Mental changes in abortive forms of encephalitis (psychoencephalosis)

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

It is well known that epid, encephalitis is distinguished by an extraordinary variety and variegation of pictures of the state, symptom complexes, syndromes and initial states. With E.E. we have all kinds of hyperkinetic, hypo- and akinetic forms, we meet various kinds of paralysis - ophthalmoplegic form, hemiplegic form with aphasia and without it, thalamic and other syndromes, fulminant form of encephalitis, and among the initial conditions are described in addition to the well-known parkinsonism and related conditions, various post-encephalitic spinal cord diseases, such as amyotrophic lateral sclerosis, syringomyelia, atypical poliomyelitis with nuclear paralysis (Salus), etc.

Full Text

Общеизвестно, что эпид, энцефалит отличается чрезвычайным разнообразием и пестротой картин состояния, симптомокомплексов, синдромов и исходных состояний. При Э. Э. мы имеем всевозможные гиперкинетические, гипо-и акинетические формы, встречаем различного рода параличи—офталмоплегическую форму, гемиплегическую форму с афазией и без нее, таламический и др. синдромы, молниеносную форму энцефалита, а среди исходных состояний описаны помимо всем известного паркинсонизма и родственных ему состояний различные постэнцефалитические спинно-мозговые заболевания, как-то амиотрофический боковой склероз, сирингомиелия, атипичный полиомиэлит с нуклеарными параличами (Salus)2) и т. д. И вот интересно отметить, что этому разнообразию в соматической сфере соответствует при энцефалите не менее большое разнообразие в психической с(рере, и психоэнцефалшп, как выражаются французы, обнимает всевозможные болезненные психические; состояния, психоневрозы, психопатии, психозы, разные атипичные психотические состояния, разные виды слабоумия и т. д. Одним словом нет почти ничего в психиатрии, что не встречается в той или другой форме как постэнцефалитическое состояние.
То что я сказал об э. э., относится до известной степени и к абортивным формам энцефалита. Правда, Маргулис и Модель описали всего только 7 форм аб. э. (окулоцефалическую, вестибулярную, алгическую, периферическую и т. д.), однако, не подлежит сомнению, что имеется гораздо больше абортивных форм энцефалита, ибо в конце концов любая форма энцефалита может протекать абортивно, и совершенно правильно отметил однажды Маргулис, что строгой границы между абортивным и неабортивным энцефалитом провести нельзя, и существуют здесь всякого рода переходы.
После всего сказанного никого не удивит, если я скажу, что npif аб. э. имеются психические изменения, и что эти изменения довольно разнообразны. Тем не менее мне удалось па нескольких типичных случаях уловить сущность психических изменений в течении аб. э« и описать эти изменения под названием психоэнцефалоза1) в противоположность известному при энцефалите психоэнцефалиту.
Психоэнцефалоз в типичной своей форме встречается главным образом при вестибулярной форме аб, э, и состоит из трех фаз" 1) фаза абортивного делирия, 2) психастеническая фаза и 3) фаза реконвалесценции.
Делирий, как известно, это кратковременное затемнение сознания с бредом, с обманами чувств и галлюцинациями и с двигательным беспокойством. Делирий встречается при многих болезнях—при истерши эпилепсии, схизофрении, при различных инфекциях на высоте температуры, при интоксикациях и т. д. Делирий при каждой болезни имеет свои характерные особенности и очень важен для дифференциального диагноза заболевания.
При абортивном энцефалите делирий в целом слабо выражен, почему мы его и называем абортивным, хотя он нередко содержит элементы тяжелого делирия. Так, напр., одна б-ная рассказывает, что в период своего делирия ей трудно было ходить по мостовой, т. к. все время ей приходилось прыгать через бугорки. Переступила бугорок, а тут вырастает другой, через который она опять должна прыгать, а там вырастает третий, четвертый, пятый и т. д. Известно, что алкоголик, допивающийся до портиков, видит, как из земли вырастают не то что бугоркиа целые „человечки". Вырос один, проплыл перед глазами и исчез. но тут же вырастает другой „человечек , исчезающий таким же манером, появляется третий, четвертый и т. д. Ясно, что мы имеем здесь полную аналогию.
Бред носит при делирии аб э. характер гипнагогического бреда, Стоих б-ному закрыть глаза, как перед ним калейдоскопически проносятся в ужасном беспорядке обрывки мыслей, картин, представлений переживаний, ситуаций, а стоит ему забыться в тревожный сон, как начинаются кошмары и кошмарные сны, причем эги сны довольно однообразны и упорны. Б-ой все время падает в пропасть, в воду, падает с 4-го этажа, с аэроплана, с дерева и т. д.2). Снится много воды, бесконечно много воды. Одна б-ная рассказывает, что во время энцефалсвоего бреда ей снилось без конца, причеп она видела самые нелепые сны. Ей снилось, что она выходит замуж, причем ее муж оказывается женщиной; ее богато наряжают, одевают ожерелье в 12.000 руб. и т. дЛегко убедиться, что мы имеем здесь дело с сексуальным сном, что не покажется странным, если припомнить, что при энцефалите сексуальность нередко нарастает.
Бред большей частью бывает по ночам. Больной кричит или вскрикивает, сам не сознавая этого, и удивляется, когда его спрашивают, почему кричит, чего хочет. Он мечется, громко говорит, ничего об этом не зная.
Галлюцинации, столь характерные для делирия, не отсутствуют и при делирии аб. э., причем галлюцинации эти за редкими исключениями представляют собой элементарные галлюцинации, т. е. б-ной не галлюцинирует сложных картин, ситуаций, переживаний, не слышит разговоров, а только элементарные шумы, звуки, звонки, тикание и т. д. Преобладают слуховые галлюцинации. При окулоцефалической форме встречаются и зрительные галюцинации, весьма редко и при вестибулярной форме (вуаль с черными точками, крючками, палочками и т. д.).
Таков в кратких чертах делирий абортивного энцефалита. Следует здесь же отметить, что далеко не всегда, не всегда даже при вестибулярной форме аб. э., встречается делирий. Он может отсутствовать.
Большим постоянством отличается 2-ая, психастеническая фаза, благодаря которой больные аб. энцефалитом попадают в группу неврастении, истерии и истеро-неврастении.
И, действительно, почти не бывает случая аб. э., где бы отсутствовали симптомы, которые принято считать неврастеническими. Головные боли, головокружение, сильная слабость, повышенная утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, апатия—таковы жалобы, преподносимые нашими больными. Эти неврастенические явления, строго говоря, вовсе не неврастенические при абортивном энцефалите, ибо имеют в своей основе процесс энцефалоза. Правильнее их поэтому назвать псевдоневр астеническими.
Но вот помимо этих обманчивых, псевдоневрастенических симптомов имеются у наших больных явления, которые никак в картину неврастении не укладываются. Это прежде всего патологические ощущения, характерные больше для схизофрении. Однако, в то время как при схизофрении эти ощущения локализуются б-ным в любой части тела, при аб. э. они локализуются исключительно в голове, что очевидно опять-таки стоит в связи с болезненным состоянием мозга. Больной чувствует, что у него большая, „болванистая" голова, и для того чтобы убедиться, что это не так, он должен схватить голову обеми руками и убеждается, что голова у него как у всех. Но стоит ему снять руки с головы, как ему опять кажется, что его голову „разносит*4, что она большая, „болванистая". Другая больная чувствует свой голос в голове. В голове что-то переливается сзади кпереди и кончается онемением у крыльев носа. Третий имеет „чувства занавеса в голове" со внезапной потерей нити мыслей и с чувством затемнения в голове, пустоты— явление очень похожее на задержку или Sperrung у схизофреников. Бывает еще в голове чувство винтящегося шара, верчения, смещения и т. д.
Наряду с этим имеются еще те обманы чувств и элементарные галлюцинации, которые мы уже отметили в фазе делирия. Правда, их теперь меньше и их следует рассматривать как резидуальные явления делирия.
Дальше отмечается в этот период у наших больных понижение психического тонуса и ослабление всех психических функций вообще, что вполне позволяет обозначить 2-ю фазу в течении аб. э. психастенической, тем болеее что нередко ко всему этому присоединяются еще? навязчивые страхи. В-ные чувствуют такую сильную слабость, до того быстро переутомляются, что предпочитают оставаться лежа в постели и не нарушать своего покоя даже малейшими движениями. Ими владеет полная абулия, нет никаких импульсов воли, все их раздражает, даже; малейший шум, присутствие людей раздражает их не меньше и единственное их желание оставаться наедине. Но наедине с собой б-ные себя тем не менее чувствуют плохо. Ими овладевает беспокойство, они плачут, ими овладевает страх заболеть душевно, умереть или превратиться в калек, и хотя они легко поддаются соответствующим внушениям врача и легко убеждаются, что их страхи необоснованны, тем не менее эти страхи все время повторяются.
Но вот б-ные спустя месяц, 2 — 3 начинают поправ тяться. К ним возвращается прежнее присутствие духа; слабость, первуюмляемость и другие псевдоневрастенические и психастенические явления начинают уменьшаться и исчезать, и б ные вступают в стадию реконвалесценции.
Такова в кратких чертах картина психоэнцефалоза в типичных: случаях. Но картина эта сильно вариирует. Я уже упомянул, что первая фаза делирия может отсутствовать, вторая же фаза может при основных явлениях психастении сопровождаться не соответствующей депрессией и упадочным настроением, а каким то эйфорическим возбуждением, которое никак не соответствует соматическому состоянию больного. Получается полная картина паратимии. Б-ой или б-ная жалуется на действительные сцльные головные боли, на слабость, переутомление и т. д. и при этом весело возбужден и думает обо всем другом, только не о болезни. Иногда психастеническая фаза при отсутствии предшествовавшей фазы делирия до того слабо выражена, что помимо понижения психического тонуса и слабых псевдоневрастенических явлений трудно у' б-ных найти то, что мы привыкли видеть при психоэнцефалозе.
О вариантах психоэнцефалоза я в настоящее время больше сказать не могу. Я не считаю мои исследования над психическими изменениями при абортивном энцефалите законченными. Я, напр., в настоящее время могу лишь мало сказать о постэнцефалитических состояниях при аб. э. Я их, в нервной клинике1 не наблюдал в достаточном количестве. Заслугу моих исследований в области психических изменений при аб. э. я хотел бы усмотреть в том, что мне удалось найти то ядро, которое даст в будущем возможность развить и довести до конца учение о психических изменениях при абортивном энцефалите.

1. Доклад на конференции врачей нервн. отд. б-цы им. Бабухина в Москве18 мая 1930 г.
2. Sаlus, F. Ueber Enceph. epid. mit spinalen u. peripherischen Manifestation en. D. Z. f. NHK Bd. 109 (1929).
1. Термин «энцефалоз» введен в невропатологию проф. М. Маргулисом.функций, а поэтому правильно было бы назвать эти сны вестибулярными снами.
1. Некоторые больные переживают чувство падения в пропасть наяву, лежа с закрытыми глазами; они теряют вдруг ощущение своего тела и катятся в пропасть, переживая при этом сильный страх. Они должны сейчас же открыть глаза и принять другое положение, чтобы избавиться от страха переживаемого падения в пропасть. Эти упорные стеоротипные сны падения в пропасть стоят безусловно в связи с нарушением вестибулярных функций, а поэтому правильно было бы назвать эти сны вестибулярными снами.
1. Нервное отделение б-цы им. Бабухина в Москве (зав. проф. М. С. Маргулис).

×

About the authors

I. B. Galant

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Galant I.B.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies