М. F. Vladimirsky on the image of the Soviet doctor and the training of medical personnel (On the 90th anniversary of his birth)

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Mikhail Fedorovich Vladimirsky belonged to the group of revolutionaries who, under Lenin's leadership, laid the foundations of the Communist Party, took part in the 1905 revolution, in the preparation and implementation of the October Revolution and later in the building of the Soviet state.

Full Text

Михаил Федорович Владимирский принадлежал к той группе революционеров, которая под руководством В. И. Ленина закладывала основы Коммунистической партии, участвовала в революции 1905 г., в подготовке и осуществлении Октябрьской революции, а затем в строительстве Советского государства.

М. Ф. Владимирский родился в 1874 г. в старинном русском городе Арзамасе. Восемнадцатилетним юношей поступил на медицинский факультет Томского университета. Он сразу примкнул к наиболее прогрессивно настроенным революционным элементам тогдашнего общества. Тихое течение жизни соответствовало его характеру и настроению. Уже в 1895 г. на далекой окраине не он переводится на медицинский факультет

Рис. 1

Московского университета. В Москве он включается в партийную работу, за что и подвергается аресту. Плавный ход его образования прерывается тюремным заключением и высылкой из Москвы. Это заставляет его эмигрировать за границу. С 1899 г. он студент медицинского факультета Берлинского университета и сотрудник ленинской «Искры». В 1901 г. в Берлине он получает диплом врача и в 1902 г. возвращается в Россию.

Получившие диплом врача в заграничных университетах допускались к врачебной практике в России лишь после сдачи государственных экзаменов в одном из отечественных университетов. В 1903 г. М. Ф. Владимирский сдает такие экзамены в Казанском университете; где и получает документ на право врачебной практики.

До 1905 г. он работает врачом и одновременно ведет большую партийную работу в Нижнем Новгороде.

В 1905—1906 гг. он член Московского комитета РСДРП. Руководит декабрьским восстанием, в связи с чем подвергается аресту. Но полиция не знала о его роли в восстании, и ему еще до суда удается эмигрировать за границу.

В 1907—13 гг. М. Ф. Владимирский работает под руководством В. И. Ленина как член Парижской группы большевиков. В 1914—17 гг. он работает врачом в рабочем

В июне 1917 г. A4. Ф'. Владимирский возвращается в Москву и участвует в подготовке и проведении Октябрьской революции.

После Октябрьской революции он занимал ряд высоких административных и партийных постов.

В 1930—34 гг. М. Ф. Владимирский был народным комиссаром здравоохранения РСФСР.

В эти годы бурно шел процесс индустриализации нашей страны, осуществлялся переход к колхозному строю в деревне. Все это резко изменяло обстановку. Требовался, новый подход как в административной, так и партийной деятельности. Происходила перестройка и в области здравоохранения, в которой М. Ф. Владимирский принимал самое активное участие как народный комиссар здравоохранения.

В эти годы медицинские факультеты изымались из университетов, преобразовывались в медицинские институты и передавались в ведение комиссариатов здравоохранения. Перестраивалась и подготовка врачебных кадров.

И хотя прошло более 30 лет с того времени, когда М. Ф. Владимирский был наркомом здравоохранения, все же его мероприятия, общее их направление и идеи, лежащие в их основе, не утратили своего значения и представляют определенный интерес и в условиях современности. Дошедшие до нас документы, как и высказывания самого М. Ф. Владимирского, свидетельствуют о том, что он видел в советском враче не только лечащего врача, но и врача, обязанного предупреждать заболевания, реализовывать на практике профилактическое направление советской медицины на своем участке работы, врача, проводящего свою специфическую врачебную работу в полном контакте с трудящимися, опирающегося на их помощь, на их содействие.

М. Ф. Владимирский настаивал на том, что врач должен быть общественником с достаточно широким горизонтом. Повседневная работа врача должна быть направлена на выполнение тех задач, которые в данный момент решают народные массы под руководством Коммунистической партии и Советской власти.

М. Ф. Владимирский считал необходимым, чтобы врач беспрерывно повышал свою квалификацию и использовал специальную литературу, отечественную и зарубежную. Врач в представлении М. Ф. Владимирского обязан знать хотя бы один иностранный язык. Врач не может быть отставшим ни в науке, ни в практике, обязан учиться повседневно, изо дня в день работать над книгой— вот его требование.

Врач обязан изучать повседневно также условия труда и быта обслуживаемого им контингента населения, уметь не только лечить, но и предупреждать заболевания, добиваться устранения вредных факторов или сводить их влияние к минимуму, опираясь в этом на широкие массы трудящихся.

Врач— говорил М. Ф. Владимирский— не должен быть чиновником. Врачу надо уметь ежедневно проявлять инициативу, «давать новое, чего вчера не было».

В новых условиях работы он призывал врачей проявлять при осуществлении тех или иных мероприятий «большевистскую настойчивость, напористость», даже если это дело «маленькое, с булавочную головку», но ваше дело.

Для организаторов здравоохранения он считал необходимым взаимный живой обмен опытом путем организации ежегодных выездов ответственных товарищей в другую область «посмотреть, как там организована работа». Такие поездки, по его мнению, более полезны, чем лекции.

Во главу угла подготовки студентов М. Ф. Владимирский ставил их марксистско-ленинское воспитание и сетовал, что «у нас здесь не все ладно».

«Перед нами стоит задача— говорил М. Ф. Владимирский— ведя непримиримую борьбу с враждебными теориями, высоко поднять уровень теоретической научной работы на основе материалистической диалектики».

Вузы должны подготовлять из студентов людей, умеющих научно мыслить.

Научно-исследовательскую работу он не считал привилегией только научно- исследовательских институтов. «Наши медицинские вузы не только школа, это научно-исследовательские учреждения. Успех преподавания и подготовка врачей будут зависеть в значительной степени от того, как вузы развернут научно-исследовательскую работу». В свою очередь, научно-исследовательские институты «должны организовать свою работу так, чтобы передавать знания тысячам молодых врачей и других медицинских работников. Наши институты должны быть не только научно- исследовательскими, но и учебными учреждениями».

М. Ф. Владимирский придавал большое значение развитию медицины как науки. «Мы должны добиться— говорил он— чтобы наша научная мысль работала и развивалась, чтобы в больницах работники имели возможность научно работать, чтобы в условиях вузов преподавателям была обеспечена возможность научной работы, чтобы наши научно-исследовательские институты здесь в Москве и в ряде промышленных и национальных центров, были поставлены в такие условия, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие их исследовательской работы».

М. Ф. Владимирский призывал профессоров и преподавателей обучать студентов непременно на базе новой медицинской техники, на которой основывается медицина как наука. «Нельзя мириться с таким положением— говорил он— что клиники в области техники стоят позади больниц, и студенты учатся на старой технике, а не на новой... Что будет, если студенты из вуза выйдут, обладая техникой, которая была 50 лет назад?».

М. Ф. Владимирский настаивал на том, чтобы вузы научили студента владеть книгой, «ибо если он не будет этого уметь, он окажется плохим врачом».

Большое значение придавал он производственной практике студентов. Считал необходимой для них работу в поликлинике. «У нас при медицинских вузах упразднены поликлиники, профессора учат студентов только на клиническом материале. Этот промах должен быть как можно скорее восполнен».

М. Ф. Владимирский считал целесообразным привлекать для преподавания в вузах «наших практических врачей, работающих в больницах десятки лет. Тот опыт, который имеет старый работник, старый специалист, мы должны теперь максимально использовать».

М. Ф. Владимирский уделял внимание и подготовке студентов в области административной — «надо научить будущего врача ориентироваться в новых условиях работы, понимать задачи, перед ним поставленные, структуру органов, научить его составлять годовой план, контрольные цифры — без этого работать нельзя». Он предложил «ввести в наших вузах отдельную кафедру по организации здравоохранения, управлению больницами, ведению больничного хозяйства, изучению постановки оперативного планирования».

Важной задачей считал М. Ф. Владимирский и подготовку средних медицинских кадров. По его мнению, она имела ряд дефектов. «Когда из техникума будет выходить квалифицированный помощник врача, мы осуществим и следующее задание: чтобы средняя школа стала только ступенью для перехода в высшую медицинскую школу».

М. Ф. Владимирский призывал «научиться ценить те кадры, которые выковываем. У нас была привычка: бросай врача куда угодно, но теперь этого допускать нельзя».

Многие из этих идей, высказанных более 30 лет тому назад М. Ф. Владимирским, выдержали проверку временем. Они и в наши дни успешно реализуются в практике советского здравоохранения.

Имя М. Ф. Владимирского присвоено одному из крупнейших научно-практических медицинских учреждений нашей страны — Московскому областному клиническому институту.

×

About the authors

A. M. Okulov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. M.F. Vladimirsky

Download (1MB)

© 2021 Okulov A.M.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies