Organization of special pioneer camps for children with rheumatism

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

According to the order of the Ministry of Health of the USSR, a republican pioneer camp of a sanatorium type was organized in Kazan for sick and threatened children with rheumatism. The camp is located near a pine forest. In 1966, it operated for 1.5 months (late June - early August).

Full Text

Согласно приказу Минздрава СССР в Казани был организован республикан­ский пионерский лагерь санаторного типа для больных и угрожаемых по ревматизму детей. Лагерь расположен вблизи соснового леса. В 1966 г. он функционировал 1,5 месяца (конец июня — начало августа).

Отбор детей и оформление соответствующей документации проводились участко­выми педиатрами совместно с ревматологами на основании тщательного клиниче­ского обследования. Большинство детей было из районов ТАССР.

В начале и конце лагерного сезона всех детей осматривали врачи-ревматологи. Наряду с этим проводились антропометрические исследования, функциональные про­бы (по Н. А. Шалкову, пробы с задержкой дыхания, ортостатические пробы), ана­лиз крови, у 121 ребенка — исследование антистрептолизина-О.

В лагере отдыхали 102 мальчика и 204 девочки школьного возраста.

У 186 детей был ревматизм в неактивной фазе без клапанного порока, 103 из них страдали хроническим тонзиллитом; у 63-—ревматизм в неактивной фазе с недоста­точностью митрального клапана и хронический тонзиллит; у 3 — ревматизм в неак­тивной фазе с комбинированным пороком сердца и хронический тонзиллит; у 3 — врожденные пороки сердца; у 44 — только хронический тонзиллит; у 1—активная фа­за ревматизма; у 6 — состояние после аденэктомии.

Все дети до направления в пионерский лагерь были на диспансерном учете у участкового врача или ревматолога. 63 ребенка из районов ТАССР раньше не получа­ли противорецидивного лечения.

В зависимости от функционального состояния сердечно-сосудистой системы дети были разделены на 3 группы. Детям I гр. был назначен тренирующий режим, II гр.— щадящий, III гр. — строго щадящий.

I гр. составили больные с неактивной фазой ревматизма без ясно выраженных изменений в сердце. Они не предъявляли никаких жалоб. Со времени последнего обострения болезни у всех прошло не менее 2 лет. В эту же группу вошли больные хроническим тонзиллитом без резко выраженных явлений интоксикации и некоторые дети, перенесшие 2—3 месяца назад тонзиллэктомию.

Во II гр. были включены больные хроническим тонзиллитом с выраженной ин­токсикацией, больные с неактивным ревматическим процессом, давность которого бы­ла не более 1 года, дети, имеющие недостаточность митрального клапана при отсут­ствии симптомов нарушения кровообращения с нетренированной сердечно-сосудистой системой (неудовлетворительно реагирующие на пробу Шалкова).

К III гр. отнесены дети с комбинированным митральным пороком при отсутствии симптомов нарушения кровообращения, дети, перенесшие интеркуррентные заболева­ния в последние 2—6 мес., дети, страдающие недостаточностью митрального клапа­на, предъявляющие жалобы на слабость и утомляемость при физическом напряжении.

При составлении режима было обращено особое внимание на закаливание детей. Предусматривалось максимальное пребывание их на свежем воздухе. Дети принима­ли воздушные ванны по 10—20 мин. (вблизи от озера в защищенном от ветра месте). Широко применялась лечебная физкультура (в каждой группе в зависимости от функционального состояния сердечно-сосудистой системы).

Детям, находящимся на тренирующем режиме, разрешались экскурсии, походы на небольшие расстояния, купание длительностью 5—7 мин. при температуре воздуха не ниже +25° и воды не ниже +20° (только в 1-й половине дня). Купание проводи­лось под наблюдением медицинского персонала и инструктора по лечебной физкуль­туре. После купания дети обтирались сухим полотенцем до легкого покраснения ко­жи. Категорически запрещались дальние и длительные походы, экскурсии, спортивные соревнования, солнечные ванны, игры в футбол, волейбол, баскетбол.

Детям II гр., находящимся на щадящем режиме, разрешались тихие малопо­движные игры (до 30 мин.) с элементами дыхательных упражнений, а также короткие прогулки с отдыхом в пути. Купание было запрещено. Уменьшалась нагрузка во вре­мя утренней гимнастики.

Сон всем детям был удлинен в зависимости от возраста (ночной —10 — 10,5 ча­са, дневной— 2 часа). Всем детям был предписан ежедневный душ в душевой, мытье ног водой убывающей температуры, обтирание, обливание.

Питание было 5-разовое. Ежедневно каждый ребенок получал 500 мл молока, 150 г мяса или рыбы, 20—30 г сливочного масла, свежие фрукты и овощи, соки (то­матный, абрикосовый, яблочный, виноградный), комплекс витаминов (B1 А, РР, В2, С). Несколько ограничивались соленые и острые блюда.

С первых дней пребывания в лагере все дети были осмотрены стоматологом. При надобности проводилась санация полости рта.

Детям, не получавшим противорецидивного лечения, болеющим ангиной, а также тем, у кого обострялся хронический тонзиллит, давали бициллин и аспирин (в обще­принятых дозах).

51 больному хроническим тонзиллитом наряду с медикаментозной терапией было назначено физиотерапевтическое лечение.

Дети, находящиеся на общем режиме, во время пребывания в лагере чувствовали себя хорошо. У детей II и III гр. наблюдались повторные ангины и обострения хрони­ческого тонзиллита. Ребенок, поступивший с симптомами активности процесса, был госпитализирован на 3-й день пребывания в лагере.

Как отмечено в ряде работ (Б. П. Шох и др.), точный диагноз стрептококковых инфекций не всегда возможен, так как они часто протекают клинически бессимп­томно. Ряд ученых предлагает применять иммунологические методы диагностики

 

(В. И. Иоффе, А. И. Нестеров, Я. А. Сигидин, В. И. Сачков и др.)- С этой целью мы исследовали АСЛ-0 у 121 ребенка (в первые дни поступления в лагерь).

Мы применяли методику, разработанную сотрудниками института им. Гамалея, с использованием сухого препарата О-стрептолизина. В числе обследованных было 6 детей в возрасте от 7 до 9 лет, 72 — от 10 до 12 лет и 43 — от 13 до 15 лет. Тонзил- логенная интоксикация отмечена у 2, активный ревматический процесс — у 1, неактив­ный— у 118. Недостаточность митрального клапана была у 21 ребенка, комбиниро­ванный митральный порок — у 1, у остальных не было ясно выраженных поражений сердца.

У 9 был кариес зубов, у 50— хронический тонзиллит, у 1 — врожденный порок сердца, трое поступили после тонзиллэктомии. Давность заболевания у 33 детей бы­ла до 1 года, у 24 — до 2 лет, у остальных — 3 года и более.

С момента последнего обострения у 53 детей прошел 1 год и менее; у 21 были повторные атаки, у остальных — по одной. 34 из обследуемых детей не получали би­циллинопрофилактику.

4 ребенка из 121 при исследовании предъявляли жалобы на боли в суставах, сла­бость; остальные никаких жалоб не предъявляли. Общее состояние и самочувствие у всех детей были вполне удовлетворительными. Температура стойко нормальная, по­казатели общего лабораторного исследования крови — в норме. По данным большин­ства авторов, у детей, находящихся в неактивном (межприступном) периоде ревматиз­ма, в большом проценте случаев получены высокие цифры АСЛ-0 (Л. М. Смирнова, Т. А. Терентьева, Е. 3. Эльперин, А. В. Долгополова и Л. И. Болевленская и др.).

Из обследуемых нами детей у 19 титр АСЛ-0 был равен 250 ЕД, у 39 — выше 250 ЕД, из них у 18 выше 500 ЕД.

У 21 ребенка в подгруппе с высокими показателями АСЛ-0 последнее обострение было год назад и менее. Некоторые дети поступили в лагерь всего через 2—3 месяца после выписки из стационара. У 10 больных из этой подгруппы отмечена недостаточ­ность митрального клапана, у 19—частые ангины в анамнезе и хронический тонзил­лит, у 4 — кариес зубов. 3 больных предъявляли жалобы на повторные боли в суста­вах, слабость, головную боль, 8 не получали бициллинопрофилактику, что у некото­рых было связано с непереносимостью препарата.

Повторное исследование АСЛ-0 проведено перед выпиской из лагеря (через 35— 40 дней после І-го) у 34 детей, преимущественно у тех, у которых первоначальные цифры были более высокие. Снижение титра АСЛ-0 было у 9 детей, причем до нор­мы — только у 3, у 25 титр АСЛ-0 оставался столь же высоким или даже еще более повысился.

Указанные изменения говорят о высокой резистентности стрептококковой инфек­ции и большой ее контагиозности (в сочетании с яркой иммунологической реактив­ностью детей).

Примером может служить следующий факт. В специальный отряд были выделе­ны дети до 10—11 лет с явлениями хронического тонзиллита, с частыми ангинами в анамнезе. У 14 из 24 детей этого отряда при первом исследовании и у 10 из 11 при повторном получены высокие цифры АСЛ-О. Причем в последнем случае у 7 детей перед выпиской титры были более высокими, чем при поступлении; все они, находясь в лагере, переболели ангинами, у 1 диагностирован катаральный холецистит.

У всех детей перед выпиской из лагеря отмечено значительное улучшение само­чувствия, эмоционального тонуса. У них улучшился аппетит, сон, они посвежели, хо­рошо прибыли в весе (средняя прибавка—1276,0, максимальная—4600,0).

В течение 6 месяцев после выписки из пионерского лагеря рецидивов заболева­ния (по данным г. Казани) ни у кого не отмечено.

ВЫВОДЫ

  1. Пребывание детей, больных ревматизмом в неактивной фазе, в пионерских лаге­рях санаторного типа является эффективным мероприятием.
  2. Нельзя направлять в такие лагеря детей с симптомами активного ревматическо­го процесса; с рецидивирующим течением заболевания; с комбинированными порока­ми сердца; детей, у которых после обострения хронического процесса прошло менее года; детей, перенесших острые или интеркуррентные заболевания в течение послед­них 2—3 месяцев (ангины, обострения хронического тонзиллита).
  3. Целесообразно отбирать детей в лагеря заранее, предварительно провести са­нацию полости рта и весеннюю бициллинопрофилактику.
×

About the authors

E. M. Okulova

Medical Institute. S. V. Kurashova

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Hospital Pediatrics

Russian Federation

M. V. Krasnov

Medical Institute. S. V. Kurashova

Email: info@eco-vector.com

Department of Hospital Pediatrics

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Okulova E.M., Krasnov M.V.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies