The use of antibiotics for psittacosis

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Antibiotics do not significantly affect the vital functions of most viruses. The exception is viruses of the ornithosis group - lymphogranulomas; antibiotics are now widely used for psittacosis.

Full Text

Антибиотики не оказывают существенного влияния на жизнедеятельность большинства вирусов. Исключение составляют вирусы группы орнитоза — лимфогранулемы; при орнитозной инфекции сейчас широко применяются антибиотики. Изучение эффективности антибиотиков при орнитозе шло по нескольким направлениям: а) исследование влияния их на вирус в экспериментальной инфекции на подопытных, животных, на развивающихся куриных эмбрионах и в культурах тканей; б) профилактическое использование антибиотиков для санации домашних и комнатных декоративных птиц, а также профилактическое назначение антибиотиков людям; в) лече­ние больных орнитозом с учетом отдаленных результатов терапии, влияния на иммунологические реакции.

Рядом авторов [13, 34] установлено, что пенициллин обладает заметным терапевтическим действием при экспериментальной орнитозной инфекции мышей.

На вирусы группы орнитоза — лимфогранулемы действуют также хлортетрацик- лин (ауреомицин), окситетрациклин (террамицин), левомицетин (хлорамфеникол),, олеандомицин, сигмамицин, эритромицин. В эксперименте антибиотики группы тетрациклина в 5—10 раз активнее, чем пенициллин или хлорамфеникол.

Однако уже в экспериментах выявилось, что эффективность антибиотиков, даже группы тетрациклинов, не является абсолютной. Хотя они предохраняют мышей от гибели при заражении вирусами группы орнитоза — лимфогранулемы, но полного рассасывания легочных изменений не наступает даже через 6 недель после назначения антибиотика [18]; в течение месяца после назначения тетрациклина или террамицина удавалось выделить вирус орнитоза из органов мышей [3].

Установлено, что у вируса орнитоза может возникнуть устойчивость к антибиотикам. Путем пассажей вируса орнитоза (пситтакоза) в присутствии нарастающих концентраций антибиотиков получены штаммы, устойчивые к пенициллину и хлортетрациклину, причем новые штаммы выдерживали в 6—10 раз большую концентрацию - антибиотиков, чем исходные [20]. Получены также штаммы вирусов, устойчивые к нескольким антибиотикам [19, 23]. Профилактика орнитоза у людей может осуществляться путем использования антибиотиков для санации зараженных орнитозом птиц. Было установлено, что инъекции масляных растворов хлортетрациклина в течение 15—25 дней приводят к санации зараженных орнитозом голубей и попугаев [29, 30], однако птицы остаются чувствительными к новому заражению. Практически более осуществимым является предло­жение Мейера [29] для оздоровления птиц (в частности индюшек) давать им хлортетрациклин или окситетрациклин с кормом из расчета 200—400 г на тонну корма. Применение такого корма в течение 32—39 дней может прервать инфекционную цепь среди птиц [29].

И. И. Терских и О. М. Попова [10] показали, что в опытах на мышах развитие орнитозной инфекции предупреждалось введением дибиомицина (за 2 дня до или через 2 дня после заражения). Исходя из этого, они предлагают в очагах орнитоза до. полной ликвидации инфекции применять дибиомицин один раз в сутки через каждые 48 часов.

Наряду с экспериментальными данными стали появляться работы о применении пенициллина для лечения больных орнитозом. В первых из них сообщалось о его эффективности [23, 32], в дальнейшем большинство исследователей стало считать его малоэффективным препаратом, а некоторые говорят даже об отсутствии терапевтической активности пенициллина [5, 16, 25].

В настоящее время наиболее эффективными считаются антибиотики тетрацикли­нового ряда, которые очень быстро (в течение 24—72 часов) ведут к нормализации температуры и улучшению общего состояния больных. Декинг [14] даже полагает, что. если после дачи 2 г тетрациклина в сутки температура в течение 24—48 часов снижается до нормы, то это может служить подтверждением диагноза орнитоза. Ранняя антибиотикотерапия может предотвратить развитие осложнений [31].

Однако стали накапливаться данные о том, что терапия орнитоза тетрациклина­ми не всегда дает такие блестящие результаты. Кирш и Гюнтер [27] указывают, что, несмотря на раннюю антибиотикотерапию больных орнитозом, у них длительно не исчезали рентгенологически выявляемые изменения в легких, а при обследовании реконвалесцентов через 9 месяцев после выписки у большинства из них были обнаружены различные симптомы болезни (в основном нейровегетативные). По данным Ю. А. Ильинского, при антибиотикотерапии полное выздоровление наступало лишь у 73,97% больных орнитозом, а у остальных длительно выявлялись различные признаки болезни. Он же [6] отмечал, что при антибиотикотерапии снижение температуры до нормы наступало на 2—5-й день лечения, но рентгенологически устанавливаемые изменения в легких держались довольно долго. Мы также наблюдали, что при лечении антибиотиками долго сохранялись изменения в легких, сердечно-сосудистой и нервной системах [1, 7]. Даже рано начатая антибиотикотерапия не предупреждает рецидивов орнитоза, частота которых, по данным некоторых авторов, достигала 51,4% [17]. Мейер [29] считает, что малые дозы антибиотика и быстрое прекращение лечения могут привести к рецидивам. Эндерлайн [15] подчеркивает, что антибиотики уничтожают лишь экстрацеллюлярно расположенные вирусы, но они могут сохраняться в тканях и вызывать в дальнейшем рецидив.

Видимо, недостаточной эффективностью антибиотикотерапии обусловлены рекомендации довольно больших суточных и курсовых доз антибиотиков. Большинство- авторов предлагает начинать лечение тетрациклинами с суточной дозы в 2 г, некоторые считают целесообразным после снижения температуры уменьшить дозу антибио­тика до 1,5—1 г в сутки [21, 22, 36], другие же — давать очень большие дозы хлортетрациклина — до 4 г в сутки. Лечение антибиотиками чаще рекомендуют продолжать в течение 10—14 дней, реже 6—10 дней или в течение лихорадочного периода. На курс лечения чаще советуют давать 15—30 г тетрациклинов, реже 12—15 г; некоторые предлагают даже до 30—40 г антибиотика на курс, но и такие огромные дозы не гарантируют от рецидивов.

При приеме хлортетрациклинов могут развиться различные побочные реакции, среди которых особое значение имеет действие антибиотикотерапии на иммунную перестройку организма. Многие авторы приписывают действию антибиотиков низкие » быстропадающие титры реакции связывания комплемента с орнитозным антигеном, другие полагают, что антибиотики тормозят или даже полностью прекращают выработку антител у больных орнитозом [24, 26, 28]. Хаусман и соавт. [24] считают, что при раннем применении антибиотиков серологический диагноз орнитоза невозможен или очень затруднен. Лишь отдельные авторы [5] не видели угнетающего влияния антибиотиков на образование антител, что, вероятно, объясняется малым числом больных, находящихся под наблюдением этих авторов.

Литературные данные свидетельствувэт, что антибиотики имеют важное значение в профилактике и лечении орнитоза, но в то же время антибиотикотерапии свойствен ряд недостатков (не предупреждает рецидивов, не ускоряет рассасывания пневмонических очагов, отрицательно влияет на серологические реакции), она не решает полностью проблемы лечения орнитоза.

Приводим данные о лечении 100 больных орнитозом. У 34 чел. была легкая форма болезни, у 42 — среднетяжелая, у 15 — тяжелая и у 9 — хроническая; у 5 орнитоз протекал в виде хронической пневмонии и у 4 — без поражения легких. Муж­чин было 47, женщин — 53. До 20 лет было 4 чел., от 21 года до 40 лет — 39, от 41 года до 60 лет — 51 и старше — 6. Заболевания носили спорадический характер, обычно возникали в холодное время года. Большинство больных заразилось от голубей.

При поступлении в клинику больным чаще назначался пенициллин или хлортетрациклин, кроме того, 11 чел. получали хлортетрациклин после отмены пенициллина или стрептомицина, 15 лечились левомицетином, 7 — стрептомицином и 12 никаких антибиотиков не получали. Дозы антибиотиков и длительность курса лече­ния устанавливались индивидуально в зависимости от сроков поступления в клинику, тяжести заболевания и особенностей дальнейшего течения болезни. Лечение больных орнитозом было комплексным. Помимо антибиотиков, всем больным назначались витамины: по 300 мг витамина С, по 20 мг никотиновой кислоты и по 3 мг в сутки тиамина и рибофлавина. Во время лихорадочного периода доза витаминов увеличивалась в 2—3 раза, в этот же период при тяжелом течении болезни назначалась оксигенотерапия (увлажненный кислород давали при помощи носовых зондов по 30—45 мин. 3—4 раза в сутки). Широко применялась лечебная физкультура (дыхательные упражнения), в периоде реконвалесценции для ускорения рассасывания воспалительных изменений в легких назначалась аутогемотерапия, гемотерапия, физиотерапевтические процедуры. Проводилось также симптоматическое лечение.

Пенициллин получали 34 больных (у них при поступлении ставился диагноз пневмонии). Длительность пенициллинотерапии колебалась от 4 до 22 дней (чаще 5—7) при суточной дозе 600—800 тыс. ед. Части больных одновременно с пеницилли­ном был назначен стрептомицин (по 0,5 2 раза в день внутримышечно). У некоторых больных температура снижалась до нормы через 3—5 дней от начала лечения пенициллином. Общая слабость, изменения в легких и нервной системе обнаруживались еще длительное время. Иногда пенициллин эффекта не давал, и у больных удержи­валась лихорадка, симптомы интоксикации, изменения в легких. У некоторых больных лихорадка и интоксикация, несмотря на лечение, нарастали, или же на фоне пенициллинотерапии возникал рецидив заболевания. В этих случаях пенициллин приходилось отменять и назначать хлортетрациклин или левомицетин. Пенициллинотерапия не оказывала существенного влияния на изменения в легких. Клинические симптомы пневмонии у больных этой группы держались от 7 до 48 дней (в среднем 16,9 дня). Половина больных, получавших пенициллин, выписана с остаточными изменениями в легких, выявляемыми рентгенологически.

Хлортетрациклин с первых дней поступления в клинику получал 21 больной, от 4 до 10 а (чаще 5—7 г) препарата на курс. Лечение продолжалось от 4 до 12 (обычно 5—7) дней. Вначале давали по 1,2—1,6 антибиотика, затем дозу снижали до 0,8 в сутки. Результаты наших наблюдений не совпадают с литературными данными о высокой эффективности тетрациклинов. Лишь у части больных нормализация температуры наступала в течение 1—2 суток после приема препарата. У большинства же больных снижение температуры до нормы происходило лишь к 5—8-му дню от начала лечения. Долго сохранялись изменения в легких. Клинические проявления пневмонии продолжались в среднем 22,1 дня, рентгенологические — еще дольше, а у трети больных они выявлялись и при выписке из клиники. У 4 больных наступил рецидив. В некоторых случаях, несмотря на раннее применение тетрациклинов, развивалась тяжелая форма болезни. Клинические примеры мы приводили ранее [7].

Левомицетин с момента поступления в клинику был назначен 15 больным по 2 а в сутки и от 12 до 46 а (чаще 20 —25 а) на курс. Лечение продолжалось обычно 7—9 Дней. Результаты терапии были почти такими же, как и от хлортетрациклина. Нормализация температуры обычно наступала к 5—7-му дню от начала лечения, клинические признаки пневмонии наблюдались в течение 17—20 дней, а рентгеноло­гические еще дольше.

У больных хроническими формами орнитоза даже большие дозы антибиотиков и длительные курсы лечения не давали никакого эффекта.

У 13 больных из ста наблюдались рецидивы заболевания. Из них 4 чел. получали пенициллин, 4 — хлортетрациклин, 2 — левомицетин, 1 — тетрациклин, эритромицин и пенициллин и 2 не получали антибиотиков. Рецидивы наступали в сроки от 5 до 32 дней после нормализации температуры. Длительность и тяжесть рецидива были менее выраженными, чем первой волны заболевания. Таким образом, антибиотикотерапия не предупреждала рецидивов, но в то же время относительно небольшие дозы антибиотиков не приводили и к учащению рецидивов.

Выявилось определенное влияние антибиотиков на иммунологические сдвиги. Если у больных, не получавших антибиотиков, титры реакции связывания комплемента в ходе болезни нарастали (у 66%) или Оставались на одном уровне (у 34%), то у леченных антибиотиком в ряде случаев отмечалось падение титра ниже исходного. Особенно часто такое падение наблюдалось при раннем (до 5-го дня болезни) назначении антибиотиков. Максимальные титры (средние по группе) при антибиотикотерапии были ниже, чем при симптоматическом лечении. Если принять титр реакции связывания комплемента при симптоматической терапии за 100%, то при ранней антибиотикотерапии он достиг всего 55%.

Таким образом, антибиотики не решают полностью проблемы лечения орнитоза. Назначать увеличенные дозы антибиотиков не следует.

Нам представляется целесообразным назначать антибиотики тетрациклиновой группы по 1,2—1,6 в сутки во время лихорадочного периода и по 0,8—1,2 до 3—5-го дня нормальной температуры. При поступлении больных (особенно легкими форма­ми) в периоде реконвалесценции антибиотики можно не назначать.

Кроме назначения антибиотиков следует проводить терапию, направленную на повышение защитных сил организма.

Учитывая тенденцию орнитоза к затяжному течению и рецидивам, можно ожидать хороших результатов от сочетания антибиотиков с вакциной. Такое лечение дает хорошие результаты при ряде инфекций (бруцеллезе, брюшном тифе и др.). В настоящее время орнитозная вакцина хорошо изучена в эксперименте [8, 11], а И. И. Терских приготовила вакцину для лечебных целей. Мы применили вакцину у 12 чел. Внутрикожное введение вакцины сопровождалось повышением титра реакции ком­племента с орнитозным антигеном и оказывало терапевтический эффект. Метод назначения антибиотиков с последующей вакцинотерапией заслуживает внимания и дальнейшего изучения.

×

About the authors

A. P. Kazancev

Military Medical of the Academy named after S. M. Kirov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Infectious Diseases

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Kazancev A.P.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies