Meltzer, Ewald. Das Problem der Abkürzung "lebensunwerten" Lebens. VIII + 128. Preis GM. 5. Verlag Carl Marhold. Halle a. S. 1925.
- Issue: Vol 22, No 3 (1926)
- Pages: 366-367
- Section: Book review
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/57709
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj57709
- ID: 57709
Cite item
Full Text
Abstract
Во время войны, когда голод в Германии все усиливался, и соответствующие органы правления всячески искали выхода из положения, было, между прочим, предложено отделываться от большого количества «ртов», умерщвляя незаметно для них и совершенно безболезненным образом, содержащихся в сумашедших домах, психиатрических клиниках и больницах идиотов и неизлечимых душевно-больных, для которых, «как известно», жизнь является тяжелым бременем. Так возникала проблема «укорачивания ненужной жизни» (Abkürzung «lebensunwerten» Lebens). Автор дает историю развития этой идеи, которая в древнее время (напр., у Греков) не противоречила элементарным понятиям морали. Чтобы решить вопрос «укорачивания ненужной жизни», на который христианская религия не дает своей санкции, в условиях современной жизни, Melzer решил узнать, каков взгляд широких слоев населения на эту проблему. Находясь во главе одного из многочисленных в Германии домов для умалишенных, он составил анкету и разослал ее родителям содержащихся в его учреждении больных. Анкета эта содержала следующие вопросы:
- Согласились-бы Вы на безболезненное укорочение жизни Вашего ребенка после того, как соответствующими спецами определенно установлено, что он неизлечим от своего слабоумия?
- Могли-бы Вы на это согласиться в случае невозможности для вас взять на себя заботу о своем ребенке, напр., в случае вашей смерти?
- Могли-бы Вы дать свое согласие на сделанное здесь предложение лишь в том случае, что Ваше дитя страдает сильно физически и душевно?
- Как относится Ваша жена к вопросам 1—3?
Примечание. Ваше дитя в настоящее время здорово и чувствует себя хорошо. Если у Вас по случаю вышепоставленных вопросов возникнут какие-либо опасения за жизнь Вашего ребенка, то я могу Вам сказать, к Вашему успокоению, что призреваемым здесь детям и впредь будет оказано тоже внимание, что и до сих пор, они будут пользоваться тем же уходом. Если даже в будущее время и будет утвержден закон, позволяющий укорачивать жизнь таких детей, то без разрешения родителей такое укорачивание жизни их детей производиться не будет.
Из двухсот анкет Mellzer’у были возвращены 162, причем, к большому удивлению автора анкеты, большинство ответов выпало положительно! 119 человек, т. е. 73%, дали положительный ответ и только 43, т. е. 29%, отрицательный. Несмотря на это, Meltzer лично высказывается против медленного умерщвления идиотов, формулируя отрицательное свое отношение к данному вопросу следующим образом:
Предложение умерщвлять идиотов и душевно-больных, стоящих очень низко в умственном отношении, должно быть отвергнуто из юридических соображений и по этическим причинам. Устранение этих лиц из общества может принести лишь едва заметное материальное преимущество обществу, которое самое большее покрывало-бы только расходы по выполнению процедуры этого устранения. Учреждения для наблюдения таких больных и для ухода за ними должны были-бы все равно существовать. Следует еще в настоящее время сомневаться, найдутся-ли врачи или другие лица, готовые приводить в исполнение такого рода решение. В то же время непоправимый вред был-бы нанесен приведением этого решения в исполнение народной морали. Всякое хронически - больное лицо считалось-бы лишним в обществе и подлежащим устранению. То доверие, которое приобрели, благодаря развитию науки в последнее столетие, больницы, дома умалишенных, дома призрения и т. д., уступило-бы место очень опасному для народного здоровья недоверию.