Renal haemodynamics in hypertensive patients and its change with treatment with hexamethon and reserpine

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Studies of renal hemodynamics show that the effective renal blood flow is impaired sometimes in the earliest phases of the disease (Ratner, 1953; Kireev, 1954; Chizhikov, 1955; Ratner, 1959; Leontieva, 1962, etc.). Some authors believe that the blood flow is disturbed due to BP increase (N.A. Ratner), others do not find such a connection (M.Y. Ratner, H.S. Leontieva). We monitored effective renal blood flow and total renal resistance in 65 hypertensive patients before treatment, and in 56 patients these data were compared with the results obtained after treatment with hexamethon in combination with reserpine.

Full Text

Почечный фактор хотя и не является решающим в генезе гипертонической болезни, но закономерно и довольно рано включается в патологический процесс, нередко обусловливая тяжесть его течения.

Исследования почечной гемодинамики показывают, что эффективный почечный Кровоток нарушен подчас в самые ранние фазы заболевания (Н. А. Ратнер, 1953; П. М. Киреев, 1954; А. С. Чижиков, 1955; М. Я. Ратнер, 1959; H. С. Леонтьева, 1962 и др.). Одни авторы считают, что кровоток нарушается в связи с повышением АД (Н. А. Ратнер), другие такой связи не находят (М. Я. Ратнер, H. С. Леонтьева).

Мы проконтролировали состояние эффективного почечного кровотока и общего почечного сопротивления у 65 больных гипертонической болезнью до лечения и у 56 сопоставили эти данные с результатами, полученными после лечения гексаметоном в сочетании с резерпином.

Эффективный почечный кровоток определялся по диадрасту методом Смита (1936) с внутривенным капельным введением препарата и постоянной катетеризацией мочевого пузыря. За норму плазмотока принимался коэффициент очищения диодраста 622—830 мл в минуту. Почечное сопротивление определялось по Гомецу (1947; 1951).

Нормальными считались показатели общего почечного сопротивления до 10 000 дин/сек/см5 (Гомез, Максвилл, Брид, Фишман).

Больные были во II-А, II-Б и III ст. гипертонической болезни.

Больных моложе 40 лет было 7, причем 4 из них ІІ-А ст., один — III. Основная группа больных (35) была во II-Б ст. Женщин было 48, мужчин — 17.

Продолжительность болезни была от года до 15—16 лет.

У 9 обследованных заболевание протекало по кардиальному типу, из них у 3 найдена ІІ-А, у 3 — ІІ-Б и у 3 — III ст. болезни. У 28 больных была мозговая форма и у 28 — смешанная, причем у 7 с ярко выраженным почечным компонентом (все 7 имели III ст. гипертонической болезни, у 3 из них была почечная недостаточность II ст.).

Типичные изменения глазного дна определялись у 43.

Альбуминурия, гематурйя, цилиндрурия, нерезко выраженные, наблюдались у 5 больных II и III ст.

Максимальное АД у больных ІІ-А ст. было в среднем 191,5, при ІІ-Б ст.— 196,4, при III ст. — 202,4 мм.

Минимальное АД также было наиболее высоким у больных III ст. Во ІІ-А ст. оно было в среднем 102,2, во ІІ-Б ст.— 108,5, в III ст.— 119,6.

В течение первых 5—8 дней после поступления больные не получали никаких гипотензивных средств, им проводилось обычное клиническое обследование; лишь при недостаточности кровообращения мы проводили соответствующую терапию. Больные с недостаточностью почек получали дезинтоксикационные средства: глюкозу внутривенно, витамины и др.

После этого срока мы приступали к определению показателей почечной гемодинамики.

У 45 из 65 больных почечный кровоток до лечения оказался сниженным (530—110,5 мл/мин), у 25—нормальным (620—835 мл/мин), а у 5 достигал 1370 мл/мин. Особенно низкий объем почечного кровотока был у больных с почечной недостаточностью и недостаточностью кровообращения.

В общей сложности почечный кровоток оказался сниженным у 2/3 наших больных, причем у части это наблюдалось уже во ІІ-А ст. Строгой зависимости величины кровотока от стадии гипертонии доказать не удается, так как даже в III ст. у 4 больных найдены нормальные показатели почечного кровотока, и объем его не отличался от объема кровотока больных во ІІ-А ст.

При сопоставлении величины почечного кровотока со степенью повышения АД постоянной закономерности мы также не нашли.

Создается впечатление, что у больных гипертонической болезнью очень высокое максимальное давление в известной степени определяет достаточный объем почечного кровотока. Так, очень высокие цифры максимального давления (выше 180) имели 37 больных, однако у 13 из них объем почечного кровотока был нормальным (более 600 мл/мин). В то же время из 28 больных с более низкими показателями максимального давления нормальный почечный кровоток найден только у 7, а у 21 — пониженный.

Из 20 больных, имевших до лечения нормальный объем почечного кровотока, 6 имели высокое минимальное давление (более 110), а у 14 оно было сравнительно небольшим.

Таким образом, при высоких показателях минимального давления нормальный объем почечного кровотока в наших наблюдениях встречался реже, чем при высоких цифрах максимального давления.

Общее почечное сопротивление до лечения было нормальным (до 10 000 дин/сек/см) у 22 больных, из них у 19 со II ст. и у 3 с III ст. У последних отсутствие повышения почечного сопротивления определялось на фоне нормального объема почечного кровотока и очень высоких показателей АД (200—110; 200—120). Это еще раз подтверждает, что не всегда имеется прочная зависимость между высотой АД и нарушением циркуляции крови в почках.

У остальных 43 больных почечное сопротивление было в той или иной мере повышенным. Диапазон величин общего почечного сопротивления колебался в больших пределах (от 3 735 до 64 539 дин/сек/см).

У больных ІІ-А ст. величина почечного сопротивления до лечения определялась от 6 786 до 28 249 (в среднем 13100,5 дин/сек/см-5). У больных ІІ-Б ст. — от 3 735 до 37 741 дин/сек/см-5 (в среднем 16 715,5) и III ст.—от 7011 до 64 593 дин/сек/см-5 средняя величина здесь составляла 21 818,6.

Интересные данные мы получили при сопоставлении величин почечного кровотока и общего почечного сопротивления. Из всех 65 больных нормальные величины почечного сопротивления выявились, как уже говорилось, только у 22. У 19 больных (из этих 22) оказался нормальным и объем почечного плазмотока. Трое остальных имели незначительно сниженный почечный кровоток (на 110—150 мл). С другой стороны, у всех больных с высокими показателями общего почечного сопротивления (20 000—40 000 дин/сек/см-5) объем почечного кровотока был значительно снижен — клиренс диодраста у них определялся ниже 400 мл/мин.

Таким образом, при нормальном сопротивлении почечный кровоток, как правило, не нарушен. Повышенному сопротивлению почечных сосудов всегда сопутствует в разной степени сниженный почечный кровоток.

Н. С. Леонтьева, имея аналогичные наблюдения, пришла к выводу, что состояние почечного кровообращения зависит главным образом от почечного сопротивления, увеличивается и уменьшается вместе с ним.

56 больным проверялось состояние почечной гемодинамики после комбинированного лечения гексаметоном в сочетании с резерпином. Гексаметон вводился под кожу по 25—75 мг в сутки, резерпин на этом фоне давался по 0,5—0,75 мг в день. Такие сравнительно небольшие дозы лекарств хорошо переносились больными без побочных явлений.

В результате комбинированного лечения у всех значительно улучшилось общее состояние. АД стало нормальным у 35 больных, значительно снизилось у 20 и только у одного повысилось на 20 мм.

Проведенная комбинированная терапия благоприятно сказалась и на почечном кровообращении. Почечный кровоток после лечения стал выше исходного у 22 больных, у 21 несколько снизился и у 9 не изменился.

Однако увеличение почечного кровотока было значительно ярче выражено (в среднем на 72,1%), чем его уменьшение (в среднем на 45,8%).

У 11 из 16 больных во ІІ-А ст. почечный кровоток улучшился. У больных во ІІ-Б и III ст. улучшения менее заметны, то есть нарушения почечной гемодинамики у них оказались более стойкими. У большинства больных в III ст. почечное кровообращение ухудшилось.

Комбинированное лечение гексаметоном и резерпином благоприятно воздействовало и на сопротивление почечных сосудов. До начала лечения у 19 больных почечное сопротивление было нормальным, из них 6 были во ІІ-А ст. После лечения общее почечное сопротивление понизилось у 38 больных (из 56), в том числе у 24 оно стало нормальным.

Эти изменения почечного сопротивления всегда соответствовали изменениям почечного кровотока.

Средняя величина сопротивления почечных сосудов до лечения была 15173,7 дин/сек/см-5, а после лечения она составляла 11 842 дин/сек/см-5, то есть уменьшилась на 21,96%.

Если сравнить соотношение величины объема почечного плазмотока и общего почечного сопротивления до начала лечения и после него, то нельзя не обратить внимания, что увеличилось количество больных с более низкими показателями почечного сопротивления. Сопротивление более 20 тыс. дин/сек/см -5 осталось только у 6 больных (3 — во ІІ-Б и 3 — в III ст.), а до лечения такое высокое почечное сопротивление было у 14.

Из 24 больных, у которых после лечения нормализовалось почечное сопротивление, у 14 это сочеталось с совершенно нормальным объемом почечного плазмотока (более 600 мл/мин), у 7 почечный плазмоток оказался лишь немного сниженным (500 — 600 мл/мин), и только у 3 объем почечного плазмотока при нормальном почечном сопротивлении оказался сниженным более значительно (до 420 мл). Такое сочетание показателей почечного кровообращения является исключением: низкий почечный кровоток при нормальном почечном сопротивлении. Как правило, нормальному кровотоку соответствует нормальное сопротивление почечных сосудов.

ВЫВОДЫ

  1. Почечная гемодинамика нарушается уже в ранние фазы гипертонической болезни, но эти нарушения не стойки и проходят в результате лечения. В более поздние стадии заболевания (III) появляющиеся патологические изменения почечной гемодинамики становятся необратимыми.
  2. Почечное кровообращение определяется в основном состоянием сопротивления почечных сосудов и увеличивается или уменьшается в соответствии с ним.
  3. Лечение больных гипертонической болезнью гексаметоном в сочетании с резерпином не только улучшает общее состояние больных, но и позволяет добиться благоприятных изменений их почечной гемодинамики.
×

About the authors

V. I. Shtegman

Krasnoyarsk Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Shtegman V.I.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies