About periodic illness

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Riemann in 1948, on the basis of observations of patients in Syria, isolated the disease, which he gave the name "periodic illness".

Full Text

Riemann в 1948 г. на основании наблюдений над больными в Сирии выделил заболевание, которому дал название «периодическая болезнь».

В дальнейшем Cattan, Mamou наблюдали это заболевание в Африке на побе­режье Средиземного моря. Распространение заболевания по побережью Средиземного моря наводило на мысль о краевой патологии. Эти авторы, а также В. В. Агаджа­нян, В А. Аствацатрян и Л. А. Махонова, И. В. Тихомиров и др. отметили наслед­ственный или семейный характер этого заболевания. Однако другие авторы (А. М. Сарванов; А. Т. Симонян и А. А. Айвозян; Ф. С. Ягубян) не смогли это подтвердить.

В настоящее время имеется целый ряд работ из разных стран, в которых описа­но заболевание, именуемое периодической болезнью.

Периодическая болезнь описывается под разными названиями: средиземномор­ская семейная лихорадка, доброкачественный пароксизмальный перитонит, серозный перикардит, периодическая абдоминальгия; семейный возвратный полисерозит, эпаналепсия (от греческого слова ераnаlер — повторный, нескончаемый).

Периодическая болезнь, по мнению А. М. Сарванова, это заболевание неизвест­ной этиологии, повторяющееся через более или менее регулярные интервалы; она про­должается годами, не поддается обычному терапевтическому воздействию и вне приступа не влияет на общее состояние больного.

В. В. Агаджанян, а также А. М. Сарванов выделяют целый ряд синдромов при этом заболевании. По В. В. Агаджаняну различаются: артралгический, абдоминаль­ный, лихорадочный, торакальный, сердечно-сосудистый, почечный, легочный, кожный, судорожный, эпилептиформный, люмбальный, невралгический (с поражением перифе­рических нервов) синдромы; при этом наблюдаются периодический паралич, мигрень,, стоматиты, носовые кровотечения, сиалорея.

Эти синдромы встречаются в разных комбинациях. Чаще всего периодическая болезнь проявляется полиартралгией, абдоминальгией, лихорадкой с ознобом и лейко­цитозом во время приступа; другие же симптомы встречаются значительно реже.

Таким образом, почти у всех больных периодической болезнью наблюдаются раз­ной интенсивности, большей частью очень выраженные, боли в животе, которые обыч­но начинаются в одном и том же месте и быстро распространяются по всему животу. Боли бывают настолько сильными, что остальные симптомы и ощущения больных от­ходят на второй план, больные о них вспоминают лишь при тщательном опросе. Температура поднимается до 40° и выше, иногда с ознобом.

Возникающие в животе боли трудно отдифференцировать от болей при «остром животе» (аппендиците, остром холецистите, перфорации желудка и т. д.), тем более, что абдоминальгия часто сопровождается при периодической болезни напряжением мышц живота, положительным симптомом Щеткина — Блюмберга и нарастанием нейтрофильного лейкоцитоза. Приступы болей продолжаются от 12 до 72 часов, за­канчиваются восстановлением трудоспособности до нового приступа. Боли во время приступа не снимаются противоспастическими средствами; наркотики приглушают, но не устраняют их. Почти все больные, страдавшие периодической болезнью, подверга­лись в один из приступов оперативному вмешательству, во время которого чаще все­го удаляется аппендикс, но приступы болей после этого не прекращаются. Если боли возникали вскоре после оперативного вмешательства, иногда предпринимались повтор­ные оперативные вмешательства, которые приводили уже к спаечной болезни. Только тщательно собранный анамнез помогает правильно поставить диагноз.

Для иллюстрации приводим выписки из историй болезни наблюдавшихся нами больных.

1.Н., 18 лет, поступила 28/I 1964 г. с жалобами на очень интенсивные боли в правом подреберье. Наркотики, введенные врачом скорой помощи, только несколько притупили их. Был озноб, высокая температура и боли в суставах без изменения их формы и функции.

Приступы болей в животе появились у больной с 6-летнего возраста. Неоднократ­но лежала в стационарах, выписывалась без заметного улучшения. Во время одного из приступов в 1957 г. был удален червеобразный отросток. После операции боли в животе не прекратились, носили приступообразный характер.

Больная была помещена в терапевтическое отделение, где до 19/II чувствовала себя удовлетворительно. Уже намечалась ее выписка из больницы, когда внезапно появи­лись резкие боли в левой половине живота, быстро распространившиеся по всему животу, головная боль, озноб. Температура поднялась до 39,3°.

Язык обложен, влажен. Живот не вздут, но резко болезнен, особенно в нижней части. Появился вначале местный симптом Щеткина — Блюмберга, затем он стал раз­литым, прикосновение одеяла вызывало боли в животе. В это же время были боли в суставах, на которые больная особого внимания не обращала, так как они перекрыва­лись болями в животе.

Состояние прогрессивно ухудшалось, нарастали симптомы раздражения брюшины. Количество лейкоцитов достигло 23 900 с нейтрофилезом. При рентгеновском обсле­довании симптомов непроходимости выявлено не было. Появились боли в пояснице. Моча была нормальной.

На следующий день состояние значительно улучшилось. К концу вторых суток полностью ликвидировались боли в животе, температура стала нормальной, количе­ство лейкоцитов сначала уменьшилось, затем совсем нормализовалось, наступило «выздоровление». При подробном опросе больной выявлено, что ранее наблюдавшиеся приступая болей носили такой же характер и заканчивались выздоровлением, восста­новлением трудоспособности.

Больная и ее родные настояли на диагностической операции. Была произведена лапаротомия, во время которой, кроме незначительного увеличения лимфатических узлов и небольшого количества серозной жидкости, в брюшной полости ничего па­тологического обнаружить не удалось. Больная была выписана для дальнейшего на­блюдения по месту жительства.

2.Ш, 18 лет, была доставлена 8/III 1964 г. с диагнозом врача скорой помощи — пилороспазм и дуоденоспазм. Жаловалась на сильные боли в верхней половине жи­вота. Боли носили опоясывающий характер, иррадиировали в спину. Одновременно появился озноб и повысилась температура до 37,7°. Считает себя больной с 7-летнего возраста, когда у нее начали появляться боли в грудной клетке давящего характера. Эти боли носили приступообразный характер, сопровождались ознобами. В дальней­шем, с 14 лет (когда у больной начались месячные), боли в грудной клетке исчезли, но появились приступы болей в животе. Они расценивались как проявления мезаденита. В 1961 г. был удален червеобразный отросток. Через 17 дней возникли боли та­кого же характера, как и до операции. Больная подверглась повторной лапаротомии, при которой патологии не было обнаружено.

С этого времени больная по поводу болей в животе неоднократно поступала в стационары. Мать страдает бронхиальной астмой. Брат здоров.

На следующий день больная чувствовала себя уже хорошо, боли почти пол­ностью прошли, симптомы раздражения брюшины исчезли. Количество лейкоцитов стало нормальным — 5200 (было 9300), РОЭ — 5 мм/час (было 20 мм).

Установлен диагноз — периодическая болезнь. Через 7 дней у больной вновь по­вторился приступ такого же характера.

3.E., 26 лет, поступил в хирургическое отделение 15/ІѴ 1964 г. Диагноз направ­ления: обострение хронического холецистита с некупирующейся рвотой, печеночная колика. Температура при поступлении 37,8°.

Жалуется на неукротимую рвоту или позывы на нее каждые 5—15 мин., общую слабость. Ухудшение состояния отмечает с 3 час. ночи, когда появились боли в области пупка, постепенно распространившиеся на эпигастральную область, появи­лась тошнота и затем непрекращающаяся рвота. Стул был самостоятельно, однократ­но. Мочеотделение нарушено Приступы начались с весны 1963 г. За этот период они повторялись 11 раз. Четыре раза был госпитализирован. Выписывался с разными диагнозами: хронический холецистит, дистония желудка и кишечника, спастический колит. До 1963 г. никакими заболеваниями желудочно-кишечного тракта не болел.

Был предварительно установлен диагноз — дуоденостаз, панкреатит (?).

Больному была произведена двусторонняя околопочечная блокада, после чего состояние больного стало улучшаться, боли стихли.

На следующий день больной чувствовал себя здоровым. Температура пришла к норме на 4-й день.

Анамнез, указывающий на периодичность возникновения болей, клиническая картина, бурно развивающаяся и заканчивающаяся через 18—24 час. даже при от­сутствии какой-либо помощи, позволили нам остановиться на диагнозе периодической болезни.

4.А„ 31 г., наблюдается в поликлинике несколько лет. Считает себя больной с 14 лет, со времени появления месячных, когда у нее развились приступы болей в животе, сопровождающиеся высокой лихорадкой, ознобами, симптомами острого раздражения брюшины в момент приступа. По этому поводу находилась под наблю­дением в разных стационарных учреждениях, в том числе противотуберкулезном диспансере (предполагался мезаденит).

При одном из приступов болей у нее был удален неизмененный червеобразный отросток и небольшая киста яичника. Эффекта от операции не было. Приступы повто­рялись часто, облегчения ни от каких средств, в том числе гормонотерапии, не на­ступало. Наркотики несколько приглушали боль.

Поскольку при периодической болезни новарсенол давал хороший эффект, Ф. С. Ягубян считает, что нельзя исключить связи этого заболевания с простейшими.

Близкое сходство заболевания с коллагенозами давало возможность многим ав­торам, особенно французам, отождествлять эти болезни. Е. М. Тареев и В. А. Насо­нова полагают, что периодическая болезнь является ранней, иногда длительно тя­нущейся стадией преколлагеноза и что в основе заболевания лежит ангионевротический отек Гревса.

А. Т. Симонян и А. А. Айвазян на основании большого количества собственных наблюдений (63 больных) приходят к выводу об аллергической природе периодиче­ской болезни. Это, по их мнению, подтверждается частым увеличением печени, селе­зенки и лимфоузлов, усилением иммунобиологических процессов в организме с уча­стием ретикуло-эндотелиальной системы.

При изучении белковых фракций крови авторы наблюдали аллергическую пере­стройку. Введение гепарина ликвидирует приступ благодаря антигиалуронидазному его действию. При этом заболевании происходит нарушение ферментативной систе­мы гепарин — гиалуронидаза — гиалуроновая кислота, повышается активность гиалу­ронидазы и уменьшается количество гиалуроновой кислоты.

Все это приближает периодическую болезнь к коллагенозам, протекающим по типу ангионевротического отека, но полностью поставить знак равенства между ними нельзя, так как применяемые при коллагенозах и ангионевротическом отеке де­сенсибилизирующие средства, в том числе кортикостероиды, оказались неэффектив­ными.

Необходимо дальнейшее изучение этого заболевания, поэтому лечащие врачи, в частности терапевты и хирурги, должны быть осведомлены о нем.

×

About the authors

B. Z. Danovich

Group of full member of the USSR Academy of Medical Sciences prof. N. S. Molchanova

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Danovich B.Z.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies