Scientific conference on the problem of aeroionisation

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Earlier it was thought that the main way of penetration of aeroions into the body was through the respiratory apparatus. L.L. Vasiliev (Leningrad) and A.L. Chizhevsky (Moscow) believed that the air of the alveoli and the blood exchange electrical charges, which are then carried through the blood vessels to the organs and tissues. In addition to the electrohumoral effect, a neuroreflex mechanism of ion action through centripetal pulmonary nerve fibers was also assumed.

Full Text

(11—15/ХІ 1963 г., Ленинград)

Ранее считалось, что основным путем проникновения аэроионов в организм является дыхательный аппарат. Л. Л. Васильев (Ленинград) и А. Л. Чижевский (Москва) полагали, что между воздухом альвеол и кровью происходит обмен электрическими зарядами, которые затем разносятся по кровеносным сосудам к органам и тканям. Помимо электрогуморального воздействия, предполагался и нервнорефлекторный механизм действия ионов через центростремительные легочные нервные волокна.

Относительно современного представления о механизмах действия ионизированного воздуха А. М. Скоробогатова (Ленинград) отметила, что согласно проведенным ею опытам ионы полностью задерживаются в верхних дыхательных путях (нос, глотка) и к альвеолам не доходят. Таким образом было установлено первичное «пусковое звено», воздействующее по рефлекторному пути через тройничный и обонятельный нервы. Вторичным путем воздействия ионов признано включение гуморального звена путем электрообмена между слизистыми оболочками и кровью, а также через кожные покровы и кровь.

В другом докладе (А. М. Скоробогатова, А. Б. Бочина, А. А Юшкин — Ленинград) рассматривался вопрос о возможности ионного голодания в условиях деионизированного воздуха. Поднятый авторами вопрос очень важен с точки зрения значимости всей проблемы аэроионизации. На основании ранее проведенных опытов (И. Я. Кияницин, А. Л. Чижевский — Москва) сложилось мнение, что в профильтрованном через слой ваты воздухе животные погибают. Этот воздух считали полностью деионизированным и неспособным поддерживать жизнь мелких животных. Вновь проведенные опыты показали, что ионного голодания вообще нет, так как в камерах с профильтрованным воздухом животные жили 8 месяцев, а внутри камер определялось 300—700 ионов в 1 см3 воздуха. Авторы пришли к выводу о необходимости исходить не из предпосылок о влиянии деионизированного воздуха, а из условий минимальной и максимальной ионизации воздушной среды. Однако в другом сообщении о влиянии легких отрицательных аэроионов на организм человека и животных в условиях замкнутых помещений (А. О. Зун — Ленинград) сделаны противоположные выводы. На основании опытов в герметической камере автор утверждает, что ионизация воздуха увеличивает сроки жизни находящихся в ней животных и оказывает благоприятное действие на сердечно-сосудистую и нервную системы человека, выполняющего мышечную работу в условиях кислородной недостаточности.

Б. Б. Койранский, Л. Я. Уквольверг, М., В. Дмитриев (Ленинград) не обнаружили существенного влияния на работающий организм от вдыхания больших концентраций аэроионов отрицательного и положительного знаков.

В других сообщениях о физиологических особенностях действия аэроионов отмечались восстановление сна после непрерывного воздействия звуковых и световых раздражителей (А. М. Скоробогатова, Г. П. Ануфриев), повышение интенсивности окислительно-восстановительных процессов (А. М. Лакшин — Москва), фагоцитарной (Д. Эмишян — Харьков) и общегемолитической (П. Д. Ксенофонтова — Томск) активности, увеличение жизненной емкости легких и оксигемоглобина (Р. А. Бетельман — Москва) и многие другие явления, свидетельствующие о нормализующем действии легких аэроионов, преимущественно отрицательного знака.

Л. А. Валыциковой (Новосибирск) при применении искусственной аэроионизации непосредственно на производстве (до 50—70 тысяч ионов в 1 см3 воздуха) в условиях неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановки (затрудненный теплообмен, скученность, вынужденное положение тела, значительное напряжение мышц, кисти и зрения) при высокой интенсивности труда было установлено, что у всех испытуемых отмечались повышения гемоглобина, снижение РОЭ и некоторое увеличение числа лейкоцитов.

При применении гидроаэроионизации в школе-интернате (О. И. Снигур — Львов) у детей наблюдались повышение защитных свойств организма и уменьшение заболеваемости катарами верхних дыхательных путей. Снижение заболеваемости среди ослабленных детей младшего школьного возраста под воздействием искусственной аэроионизации наблюдала и Т. П. Безверхая (Львов).

В сообщениях по применению аэроионов в профпатологии подавляющее большинство исследователей отдавало предпочтение аэроионам и электроаэрозолям отрицательного знака. Отрицательные аэроионы хорошо действовали на больных с хронической интоксикацией веществами бензольного ряда, что сопровождалось увеличением содержания в крови лейкоцитов и в частности нейтрофилов (А. П. Филичева — Ленинград). Обнадеживающие результаты получены при лечении пневмокониозов электроаэрозолями бром-йодной воды и щелочных растворов (3. М. Андриевская — Пермь). Успешное применение аэроионотерапии также наблюдалось при бронхиальной астме (В. А. Хубутия с соавторами — Тбилиси; Е. Я. Вдовиченко, А. А. Возилло, П. А. Попов, А. А. Кюнцель — Пермь), гипертонической болезни и атеросклерозе, при ревматических пороках сердца, трофических язвах и других заболеваниях (3. А. Далимов — Ташкент; Г. Г. Ефремушкин — Караганда; К. Таммер, Э. И. Раудам, Я. Ю. Рейнет — Тарту).

На основании многолетних наблюдений П. К. Булатовым (Ленинград) предложены терапевтические дозы аэроионов отрицательного и положительного знаков. Многочисленные исследования подтверждают, что лечение аэроионами отрицательного знака должно широко применяться на предприятиях с профессиональными вредностями, способствующими возникновению острого бронхита, воспаления легких, гипертонической болезни и некоторых других заболеваний.

Во многих работах, доложенных на конференции, уделялось большое внимание естественной аэроионизации воздуха в районах Средней Азии (Е. А. Чернявский — Ташкент), вблизи г. Харькова (Л. П. Антонов), Тарту (П. К. Прюллер с соавторами), а также в многочисленных курортных местностях. Полученные данные имеют большое значение не только для курортологии и климатотерапии, но свидетельствуют и о том, что изменение ионного состава воздуха так же важно, как и его температуры, влажности и подвижности. Большой научный интерес в этом отношении представляют работы А. М. Кантера (Харьков), П. К. Прюллера, О. В. Сакса, Я. Я. Рийва (Тарту), в которых установлена связь между состоянием ионизации воздуха, солнечной активностью, атмосферным давлением, температурой, влажностью и подвижностью в свете их комплексного влияния на заболеваемость и смертность населения. Приводимая П. К. Прюллером кривая колебаний плотности тяжелых ионов по месяцам оказалась параллельной как кривой общей смертности, так и кривой смертности от сердечных заболеваний. В сообщении Д. И. Калюжного, Ю. Д. Думанского, А. Н. Сверчкова (Киев) было вновь подтверждено, что ионизация воздуха отчетливо отображает состояние его загрязненности.

Очень большое практическое значение имеет вопрос о задержке пылевых частиц в легких, несущих на себе электрический заряд. Для выяснения этого вопроса Т. П. Кудрявцевой (Москва) проделаны опыты с аспирацией дыхательными органами животных пыли из ионизированного воздуха. В результате экспериментальных исследований на цыплятах и кроликах установлено, что легочная ткань животных, находившихся в запыленном ионизированном воздухе, содержала много меньше пыли, чем легочная ткань животных, содержащихся в запыленном воздухе без ионизации. Полученный результат является новым и совершенно противоположным ранее проведенным исследованиям. Так, например, в работах И. И. Лифшица, E. Т. Лыхиной, Г. С. Эренбурга, Г. С. Березюка (Ленинград) указывалось, что незаряженные пылинки маршалита задерживаются в легких в количестве 10,5—16%, а заряженные— до 70—74,6%, незаряженные частички каолина, задерживаются в количестве до 29%, а заряженные — до 62,3%. Ссылаясь на эти опыты и учитывая возможность неблагоприятного действия на организм электрически заряженных частиц аэрозолей, Б. Б. Койранский рекомендует воздержаться от искусственной ионизации загрязненного пылью, дымом, вредными парами и газами воздуха.

В сообщениях по использованию аэроионизации в санитарно-технической практике С. А. Тороповым (Москва) было показано, что изменений химического состава аммиака, сернистого газа и двуокиси углерода при нахождении их в воздухе под действием ионизации не наблюдается. Следовательно, применение ионизации в помещениях, в воздухе которых находятся указанные газы, не вызывает ухудшения вдыхаемого воздуха. Н. Д. Киселевым (Москва) продемонстрированы опытные конструкции ионных ловушек, основанных на принципе пылеосаждения путем применения ионизирующих и осадительных электродов. А. А. Кекин и А. П. Щетилин (Караганда) предложили пылеосадитель для очистки поступающего в помещение воздуха, а также индивидуальный пылеуловитель-ионизатор.

При изучении влияния кондиционирования воздуха на ионный режим помещений Л. Я. Уквольберг, М. В. Дмитриев, Е. А. Янченко (Ленинград) не нашли существенных изменений. Ими выявлено, что концентрация легких ионов в кондиционированном воздухе может несколько снижаться (до 25—30%), но затем быстро достигать прежней величины за счет окружающего радиоактивного фона. Р. Ф. Афанасьевой (Москва) установлено, что фильтрование воздуха и прохождение его по металлическим воздуховодам вызывает снижение числа легких ионов обоего знака на 55%, а прохождение воздуха по вентиляционным каналам из кирпича и бетона сопровождается их увеличением. Наиболее высокие концентрации легких ионов отрицательного знака наблюдались в воздухе, пропущенном сквозь разбрызгиваемую форсунками вопу.

Об успешном применении аэроионизации для снятия статических зарядов с оборудования в типографиях и текстильных предприятиях сообщили Я. Ю. Рейнет, Ю. Ю. Элгас (Тарту) и Е. В. Горбунова (Иваново).

Большой интерес вызвали сообщения о влиянии ионизации на микрофлору воздуха закрытых помещений (В. А. Ярошенко, Л. Д. Бойко, А. Н. Сверчков — Киев, О. А. Войцеховский — Черновцы).

При этом наблюдалось, что штаммы стафилококка, выделенные из воздуха и смывов опытного помещения, интенсивнее фагоцитируются, по сравнению со штаммами, не подвергавшимися воздействию ионизации. Согласно наблюдениям над животными их вирулентность ослаблялась и уменьшалась инвазивная способность. Наиболее эффективным оказалось действие ионизации на сарцины и стафилококки. На спороносных палочках, плесневых и дрожжевых грибках действие отрицательных аэроионов сказывалось значительно меньше. На основании этих опытов и литературных данных можно говорить о возможности использования искусственной аэроионизации для осаждения бактерий из воздуха. Вопрос же о бактериоцидном действии аэроионов остается невыясненным.

Особенно актуален вопрос об оптимальных дозах и характере аэроионов для закрытых помещений. И. М. Эрман (Киев) в качестве гигиенически оптимальных параметров для закрытых помещений рекомендует аэроионный режим лесных местностей, лугов, водопадов в горах, морских просторов и т. п., где обнаруживается две- три тысячи легких ионов в 1 см3 воздуха с преобладанием отрицательных аэроионов. Для поддержания указанной концентрации в рабочих помещениях рекомендуются малопроизводительные гидрофорсунки в сочетании с осевым вентилятором, направленным в рабочую зону. Хороший эффект достигается в условиях высокой температуры воздуха.

При изучении ионного режима производственных помещений необходимо иметь в виду, что очень высокие концентрации легких положительных ионов (20—40 тысяч в 1 см3) могут оказать отрицательное действие на здоровье рабочих. Снижение уровня ионизации достигается изоляцией источников ионообразования, установкой деионизирующих экранов, подачей потока ионизированного воздуха с противоположными зарядами ионов (И. Н. Малышева, А. А. Минх). Систематическое и кратковременное вдыхание отрицательных аэроионов применяется лечебно-профилактически для борьбы с пневмокониозами.

В докладе И. Н. Малышевой и А. А. Минха (Москва) отмечалось, что учет степени ионизации интересен с точки зрения контроля за соблюдением правил радиационной безопасности, так как содержание ионов — чувствительный индикатор загрязнения воздуха радиоактивными веществами.

Для дальнейшего изучения проблемы аэроионизации и правильного решения вопросов применения аэроионов в гигиене труда Б. Б. Койранским предложено проведение следующих исследований:

1) дальнейшее выяснение влияния аэроионов на физико-химические и биологические свойства воздуха производственных помещений и находящихся в нем примесей, а также возможности использования ионов воздуха для профилактики некоторых заболеваний;

2) изучение влияния на организм биполярной ионизации в сочетании с определенными метеорологическими условиями;

3) исследования по выявлению влияния электрического заряда и его материального носителя на организм и ингредиенты в воздухе производственных помещений, в условиях преобладания тяжелых ионов;

4) выяснение влияния различных концентраций аэроионов, несущих на себе те или иные заряды, на образование определенных сочетаний метеоэлементов, отличающихся от существующих и способных повлиять на комфортное или дискомфортное самочувствие;

5) дальнейшее изучение возможности осаждения из воздуха производственных помещений больших концентраций пыли, так как на уровне современных знанийионизация воздуха применима лишь в помещениях, где количество пыли не превышает предельно-допустимые нормы (школы, общественные здания, цехи с производственными процессами, не связанными с выделением в воздух дыма, пыли и т. д.);

6) в связи с возможностью использования искусственной аэроионизации для осаждения бактерий из воздуха продолжить исследования по ее применению для частичной стерилизации воздуха;

7) дальнейшие исследования по применению аэроионотерапии для выяснения, при каких профессиональных заболеваниях она может быть использована и какова продолжительность ее действия;

8) форсирование работ по созданию портативного счетчика, учитывающего легкие и тяжелые ионы, и эталонного счетчика ионов, по которому необходимо контролировать данные других приборов.

Ст. научн. сотр. H. Н. Краснощеков (Казань)

×

About the authors

N. N. Krasnoshchekov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Krasnoshchekov N.N.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies