Relationship of alcoholism to neuroses and cerebral vascular disorders

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In his report to the Congress, S. V. Kurashov, Minister of Health of the USSR, pointed out the importance of developing the issues of prevention and treatment of alcoholism, as the new tasks of educating the Soviet man prompted special attention to this. Medics should be the initiators in raising all questions relating to the problem of combating alcoholism, for they know better and more intimately than anyone else the grave consequences of alcoholism.

Full Text

(По материалам IV Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров 1—7/ѴІІ 1963 г. Москва)

В докладе на съезде министр здравоохранения СССР С. В. Курашов указал на важность разработки вопросов профилактики и лечения алкоголизма, так как новые задачи в области воспитания советского человека побуждают уделять этому особое внимание. Медики должны быть инициаторами в постановке всех вопросов, связанных с проблемой борьбы с алкоголизмом, ибо они лучше и ближе, чем кто бы то ни было, знают тяжелые последствия алкоголизма.

Как известно, в нашей стране алкоголизм как болезнь является следствием длительного чрезмерного употребления спиртных напитков.

Этому способствуют закрепившиеся в сознании людей вредные привычки не обходиться без алкоголя при семейных событиях, встречах и проводах и праздниках. Нередко к алкоголизму постепенно приближаются молодые люди под пагубным влиянием привыкших к алкоголю старших или товарищей, пример которых оказывается заразительным. В этом отношении наибольшее значение имеет то ближайшее окружение, в которое попадает человек. В ряде стран алкоголизм настолько распространен, что представляет собою буквально социальное бедствие как по количеству алкоголиков, так и по причинам, их порождающим. Так, по данным Айви, как сообщает Б. М. Сегал (Москва), только в США имеется около 7 миллионов алкоголиков. Большое распространение алкоголизма в западноевропейских странах зарубежные авторы склонны связывать с ростом неврозов. Параллелизм роста неврозов и алкоголизма за рубежом действительно имеет место. Однако истинные причины этого, коренящиеся в самом капиталистическом строе, или обходятся молчанием, или объясняются не выдерживающими научной критики теориями. Наибольшее хождение имеет психоаналитическая концепция, относящая причину неврозов к неотреагированным с раннего детства сексуальным конфликтам. В них будто бы повинна цивилизация, которая накладывает запрет на выявление сексуальных инстинктов, вследствие чего они вытесняются из сознания и, создавая напряжение в сфере «бессознательного», ведут к неврозам. В этом случае алкоголизм якобы и является симптомом неврозов, средством компенсации невротического состояния. При этом в таких теориях обходится молчанием значение в возникновении многих разновидностей неврозов социального неравенства, нищеты и эксплуатации широких слоев населения в условиях капиталистического общества.

Какова роль неврозов в этиологии алкоголизма по мнению отечественных авторов?

По данным Б. М. Сегала, из 475 лечившихся в наркологических учреждениях Москвы и Московской области только у 10,3% был невроз до начала алкоголизма или же развился в первые годы злоупотребления спиртными напитками, а у 89,7% или же развился невроз явился следствием алкоголизма. Таким образом, невропатическая и психопатическая почва в этилогии алкоголизма по материалам Б. М. Сегала, была невелика, а там где она имелась, ее истоки лежали в дефектах воспитания, семейных конфликтах и других эмоционально-напряженных ситуациях.

Вторичные неврозы возникающие на почве хронического алкоголизма протекали то в виде истинных неврозов (неврастения, психастения, истерия) и невротических реакций то в форме невроподобных (псевдоневротических) проявлений.  Для характерен  невроподобных состояний похмельный абстинентный синдром с чувством вины подозрительностью нарушениями сна тремом и проч.

Наблюдались указанные состояния преимущественно при энцефалопатиях (сосудистого травматического или другого происхождения) а также в результате алкогольного поражения мозга.

Рядом  авторов подчеркивается значение осложняющих картину алкоголизма сосудистых факторов.

А.П. Демичев (Москва) у 250 в Г.М. Эвтян (Москва) у 100 больных страдающих хроническим алкоголизмом выявили сосудистые расстройства различной тяжести от функциональных до тяжелых органических. По их наблюдениям многолетнее злоупотребление алкоголем приводило к нарушению регуляции артериального венозного и капиллярного кровообращения повышению порозности сосудистых стенок.

Сосудистые заболевания развивалось по типу то острого геморрагического инсульта то медленно нарастающей диапедезной геморрагии. Иногда наблюдались и субарахноидальные кровоизлеяния. Острые геморрагии по типу инсульта возникали после сильных запоев в состоянии похмелья вледствие временного повышения АД сочетающего с повышенной проницаемостью сосудистых стенок. Диапедезные же кровоизлияния развивались медленно исподволь в течение продолжительной алкогольной интоксикации достигая со временем массивных очагов поражения.  Состояния диапедезного кровоизлеяния больные долго могли переносить на ногах не замечая или не придавая значения начальным симптомом моно-и гемипареза пока не наступал тяжелейший инсульт.

Наиболее частой локализацией геморрагий была стволовая часть мозга.

При объяснении механизма поражения сосудистой системы при хроническом алкоголизме нельзя ограничиваться непосредственным воздействием алкоголя на сосудистую стенку, а также нарушением регуляции кровообращения не учитывая также и расстройства обмена веществ. В частности наклонность к геморратиям при алкоголизме объясняется дефицитом витаминов в особенности группы В. При этом  имеют значение и нарушения питания сна как и частые психические травмы у страдающих алкоголизмом. Наиболее злокачественное течение приобретает сочетание алкоголизма с сосудистыми нарушениями когда в сравнительно молодом возрасте возникают психические расстройства ранняя инвалидность и нередко смертельные исходы (Г.М. Энтин)

Хронический алкоголизм нередко приводит к психическим расстройствам (В.В. Апучин Москва) а также состояниям внешне сходным с патологическим опьянением (А.К. Качаев Москва)

Иногда острые сосудистые заболевания нервной системы присоединяющиеся к алкоголизму как об этом сообщает А.П. Демичев принимаются врачами за пищевые отравления что ведет за собою неправильные и даже противопоказанные мероприятия по оказанию лечебной помощи. Патогепетическое же лечение должно сводиться к витаминотерапии и йодистым препаратам дезинтоксикационным и общеукрепляющим  также спазмолитическим и стимулирующим сердечно-сосудистую систему срествами. При психических расстройствах показано назначение нейролептаков антидепрессантов транквализаторов.

При лечении хронического алкоголизма Г.М. Энтун рекомендует психотерапевтическое воздействие на больного и лечение гипносуггестивных методом с выработкой условнорефлекторной (тошнотно-рвотной)реакции на запах и вкус алкоголя. Б.М. Сегал рекомендует сочетать психотерапию с назначением транквилизаторов (андаксим.амизил и др.) и стимуляторов (центедрин и др.). В случае вторичного развития алкоголизма у страдающих психопатиями и неврозами эффект лечения зависел не только от лишения алкоголя а противоалкогольных мероприятий но и от лечения осноовного заболевания а также воспитания характера. В качестве профилактики хронического алкоголизма и его рецидивов авторы указывают на значение психо-гигиенических мероприятий в особенности среди детей и подростков большое значение приобретает оздоровление окружающей заболевшего среды из которой могут исходить влияния приводящие к рецидивам алкоголизма.

Важным лечебным и профилактическим мероприятием при хроническом алкоголизме и его осложнениях соматического и социально-правового характера является назначение больных на принудительное лечение. М.Х. Гонопольский (Алма-Ата) и Е.Д. Косенко (Ксыл-Орда) исходя из своего опыта считаются что срок принудительного лечения должен колебаться от 4-6 до 8 и более месяцев. Максимальный срок принудительного лечения необходимо до их мнению распространять на больных с психопатизацией личности, алкогольной деградацией и в случаях большой со- магической отягощенности. По их данным, у 30% лиц, находившихся 4—6 месяцев в психиатрических стационарах Казахской республики, был хороший эффект в течение 8—12 месяцев. Это были лица с небольшой давностью алкоголизма и положительными установками на труд; больные же, длительно злоупотреблявшие алкоголем и с выраженной деградацией личности, по окончании такого же курса лечения поступали с рецидивом алкоголизма в 2,5 раза чаще. Поскольку такие больные в условиях обычного стационара не выдерживали лечебный режим и вносили дезорганизацию в работу отделения, встал вопрос о специальной лечебно-трудовой колонии в системе Министерства охраны общественного порядка.

С. В. Курашов в своем докладе указал, что социальный аспект проблемы алкоголизма требует привлечения значительно большего внимания к борьбе с алкоголизмом со стороны внебольничной психиатрической сети. Областные и городские диспансеры должны организовать в городах и областях всю работу, связанную с амбулаторным лечением страдающих хроническим алкоголизмом. Назрел вопрос о создании в крупных городах специальных стационаров для страдающих алкоголизмом с тем, чтобы в дальнейшем освободить психиатрические больницы от этого контингента больных. Работу по созданию на местах специальных закрытых учреждений для принудительного содержания и трудового перевоспитания лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, в системе органов общественного порядка можно вести только при активной помощи местных советских, партийных и профсоюзных организаций.

Е. С. Станкевич

(Казань)

×

About the authors

E. S. Stankevich

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Stankevich E.S.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies