To the Characteristics of the life of a child in the Tatar and Bashkir gray hair in the village of Bashrespubliki

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The study of the life of an infant of the culturally and economically retarded nationalities of our Union, in particular the Tatars and Bashkirs, is of undoubted interest, especially in rural conditions. In 1925, Dr. V. A. Tushnov made a report on the basis of the material collected by the children's consultation on examination of the life of an infant in a Tatar mountain family. Kazan. Dr. Gershenovich, Mirkis (Tashkent) and Raukhvarger (Alma-Ata) made a report regarding the examination of the Uzbek child's life. According to these authors, Uzbeks, as well as Tatars and Bashkirs, have many harmful customs that negatively affect the normal development of an infant: Uzbeks early feed, chew, are afraid of the sun, vegetables, the child sleeps in a bishek (cradle).

Full Text

Изучение быта грудного ребенка отсталых в культурном и экономическом отношениях национальностей нашего Союза, в частности татар и башкир, представляет несомненный интерес, в особенности в деревенских условиях.
В 1925 году д-р В. А. Тушнов сделал сообщение на основании собранного детской консультацией материала по обследованию быта грудного ребенка в татарской семье гор. Казани. Д-р Гершенович, Мир- кис (Ташкент) и Раухваргер (Алма-Ата) сделали сообщение относительно обследования быта узбекского ребенка. По данным этих авторов и у узбеков также, как у татар и башкир, много вредных обычаев, отрицательно влияющих на нормальное развитие грудного ребенка: узбеки рано дают прикорм, жевки, боятся солнца, овощей, ребенок спит в бишеке (люльке).
В 1929 году я имел возможность обследовать быт грудного ребенка в некоторых деревнях Бирского к-на Башреспуолики. Мною обследовано 615 детей в возрасте от новорожденного до 4 лет включительно. По возрасту дети распределяются так: до 1 года—170, от 1 года до 2 лет—160, от 2-х до 3-х лет—150 и от 3-х до 4-х лет—135. Условия быта грудного ребенка в татарской и башкирской семьях в обследованных мною деревнях совершенно одни и те же, поэтому при вычислении результатов обследования дети татар не отделены от детей башкир. Жилище—во всех случаях деревянные дома, покрытые деревянными крышами: количество окон от 3 до 5; форточек нет; пол деревянный; в большинстве случаев дома отапливаются русскими печами, где и вставлены, сбоку от свода, котлы для приготовления обеда; отдельной кухни нет; в некоторых семьях половина дома, где имеется печь, отделена досками, называется „бульмэ* (комната). Обстановка: нары, шкаф, часто открытый, стол для еды, , стулья, скамьи, иногда часы и зеркала, стенной календарь, иногда деревянная кровать для взрослых, очень редко железная; только в 10 семьях я видел деревянные кровати для маленьких детей. Средняя площадь дома 5X5 метров, высота 2?а метра. Семьи в большинстве случаев состоят из пяти-шести человек. Во всех случаях дети находятся вместе со взрослыми—для них отдельной комнаты или отдельного угла нет. Зимой в частных домах находятся ягнята и телята; в колхозах построены отдельные дома. Грязное белье сохраняется дома до стирки. Белье стирается дома; сушат на воле. Пол и нары моют 2—3 раза в неделю, посуду после еды моют горячей водой. Подполье чистят 1—2 раза в год.
После осмотра жилищных условий я обследовал кормление, одежду и физическое развитие детей. Все обследуемые дети кормились грудью. Отсутствие или недостаточное выделение молока у матери мне не удалось наблюдать. Самый короткий срок кормления грудью до 1 года. Во время второй беременности матери перестают кормить грудью. Дети кормятся грудью беспорядочно. Во время полевых работ матери берут своих детей в поле, кормят их там грудью. В поле дети спят или в люльках, или на тележках-двуколках. Детей, кормящихся или кормившихся в раннем младенческом возрасте искусственно, в моем обследовании не встретилось* Из «5 детей возрастом старше 1 года кормились грудью:
Вышеприведенные цифры еще раз подтверждают тот факт, что в татарской и башкирской семьях действительно большинство детей кормятся грудью дольше 1 года. Некоторые матери считают это своим долгом, некоторые из-за любви к ребенку, часть по привычке и по традиции.
В то же время в татарских и башкирских семьях дети начинают получать очень рано прикорм.

Из этих данных видно, что 50% детей в татарских и башкирских семьях начинают получать прикорм раньше времени. Те из них, которые стали получать с 4—5 месяцев прикорм, получают бульон и кашу. Бульон из овечьего или из коровьего мяса и необезжиренный; кашу готовят, если имеется, из манной крупы.
Прикорм состоит главным образом из цельного кипяченого коровьего молока с прибавкой на 1 стакан 1 чайной ложки сахару. Козье молоко маленьким детям обыкновенно не дают; считают, что оно полезно только для взрослых и больных, как лекарство. В молоко крошат небольшие кусочки белого, пшеничного, полбенного хлеба или сушки. Разведенного на 72 или % молока почти никогда не дается. В редких случаях прибавляют к молоку немного воды, когда ребенку исполнилось 173—2 ме- €яца. Манная, рисовая и пшеничная каши готовятся на молоке с сахаром. С 3—4-х месяцев начинают давать вареное яйцо в смятку или готовят на молоке яичницу. Если имеется возможность, то каждая мать старается кормить своего ребенка с 1—2 мес. жизни „альбой“. Альба приготовляется из высшего сорта муки с маслом, с сахаром на молоке, получается сладкая каша. Альбу ребенок сосет через тонкую материю. Соски обыкновенно в деревнях не дают. Я видел только у 5—6 детей соску; на мой вопрос, почему родители дают соску, последние ответили, что соска „изящная" вещь, они видели у городских детей. Фруктовых сосок детям тоже не дают. С 4—5 мес. начинают давать бульон, иногда с картофелем или с крупой. Уже 9—10 месячный ребенок часто жует кусочек вареного мяса. Во всех почти случаях детей кормят с ложечки. После года детей начинают учить держать ложку. В возрасте около ?/2 года ребенок переходит к общему столу. После РД лет для детей отдельного ничего не готовится. Их меню: утром чай с молоком, с сахаром и с хлебом. Катык—кипяченое кислое молоко. Если сегодня топят молоко, то и ребенок получает топленое молоко. Иногда едят картофель с хлебом. Хлеб ржаной, кислый, плотный и плохо испеченный. Вечером обед: часто состоит из лапши (полбенной муки, у бедных из ржаной муки); крошат туда картофель, если есть—лук и перец, редко мясо, в особенности летом, и заправляют катыком. Если обед готовится постный, то в него кладут топленое сало. Иногда едят суп из пшенной или полбенной крупы с картофелем, заправленный катыком. Иногда варят кашу на молоке, которую едят с маслом.
Относительно одежды младенца можно сказать следующее: рубашки с высокими воротниками и с длинными рукавами, сшитые из тонкой материи. Штанишки длинные, узкие и всегда открытые сзади. Обыкновенно мальчики более или менее регулярно начинают носит штанишки к 3-м годам жизни (2—3 летние мальчики в теплое время года играют и бегают в одной рубашке). Голова покрыта тюбетейкой или шляпой, последняя или из овечьей шерсти или из какой-нибудь материи. В теплое время года дети всегда бывают босые. У девочек платье длинное, узкое, длинные рукава и высокие воротники, всегда закрытые. Голова всегда открытая. Волосы длинные и заплетены в виде косы лентами, к концам которых часто пришиты серебряные монеты.
У младенцев белье главным образом состоит из старых тряпок, часто не отвечающих гигиеническим требованиям. Моют их чаще в теплой, но иногда даже и в холодной воде, нередко без мыла. Белье после сушки употребляют без проутюживания. Из 394 матерей только 263 матери всегда мыли мокрые пеленки и только после этого уже пускали их в употребление.
Что касается пользования воздухом и естественным светом детей, то в деревнях на это не обращают достаточного внимания. Грудных детей выносят на волю, когда t° воздуха не ниже-|-18—20?С. Летом маленькие дети часто спят в сенях или на дворе в тени. Иногда матери, сестры или бабушки сидят с маленькими детьми на дворе, у забора и в садах. С первого сентября по апрель маленькие дети остаются дома. Когда ребенок самостоятельно начинает посещать соседних детей, приблизительно в 2—2х/2 года, он уже значительно выходит из-под надзора родителей: он у соседа пьет чай, обедает, часто из одной посуды с другими детьми. Дети тесно общаются с домашними животными.
Для характеристики физического развития детей можно привести нижеследующие данные: из 460 старше 5 мес. детей начали сидеть- к 5—6 мес.—64,4%, между 6 и 9 мес.—21,3%, между 9 и 10 мес.— 12,3% и после года 2%. Так что дети в большинстве начинают сидеть к нормальному сроку.
Возрастом старше 1 года у меня было «5 детей. Из них научились ходить:
К 1 году 52%, к 1% годам 25,8°/°, к 2 годам 15,6%, к 3 годам 6,6%.
Из наших данных видно, что больше половины детей научились ходить к 1-му году жизни.
Относительно времени прорезывания зубов обследовано 460 детей , получается следующая картина: к 6—7 месяцам 36,26%, к 8—9 месяц. 42,3%, к 10—12 месяцам 16,0%, к 18 мес. 5,»%.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что условия кормления грудью, дачи прикорма, постельные принадлежности, одежда и пользование воздухом среди детей татар и башкир в деревнях не удовлетворяют современным требованиям гигиены. В дальнейшем предстоит большая работа в этой области быта среди татар и башкир.

×

About the authors

F. Kh. Basyr

Children's Clinic of the Kazan State in-ta for mustaches, doctors named after V.I.Lenin

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Basyr F.K.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies