Experience of using foreign-group Rh-negative blood in combination with non-specific drugs in Rh-incompatible pregnancies

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Currently, among biological methods of desensitization in rhesus-conflict pregnancy the method of administration of foreign blood according to R. Polivanov and in various modifications (varying the amount of blood administered, the duration of intervals between injections and combination with other types of desensitization) continues to be used. Based on Wiener's idea of the unequal ability of different antigens to induce antibodies and the "competition" between these antigens, R. Polivanov proposed and was the first to use the "competing" effect of foreign-group blood.

Full Text

В настоящее время из биологических методов десенсибилизации при резус-конфликтной беременности продолжает применяться метод введения иногруппной крови по Р. Поливанову и в различных модификациях (варьируют количество вводимой крови, длительность промежутков между инъекциями и сочетание с другими видами десенсибилизации). Исходя из идеи Винера о неодинаковой способности различных антигенов вызывать образование антител и о «конкуренции» между этими антигенами, Р. Поливанов предложил и первым использовал «конкурирующее» влияние иногруппной крови. В 1934 г. Левин отметил, что гемолитическая болезнь развивается преимущественно при совместимости групп крови отца и матери. Это положение Левина подтвердилось в наблюдениях Р. Поливанова (резус-сенсибилизация наступила у 37 (86%) женщин при совместимости групп крови ее и мужа и у 6 (14%) —при их несовместимости), Т. Г. Соловьевой (у 244 — при групповой совместимости крови матери и плода и у 64 — при несовместимости) и других авторов. В то же время С. М. Ниязова никакой зависимости между групповой и резус-принадлежностью не выявила (39 наблюдений). Наши наблюдения показывают, что резус- сенсибилизация наступили у 56 женщин при совместимости их групп крови и их мужей и у 20 — при несовместимости, у 45 — при групповой совместимости крови матери и плода и у 15 — при несовместимости. В данной работе представлены сведения об 11 резус-сенсибилизированных женщинах (10 беременных и 1 небеременная) в возрасте от 21 до 36 лет, получавших десенсибилизирующее лечение внутривенными микроинъекциями резус-отрицательной иногруппной крови в сочетании с ингаляцией кислорода, повторными общими кварцевыми облучениями, приемом витаминов А, В, В1, С, внутривенными инъекциями 40% раствора глюкозы с аскорбиновой кислотой, добавлением в пищевой рацион полусырой печени и свежего творога.

Курс лечения состоял из 4 инъекций по 1, 2, 3 и 4 мл крови с недельными промежутками и месячными перерывами между курсами. Число курсов доходило до четырех (в зависимости от срока беременности, при котором начиналось лечение). Лечение проведено у 5 женщин с первой половины и у 5 — со второй половины беременности. Завершалось лечение за четыре недели до предполагаемого срока родов.

В прошлом у всех этих женщин в сумме было 34 беременности (13 — мальчиков, 7 — девочек, пол остальных неизвестен), из которых закончились родами 16, самопроизвольными выкидышами—16, медабортами — 2. Из 16 родов 6 произошли в срок (5 — живыми, 1—мертвым) и 10 — преждевременно (2 — живыми, 8 — мертвыми). Из 5 родившихся живыми в срок двое умерли в первые сутки (желтушная форма гемолитической болезни новорожденных) (гбн), один ребенок перенес желтушную форму гбн и в настоящее время является умственно и физически неполноценным, и двое, родившиеся от 1-й и 2-й беременностей матери, состоявшей в первом браке, живы и здоровы. Эритроциты их крови резус-отрицательны. Последующие 6 беременностей у этой женщины от второго брака завершились гибелью плодов (4 — от отечной формы гбн).

В случае рождения мертвого ребенка в срок была отечная форма гбн. Два преждевременно родившихся живыми умерли на третьи и четвертые сутки жизни (желтушная форма гбн). Самопроизвольные выкидыши произошли у 10 женщин в поздние (9 — мертвыми, 1—живым) и у 6—в ранние сроки беременности. Ребенок, родившийся живым, умер тотчас после родов (в 27 недель).

Таким образом, из 32 беременностей (за вычетом из общего числа бывших 34 беременностей 2 медабортов) у 11 сенсибилизированных женщин 29 беременностей закончились гибелью плода, а один из живых детей умственно и физически неполноценен, 2 остальных живы и здоровы. Пять детей страдали желтушной и 5 — отечной формой гбн.

У одной из беременных женщин имелось указание в анамнезе на бывшее переливание крови с сильной посттрансфузионной реакцией. Менструальный цикл и половая жизнь у всех 11 женщин без особенностей. Сифилис, бруцеллез, малярия исключены, а у части из них отвергнут и токсоплазмоз.

Для. выявления сенсибилизации проведено определение группы крови и резус- принадлежности беременных, их мужей, новорожденных и матерей беременных (у трех). Во всех наблюдениях кровь беременных была резус-отрицательной, мужа и новорожденного — резус-положительной. У всех женщин в сыворотке крови найдены антирезус-антитела.

При десенсибилизации у женщины вне беременности проведен один курс лечения, но никаких намеков на возможное снижение титра резус-антител не получено. Напротив, титр с исходного (1: 32) повысился (1: 64) и находился постоянно на этом уровне. Этот пример еще раз подтверждает указания Р. Поливанова и наблюдения Г. Г. Соловьевой о том, что вне беременности данный метод неэффективен.

При проведении десенсибилизирующего лечения беременных, разделенных на две равные группы по 5 человек в первой и второй половине беременности, нам удалось выявить одну общую закономерность — взаимосвязанное колебание титров резус- II групповых агглютининов как при повышении, так и при снижении одного из них. Снижение титра резус-антител при повышении титра групповых агглютининов с параллельным увеличением их перед родами отмечено нами у четырех женщин; у двух отмечено параллельное снижение резус- и групповых агглютининов с увеличением обоих перед родами у одной, снижением резус- и увеличением групповых агглютининов у другой; у одной — снижение и повышение то резус-, то групповых агглютининов с повышением групповых агглютининов при постоянном титре резус-антител перед родами; у одной—постоянный титр резус- и групповых агглютининов, исключая однократное повышение резус-антител; у одной — при неизменном титре резус-антител вначале повышение, затем падение и, наконец, вновь медленное повышение титра групповых агглютининов, исчезновение резус-антител с присоединением снижения титра групповых агглютининов с последующим повышением титра групповых агглютининов, а затем и появлением резус-антител. И, наконец, у одной женщины нарастание титра резус-антител привело к полному исчезновению групповых агглютининов. В этот период произошла гибель плода, а в последующем наблюдалось медленное снижение титра резус-антител и подобное же нарастание титра групповых агглютининов.

Что же касается «подавления» выработки резус-антител или их исчезновения из сосудистого русла под влиянием предпринятого нами лечения, то мы видим, что у 6 женщин в ходе лечения титр резус-антител падал до нуля, у 4 из них повышаясь вновь ближе к родам, у 1 — задолго до родов, у 1 — резус-антитела отсутствовали и перед родами. У двух женщин обнаружено нарастание титра с небольшим снижением перед родами. У одной из них тигр повысился до 1: 256 при полном отсутствий групповых агглютининов. У этой женщины плод погиб внутриутробно. У одной наблюдалось постепенное снижение титра до 1:4, и у одной титр резус-антител был постоянен, кроме одноразовых повышений титра на одно разведение и падения до нуля.

Из 10 наших беременных самопроизвольно родили в срок две, преждевременно— две (в 31 и 36—37 недель), и у 6 роды вызваны искусственно в 38 недель.

Всего родилось 10 детей: один мертворожденный недоношенный и 9 живых (1—недоношенный, умер в первые сутки жизни и 8 доношенных). Девочек было 6, мальчиков — 4. С весом до 3 кг было 6, до 4 кг — 4 новорожденных.

Из 10 детей 2 родились без признаков гбн, у них впоследствии появились признаки анемической формы, а 8 — с признаками заболевания: 5 — с анемической формой, и 3— с желтушной (один мертворожденный). Из 9 восемь живы, один недоношенный, родившийся в 36—37 недель беременности в асфиксии, умер в первые сутки жизни.

Диагностика формы и тяжести гбн основывалась на анамнезе и серологическом обследовании родителей, клиническом течении заболевания, общем анализе пуповинной и капиллярной крови, определении билирубина (качественном и количественном) в сыворотке пуповинной крови, а также на серологическом исследовании новорожденных.

Родившиеся живыми дети получали следующее лечение: 3 — обменное, 1—дробное переливание крови в сочетании с гормонотерапией и комплексом лекарственных средств, 5 — гормонотерапию с комплексом лекарственных средств. Вскармливание материнским молоком начиналось после 3-кратного отрицательного анализа молока на резус-антитела, в большинстве случаев спустя три недели после родов.

При рождении здоровых детей ограничивались тщательным клинико-лабораторным наблюдением, воздержанием от грудного вскармливания, а при признаках анемии назначали гормонотерапию и комплекс лекарственных средств. Все 8 детей развиваются правильно, находятся под наблюдением от года до 4 лет 7 месяцев.

Итак, если у 11 резус-сенсибилизированных женщин из предыдущих 32 беременностей закончились гибелью плода 29, то после лечения из 10 — только две. Если в анамнезе у 4 женщин на 17 беременностей без лечения преждевременных родов было 6, то после лечения из 10 беременностей преждевременных родов было только 2.

На основе наших наблюдений мы приходим к выводу, что иногруппный антиген оказывает подавляющее действие на резус-антитела либо в случае низкого исходного титра резус-антител, либо при незначительно отягощенном акушерском анамнезе. Там же, где акушерский анамнез был значительно отягощен, несмотря на низкий исходный титр резус-антител, и если организм продуцирует сильные резус-антитела, происходит либо параллельный рост резус- и групповых агглютининов, либо подавление роста групповых агглютининов. Отсюда следует, что данный метод десенсибилизации должен являться методом выбора и показан при низких исходных титрах резус-антител и при незначительно отягощенном акушерском анамнезе. Этот вывод согласуется с выводом Т. Г. Соловьевой.

ВЫВОДЫ

  1. Данный метод является методом выбора — при низком исходном титре резус- антител и при незначительно отягощенном акушерском анамнезе.
  2. При соблюдении этого условия данный метод снижает мертворождаемость и дает возможность успешно лечить новорожденных с гбн, вызванной резус-несовместимостью.
  3. Микроинъекции иногруппной резус (—) крови одинаково снижают степень сенсибилизации независимо от срока беременности, при которой начато лечение.
  4. При лечении данным методом резус-сенсибилизированных беременных, даже в случае необнаружения антител, нет оснований ожидать рождения здорового ребенка до тех пор, пока это не будет обосновано комплексным исследованием.
×

About the authors

B. G. Sadykov

Republican Clinical Hospital; Kazan Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Sadykov B.G.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies