Age-related morphological and functional changes in internal organs

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

According to the All-Union Population Census, the average life expectancy in the USSR has reached over 70 years. In terms of the proportion of centenarians in the total population, such republics as Georgia and Azerbaijan are in first and second places in the world (51 or more people aged 100 and over per 100,000 population).

Full Text

По данным Всесоюзной переписи населения, средняя продолжительность жизни в СССР достигла более 70 лет. По удельному весу долгожителей в общей численности населения такие республики, как Грузинская и Азербайджанская, стоят на первом и втором местах во всем мире (51 и более человек в возрасте 100 лет и старше на 100 000 населения).

Г. 3. Пицxелаури, А. С. Агаджанова (Тбилиси) отметили, что 55% из 590 обследованных долгожителей в возрасте от 80 до 100 лет и более были практи­чески здоровыми и не предъявляли жалоб. В структуре заболеваемости первое место занимает поражение органов сердечно-сосудистой системы (61%), второе — органов зрения (22.4%), третье — органов слуха (17.5%). четвертое — нервные заболевания (12,3%), пятое — заболевания органов дыхания (6 8%) и т. д.

Г. А. Машталер (Ивано-Франковск) считает ведущим фактором долголетия противоречивость физиологических процессов. Основные факторы противоречивого раз­вития высшего организма закладываются в момент соединения гамет, образования зи­готы, в которой объединяются не только глубоко отличающиеся по своим биохимиче­ским и физиологическим свойствам мужские и женские гаметы, но и линии развития наследственности отцовского и материнского организмов (отсюда понятно снижение жизненности организма при инбридинге). Противоречивость физиологических функций, создаваемая в зиготе, является основным фактором индивидуальной продолжительности жизни и единственным фактором (для высших существ) непрерывного сохранения и обновления жизни вида. Созданная при оплодотворении противоречивость поддержи­вается в течение всей жизни организма. Противоречивыми являются процессы ассими­ляции и диссимиляции, возбуждения и торможения, деятельности и отдыха. По прин­ципу противоположностей действуют отделы нервной системы — симпатическая и парасимпатическая, органы эндокринной системы, щитовидная железа, тимус, гипофиз и другие эндокринные органы. Гормоны самих органов, как правило, также неодно­родны. Инсулярный аппарат выделяет два различных гормона (инсулин и глюкагон). Аналогичное явление характерно для надпочечников. В работах последнего времени высказывается предположение о существовании двух фракций паратгормона, один из которых регулирует метаболизм кальция, а второй — фосфора. Фракции с противопо­ложным действием получены также из тимуса. Выделены различные фракции мужского гормона — метиландростендиол, норандростенол-фенилпропионат и метандростенол, характеризующиеся ослабленным андрогенным и повышенным анаболическим эф­фектом.

Противоречивость действия различных физиологических факторов изменяется в ор­ганизме в течение циклов его развития (детство, юность, возмужалость), что в целом является выражением саморегуляции организма, направленной на поддержание жиз­ненности и долголетия. Снижение противоречивости процессов приводит организм к старости, а прекращение их знаменует его смерть.

  1. М. Эйдерман (Тбилиси), анализируя 1169 протоколов вскрытий, изучил причины смертности лиц от 50 до 102 лет. Среди них на первом месте—сердечно-сосу­дистые заболевания (48,1%), на втором—злокачественные опухоли (19,1%), на третьем — заболевания мочеполовой системы (10,2%) и т. д. Причинами смерти жен­щин в основном являются атеросклероз в сочетании с гипертонической болезнью, ра­ковые заболевания, холецистит, хронический нефрит, у мужчин — атеросклероз, злока­чественные опухоли, гипертрофия простаты, язва желудка, пневмония. Атеросклероз у женщин является наиболее частым заболеванием в возрастной группе 70—74 лет (22,5%), а у мужчин —- 75—79 лет (27,3%). Злокачественные опухоли как причина смерти у женщин составили 14,9%, у мужчин —18,6%. Наибольшее число раковых опухолей отмечается у лиц в возрасте 60—69 лет.

B.К. Белецкий (Рязань) рассматривает атрофию мышечной оболочки, эласти­ческих мембран и волокон, замещение их ретикулиновыми и коллагеновыми волокнами как специфическую особенность артериальной стенки в позднем возрасте. В связи с потерей эластичности плотные и упругие стенки артерий под влиянием пульсовых волн постепенно растягиваются и истончаются. Происходит не сужение, а расширение про­света, не утолщение, а истончение стенки. Это послужило основой для выделения в осо­бую форму возрастного (позднего) склероза артерий. Для более четкого отграничения от других форм склероза ее следует определять, как атрофический склероз артерий. Старение протекает неравномерно, подобно тому, как неравномерно идет развитие в детском и подростковом возрасте. Старение не определяется календарным возрастом.

Так, согласно секционным данным, даже у лиц старше 80 лет возможно отсутствие ат­рофического склероза артерий. Таким образом не гиперпластические, а гипопластические и атрофические процессы характеризуют старение. Любой гиперпластический процесс клеточных структур и тканей в пожилом возрасте вообще обусловлен «поломкой» фи­зиологического возрастного процесса, т. е. является патологическим. Патологические процессы и болезни усложняют процесс старения, ускоряя и усиливая его. В пожилом возрасте слабее выражены процессы компенсации.

Вопрос об отнесении атеросклероза к проблеме геронтологии должен решаться с учетом изложенных данных. Характерные для атеросклероза гиперпластические процес­сы ничего общего не имеют с атрофическим склерозом артерий пожилого возраста. Атеросклероз является не природно-возрастным явлением, а заболеванием.

А. А. Ахметзянов (Казань) на основании изучения патологоанатомического материала пришел к заключению, что у туберкулезных больных сопутствующий атеро­склероз протекает тяжелее и с «опережением» возраста практически здоровых людей. При этом тяжесть атеросклероза зависит от длительности течения туберкулеза. Автор отвергает как несостоятельную мысль об антагонизме между этими заболева­ниями.

По данным В. К. Жгенти. Я. И. Татишвилли, Г. А Макашвилли, T. Н. Качахидзе, Т. И. Деканосидзе (Тбилиси), в старческом возрасте в межуточном веществе органов происходит скопление кислых мукополисахаридов, пре­имущественно гиалуроновой кислоты, и увеличение количества преколлагеновых аргиро­фильных вопокон с наличием некоторого дефицита собственно аргирофильных (ретику­линовых). Этот процесс совпадает во времени с огрубением коллагеновых структур, что дает основание рассматривать скопление кислых мукополисахаридов в межуточном веществе как следствие дискомплексации волокнистых структур, преимущественно кол­лагена, с последующим созданием коллагеновых структур, отличающихся от свойствен­ных молодому организму.

Однако как в старческом возрасте в целом, так и в возрасте долголетия степень нарастания перечисленных выше структурных изменений носит сугубо индивидуальный характер, и не всегда интенсивность структурных изменений совпадает с хронологиче­ским возрастом организма.

В.М. Далаки ш вили (Тбилиси) нейроморфологическими методами исследо­вания в полях коры больших полушарий головного мозга лиц пожилого возраста на­шел структурные особенности, выражающиеся в изменении физико-химических свойств нуклеопротеидов и смещении в щелочную сторону изоэлектрической точки митохонд­рий, ядрышка и эргастоплазмы. Они выявляются начиная с 66 лет, с возрастом про­грессируют и достигают максимума у долгожителей.

Н. А. Левкова (Запорожье) указала, что у лиц пожилого и старческого воз­раста миокард подвергается гипертрофии, а не атрофии. В нормальном миокарде у лиц пожилого и старческого возраста количество коллагеновой ткани, эластических и арги­рофильных волокон не увеличивается, изменяется лишь их структура. Только в случае кардиосклероза, связанного с патологией, количество коллагеновой ткани нарастает. В пожилом и старческом возрасте под влиянием эластазы эластические волокна быст­рее подвергаются эластолизѵ, чем в молодом. С возрастом в интрамуральных сосудах сердца наблюдаются грыжевидные выпячивания стенки сосуда в просвет его. В то же время имеется прямая зависимость старческих изменений в миокарде от возрастных из­менений в интрамуральных сосудах. После 40 лет в 90% всех наблюдаемых случаев отмечаются возрастные изменения в интрамуральных сосудах и соответственно этому и изменения в миокарде. На основании этого автор допускает мысль, что миокард сам по себе стареет очень медленно, потому что обладает большими резервными возможностя­ми функции и структуры.

Данные А. Г. Яхнипа, Н. А. Левковой (Запорожье) свидетельствуют, что в молодом возрасте в стенке сосудов сердца и межуточной ткани содержатся преиму­щественно гиалуронидазолабильные, кислые мукополисахариды типа гиалуроновой кис­лоты и хондроитин сульфатов А и С (интенсивность окраски подавляется тестикуляр­ной гиалуронидазой). Кислые мукополисахариды типа хондроитинсульфата В опреде­ляются только в стенке крупных сосудов (гиалуронидаза не изменяет интенсивность окраски). С возрастом количество гиалуронидазолабильных кислых мукополисахаридов закономерно снижается. Одновременно в стенке различных сосудов и строме миокарда увеличивается содержание высокополимеризованных мукополисахаридов типа хондрои­тинсульфата В. Это особенно выражено в случае атеросклероза.

Б. Л. Смолянский и H. М. Жукова (Ленинград) доложили о проведении гастробиопсии у 125 практически здоровых людей в возрасте 60—90 лет и у 20 лиц мо­лодого возраста. Выявлен ряд закономерных возрастных цитохимических особенностей в слизистой оболочке желудка. Секрет поверхностного и покровно-ямочного эпителия включал большое количество нейтральных мукополисахаридов. У молодых людей муко­идное вещество покровных клеток дает только Шик-реакцию. С возрастом снижается количество пепсиногена в главных клетках, а цитоплазма приобретает выраженную способность окрашиваться на нейтральные мукополисахариды, которые обнаруживают­ся не только диффузно, но и в виде крупных гранул. У ⅓ обследуемых наблюдалось полное или почти полное замещение пепсиногена нейтральным мукополисахаридом, что свидетельствует о цитохимической дедифференциации высокоспециализированных кле­ток. Липоиды обнаруживались в обкладочных клетках не только в виде гранул, но и в форме капелек. В главных клетках отмечались диффузные липоидные включения.

Л. А. Кушашвили (Тбилиси) установил, что в аденогипофизе с пожилого воз­раста начинается уменьшение количества эозинофильных и увеличение базофильных клеток. С этого же возраста начинается уменьшение размеров названных клеток с уменьшением в них специфических гранулярных включений и возникновением явлений гомогенизации цитоплазмы. В пучковой и сетчатой зонах возникают явления бурой атрофии с уменьшением количества дезоксирибонуклеопротеидов.

И. Ф. Крутикова (Ленинград) пришла к выводу, что первые признаки дест­рукции в поджелудочной железе появляются с 40—45 лет и заключаются в постепенном уменьшении общей массы железистой паренхимы, в уменьшении величины концевых отделов, появлении гипопластических очагов на месте бывших концевых отделов и их групп. Атрофия концевых отделов приводит к облитерации протоков, исчезновению или разрушению долек. Секреторное дерево деформируется. Постепенно нарастает изви­листость артерий, запустевает и подвергается гиалинозу часть анастомозов и сосудов. Строма железы становится грубоволокнистой, теряет прежнюю структуру. Морфологи­ческие изменения поджелудочной железы, вызванные процессами старения, позволяют объяснить наибольшую частоту панкреонекрозов у лиц пожилого и старческого возрас­та отсутствием пластичности сосудистого русла и особенностями стромы органа.

Б. Л. Смолянский и К. Д. Харахоркина (Ленинград) сообщили, что витамин B12 может быть использован в комплексной витаминной профилактике прежде­временного старения; однако он не является ведущим биологически активным веществом.

Ю. А. Колесниченко (Ленинград) считает, что витамин B15 в небольших до­зах оказывает гипохолестеринемическое действие, а в относительно больших — проти­воположный эффект.

×

About the authors

A. A. Ahmetzyanov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1968 Ahmetzyanov A.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies