельством в деле дальнейшего развития высшего медицинского образования являлась передача высших медицинских учебных заведений в непосредственное подчинение Наркомздраву РСФСР. Это позволяло более квалифицированно решать вопросы как с точки зрения количественного состава подготовки врачебных кадров, более рационального использования медицинских учреждений под кли­нические базы вузов, так и с точки зрения их оснащения, улучшения ка­чества подготовки специалистов и дальнейшего развития медицинской науки силами профессорско-преподавательского состава вузов.

В сентябре 1934 г. было принято постановление ЦИК СССР «О под­готовке врачей». В нем указывалось, что общий контингент студентов в медицинских вузах возрос с 26,1 тыс. в 1928 г. до 48 тыс. в 1934 г. при увеличении числа медицинских вузов с 25 до 49 за этот же период.

Вместе с тем отмечалось, что в институтах еще плохо ведется пре­подавание нормальной и патологической анатомии, физиологии, биохи­мии и других теоретических дисциплин, без которых невозможна подго­товка квалифицированных специалистов. Постановление предусматри­вало увеличение контингентов приема студентов с 15,6 тыс. в 1934 г. до 103,6 тыс. в 1937 г. Этим же документом устанавливался 5-летний срок обучения, в 14 вузах были организованы педиатрические факуль­теты, а в 10 — подготовка санитарных врачей. Коэффициент подготовки специалистов был установлен в следующей пропорции: 75% — лечебные факультеты, 15% — педиатрические, 10% —санитарно-гигиенические.

Постановлением разрешалась подготовка врачей из среднего медицинского персо­нала на вечерних факультетах, но запрещалось обучение на заочных факультетах. Предлагалось также пересмотреть учебные планы и программы с целью усиления пре­подавания специальных медицинских дисциплин за счет ликвидации излишней много- предметности, обращалось внимание на улучшение военно-санитарной подготовки, для всех факультетов устанавливалась единая общетеоретическая подготовка в течение 2,5 лет.

Суровые испытания пришлось перенести нашим медицинским вузам в годы Великой Отечественной войны, когда многие из них в связи с приближением линии фронта были эвакуированы в глубокий тыл.

Воронежский медицинский институт был эвакуирован в Ульяновск, 1-й Москов­ский — в Уфу, Киевский — в Челябинск, Ленинградские медицинские вузы — в Крас­ноярск и т. д. Ряд институтов (Куйбышевский, Курский, Смоленский, Ростовский, Став­ропольский и др.) вынужден был временно прекратить свою работу. Однако в не­которых городах (Челябинск, Красноярск и др.) после реэвакуации медицинских институтов сохранились самостоятельные вузы. Все институты, временно прекратив­шие функционирование, уже в 1943—1945 гг. полностью были восстановлены.

После войны сеть медицинских институтов продолжала расти. Осо­бое внимание было обращено на развитие медицинских институтов в районах Урала, Сибири и Дальнего Востока.

За послевоенные годы были организованы институты во Владивостоке, Благове­щенске, Чите, Барнауле, Кемерове, Тюмени, Якутске (факультет при университете)- Ряд вузов и медицинских факультетов был организован также и в других городах: Рязани, Калинине, Актюбинске, Андижане, Караганде, Каунасе, Луганске, Риге, Се­мипалатинске, Тернополе, Целинограде. Были открыты медицинские факультеты в Пет­розаводском, Кабардино-Балкарском, Чебоксарском, Саранском университетах.

Организация медицинских вузов и медицинских факультетов при университетах в автономных республиках позволила подготовить боль­шое количество врачей из коренного населения этих республик, а для подготовки врачей из народностей Крайнего Севера были открыты специальные интернаты при Хабаровском, Красноярском и Омском ин­ститутах (последний переведен теперь в Тюменский институт).

Благодаря этому сейчас только в РСФСР число врачей из коренного населения автономных республик составляет: татарской национальности—4915, осетин — 1110, чувашей — 887, башкир—745, бурят — 549, удмуртов — 519, коми — 390, мордвы—- 333, якутов — 320, аварцев — 297, кабардино-балкарцев— 246, чеченцев и ингушей — 203, лакцев — 203, кумыков — 186, лезгин — 158, даргинцев — 142, марийцев — 165, кал­мыков — 90, карелов — 98, адыгейцев — 88, хакассов — 69. При этом следует отме­тить, что до революции таких специалистов можно было сосчитать по пальцам. А что касается народностей Крайнего Севера, то теперь 1 врач коренной национальности среди большинства из них приходится на 200—300 чел. своей народности. В настоящее время только в медицинских вузах Российской Федерации обучается около 3000 сту­дентов из коренного населения всех автономных республик РСФСР.

В настоящее время в СССР функционирует 76 медицинских вузов (не считая фармацевтических) и 9 медицинских факультетов при уни­верситетах и в них 82 лечебных факультета, 41 педиатрический, 25 са­нитарно-гигиенических и 35 стоматологических. Таким образом, из 800 высших медицинских школ всего мира, где готовятся врачи, более 10% находятся в Советском Союзе.

Ежегодный прием студентов составляет теперь более 48 000 чел., а выпуск — более 30 000, что в 20 с лишним раз превышает данные 1913 г., хотя население нашей страны увеличилось за это время лишь на 47%. Именно благодаря этому теперь армия врачей в нашей стране насчи­тывает более 600 000 чел., в то время как в 1913 г. их было немногим более 28 000.

С каждым годом увеличивается число докторов и кандидатов наук в медицинских вузах. По состоянию на 1 января 1968 г. в медицинских вузах СССР работало 3756 докторов и 22 873 кандидата наук.

Следует отметить, что в связи с особым вниманием, которое уделя­ется в нашей стране здравоохранению, с каждым годом увеличивается тяга молодежи в медицинские вузы. В последние годы конкурс в сред­нем на все факультеты составлял более чем 4,5 чел. на место, а на днев­ные факультеты для лиц, не имеющих производственного стажа, в не­которых институтах он достигает 8—10 чел. В то же время в СІІІА на медицинские факультеты конкурс не превышает 1,5—1,8 чел. на место. Это находит свое объяснение и в том, что в нашей стране обучение яв­ляется бесплатным, а около3/4 всех студентов получают от государства стипендии, в то время как в США за каждый год обучения студент медик должен платить 1000 и более долларов. Такое же положение присуще всем капиталистическим странам. Ежегодное обучение на ме­дицинском факультете в Израиле стоит 450 израильских фунтов, в Ис­пании — 3000 песет, в Италии — 50 000 лир, в Канаде — до 700 долла­ров, в Англии — 70 фунтов стерлингов, во Франции— 100 новых фран­ков и т. д.

Увеличение контингента студентов-медиков происходит, конечно, и в капиталистических странах, однако темп этого прироста намного от­стает от роста в СССР. В настоящее время один выпускник-врач в на­шей стране приходится на 7,7 тыс. чел. населения, в Англии — на 19 тыс., в США — на 25 тыс., в Бразилии — на 46 тыс.

Перед медицинскими вузами СССР стоят большие задачи по улуч­шению качества подготовки будущих врачей, развитию медицинской науки, улучшению дела здравоохранения в нашей стране. Все они тре­буют пристального внимания к себе, но, учитывая, что в решении этих вопросов активное участие принимают наша партия, Советское прави­тельство, органы здравоохранения, можно с уверенностью сказать, что высшее медицинское образование и впредь будет развиваться успеш­но. Об этом убедительно свидетельствует тот взлет высшего медицин­ского образования в нашей стране, которого мы добились за 50 лет Со­ветской власти.

×

About the authors

S. A. Chakin

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1968 Chakin S.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies