Minor liver failure

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Small liver failure, which the British call "torpid liver", and Carriere calls "petit hepatisme", can be, especially in the initial stages, a purely transient moment: it is found in infectious diseases (typhoid fever, dysentery, flu), then it can be observed during attacks of hepatic colic, or after them, sometimes this insufficiency is noted with catarrhal jaundice.Liver failure is noted with chloroform anesthesia, with some transient poisoning, especially arsenic.It is observed in persons with a weak liver inherited, it happens quite often in children, as well as in women, during pregnancy.

Full Text

Малая недостаточность печени, которую англичане называют „torpid liver", a Carriere именует „petit hepatisme“, может представлять собою, особенно в начальных стадиях, чисто преходящий момент: то она обнаруживается при инфекционных заболеваниях (брюшной тиф, дизентерия, грипп), то ее можно наблюдать во время припадков печеночной колики, либо после них, иногда же эта недостаточность отмечается при катаррэльной желтухе. Замечается печеночная недостаточность при хлороформенном наркозе, при некоторых преходящих отравлениях, особенно мышьяком. Наблюдается она у лиц. имеющих по наследству слабую печень, бывает довольно часто у детей, а также у женщин—во время беременности.
В других случаях эта недостаточность остается перманентной, будучи связанной с органическим заболеванием печеночной паренхимы. Здесь труднее всего установить начало печеночного заболевания, ибо никакой симцтом не заставляет обращать внимания на печень.
Иногда же наблюдаются некоторые пищеварительные расстройства, правда, часто мало-характерные и еще меньше заставляющие фиксировать внимание на печени. Однако, в это время уже анализ мочи показывает уменьшение в ней азота, падение коэффициента серного окисления, обильное количество уробилина и индикана, тогда как копрологипесков исследование позволяет с большей или меныпей точностью установить причину различных симптомов.
В виду диссоциации патологической физиологии печени, необходимо диссоциировать симптоматологию ее, особенно когда печеночная клетка в большей или меньшей степени ослаблена. Обращает на себя внимание— опсиурия, или замедление в выделении поглощенной воды. Опсиурия особенно наблюдается в стоячем и сидячем положении больного, исчезая в decubitus dorsalis. За исключением случаев сердечной недостаточности, мы считаем эту ортостатическую опсиурию исключительно печеночного происхождения, хотя и весьма значительная роль в патогенном механизме приписывается почечному аппарату. Но для того, чтобы почка выделила воду, необходимо, чтобы вода доходила до нее в необходимом количестве: запоздание же диуреза находится в зависимости от остановки и замедления в прохождении чрез организм воды. Но почти все заболевания печеночной паренхимы, начиная с первых фаз ее развития, сопровождаются в большей или меныпей степени затруднениями внутрипеченочной циркуляции, а вследствие этого—и портальной гипертензией (Gilbert, Lereboullet, Villaret). Таким образом, под двойным влиянием ортостатизма и тяжести происходит замедление в кишечной абсорбции воды—и вследствие этого—и в выделении ее, тогда как в decubitus dorsalis эти функции улучшаются и ускоряются Обычная почечная непроходимость не может реагировать подобным образом. Конечно, эта опсиурия печеночного происхождения может исчезнуть по мере того, как циркуляция и проходимость печени улучшится и восстановится. Благодаря такому улучшению, мы наблюдаем возврат к нормальному диурезу и в стоячем положении больного спустя несколько дней, проведенных в decubitus dorsalis.
В подобных случаях, клинически еще недостаточно характерных, мы довольно часто констатируем, под влиянием желчной терапии, а еще лучше актинотерапии или гидро-минерального лечения, значительное улучшение кишечной деятельности, уменьшение или исчезновение запора, либо быстрых пост-ирандиальных желчных выделений, обнаруживающих предсуществующий, но еще латентный печеночный процесс.
Когда же клиническая картина вырисовывается более выпукло, можно уже точнее обнаружить увеличение объема печени и появление того состояния, которое французы называют ,,hepatisme“, что указывает па фунциональный дефект печеночной клетки. В самом начале анатомические явления последней еще неорганизованы, имея более воспалительный, чем фиброзный характер.
В общем состоянии этого ,,hepatisme“ необходимо отметить несколько прецирротических периодов, клинически составляющих воспаление печеночной ткани: 1) артритический—плеторический: сюда входят обжоры, тучные субъекты, а также некоторая категория лиц, страдающих диспептическими расстройствами, причем хотя исходным пунктом заболевания и является пищеварительная трубка, печень все же есть первый орган, подвергающийся „аттаке“ пищевых масс, будь они введены в слишком большом количестве, либо более или менее вредные по составу. Подобные расстройства наблюдаются не только у взрослых: можно также встретить их и у детей, и даже у грудных младенцев, подверженных перекармливанию. Здесь печени задается работа, превосходящая ее функциональную способность: в результате—переутомление печени. 2) Алкоголизм: у лиц, даже слегка злоупотребляющих вином или спиртными напитками. 3) Подагра: при ассоциации вышеприведенных причин, причем приступы печеночного процесса чередуются иногда с суставными припадками, либо предшествуют им. 4) Глюкозурия—имеет общую этиологию. 5) Сифилис— особенно у лиц предыдущих категорий, равно как и у тех, кто недавно подвергся инъекции сильных доз арсенобензола. 6) Малярия, особенно после недавнего приступа, равно как и у лиц, имеющих „the torpid liver64 и живущих в колониях: здесь „hepatisme“ является довольно часто результатом довольно сложной ассоциации желудочно-кишечных расстройств, алкоголизма, сифилиса и малярии. 6) Климактерический период дает также повод к периодическим пассивным приливам к печени, особенно за несколько дней до обычной даты наступления регул; приливы эти носят вазо-моторный характер и улучшаются, равно как и другие формы „гепатизма“, от ультра-фиолетовой и гидро-минеральной терапии.
Больные вышеуказанных категорий поражают слегка желтоватым оттенком лица, конъюктивы глаз у них субъиктеричны, моча у них, хоть и светла, но сотержит много уробилина и индикана. Пальпация обнаруживает печень, часто несколько чувствительную при давлении, увеличенную в объеме, и переходящую обычно за линию ложных ребер на 1—2 поперечных пальца, представляя все же на ощупь достаточную мягкость. Если мы добавим сюда наблюдающиеся часто расстройства кишечника: запоры и поносы, отсутствие аппетита, белый язык таких больных, жалобы на затрудненное пищеварение и по временам светлые испражнения, то мы получим достаточное представление для выяснения малой недостаточности печени. На этом фоне разыгрываются явления нервного порядка—больные жалуются на усталость, бессонницу, мигрени и меланхолические настроения.
Что касается лечения таких недостаточностей печени, то хорошие результаты получаются от периодических применений cholagoga, особенносостоящих из депигментированной и дехолестериновой желчи: известно ведь, что пигменты сами по себе токсичны, а холестерин при подобных недостаточностях печени имеется в более, чем достаточном количестве в организме, так что введение еще нового количества его нежелательно. Кроме того, мы ограничиваем введение пищевых масс, содержащих много холестерина (яйца, мозги, горох}. Во избежание переутомления печени мы советуем предпочтительно—растительно-молочный режим. Запрещаем горошек, капусту, спаржу, дичь, яйца, кремы, рагу, острые сыры, шоколад и жирные блюда.
Иногда для урегулирования диуреза приходится назначать каломель, 5 мгр. в день, в течение 5 дней; лактоза—100 гр. в день в растворе с 1 литром воды подымает диурез, а лучше всего—гидроминеральное лечение (Vichy—в случаях, если предоминируют диспептические явления, Vittel et Contrexeville—при опсиурии печеночного происхождения). В подобных случаях, чем раньше, тем лучше, гидроминеральное лечение приносит больше всего пользы. Объем печени быстро уменьшается^ кишечная функция улучшается, химизм мочи возвращается к норме.
Советуем больным соблюдать достаточно покоя, вести регулярный образ жизни, бывать часто на воздухе и каждое утро втечение 10 мин. растирать сухим полотенцем тело до-красна. Иногда же—рекомендуем ставить сухие или кровососные банки на область печени.
Хороший терапевтический результат наблюдался нами от применения кварцевой лампы при лечении малой недостаточности печени. Курс лечения мы начинали, правда, с „подготовки* печени, которая заключалась в том, что предварительно, втечение 2—3 педель до начала актинотерапии мы прогревали втечение 20—25 минут каждый раз правую подреберную область инфра-красными лучами. Всего мы проделывали 8—10 сеансов инфра красной терапии, через день, и лишь тогда, когда почва была уже подготовлена, чувствительные и воспалительные явления со стороны печени уменьшались, мы приступали к актинотерапии. Кварцевая лампа направлялась на печеночную область, по обычному способу, начиная с малых доз (3 минуты) и на расстоянии не менее 1 метра. Сеансы ультра-фиолетовой терапии проделывались также чеиез день, прогрессивно увеличивая дозы на 1 — 2 минуты и постепенно сокращая дистанцию от кварцевой лампы до подреберной области, доходя до 50 и даже 40 см. Всего проделывалось 25—30 актиновых ванн, которые спустя несколько месяцев повторялись опять-таки с предварительной „ подготовкой “ (5—8 сеансов) инфра-красными лучами. Результаты такой фототерапии получались блестящие: цвет лица больных быстро улучшался, аппетит поправлялся, ускорялся и увеличивался диурез, содержание азотистых веществ в моче увеличивалось. Не говоря уже о том, что чувствительность правой подреберной области исчезала, кишечная деятельность урегулировывалась самым интересным образом: у больных, жаловавшихся на диарреи, устанавливался нормальный стул, 1 раз в день, достаточно твердый и хорошо окрашенный. У лиц же, страдавших до ультра-фиолетовой терапии запорами, выделения также становились более регулярными. Иногда, правда, приходилось производить „смазку" кишечника несколько дней в месяц, давая таким больным 1 столовую ложку paraffini liquidi на ночь, пред сном. Означенная терапия, наряду с целым рядом других способов лечения недостаточности печени, имеет, на наш взгляд, все права гражданства и должна войти в обиход всякого врача, сталкивающегося с подобными заболеваниями.

×

About the authors

- Tutkovsky

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Tutkovsky -.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies